Инвентаризация - исходный и потому важнейший
                 элемент метода бухгалтерского учета

                   (Продолжение. Начало в № 19-20)

------------------------------------------------------------------

    Инвентаризация расходов будущих периодов  и  резервов  будущих
    расходов и платежей

    При  проведении  инвентаризации  расходов  будущих    периодов
проверяют  остатки  и  движение  по  счету  39  "Расходы   будущих
периодов".  В состав расходов будущих периодов  относят:  расходы,
связанные  с  подготовкой  к  производству  в  сезонных  отраслях,
расходы,  связанные  с  освоением  новых  технологий;    стоимость
подписки  на  периодические  издания,  оплату  страхового  полиса;
уплаченные авансом арендные платежи и т. п.
    При инвентаризации резервов будущих платежей проверяют остатки
и движение по счету 47 "Обеспечение будущих расходов и  платежей".
Цели, для которых может создаваться обеспечение будущих расходов и
платежей,  урегулированы  Положением  (стандартом)  бухгалтерского
учета 11 ( z0085-00 ) "Обязательства":
    - оплата отпусков работникам;
    - дополнительное пенсионное обеспечение;
    - выполнение гарантийных обязательств;
    - реструктуризация;
    - выполнение  обязательств  по  обременительным  контрактам  и  
т. п.
    Обеспечение  для  возмещения  расходов  на    реструктуризацию
создается в случае наличия утвержденного руководством  предприятия
плана реструктуризации с  конкретными  мероприятиями,  сроками  их
выполнения и суммой расходов, которые будут понесены после  начала
реализации  этого  плана.  Запрещено  создавать  обеспечение   для
покрытия будущих убытков от деятельности предприятия.
    Сумма обеспечения определяется по учетной оценке ресурсов  (за
вычетом суммы ожидаемого возмещения),  необходимых  для  погашения
соответствующего обязательства на дату баланса.
    Обеспечение используется только для возмещения  тех  расходов,
для покрытия которых оно было создано.
    Остаток обеспечения пересматривается на каждую дату баланса и,
в  случае  необходимости,  корректируется    (увеличивается    или
уменьшается).  В случае отсутствия вероятности выбытия активов для
погашения будущих обязательств сумма такого  обеспечения  подлежит
сторнированию.
    В остальном при  проведении  инвентаризации  расходов  будущих
периодов  и  резервов  будущих   расходов  и   платежей    следует
руководствоваться Инструкцией по инвентаризации основных  средств,
нематериальных активов, товарно-материальных  ценностей,  денежных
средств и документов, расчетов, утвержденной приказом Министерства
финансов  Украины   от   11.08.94  г.  № 69 ( z0202-94 ),  которая  
опубликована  в  журнале  "Киевский бухгалтер"  №  28  в   рубрике    
"Методология бухгалтерского учета".
    Для отражения  в  учете  результатов  инвентаризации  расходов
будущих  периодов  и  резервов  будущих  расходов    и    платежей
применяется форма  Инв-11  "Акт  инвентаризации  расходов  будущих
периодов".

    Инвентаризация кассы

    При проведении инвентаризации  кассы  на  предприятии  следует
руководствоваться  "Положением  о  ведении  кассовых  операций   в
национальной валюте в Украине", которое утверждено  постановлением
Правления  НБУ  от  19.02.2001  г.   №  72  ( z0237-01 ).   Данным    
Положением предусмотрено, что  в  целях контроля  за  сохранностью  
наличных   средств     на    предприятиях    должны    проводиться  
инвентаризации  касс. Для проведения инвентаризации кассы, которая 
должна    проводится   по   приказу    руководителя   предприятия,  
назначается  комиссия,   которая  после  окончания  инвентаризации  
составляет "Акт про результати iнвентаризацiї наявних коштiв".
    В сроки, установленные  руководителем  на  каждом  предприятии
проводится  инвентаризация  кассы  с  покупюрным  пересчетом  всех
наличных средств и проверкой прочих ценностей, хранящихся в кассе.
Остатки наличных в кассе сверяется  с  данными  учета  в  кассовой
книге.  Наличные, находящиеся в кассе и  которые  не  подтверждены
приходными кассовыми ордерами,  считаются  излишком  наличности  в
кассе.  В  случае  применения  предприятием   в    расчетах    РРО
производится  сверка  наличных  на  месте   проведения    расчетов
кассиром-оператором РРО с суммой  обозначенной  в  дневном  отчете
РРО.  В случае выявления во  время  инвентаризации  недостачи  или
излишка ценностей в кассе в акте указывается сумма такой недостачи
или излишка, а также устанавливаются причины их возникновения. При
этом  сумма  недостач  возмещается  виновными  лицами,  а  излишек
приходуется в кассе и зачисляется в доход предприятия.
    В условиях автоматизированного ведения кассовой книги  следует
проводить  проверку  правильности  работы   программных    средств
обработки кассовых документов.
    Вышестоящие  организации  (в  случае  их  наличия)  на    всех
подведомственных  предприятиях,  а  также  аудиторы   (аудиторские
фирмы) во время проведения документальных ревизий  в  обязательном
порядке  проводят  инвентаризацию  кассы  и  проверяют  соблюдение
порядка ведения кассовых операций. В хозяйственных обществах, если
это  регламентировано  их  уставом,  то  такие  ревизии   проводят
ревизионные комиссии. Результаты инвентаризации кассы отражаются в
Акте, который составляется в двух экземплярах и  после  подписания
их  членами  комиссии  и  материально-ответственными  лицами  один
экземпляр  передается  в   бухгалтерию,    второй    остается    у
материально-ответственных лиц.

