Особенности проведения тендерных закупок

------------------------------------------------------------------

     Проблемы, с которыми  сталкиваются  бюджетные  организации  в
ходе проведения тендерных закупок, занимают главное место в  общей
массе проблем таких организаций.  И это  не  случайно.  Повышенный
интерес к этому вопросу объясняется тем, что,  как  написала  одна
наша читательница,  "этот  Закон {1} никто конкретно не знает и не
может  объяснить,  как  применять  его    в    реальной    жизни".
Действительно, не так просто  разобраться  рядовому  бухгалтеру  в
дебрях этого Закона, требования которого изложены общими фразами.
    Рассмотрим  одну  из  наиболее  актуальных  проблем  бюджетных
организаций.  Судя  по   письмам,    поступившим    в    редакцию,
представленная ситуация является характерной для многих из них.

    Ситуация

    Нашей организации каждые 3 - 5 дней необходимо покупать 30  кг
картофеля, 5 кг помидоров, огурцов, 100 шт. яиц,  2 - 3 кг моркови
и  лука.  Кроме  этого,  каждую  неделю   мы  приобретаем   разные
хозматериалы и канцелярские принадлежности (ручки, тетради, бумагу
и др.).  Неужели  каждую  неделю  для  того,  чтобы  закупить  эти
хозтовары и продукты питания, мы должны проводить тендер?
    Пожалуй,  подобный  вопрос  задает  себе   каждый    бухгалтер
бюджетной  организации.  Ведь  действительно,  для  того,    чтобы
приобрести за счет бюджетных средств какую-либо продукцию (работы,
услуги), организации должны проводить тендер.  Однако это вовсе не
означает, что его нужно проводить именно тогда, когда  организация
испытывает острую необходимость в немедленном приобретении тех или
иных ценностей (например, на складе не осталось ни одной ручки или
тетради, либо в кладовой израсходованы все продукты питания).
    Дело  в  том,  что  вопросами  проведения  тендерных   закупок
бюджетные организации должны заниматься сразу же  после  получения
информации о сумме бюджетных ассигнований,  которые  утверждены  в
соответствии  со  сметой.  Как  известно,  смета  для    бюджетной
организации является основным плановым документом, в  соответствии
с  которым  организации  предоставлены  полномочия  по   получению
доходов и осуществлению расходов, и определяет объем и направления
использования средств. Требования по составлению сметы установлены
Порядком  составления,  рассмотрения,  утверждения  и    основными
требованиями относительно исполнения  смет  бюджетных  учреждений,
утвержденными   постановлением  КМУ   от   28.02.2002  г.   №  228 
( 228-2002-п ), с изменениями и дополнениями.
    Руководствуясь    объемами      бюджетных        ассигнований,
предусмотренными в смете, организации  необходимо  составить  план
закупок на текущий год.  В свою очередь, планирование тех или иных
закупок производится на основании размеров бюджетных ассигнований,
предусмотренных по  определенному  коду  бюджетной  классификации.
Например, центру социального обслуживания пенсионеров  и  одиноких
нетрудоспособных граждан в смете на 2003 год ассигнования по  коду
экономической  классификации  расходов  (далее  -    КЭКР)    1130
"Приобретение предметов потребления и материалов, оплата  услуг  и
другие расходы" утверждены в следующих размерах:

|------|--------------------------------------------|------------|
| КЭКР |                Расшифровка                 | Сумма, грн.|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1130 | Приобретение предметов потребления и       |      100000|
|      | материалов, оплата услуг и другие расходы  |            |
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1131 | Предметы, материалы, оборудование и        |       12000|
|      | инвентарь                                  |            |
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1132 | Медикаменты и перевязочные средства        |        8000|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1133 | Продукты питания                           |       50000|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1134 | Мягкий инвентарь и обмундирование          |        7000|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1135 | Оплата транспортных услуг и содержание     |        2500|
|      | транспортных средств                       |            |
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1136 | Аренда и эксплуатационные услуги           |           -|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1137 | Текущий ремонт оборудования, инвентаря и   |       13000|
|      | зданий; техническое обслуживание           |            |
|      | оборудования                               |            |
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1138 | Услуги связи                               |        4500|
|------|--------------------------------------------|------------|
| 1139 | Оплата прочих услуг и прочие расходы       |        3000|
|------|--------------------------------------------|------------|

