Обновленное законодательство об акцизном сборе ------------------------------------------------------------------ Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обращении подакцизных товаров" от 24.10.2002 г. № 195-IV ( 195-15 ) (далее - Закон № 195, см. с. 3 сегодняшнего номера), вносящий серьезные изменения в порядок взимания акцизного сбора, вступает в силу постепенно: намечены три даты вступления в силу его отдельных частей - 01.01.2003 г., 01.07.2003 г. и 01.01.2004 г. Какова же основная цель этого Закона? Разработчиками этого документа она сформулирована крайне лаконично, но емко: "бюджетное наполнение и наведение порядка на рынке". Отсюда и можно делать соответствующие выводы. Спирт Пожалуй, самое главное в Законе № 195 ( 195-15 ) - повышение ставок акцизного сбора. Прежде всего, серьезные изменения ставок коснутся спирта этилового, используемого для производства алкогольных напитков, лекарственных препаратов, парфюмерии и т. п., а также спирта технического. На сегодняшний день на спирт этиловый, указанный в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров под кодом 2207 и 2208 (кроме спирта коньячного, указанного под кодом 2208 10 900), установлена ставка 16 грн. за 1 л 100-процентного спирта. Это означает, что в стоимости поллитровой бутылки водки (крепостью 40 об. %) содержится 3,2 грн. акциза (16 грн. х 0,5 х х 40 : 100). Закон № 195 ( 195-15 ) предусматривает новую ставку акциза на такой спирт 17,4 грн. за 1 л 100-процентного спирта. Следовательно, в бутылке водки акциза станет на 0,28 грн. больше (17,4 грн. x 0,5 x 40 : 100 = 3,48 грн.), а это не может не сказаться на ее цене. Но, как известно, минимальная цена на водку и ликеро-водочные напитки жестко ограничена постановлением Кабинета Министров Украины от 21.06.2001 г. № 700 ( 700-2001-п ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 54, а также изменения, внесенные в это постановление, - "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 14) и составляет (для водки) - 4,97 грн. (опт) и 5,47 грн. (розница). Следовательно, минимальные цены должны увеличиться, по крайней мере, на 0,34 грн. (0,28 грн. х 1,2 (НДС) = 0,34 грн.) и в опте достигнуть уровня примерно 5,3 грн. за бутылку, а в рознице - 5,8 грн. Однако такое повышение минимальных цен, скорее всего, произойдет не скоро. Объясняется это тем, что новые ставки акцизного сбора на спирт, который используется для изготовления алкогольных напитков, начнут действовать только с 01.01.2004 г. А вот цены на лекарственные средства, уксус спиртовой и пектин, содержащие спирт этиловый, видимо, увеличатся уже с 01.01.2003 г., поскольку именно с этой даты вводится повышение акциза на этот спирт с 0,12 до 2,0 грн. за 1 литр 100-процентного спирта. Кстати, обратите внимание: Законом № 195 ( 195-15 ) уточнено, что этот "льготный" спирт не может использоваться для производства лекарственных средств в виде бальзамов (раньше такого уточнения не было). То же самое касается и технического спирта, используемого для производства отдельных видов продукции, перечень которых установлен Порядком осуществления контроля за оборотом спирта, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.08.2002 г. № 1266 ( 1266-2002-п ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 72), а также спирта этилового, используемого для изготовления взрывчатых веществ, парфюмерии и другой продукции, указанной в абз. 1 ст. 3 Закона Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки" от 07.05.96 г. № 178/96-ВР ( 178/96-ВР ) (далее - Закон № 178). Как известно, на эти виды спирта также установлена льготная ставка, которая сейчас составляет соответственно 0,12 и 1,2 грн. за 1 литр 100-процентного спирта. С 01.01.2003 г. она увеличивается и будет составлять 2,0 грн. для обоих видов спирта. Отметим, что ставка акцизного сбора на технический спирт, как и раньше, временная, и будет действовать до 01.01.2005 г. (если до этого времени, конечно, не внесут очередные изменения). Таким образом, если сейчас действует три ставки акцизного сбора на спирт (16; 1,2; 0,12 грн. за 1 л 100-процентного спирта), то со вступлением в силу Закона № 195 ( 195-15 ) их будет две - 17,4 и 2 грн. за 1 л 100-процентного спирта. Кроме того, нельзя не заметить, что иностранные производители указанных выше товаров (взрывчатых веществ, парфюмерии, продукции, содержащей технический спирт, лекарственных средств, уксуса и т. д.) уравнены в правах со своими украинскими коллегами. Напомним, что сейчас льготная ставка на спирт, используемый для производства этих товаров, может использоваться только отечественными производителями. В Законе № 195 ( 195-15 ) слова "отечественные