Хорошо-то хорошо... Косвенные методы в хозсудах; затратность и частота бесподоходной матпомощи ------------------------------------------------------------------ В "Бухгалтере" № 40'02 (с. 12-13) мы уже показывали, как именно можно хорошо читать непонятные письма. Ничто не мешает аналогично читать и постановления. Например, п. 7.5 сумнозвiсного постановления Пленума ВХС от 25.07.2002 г. (см. "Бухгалтер" № 37'02, с. 12, комментарий - с. 14) тоже может быть истолкован вполне нормально. Ведь в 7.5 сказано не просто о необходимости использования хозсудами косвенных методов, а о том, что руководствоваться следует соответствующей Методикой, утвержденной правительственным Постановлением от 27.05.2002 г. № 697 ( 697-2002-п ) ("Бухгалтер" № 20'02, с. 6-8). Вот и прекрасно! Значит, суды обязаны руководствоваться и п. 10 этой Методики: "Решение о начислении сумм налоговых обязательств по косвенным методам может быть обжаловано плательщиком налогов в порядке, предусмотренном законодательством". А законодательство - в лице Закона "О порядке погашения..." - устанавливает, напомним, буквально следующее: "4.2.3. Обязанность доказывания того, что какое-либо начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных подпунктом 4.2.2 настоящего пункта [то есть в случаях, когда контролирующий орган самостоятельно определяет налоговые обязательства плательщика. - А. К.], является ошибочным, возлагается на плательщика налогов, за исключением [! - А. К.] случаев, определенных пунктом 4.3 настоящей статьи [а из этого самого 4.3 как раз и взялись косвенные методы. - А. К.]. "..." 19.3.6. До 1 января 2005 года действует правило, согласно которому если плательщик налогов отказывается согласовать налоговое обязательство, начисленное налоговым органом с использованием косвенного метода {1}, налоговый орган обязан обратиться в суд (арбитражный суд [в настоящее время - хозяйственный суд. - А. К.]) с иском о признании такой суммы налогового обязательства. При этом обязанность доказывания того, что такое начисление было сделано надлежащим образом, возлагается на налоговый орган". Bот и всё! То есть в 7.5 по сути написано, что доказывать должны налоговики, а не плательщики, и именно в этом смысле следует понимать обязанность хозсудов руководствоваться косвенной Методикой. Точно таким же образом мы должны хорошо читать и странные консультации. Вот, скажем, одна наша любимица писанула в своем "Вестнике", будто матпомощь лишь тогда идет на валовые затраты, когда облагается подоходным (см. "Бухгалтер" № 44'02, с. 30). Так это ж смотря как читать! Написано-то было опять же не просто! Не просто "при условии начисления подоходного налога", а "при условии начисления "..." согласно Декрету "..." "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 )", что совсем не то же самое! Ведь начисление согласно Декрету с учетом его п/п. "ч" п. 1 ст. 5 {2} означает, что с разовой матпомощи до 365 грн. подоходный не берется и, следовательно, начисление подоходного налога на нее, точнее - неначисление, произошло строго согласно Декрету. То есть условие валовозатратности, поставленное очень уважаемой консультантшей, полностью соблюдено! За что ж мы тогда (в "Бухгалтере" № 44'02 на с. 30) обидели тетеньку нашим заголовком? Всё ж нормально: затраты есть тогда, когда (не)начисление подоходного соответствует Декрету. Оно-то, конечно, ерунда, поскольку Декрет этот к Закону о Прибыли ( 334/94-ВР ) ни малейшего отношения не имеет, но какая разница? Ведь жить-то консультация при таком прочтении уже не мешает... Иное дело, когда "хорошо" читать пытаются те, кто вообще никак читать не умеет, потому что когда в школе проходили чтение - играли в футбол или болели ангиной. И вместо того чтобы посоветовать читать "Бухгалтер" (см., например, с. 30 этого выпуска), они "вычитывают" в вышеупомянутом "ч" то, чего в нем нет и что от "хорошего" прочтения не умеющими читать не появляется. Например, не появляется в "ч" то, что провокационно нашептывает иногда ГНАУ, но не в официальных разъяснениях, а так, пописывая... {3} Речь идет о несуществующем (на самом деле) праве плательщиков при годовом перерасчете подоходного вычитать из объекта обложения не одну матпомощь, а сколько хочется - лишь бы в пределах трудоспособного минимума. В результате, мол, весь лишнеудержанный налог каждому вернется обратно. Ну и где в Декрете ( 13-92 )/Инструкции ( z0064-93 ) эдакое написано? Что разовость льготы при перерасчете - де исчезает?! Так разве не мудрее начислить все матпомощи человеку один раз, а не надеяться, что при проверке инспектор вычитает те же несуществующие правила? Ведь одно дело, если текст можно повернуть и так, и эдак (в зависимости от зайца), но совсем другое - если эдак он (текст, а не заяц) ну никак не переворачивается (если только ничего не перевирать...)