    Исходя  из  размера  ассигнований,  предусмотренных    сметой,
бюджетная организация планирует свои расходы в следующем  порядке.
Например, в 2003 году на приобретение продуктов питания в смете по
коду КЭКР 1133 "Продукты  питания"  предусмотрены  ассигнования  в
сумме 50000 грн.
    На  основании  этой  предельной  суммы  определяется,    какие
продукты питания (ассортимент) и в  каком  количестве  (исходя  из
объективных потребностей) необходимо приобрести организации в 2003
году.  При этом заметим,  что принцип  составления  плана  закупок
практически дублирует порядок составления проекта сметы,  так  как
составление плана закупок производится в разрезе каждого КЭКР.
    После того, как составлен план закупок на текущий  год,  можно
заниматься организационными мероприятиями по проведению  тендерных
закупок.  Исходя из стоимости планируемых закупок, для  проведения
тендера  выбирается  одна  из  процедур  закупки,  предусмотренная
Законом,

    Проведение процедуры закупки

    Выбирая  ту  или  иную  процедуру  закупки,  следует  обратить
внимание на тот факт, что Закон не допускает и даже,  более  того,
запрещает (ст. 14) заказчикам с  целью  применения  более  простых
процедур, предусмотренных Законом,  делить  стоимость  закупки  на
несколько частей.  Например, является недопустимой ситуация, когда
организация с целью  избежания  процедуры  открытых  торгов  делит
стоимость  закупки  на  несколько  частей  и  в  результате  этого
проводит процедуру - запрос ценовых предложений.
    В связи с тем,  что  в  нашем  примере  стоимость  планируемых
закупок продуктов питания не  превышает  сумму,  эквивалентную  10
тыс. евро, то  наиболее  приемлемой  процедурой  закупки  является
запрос ценовых предложений (котировок).
    При выборе данной процедуры заказчик подает запрос  о  ценовых
предложениях не менее чем трем  исполнителям.  В  запросе,  помимо
данных  о  предмете  закупки,  квалификационных    требований    к
исполнителю,  необходимо   указать,   включаются  ли  в  стоимость
закупки расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных
пошлин, налогов и других обязательных платежей.
    Раскрытие  предложений  исполнителей  производится  во  время,
определенное заказчиком в  тендерной  документации,  на  заседании
тендерного   комитета.    Из    числа    тендерных    предложений,
представленных  исполнителями,    преимущество    отдается    тому
исполнителю, который подал предложение с  наиболее  низкой  ценой,
удовлетворяющей  заказчика.  С  таким  исполнителем   (победителем
торгов) заключается договор о закупке.  И именно этот  заказчик  в
последующем  будет  для  бюджетной  организации  в  течение   года
поставлять необходимые продукты питания.
    Заключая договор закупки, целесообразно, в интересах бюджетной
организации, зафиксировать  в  нем  периодичность  и  номенклатуру
поставок продуктов питания.
    Кроме того, в договоре необходимо указать  не  только  условия
поставки продукции, но и порядок расчетов за нее.  В  этом  случае
как поставщикам, так и заказчикам необходимо принимать во внимание
требования п. 7 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г.
№ 2542-III ( 2542-14 ), в  котором определено,  что  только  после  
получения  товаров,  работ и услуг распорядитель бюджетных средств  
(бюджетная организация)  принимает  решение  об  их  оплате. Таким 
образом,   данной   нормой   предусмотрен    прямой    запрет   на  
осуществление  предоплаты  бюджетными  организациями. В результате 
заказчики  поставлены  перед  условием, когда реальную возможность 
получить оплату  за  продукцию они имеют только после ее отгрузки.  
Поэтому,  чтобы  такой  порядок  расчета  не  вызвал  недоумений у  
поставщика, это условие следует также зафиксировать в договоре.
    Таким образом, на основании заключенного  договора  закупки  в
течение  2003  года  заказчик  будет  поставлять   соответствующий
ассортимент и необходимое количество  продуктов  питания  в  адрес
бюджетной организации.
    Описанный механизм проведения тендерных закупок  и  оформления
договорных отношений применяется также при  закупке  любых  других
материальных  ценностей,  необоротных  активов,  различных  работ,
услуг бюджетными организациями, а именно:
    - проводится одна из процедур закупок (открытые торги, торги с
ограниченным  участием,  двухступенчатые  торги,  запрос   ценовых
предложений, закупка у одного исполнителя);
    - определяется победитель торгов;
    - заключаются договора с победителем торгов;
    - в адрес бюджетной организации поставщик отгружает  продукцию
(выполняет работы, предоставляет услуги);
    - бюджетная  организация  перечисляет  оплату  за   полученную
продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги).