производители" отсутствуют. Специалисты отмечают, что установление такого порядка обложения акцизным сбором приводит украинское законодательство в соответствие с требованиями ст. 3 Генерального соглашения по Тарифам и Торговле от 1994 года, в которой отмечено, что товары происхождением с территории любой страны - члена Всемирной торговой организации (ВТО), импортированные на территорию любой другой страны-члена ВТО, не должны подпадать, прямо или опосредованно, под внутренние налоги любого рода, превышающие налоги, которые прямо или косвенно применяются к аналогичным отечественным товарам. Судя по всему, отмена дискриминации по отношению к иностранным предприятиям будет содействовать интеграции Украины в европейское сообщество. Налоговый вексель Несмотря на повышение ставок акцизного сбора, большинство легальных производителей спиртного в целом относится к Закону № 195 ( 195-15 ) положительно. Чем же вызвано такое воодушевление? Не секрет, что значительная часть производителей алкогольных напитков находится в тени. По мнению некоторых специалистов, схема производства теневой водки проста. Получая льготный, например, "лекарственный" спирт, и уплачивая с него минимальный акциз, теневики используют этот спирт, разумеется, не для производства лекарственных средств, а для производства водки. Вот и получается, что бутылка такой водки стоит гораздо меньше минимальной цены. Учитывая, что немалая доля конечных покупателей употребляет все, что горит (качество "левой" водки оставим без комментариев), легальным производителям трудно бороться с такой "конкуренцией". Теперь для устранения этой схемы внедрена процедура выдачи налоговых векселей производителями лекарственных средств, парфюмерии, уксуса, товаров, содержащих технический спирт и подобных товаров. Напомним, что в свое время согласно Порядку выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, которые выдаются на сумму акцизного сбора за реализованный спирт этиловый, используемый на изготовление лекарственных средств, пектина, эссенции и уксуса пищевых, ветеринарных препаратов и кремнийорганических соединений, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.98 г. № 1100 ( 1100-98-п ), подобные налоговые векселя выдавались. Однако формально этот документ утратил силу в конце 2001 года, а реально - еще раньше. Для сравнения укажем, что тогда налоговый вексель выдавался по желанию производителя лекарственных средств и др. продуктов, с 01.01.2003 г. такая выдача будет обязательна. Изменилась и сумма, на которую выдается вексель. Согласно Закону № 195 ( 195-15 ) налоговый вексель, во-первых, выдается до момента получения спирта этилового (напомним, что, скажем, производители водки выдают налоговый вексель не до получения спирта, а в течение трех дней после получения), а во-вторых, сумма, на которую выписывается налоговый вексель, будет соответствовать сумме акцизного сбора, начисленного на объем получаемого спирта этилового, определяемой как разница между полной и льготной ставкой акцизного сбора на спирт этиловый. Судя по всему, эти положения Закона № 195 ( 195-15 ) следует понимать так. При получении спирта необходимо заплатить акцизный сбор исходя из льготной ставки (2 грн.). До получения этого спирта необходимо выдать вексель на сумму 14 грн. за 1 л 100-процентного спирта до 01.01.2004 г. и на сумму 15,4 грн. после этой даты. Вексель будет погашен (без уплаты акцизного сбора) только в том случае, если производитель документально подтвердит использование полученного спирта по целевому назначению. Если такого подтверждения не будет, то сумма, указанная в векселе по истечении 90 дней (или меньшего срока, указанного в нем), будет считаться налоговым долгом. Дальнейшие последствия будут зависеть от того, чем вызвана эта просрочка в погашении векселя. Если это произошло вследствие использования спирта не по целевому назначению (допустим, для производства водки), то, кроме того, что такой производитель должен будет уплатить платеж по векселю (сумму акцизного сбора, на которую он выдан), к нему будет применен штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованного не по назначению спирта этилового или спирта этилового денатурированного (спирта технического) и ставки акцизного сбора, предусмотренной статьей 1 Закона № 178 ( 178/96-ВР ) (16 грн. до 01.01.2004 г. и 17,4 грн. после), увеличенной в 1,5 раза. Если же непогашение налогового векселя будет вызвано обычной задержкой платежа, то с такими "виртуальными" налоговыми обязательствами, в мгновение трансформировавшимися в налоговый долг, возникают вопросы. По идее, наличие налогового долга неминуемо влечет применение штрафа за несвоевременную уплату налоговых