------------------------------------------------------------------
                                                         ДОДАТОК 1


      до Положення про ведення касових операцiй у нацiональнiй
  валютi в Українi пiдприємство Затверджено Постановою Правлiння
       Нацiонального банку України вiд 19 лютого 2001 р. № 72
  Зареєстровано в Мiнiстерствi юстицiї України 15 березня 2001 р.
                             № 237/5428

------------------------------------------------------------------

                            АКТЫ № __________
          ПРО РЕЗУЛЬТАТИ IНВЕНТАРИЗАЦIЇ НАЯВНИХ КОШТIВ
                      "__"_________ 200 _ р.

    що зберiгаються ______________________________________________


                              Розписка

    Цим засвiдчую, що до  початку  проведення  iнвентаризацiї  всi
видатковi i прибутковi документи на кошти, зданi до бухгалтерiї, i
всi кошти, що надiйшли пiд мою вiдповiдальнiсть, оприбуткованi,  а
тi, що вибули, списанi за видатками.

    Матерiально вiдповiдальна особа
    ____________  ____________    ________________________________
      (посада)      (пiдпис)        (прiзвище, iм'я, по батьковi)

    На пiдставi наказу (розпорядження) вiд "__"__________ 200 _ р.
№ _____________
    проведена iнвентаризацiя коштiв за станом на "__" ___ 200 _ р.
    Пiд час iнвентаризацiї встановлено такий обсяг коштiв:
    1) готiвки ___________________________ грн. ___ коп.
    2) ___________________________________ грн. ___ коп.
    3) ___________________________________ грн. ___ коп.
    4) ___________________________________ грн. ___ коп.
    Пiдсумок фактичної наявностi ___________________ грн. ___ коп.
                                      (словами)

    За облiковими даними ________________________ грн. ___ коп.
    Пiдсумки iнвентаризацiї: надлишок __________ нестача _________

    Голова комiсiї
    ____________  ____________    ________________________________
     (посада)       (пiдпис)        (прiзвище, iм'я, по батьковi)

    Члени комiсiї:
    ____________  ____________    ________________________________
     (посада)       (пiдпис)        (прiзвище, iм'я, по батьковi)

    Пiдтверджую,  що кошти,  зазначенi в актi, є на зберiганнi пiд
мою вiдповiдальнiсть.

    Матерiально вiдповiдальна особа _________________________
                                            (пiдпис)

    "__"______ 200 __ р.


    Пояснення  причин,   унаслiдок   яких   виникли  надлишки  або
нестачi __________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

    Матерiально вiдповiдальна особа ______________________________

    Рiшення керiвника пiдприємства _______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

    "__"______ 200 __ р.

-------------
    Примiтка.

    Акт   складається    з    метою    вiдображення    результатiв
iнвентаризацiї наявних коштiв (готiвки,  цiнних паперiв тощо),  що
зберiгаються в касi пiдприємства.
    Комiсiя  перевiряє    наявнiсть    коштiв    шляхом    повного
перерахування всiх готiвкових коштiв, що є в касi, цiнних паперiв,
чекових  книжок  тощо.  Акт  складається  у  двох  примiрниках   i
пiдписується членами  iнвентаризацiйної  комiсiї  та,  матерiально
вiдповiдальною особою.
    Один примiрник акта передається до  бухгалтерiї  пiдприємства,
другий  -  залишається  у  матерiально  вiдповiдальної  особи.  До
початку iнвентаризацiї всi  матерiально  вiдповiдальнi  особи  або
група осiб, якi вiдповiдають за збереження коштiв, дають розписку.
    У разi змiни матерiально вiдповiдальних осiб акт складається у
трьох примiрниках (для матерiально вiдповiдальної особи, яка здала
цiнностi, матерiально вiдповiдальної особи, яка прийняла цiнностi,
а також бухгалтерiї).

