Наше предприятие является плательщиком единого налога. В марте мы передали на ответственное хранение грузовой автомобиль, а в ноябре продали его. В бухгалтерском учете мы перестали начислять амортизацию на автомобиль с апреля 2002 года, что отразилось на размере облагаемой единым налогом выручки от его реализации. Правильно ли мы поступили? * * * Ответ на ваш вопрос зависит прежде всего от документального оформления вышеуказанных операций. Сама по себе передача каких-либо ОС на ответственное хранение еще не является поводом для прекращения начисления амортизации. {1} Так, согласно пунктам 23 и 29 П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) {2} начисление амортизации приостанавливается лишь на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации ОС. Из перечисленных операций к рассматриваемой ситуации по смыслу подходит лишь случай консервации. Порядок проведения консервации определен Положением о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденным Постановлением КМУ от 28.10.97г. № 1183 ( 1183-97-п ) (далее - Положение). {3} И хотя Положение обязательно лишь для государственных предприятий и предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а для остальных имеет рекомендательный характер, о консервации - в отсутствие прочих нормативных актов - можно узнать только из него. Итак, из Положения следует, что консервация представляет собой "комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более чем три года) хранение основных фондов предприятий в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего возобновления их функционирования". Как видим, формулировка достаточно обтекаемая, однако из нее можно сделать вывод, что консервация должна производиться в тех случаях, когда на каком-либо участке предприятия или на предприятии в целом прекращается производственная деятельность, в связи с чем планируется не использовать какие-то основные фонды в течение длительного времени. На наш взгляд, передача авто на хранение сама по себе вряд ли вписывается в данные рамки, ведь на автомобиле в любой момент можно что-то перевезти, куда-то съездить, то есть использовать его каким-либо образом в хозяйственной деятельности предприятия. К тому же, сдавая автомобиль на хранение, предприятие в большинстве случаев не осуществляет каких-либо действий по его подготовке к долгосрочному простою. Однако окончательно определить статус такой операции можете только вы. И главную роль при этом сыграет порядок документального оформления операции. Так, согласно Положению для проведения консервации на обычных (негосударственных и нестратегических) предприятиях требуются решение и проект консервации. Таким образом, узнать, законсервировалось авто при передаче на ответ хранение или нет, можно будет только опираясь на наличие или отсутствие вышеуказанных документов. Если решение и проект в наличии имеются, то можно утверждать, что была проведена консервация автомобиля и амортизация прекратила на него начисляться исходя из требований п. 23 и 29 П(С)БУ 7 ( z0288-00 ). А теперь допустим, что консервацию вы не производили. В этом случае сдача авто на ответхранение не подпадет под действие п. 23 (29), и значит, оснований для неначисления амортизации по данным пунктам не будет. Но давайте посмотрим, предусмотрены ли стандартами еще какие-либо обстоятельства, налагающие вето на амортизацию. Надо заметить, что для обычных (непредпродажных) ситуаций нахождения ОС на ответхранении таких положений нет. Более того, в национальных стандартах отсутствуют исключения и для предпродажных хранений. Но, как известно, П(С)БУ "списывались" с М(С)БУ, в связи с чем в отношении норм, не урегулированных отечественными положениями, можно обратиться к заграничным стандартам. В нашем случае оказывается полезен параграф 59 М(С)БУ 16, гласящий: "Основные средства, выбывающие из активного использования и хранящиеся для продажи, отражаются по балансовой стоимости на дату выбытия актива из активного использования". Основываясь на этой норме, можно утверждать, что сданный на ответхранение с целью хранения для продажи автомобиль в момент передачи выбыл из активной эксплуатации и поэтому в дальнейшем амортизация на него не начислялась {4}. А отстоять данную позицию перед налоговиками опять-таки поможет соответствующий документ (например, приказ директора), из которого будет следовать, что автомобиль сдается на ответхранение с целью сохранения для продажи и в дальнейшем использоваться на предприятии уже не будет {5}. В общем, при соответствующем документальном оформлении неначисление амортизации в вашей ситуации можно аргументированно оправдать. P. S. А вот плательщикам налога на прибыль при передаче ОФ на ответхранение прекращать начисление амортизации не нужно. Связано это с тем, что по Закону О Прибыли такая передача не считается выводом ОФ из эксплуатации. Сей факт подтвердила и ГНАУ, написавшая в письме от 29.04.2002 г. № 2534/6/15-1116 (см. "Бухгалтер" № 20'2002, с. 11т-12т): "под выводом из эксплуатации отдельного объекта основных фондов следует понимать его ликвидацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и консервацию по решению плательщика налога или Кабинета Министров Украины". Далее в том же письме налоговики отметили, что на резервное и временно не используемое в межсезонный период оборудование амортизация начисляться продолжает. И хотя в данном случае ответхранение как обстоятельство продолжения начисления амортизации не упоминается, здесь, по нашему мнению, нужно сделать акцент на перечисленных случаях приостановления амортизации, среди которых ответхранение тоже отсутствует. Кроме того, сдача ОС на ответхранение вполне вписывается в случай с резервным оборудованием, поэтому, с нашей точки зрения, ничто не мешает провести здесь аналогию. Ну а особо осторожные плательщики, разумеется, могут амортизацию приостановить. Государство от этого только выиграет, и налоговики за такое неначисление вряд ли накажут. {1} Данное правило, разумеется, не касается производственного метода начисления амортизации, в котором момент исчисления амортизационных отчислений напрямую зависит от использования ОС в хозяйственной деятельности предприятия. {2} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 33т-34т. {3} См. "Бухгалтер" № 21'2002, с. 11т-13т. - Ред. {4} Правда, слабой стороной ссылки на М(С)БУ является то, что, в отличие от П(С)БУ, они не имеют силы нормативного документа. В то же время высокий статус М(С)БУ в Украине закреплен в ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (см. "Бухгалтер" № 45'2002, с. 2т), в соответствии с которой национальные стандарты не должны противоречить международным. {5} При этом в бухучете переводить готовящийся к продаже автомобиль со сч. 10 на сч. 28 или на сч. 15, по нашему мнению, не нужно, так как ни стандартами, ни Инструкцией о применении Плана счетов такие манипуляции не предусмотрены. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №2/03, стр. 40 [01.01.2003] Влада Карпова ------------------------------------------------------------------