NEWакт документальной проверки налогоплательщиков Ревизор оказался недоверчивым и трижды пересчитал взятку. Неизвестный автор ------------------------------------------------------------------ С приходом нового года налоговики и налогоплательщики получили в подарок новый документ - Порядок оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.09.2002 г. № 429 ( z1023-02 ) (далее - Порядок № 429). В отличие от предыдущего Порядка оформления и реализации документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.06.98 г. № 266 ( v0266225-98 ), он имеет юридический статус, в связи с чем в ходе документальных проверок устанавливаются правовые отношения между проверяющими налоговых служб и проверяемыми. Основные положения этого документа рассмотрим в данной консультации. Типы документальных проверок, основания и основные принципы их проведения Порядок № 429 ( z1023-02 ) разработан с целью обеспечения усовершенствованного и качественного отражения результатов проведенных документальных проверок предприятий. Указанный Порядок вступил в силу с 9 января 2003 года, т. к. зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 29.12.2002 г. (через 10 дней после регистрации в соответствии со ст. 3 указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 03.10.92 г. № 493/92 ( 493/92 )). В п. 1.2 Порядка № 429 ( z1023-02 ) определены типы проверок, проводимых государственными налоговыми органами. Плановая документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности осуществляется на основании ст. 2 Указа Президента Украины "О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ) (далее - Указ № 817) и предусмотрена в плане работы налогового органа. Необходимо напомнить, что согласно ст. 2 этого Указа плановая проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа. Запрещается проведение плановых проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами. Внеплановая документальная проверка не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных в ст. 3 Указа № 817 ( 817/98 ). К таким обстоятельствам относятся: - выявление фактов в результате встречных проверок, свидетельствующих о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства; - нарушение установленных сроков представления в органы налоговой службы документов обязательной отчетности; - выявление недостоверных данных, заявленных в документах обязательной отчетности; - подача субъектом предпринимательской деятельности в установленном порядке жалобы о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой проверки; - необходимость проверки сведений, полученных от лиц, имевших правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, в случае если он не предоставит документально подтвержденное объяснение их на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса; - реорганизация (ликвидация) предприятия (проверка проводится только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий). Порядком № 429 ( z1023-02 ) узаконены такие понятия, как "комплексная" и "встречная" проверки. Кроме того, акцентировано внимание на том, что эти понятия используются исключительно для применения Порядка, т. е. при оформлении результатов проверок. Под комплексной проверкой подразумевается документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в ходе которой устанавливается полнота начисления и своевременность уплаты всех видов налогов, сборов и других обязательных платежей, контроль по которым возложен на органы государственной налоговой службы. Комплексные проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Вместе с тем это понятие противоречит ст. 2 Указа № 817 ( 817/98 ), согласно которой плановая проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, а проведение плановых проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами запрещено. Результаты проведения комплексной документальной проверки оформляются одним сводным актом комплексной проверки. Согласно п. 1.4 Порядка № 429 ( z1023-02 ) составляющими частями сводного акта комплексной документальной проверки являются справки, составленные должностными лицами налогового органа как по отдельным, так и по нескольким вопросам плана проверки. Справки подписываются проверяющими должностными лицами налоговой службы и согласуются с должностными лицами предприятия. Этот факт является достаточно важным для должностных лиц проверяемых предприятий, т. к. вопросы, не согласованные в справках, сложнее отразить в акте. Справка должна быть составлена в двух экземплярах: первый представляется руководителю, возглавляющему проверку, а второй остается в структурном подразделении, работник которого составил эту справку. Встречная проверка - это внеплановая документальная проверка предприятия по вопросам финансово-хозяйственной деятельности одновременно с другими субъектами предпринимательской деятельности. Оформление результатов проверки Документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится по местонахождению проверяемого предприятия и/или по местонахождению проверяемого объекта. Результаты документальной проверки оформляются актом, в котором должны быть изложены выявленные в ходе проверки факты нарушения норм налогового и валютного законодательства. В случае невыполнения налогоплательщиком законных требований должностных лиц налоговых органов, проводивших проверку, этот факт также фиксируется в акте (п. 1.5 Порядка № 429 ( z1023-02 )). Кроме нарушений налогового и валютного законодательства, в акте излагаются существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, повлекшие выявленные нарушения. Согласно п. 1.7 Порядка № 429 ( z1023-02 ) одними из требований к оформлению акта документальной проверки являются четкость, объективность и полнота изложения фактов выявленных нарушений налогового и валютного законодательства. Указанные факты должны излагаться со ссылками на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете и подтверждающие факты нарушения. Если первичные документы, подтверждающие факт нарушения, отсутствуют, то к акту прилагаются объяснения должностных лиц или других работников предприятия (в пределах их компетенции). Сведения, изложенные в объяснениях, проверяются. Таким образом, при ознакомлении с актом документальной проверки проверяемым налогоплательщикам необходимо обратить внимание на соответствие его составления требованиям Порядка № 429 ( z1023-02 ). Отсутствие каких-либо первичных документов, объяснений или малейшая нечеткость изложения фактов могут стать основанием для оспаривания выводов проверяющего. Стоимостные показатели в акте документальной проверки отражаются в гривнях, а для показателей, выраженных в иностранной валюте, требуется одновременное указание их эквивалента в гривнях по курсу валют, установленному НБУ на дату проведения финансово-хозяйственной операции. Акт документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе со сквозной нумерацией страниц или в электронном виде. Необходимо отметить, что акт составляется на государственном языке. Титульный лист акта заполняется на номерном бланке органа государственной налоговой службы. Первый экземпляр в оригинале остается в органах налоговой службы, остальные экземпляры - копии. Немаловажен тот факт, что проверяемому предприятию Порядком № 429 ( z1023-02 ) юридически гарантирована конфиденциальность результатов проверки. Согласно п. 1.10 этого Порядка информация, содержащаяся в акте документальной проверки, не подлежит разглашению органом налоговой службы и ее сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Содержание акта документальной проверки Акт документальной проверки должен состоять из трех частей: I - вступительная; II - описательная; III - заключение; информативные приложения. I. Вступительная часть акта документальной проверки Вступительная часть акта документальной проверки должна содержать следующие данные: - дату подписания акта (число, месяц, год) должностными лицами, проводившими проверку, и должностными лицами предприятия; - номер акта (порядковый номер журнала регистрации проверок, код структурного подразделения, номенклатуру дела, код по ЕГРПОУ предприятия); - местонахождение предприятия, на территории которого составлен акт; - полное и сокращенное название предприятия в соответствии с учредительными документами; - основания для проведения документальной проверки в соответствии с нормами Указа № 817 ( 817/98 ) {1}; - дату и номер удостоверения на документальную проверку, а также название выдавшего его органа государственной налоговой службы; - название структурного подразделения, название органа налоговой службы, фамилии, имена, отчества, должности лиц, осуществляющих проверку; - вид документальной проверки (плановая или внеплановая); - перечень вопросов, которые необходимо отразить в акте проверки; - период, за который проводится проверка деятельности предприятия; - информацию о направлении уведомления предприятию о проведении проверки; - срок проведения проверки, указанный в письменном уведомлении о проведении проверки (при необходимости можно указать перерыв в работе); - перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми проведена проверка. Следует обратить внимание, что проверка должна проводиться только на основании нормативно-правовых актов. Разъяснения, письма и другие документы разъяснительного плана налоговых служб, не имеющие юридического статуса, не должны приниматься во внимание. Кроме вышеперечисленных сведений во вступительной части акта должна, в частности, содержаться следующая информация: - о должностных лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятия за проверяемый период, с указанием приказов о назначении и освобождении от занимаемой должности; - о наличии журнала регистрации проверок предприятия и наличии в нем записи о проводимой проверке; - о регистрации (перерегистрации) налогоплательщика в органах исполнительной власти, (название документа, название органа, дата и регистрационный номер); - о дате постановки на учет в государственном налоговом органе (название документа, название органа государственной налоговой службы); - о регистрационных данных плательщика НДС (название документа, дата, номер, индивидуальный налоговый номер); - о размере уставного фонда, учредителей, размере их взносов в уставный фонд, форме внесения (в случае необходимости), а также коды по ЕГРПОУ - для юридических лиц; - код формы собственности, подчиненность для государственных предприятий; - перечень структурных подразделений; - о видах хозяйственной деятельности в соответствии с учредительными документами, в т. ч. определение фактически используемых видов; - о видах деятельности, подлежащих лицензированию (номере и дате выдачи лицензии, названии органа, выдавшего лицензию, сроках начала и окончания действия лицензии); - о наличии счетов в банках и других финансовых учреждениях с указанием своевременности их открытия (закрытия); - о документах, использованных при проверке, сгруппированных по типам с указанием периода, за который они проверяются, и метода проверки - сплошной или выборочный. Во вступительной части Акта документальных проверок указывается информация о предыдущей комплексной документальной проверке, в частности, название органа государственной налоговой службы, дата и номер акта, факты выявленных нарушений, а также о принятых мерах для их устранения. Если в ходе документальной проверки были проведены встречные проверки, то в акте указывается информация об их проведении и о направленных запросах на их проведение в другие органы государственной налоговой службы. Кроме того, в этой части акта приводятся сведения о наличии налоговых льгот на предприятии, о проведении инвентаризаций денежных средств, основных средств, нематериальных активов и ТМЦ, о компьютерных автоматизированных информационных системах, информация которых использовалась во время проверки и т.