------------------------------------------------------------------

    Как это не парадоксально, но результатом инвентаризации  может
быть - недостача или излишек, или же соответствие учетных данных с
данными инвентаризации.  Самый оптимальный вариант -  соответствие
учетных данных с данными переучета. Более проблематично отражать в
учете как в налоговом так и в  бухгалтерском  факт  недостачи  или
излишка  материальных  ценностей.  Сначала   рассмотрим    порядок
отражения  в  учете  недостач,  выявленных  при    инвентаризации.
Недостача товарно-материальных ценностей  может  быть  в  пределах
норм естественной убыли, а может и превышать указанные нормы.  Для
отражения сумм недостач применяют счет 947 "Недостачи и потери  от
порчи ценностей".  На предприятиях розничной  торговли,  где  учет
товаров ведется по продажным ценам, в составе расходов  отражается
стоимость, недостающих товаров без учета торговой наценки. Наценка
списывается  в  порядке,  предусмотренном  П(С)БУ  9  ( z0751-99 ) 
"Запасы".   В  регистрах   бухгалтерского   учета  списание  сумм,  
выявленных в результате инвентаризации  недостач,  будет  отражено   
следующим образом:

|---|-----------------------------------|------------------------|
| № |       Содержание операции         | Корреспонденция счетов |
|   |                                   |-----------|------------|
|   |                                   |   Дебет   |   Кредит   |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 1 |                 2                 |     3     |      4     |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
|          Недостача в пределах норм естественной убыли          |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 1 | Списана на расходы стоимость      |    947    | 20, 22, 281|
|   | недостающих товаров,              |           |            |
|   | производственных запасов, МБП     |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 2 | Списана на расходы стоимость      |    947    |     282    |
|   | недостающих товаров в пределах    |           |            |
|   | норм естественной убыли без учета |           |            |
|   | суммы наценки (для предприятий    |           |            |
|   | розничной торговли)               |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 3 | Списана сумма наценки на такие    |    285    |     282    |
|   | товары                            |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| Списание сумм недостач сверх норм естественной убыли, в случае,|
|                  когда виновное лицо не выявлено               |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 1 | Списана на расходы стоимость      |    947    | 20, 22, 28 |
|   | недостающих товаров,              |           |            |
|   | производственных запасов, МБП     |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 2 | Отражение сумм недостачи в        |    072    |      -     |
|   | забалансовом учете                |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 3 | Сторнирована сумма налогового     |    641    |     644    |
|   | кредита по НДС                    |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 4 | На расходы списана сумма          |    947    |     644    |
|   | корректировки налогового кредита  |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 5 | По истечению срока исковой        |     -     |     072    |
|   | давности списана сумма недостачи  |           |            |
|   | с забалансового учета             |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| Списание сумм недостач сверх норм естественной убыли, в случае,|
|                  когда выявлено виновное лицо                  |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 1 | На расходы списана стоимость      |    947    |     281    |
|   | недостающих товаров               |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 2 | На расходы сторнирована сумма     |    641    |     644    |
|   | налогового кредита                |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 3 | На расходы списана сумма          |    947    |     644    |
|   | корректировки налогового кредита  |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 4 | Сумма недостачи по учетной        |    375    |     716    |
|   | стоимости товаров, в т. ч. НДС    |           |            |
|   | отнесена на расчеты с виновным    |           |            |
|   | лицом                             |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 5 | Отражение сумм недостачи в        |    072    |      -     |
|   | забалансовом учете                |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 6 | Списана сумма недостачи с         |     -     |     072    |
|   | забалансового учета (после        |           |            |
|   | выявления виновного лица)         |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 7 | На расчеты с виновным лицом       |    375    |     642    |
|   | отнесена сумма разницы между      |           |            |
|   | размером ущерба определенного     |           |            |
|   | Порядком 116 и учетной суммой     |           |            |
|   | стоимости на предприятии          |           |            |
|   | (проводка № 4)                    |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 8 | Сумма ущерба возмещена            |    301    |     375    |
|   | виновным лицом                    |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 9 | В бюджет перечислена сумма        |    642    |     311    |
|   | разницы между размером ущерба     |           |            |
|   | определенного Порядком 116 и      |           |            |
|   | учетной суммой стоимости на       |           |            |
|   | предприятии (проводка № 7)        |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 10| В случае удержания с заработной   |    661    |     375    |
|   | платы виновного лица суммы        |           |            |
|   | недостачи ежемесячно до           |           |            |
|   | возмещения суммы ущерба           |           |            |
|   | (вместо проводки № 8)             |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|