обязательств (п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181)), и пени. Однако напомним, что в самом п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181 ( 2181-14 ) указано, что этот штраф применяется при неуплате налогового обязательства "на протяжении сроков, установленных настоящим Законом", т. е. Законом № 2181 ( 2181-14 ). А срок уплаты по векселю установлен далеко не Законом № 2181 ( 2181-14 ). Более того, возникновение самого налогового долга при неуплате по векселю по истечении 90-дневного срока трудно стыкуется с нормами Закона № 2181 ( 2181-14 ). Ведь в нем указано, что налоговый долг образуется только после несвоевременной уплаты согласованного налогового обязательства. Здесь целесообразно провести аналогию с налоговыми векселями, выписываемыми сейчас при получении "водочного" спирта. Мнение сотрудников налоговых органов можно сформулировать так: поскольку расчет акцизного сбора представляется до 20 числа месяца, следующего за отчетным, то эта дата и является предельным сроком согласования налогового обязательства по акцизному сбору. Таким образом, в случае неуплаты суммы акцизного сбора, определенной плательщиком в выданном налоговом векселе, штрафные санкции должны начисляться по завершении 10 календарных дней, следующих за 20-м числом месяца, в котором подан расчет акцизного сбора, согласовывающий сумму налогового обязательства по акцизному сбору, определенную в налоговом векселе (см. "Вестник налоговой службы Украины", 2002, № 5). Но будет ли "работать" эта логика в отношении налоговых векселей, выписываемых производителями лекарственных средств и т. п. продукции, после 01.01.2003 г.? В принципе, поменяться ничего не должно, однако таким предприятиям следует быть готовыми к тому, что налоговики могут начать штрафовать за несвоевременную уплату уже начиная с 91-го дня после выдачи векселя. Пиво, нефтепродукты и ювелирные изделия С пивом ситуация более или менее однозначная, хотя не без коллизий. Но касаются они не Закона № 195 ( 195-15 ), а Закона Украины "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)" от 11.07.96 г. № 313/96-ВР ( 313/96-ВР ) (далее - Закон № 313), в котором установлены ставки акциза, в частности, на пиво, бензин и ювелирные изделия. Дело в том, что в таблице ставок акцизного сбора и ставок специфической ввозной таможенной пошлины, приведенной в ст. 1 Закона, на пиво указана ставка в размере 0,14 грн. за 1 л. Однако в ст. 7 Закона № 313 ( 313/96-ВР ) указано, что с 01.04.2001 г. эта ставка составляет 0,21 грн. за 1 л. Таким образом, на практике применяется вторая (большая) ставка, несмотря на формальное присутствие в Законе № 313 ( 313/96-ВР ) меньшей ставки. Согласно Закону № 195 ( 195-15 ) с 01.01.2003 г. она будет составлять 0,23 грн. за 1 л. То есть повышение акциза на пиво незначительное - 0,01 грн. с поллитровой бутылки. Такая же неувязка просматривается и с нефтепродуктами: в ст. 1 Закона № 313 ( 313/96-ВР ) на бензины моторные (А-72, А-76, А-80, А-90, А-91, А-92, А1-93, А-95, А-96, А-98 и бензины моторные других марок) ставка акциза установлена на уровне 40 евро за 1000 кг, а в ст. 6 этого же Закона - 60 евро за 1000 кг, и действует эта ставка с 01.01.2001 г. Закон № 195 ( 195-15 ) внес изменения в ст. 1 Закона № 313 ( 313/96-ВР ) и установил ставку акциза на эти виды бензина на ныне действующем уровне - 60 евро за 1000 кг. Таким образом, это изменение - не более, чем устранение коллизии в Законе № 313 ( 313/96-ВР ), а цены на бензины моторные при прочих равных условиях подняться не должны. То же самое касается и дизельного топлива - несмотря на установленную в ст. 1 Закона № 313 ( 313/96-ВР ) ставку 10 евро за 1000 кг, с 01.01.2001 г. реально действует ставка 30 евро за 1000 кг (ст. 6 Закона № 313 ( 313/96-ВР )). Поскольку Закон № 195 ( 195-15 ) предусматривает такую же ставку, то цены на дизельное топливо подняться не должны. А вот бензинам смесевым с содержанием не менее 5 процентов высокооктановых кислородосо-держащих добавок марок А-76Ек, А-80Ек, А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-98Ек (так называемые экологические бензины) повезло меньше: ставка акциза на них повышена с 20 до 30 евро за 1000 кг. Что касается акциза на ювелирные изделия, то новость очень воодушевляющая - с 01.01.2003 г. он отменяется. По мнению специалистов, такая отмена позволит смягчить резкий скачок мировых цен на драгоценные металлы, учитывая зависимость Украины от импортных поставок. И все-таки забывчивость законодателей не позволит обойтись без коллизий. Дело в том, что из Закона № 313 ( 313/96-ВР ) исключается код ювелирных изделий по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, само