д. Если по результатам хозяйственной деятельности на предприятии были получены отрицательные значения объекта налогообложения (убытки или незначительные прибыли), а также если предприятием были заявлены значительные суммы к возмещению НДС, то в обязательном порядке указываются обоснованные причины возникновения этих сумм. II. Описательная часть акта документальной проверки В этой части Акта приводятся результаты документальной проверки, сгруппированные по каждому виду налогов и сборов (обязательных платежей) по налоговым периодам. В описательной части, прежде всего, приводятся показатели, отраженные предприятием в налоговой отчетности, и фактические показатели, выявленные в ходе проверки на основании первичных документов налогового и бухгалтерского учета предприятия за проверяемый период (в денежных единицах, предусмотренных отчетностью). При выявлении расхождений показателей должно быть четко изложено содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи нормативно-правовых документов, нарушенных налогоплательщиком, а также конкретно указан период (месяц, квартал, год) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в котором было допущено нарушение. Также указывается первичный документ, на основании которого совершены ошибочные записи в налоговом и бухгалтерском учете, приводится корреспонденция счетов операций и другие доказательства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения. К акту прилагаются письменные объяснения должностных лиц предприятия по установленным нарушениям. В описательную часть включается перечень документов, не представленных для проверки. Должностные лица предприятия обязаны представить проверяющим письменные объяснения о причине их непредставления. Факт отказа должностных лиц представить такие письменные объяснения должен отражаться в акте. Вся информация о нарушениях налогового и валютного законодательства должна быть приведена в акте по каждому отдельному факту. Выявленные факты однотипных и повторяющихся нарушений группируются в ведомостях или таблицах, прилагаемых к акту. Приложения (ведомости или таблицы) должны содержать: - полный перечень однотипных нарушений налогового и валютного законодательства; - сведения об отчетном периоде, к которому относятся выявленные нарушения; - название, дату и номер документа, согласно которому осуществлена операция; - суть операции; - ссылку на нормативно-правовые акты, их пункты и статьи, положения которых нарушены. Приложения должны быть подписаны проверяющими и должностными лицами предприятия. В описательной части акта на нескольких характерных примерах должны быть подробно описаны выявленные нарушения и подведен итог. Факт отсутствия ведения налогового учета также фиксируется в описательной части акта. Если документальной проверкой не установлены нарушения по отдельным видам налогов, сборов и других обязательных платежей, то в описательной части акта осуществляется запись: "Документальной проверкой пунктов № _ плана проверки нарушений не установлено". В ходе проведения плановых комплексных документальных проверок по отраслевому принципу осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Руководителям проверяемых предприятий важно знать, что проверяющие не имеют права отражать в акте проверки необоснованные данные, субъективные предположения, не подтвержденные документальными доказательствами, а также разного рода заключения по отношению к действиям должностных лиц предприятия, а именно: "сокрытие объекта налогообложения", "хищение", "присвоение", "описка" и т. п. III. Заключение В заключительной части акта документальной проверки отражается обобщенное описание выявленных проверкой нарушений налогового и валютного законодательства со ссылкой на подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов. Необходимо обратить внимание, что при заполнении практически всех разделов акта в соответствии с Порядком № 429 ( z1023-02 ) необходимо ссылаться на соответствующие положения действующих нормативно-правовых документов. Не допускается определение в акте документальной проверки вида и размера штрафных (финансовых) санкций, а также административных штрафов за установленные нарушения. Если в ходе проверки были изъяты документы, подтверждающие факт выявленного нарушения, то это должно быть отражено в акте с указанием оснований для изъятия, номера и даты протокола изъятия. Приложения к акту документальной проверки К акту прилагается план документальной проверки предприятия, утвержденный руководителем (заместителем руководителя) органа налоговой службы и подписанный начальником отдела (управления) работника, возглавлявшего проверку. В виде ведомостей или таблиц прилагаются расчеты: - доначисленных сумм налогов, сборов, других обязательных платежей; - уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения; - уменьшения налогового кредита по НДС в разрезе налоговых периодов; - пени за нарушение требований законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Кроме того, к акту прилагаются: - объяснения должностных лиц предприятия, представленные в ходе проверки по выявленным нарушениям; - материалы, подтверждающие факты налоговых и валютных нарушений; - описи, ведомости, протоколы о результатах проведенной в ходе проверки инвентаризации; - материалы встречных проверок (акты, справки, объяснительные записки, расчеты и т. п.), в случае если эти встречные проверки не закончены на момент регистрации акта; - информация о направленных запросах на проведение встречных проверок в другие органы налоговой службы с приложенными копиями писем с запросами; - постановление органа государственной налоговой службы об изъятии документов, а также протокол изъятия и опись изъятых документов (если такая процедура проводилась); - оригиналы или заверенные копии изъятых документов, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства; - сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по наибольшей сумме, в которых должны быть указаны полные названия предприятий, их кодов по ЕГРПОУ, даты и номера документа, подтверждающих наличие задолженности; - сведения о суммах кредиторской и дебиторской задолженности на 1 число месяца, в котором составлен акт проверки, по каждому внешнеэкономическому контракту и дате возникновения задолженности. Если предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, то в приложении к акту указываются следующие сведения: - номер, дата заключения договоров (контрактов) ВЭД; - сумма, номер и дата регистрации договоров (контрактов) ВЭД в Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции; - государство-нерезидент, являющееся стороной договора (контракта) ВЭД; - наименование финансового учреждения нерезидента, через которое осуществляются расчеты по договору (контракту); - номенклатура товаров договора (контракта) в соответствии с кодами УКТ ВЭД; - суммы задолженности, в т. ч. просроченной, возникшей при выполнении договора (контракта); - справочная информация о наличии лицензий на осуществление ВЭД (в случае необходимости). Все приложения должны быть подписаны должностными лицами проверяющего органа налоговой службы и должностными лицами предприятия. Порядок подписания акта документальной проверки, его регистрации и хранения Перед подписанием акта документальной проверки необходимо рассмотреть и учесть объяснения, представленные должностными лицами в ходе проверки. В случае возникновения спорных вопросов во время проверки эти вопросы выносятся на рассмотрение постоянных комиссий при областных государственных налоговых администрациях до подписания акта. Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами органа налоговой службы и других контролирующих органов, проводивших проверку, а также должностными лицами предприятия. Один экземпляр подписанного акта с приложениями передается руководителю или уполномоченному лицу предприятия. На последней странице всех экземпляров акта производится соответствующая надпись с подписью лица, получившего акт, с указанием его должности, фамилии и инициалов и даты получения акта. Если должностное лицо предприятия отказывается подписать акт документальной проверки, то в акте производится соответствующая запись и один его экземпляр направляется налогоплательщику по почте с уведомлением о получении. Второй экземпляр акта хранится в органе государственной налоговой службы вместе с приложенными документами, подтверждающими факт почтового отправления и вручения акта адресату. Об отказе должностных лиц проверяемого предприятия от подписания акта проверки должен быть составлен акт произвольной формы, подтверждающий факт отказа, подписанный не менее чем тремя лицами. В этом акте необходимо указать об ознакомлении руководителя и главного бухгалтера предприятия с содержанием акта проверки, обязанностями, правами и ответственностью налогоплательщика. Материалы проверки с приложенными объяснениями налогоплательщика направляются на рассмотрение руководителю органа налоговой службы. При нарушении требований Порядка № 429 ( z1023-02 ) к составлению акта документальной проверки и при отсутствии заключения проверяющих об обоснованных замечаниях, представленных должностными лицами предприятия, руководитель органа государственной налоговой службы обязан принять меры для устранения этих недостатков или назначить перепроверку. Акт документальной проверки в день его подписания или составленный акт отказа от подписи должны регистрироваться в специальном журнале. Работник подразделения органа налоговой службы, возглавляющий проверку, составляет расчеты штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Расчет штрафных санкций не предъявляется предприятию, а используются при рассмотрении материалов проверки руководителем или заместителем руководителя органа налоговой службы для принятия налогового уведомления-решения и для принятия соответствующих мер. Налоговое уведомление-решение принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа в течение трех рабочих дней со дня подписания акта документальной проверки или составления акта отказа от подписи. Для хранения актов документальных проверок в органах государственной налоговой службы утверждены следующие сроки: - финансово-хозяйственной деятельности - 5 лет; - финансово-хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями - 10 лет. {1} Предыдущим Порядком № 266 указание в акте оснований для проверки не предусматривалось. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №6/03, стр. 16 [10.02.2003] Людмила Ильяш Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------