    В налоговом учете при отражении  недостачи  следует  стоимость
недостающих  товарно-материальных  ценностей  в   пределах    норм
естественной  убыли  исключить  из  состава    валовых    расходов
предприятия, если ранее она была туда  отнесена.  Сумма  недостачи
товарно-материальных ценностей сверх норм  естественной  убыли,  в
случае,  когда  виновное лицо не установлено,  рассматривается как
использование,  не  связанное  с    хозяйственной    деятельностью
предприятия.  Это  влечет  за  собой  необходимость  корректировки
валовых расходов предприятия, путем регулирования  учета  прироста
(убыли) запасов, в соответствии с  п.п.  5.9.  Закона  Украины  "О налогообложении прибыли предприятий".  То  есть,  если  товарные
запасы и материальные ресурсы, стоимость которых при  приобретении
включена  в  состав  валовых  расходов,   в    отчетном    периоде
использованы на цели,  несвязанные  с  подготовкой,  организацией,
ведением производства, продажей продукции (работ,  услуг),  то  их
балансовая стоимость  вычитается  из  суммы,  отраженной  в  графе
"Остаток на начало периода".  Согласно требованиям Закона  Украины
"О налоге на добавленную стоимость",  в  случае  если  предприятие
уменьшает    валовые    расходы    на    стоимость     недостающих
товарно-материальных ценностей, то сумма НДС, уплаченная в связи с
приобретением таких ТМЦ и которая отнесена в момент приобретения в
состав налогового кредита, подлежит  корректировке.  Корректировка
отражается в строке 16 декларации по НДС.
    В случае установления виновного лица размер возмещения  ущерба
определяется согласно  Порядку  определения  размеров  убытков  от
хищения, недостач,  уничтожения  (порчи)  материальных  ценностей,
который утвержден Постановлением Кабинета Министров  Украины  №116
от 22.01.96 г., по формуле:

    Р(з) = ((Бв - А)х Iiнф. + ПДВ + Азб.) х 2,

    где: Рз - размер ущерба (в гривнях);
    Бв  -  балансовая  стоимость  на  момент  установления   факта
хищения, недостачи, уничтожения(порчи) материальных  ценностей  (в
гривнях);
    А - амортизационные отчисления (в гривнях);
    Iiнф.  -  общий  индекс  инфляции,  который  расчитывается  на
основании ежемесячно определенных Минстатом индексов инфляции;
    ПДВ - размер налога на добавленную стоимость (в гривнях);
    Азб. - размер акцизного сбора (в  гривнях);  После  возмещения
суммы ущерба виновным лицом,  сумма  превышения  размера  убытков,
понесенных предприятием, перечисляется в бюджет.
    Если  же  в  результате  проведения  инвентаризации   выявлены
излишки товарно-материальных ценностей, их приходуют как активы  с
одновременным  увеличением  прочих   доходов    от    операционной
деятельности или  дополнительного  капитала  (в  случае  выявления
неучтенных  необоротных  активов).  В  налоговом    учете    сумма
выявленных в результате инвентаризации излишков основных  средств,
других необоротных материальных активов,  нематериальных  активов,
производственных запасов  товаров  и  прочих  товарно-материальных
ценностей включается  в  состав  валовых  доходов  предприятия  на
основании п.п. 4.1.6. Закона Украины  "О налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ).  На счетах бухгалтерского учета  суммы  
выявленных  излишков   в   результате   инвентаризации  отражаются 
следующим образом:

|---|-----------------------------------|------------------------|
| № |       Содержание операции         | Корреспонденция счетов |
|   |                                   |-----------|------------|
|   |                                   |   Дебет   |   Кредит   |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 1 | Оприходованы излишки              |    201    |     719    |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|
| 2 | Списана на финансовый результат   |    719    |     791    |
|   | сумма излишков                    |           |            |
|---|-----------------------------------|-----------|------------|

------------------------------------------------------------------
"Фінансова справа"
№23-24/02, стр. 33
[01.12.2002]
М. Голыборода

------------------------------------------------------------------