название "Ювелирные изделия" и ставка акцизного сбора - 55%. А ставка специфической таможенной пошлины остается! Но к чему она может применяться без кода и названия товара? Маркировка и внешний вид Некоторые изменения претерпят форма и дизайн акцизной марки. С 01.07.2003 г. она будет отличаться по дизайну для отдельных видов продукции. При этом на каждой марке должно быть наименование вида продукции. Кроме того, акцизные марки будут отличаться и по объему тары, на которую они будут наклеиваться. Такие сложности призваны прежде всего навести порядок в области маркирования подакцизной продукции. А поскольку на марках акцизного сбора будет указан объем бутылки, то логично, что водка и ликеро-водочные напитки должны разливаться только в бутылки определенной емкости (0,05 л, 0,1 л, 0,2 л, 0,25 л, 0,37 л, 0,375 л, 0,4 л, 0,45 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,7 л, 0,75 л, 1,0 л и более). То же самое касается и винодельческой продукции - она может быть разлита только в посуду установленной емкости - причем объем 0,37 л в данном случае не предусмотрен. Однако для вин виноградных сухих предусмотрен больший объем - от 100 до 500 л., причем в таких случаях информацию о продукции, обязательное наличие которой на таре предусмотрено п. 2 ст. 11 Закона Украины "О государственной регуляции производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" от 19.12.95 г. № 481/95-ВР ( 481/95-ВР ), можно не указывать. Трудно представить себе тару такой большой емкости, сделанную не из дерева (конечно, есть металлические бочки, но ведь для вина больше всего подходит дерево). Логично, что законодатели разрешили использовать этот материал для разлива винодельческой продукции, причем вне зависимости от объема (напомним, что сейчас для разлива вина можно использовать тару, изготовленную только из стекла, керамики, а также упаковки типа "Tetra-Pak"). Что касается стоимости одной акцизной марки, то она не изменится. Но теперь она закреплена на законодательном уровне (сейчас стоимость акцизных марок установлена постановлением Кабинета Министров Украины от 16.11.95 г. № 919 ( 919-95-п )). Большинство производителей качественной продукции уже поняли, что ее защита от подделок - дело, скорее, не правоохранительных органов, а их самих. Поэтому такие производители уже давно, кроме акцизных марок и прочих установленных законодательством атрибутов, используют собственные защитные средства (наиболее распространенные из них голограммы). Теперь возможность "самообороны" закреплена на законодательном уровне - такие производители могут самостоятельно придумывать различные защитные приспособления. Кроме того, они будут иметь право инициативы контроля относительно фальсификации собственной продукции субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами. Нельзя не приветствовать внесение изменений в ст. 17 Закона № 481 ( 481/95-ВР ), регламентирующую порядок наложения штрафов на субъектов предпринимательства, нарушивших нормы этого Закона. Формальное прочтение ее нынешней редакции позволяет применять штрафы в размере 200 процентов стоимости полученной для реализации партии товаров, но не менее 1700 гривень на тех торговцев, которые имеют только копию сертификата соответствия или сертификата о признании, пусть даже заверенную печатью и подписью поставщика. Теперь при наличии такой копии штрафовать не смогут. Вместо заключения В целом Закон № 195 ( 195-15 ), несмотря на некоторое повышение ставок акциза, для легальных производителей должен принести положительные новации. Разумеется, о каком-либо снижении цен на рассматриваемые в данной публикации товары говорить трудно. Исключение могут составить разве что ювелирные изделия, да и то с малой долей вероятности. Но может ли принести Закон № 195 ( 195-15 ) существенные бюджетные пополнения? Депутаты ожидают уже в 2003 году дополнительного бюджетного пополнения в размере 300 млн. грн. Если этот расчет делался на основе действующей базы, то он может и не оправдаться, поскольку общеизвестно, что в рыночной экономике повышение цен неизбежно влечет сокращение объема продаж и, как следствие, сокращение объема производства, а значит, и сокращение поступлений в бюджет, в том числе и по акцизному сбору. В качестве противовеса увеличению ставок акциза и повышению цен изначально законопроектом предполагалось упразднить сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Однако в окончательном варианте эту норму не приняли. Будут ли увеличиваться бюджетные поступления? ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №97/02, стр. 14 [05.12.2002] Дмитрий Костюк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------