! Да переворачивать особо и незачем: начислили всё сразу - и всё. А вот чего при перерасчете в самом деле, может, удастся добиться, так это чтоб в льготируемую матпомощь засчитали не первую из выданных за год, а наибольшую (не более, однако, 365 грн.). Скажем, если последовательность выдач была (к примеру) 100, 150 и 200, то можно попретендовать на необложение именно 200, и если пока необложенными были 100, а не эти 200, то некую сдачу от бюджета в самом деле, может, и можно получить. Речь-то в "ч" идет про "один раз" матпомощь, а не про матпомощь самую первую в году. {4} (Лишь бы не стали штрафовать за неудержанный в свое время подоходный со "временно прольготированных" 100. Каковые штрафы, между прочим, вполне вероятны!) Совсем мудро было бы, конечно, начислить все 450 сразу. Причем лучше всего - 31 декабря! Правда, при годовом перерасчете учитывается прожминимум уже не на момент предоставления пособия, а на момент конца года (см. "Бухгалтер" № 20'01, с. 38, № 5'02, с. 17, п. 5.30, абз. 4, а также № 7'02, с. 16-17). С этой точки зрения, даже если пособить-помочь летом, а к концу года минимум изменится, предприятие вроде как все равно ничего не потеряет, при перерасчете задним числом дополучив льготу. Однако же так можно и недодать - не рассчитав державную щедрость на минимумы и не охватив из-за этого всей полноты возможной льготы. А додача (если она только не больше каждой выданной ранее матпомощи) уже не прольготируется: льгота-то - разовая! Если же выдавать помощь с явным запасом - "на вырост" минимума, то излишек может оказаться зряшным, если, наоборот, не впишется в льготу и в части превышения придется все платить сполна - без перерасчетного возврата с такого излишка. Так что лучше все-таки матпособлять не наугад, а с открытыми глазами - ближе к Новому году, а точнее - к концу старого. Есть, правда, бухгалтера окончательно мудрые {5}. Они начисляют матпомощь работникам наперед и с запасом ну уж точно наверняка, не забыв, кстати, включить эти (допустим) 1000 грн. на каждого в валовые затраты. Да, весь размер превышения над трудоспособным минимумом у них попадает и под подоходный, и под ПФУ, и под всё остальное. Но, во-первых (рассуждают они), при "нормальной зарплате" оно и так бы под всё это попало бы, а во-вторых, при годовом перерасчете кое-что еще вернется - в части, приходящейся на рост прожминимума. Но самое интересное у них - "в-третьих". Так вот, в-третьих: матпомощь сразу только начисляется (чтоб считаться разовой), но не выдается (а сборно-налоговые потери, стало быть, тоже лишь начислены). Выдавать же они собираются в месяц по чайной ложке - по мере накопления денег и информации о росте минимума. При этом почему-то совершенно уверены в том, что и при такой постепенной "разовой" выдаче льгота у них все равно сохранится (ведь начислялось, мол, всё единовременно). Стало быть, при каждой недодаче в течение года - и по подоходному, и по начислениям (по сравнению с суммами, положенными на каждую порцию наличной выдачи) - они собираются апеллировать к "разовости" этой, по сути, непрерывной матпомощи. И что, кто-то надеется такое доказать??? Может, конечно, у них что и получится - не будем каркать. Но однако же напомним про "ч": льготируется разовое предоставление, а не разовое начисление. Ах, раз начислили - то и предоставили! Но уместен вопрос: а где ж она, помощь-то? На каком основании бухгалтер (кассир?) ее не выдает, совершая, кстати, длящееся правонарушение (см. "Бухгалтер" № 41'02, с. 22)? Или директор так поступать отважился письменно предписать? Так стоит ли та льгота всех этих проблем?.. В общем, хорошее чтение должно быть не только хорошим. Оно должно быть еще и безопасным. {1} Подробнее о таком отказе - см. "Бухгалтер" № 22'02, с. 28 - А. К. {2} "В совокупный налогооблагаемый доход "..." не включаются: "..." ч) суммы пособия, стоимость подарков (призов), предоставляемых один раз в календарный год в пределах размера прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо, за счет юридических, физических лиц и общественных организаций". {3} См. на эту тему "Бухгалтер" № 10-11 '02, с. 64-65. {4} См. на эту тему также "Бухгалтер" № 7'02, с. 23. {5} Сюда подошел бы такой заяц, какого мы еще не придумали. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №46/02, стр. 46 [01.12.2002] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------