    Бухгалтерский учет

    Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском  учете
операций, связанных с проведением тендеров.
    Центр  социального  обслуживания  пенсионеров    и    одиноких
нетрудоспособных  граждан,   содержащийся    за    счет    средств
государственного  бюджета,  проводит  закупку  продуктов  питания,
хозяйственных    материалов    (электролампочки,    моющие       и
дезинфицирующие средства и  пр.)  и  канцелярских  принадлежностей
(бумага, папки, скоросшиватели,  ручки  и  пр.)  за  счет  средств
общего фонда.
    Процедура закупок - запрос ценовых предложений.
    Расходы на подготовку тендерной документации - 75 грн.
    Согласно заключенным договорам организацией получены  продукты
питания, хозматериалы и канцелярские  принадлежности.  Организация
не является плательщиком НДС.
    В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим
образом:

|---|----------------------------------|-----------------|-------|
| № |        Содержание операции       |Корреспондирующие| Сумма,|
|п/п|                                  |      счета      |   грн.|
|   |                                  |--------|--------|       |
|   |                                  |  дебет | кредит |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 1 | Выданы денежные средства из      |   362  |   301  |     75|
|   | кассы под отчет для подготовки   |        |        |       |
|   | тендерной документации           |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 2 | Списаны на основании авансового  |   801  |   362  |     75|
|   | отчета средства, израсходованные |        |        |       |
|   | на подготовку тендерной          |        |        |       |
|   | документации                     |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 3 | Получены от поставщика продукты  |   232  |   675  |  2 300|
|   | питания                          |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 4 | Отнесена на расходы учреждения   |   801  |   675  |    460|
|   | сумма НДС                        |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 5 | Получены хозяйственные материалы |   234  |   675  |    850|
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 6 | Отнесена на расходы учреждения   |   801  |   675  |    170|
|   | сумма НДС                        |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 7 | Получены канцелярские            |   234  |   675  |    640|
|   | принадлежности                   |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 8 | Отнесена на расходы учреждения   |   801  |   675  |    128|
|   | сумма НДС                        |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 9 | Поступили ассигнования на        |   321  |   701  |  5 000|
|   | регистрационный счет бюджетной   |        |        |       |
|   | организации                      |        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|
| 10| Перечислены денежные средства    |   675  |   321  |  4 548|
|   | поставщикам за продукты          |        |        |       |
|   | питания, хозматериалы и          |        |        |       |
|   | канцелярские принадлежности      |        |        |       |
|   | (2300 грн. + 460 грн. + 850 грн. |        |        |       |
|   | + 170 грн. + 640 грн. + 128 грн.)|        |        |       |
|---|----------------------------------|--------|--------|-------|

    В  заключение  хотим  поблагодарить  бухгалтеров  за   письма,
присланные в адрес редакции.  Если  в  ходе  проведения  тендерных
закупок  у  вас  возникают  вопросы,  на  которые  вы  не   можете
самостоятельно найти ответ, направляйте их к нам в редакцию, и  мы
постараемся вам помочь.

{1} Имеется в виду Закон Украины "О закупке товаров, работ и услуг
    за  государственные  средства"  от  22.02.2000 г.,  № 1490-III
    (далее - Закон).


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№94/02, стр. 23
[25.11.2002]
Виктория Матвеева
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------