NEWакт документальной проверки налогоплательщиков

         Ревизор оказался недоверчивым и трижды пересчитал взятку.

                                                 Неизвестный автор

------------------------------------------------------------------

    С приходом нового года налоговики и налогоплательщики получили
в  подарок  новый  документ  -  Порядок  оформления    результатов
документальных  проверок   относительно  соблюдения  налогового  и
валютного    законодательства    субъектами    предпринимательской
деятельности - юридическими лицами, их  филиалами,  отделениями  и
другими  обособленными  подразделениями,  утвержденный    приказом
Государственной налоговой администрации Украины от  16.09.2002  г.
№ 429  ( z1023-02 )  (далее  -  Порядок  №  429).  В   отличие  от
предыдущего  Порядка  оформления  и   реализации    документальных
проверок  относительно  соблюдения    налогового    и    валютного
законодательства  субъектами  предпринимательской  деятельности  -
юридическими  лицами,  утвержденного   приказом    Государственной
налоговой   администрации   Украины   от   01.06.98   г.   №   266
( v0266225-98 ),  он  имеет  юридический  статус,  в связи с чем в
ходе документальных проверок  устанавливаются  правовые  отношения
между  проверяющими  налоговых  служб  и  проверяемыми.   Основные
положения этого документа рассмотрим в данной консультации.

    Типы документальных проверок, основания и основные принципы их
    проведения

    Порядок № 429 ( z1023-02 )  разработан  с  целью   обеспечения
усовершенствованного  и  качественного    отражения    результатов
проведенных документальных проверок предприятий. Указанный Порядок
вступил в силу с 9 января  2003  года,  т.  к.  зарегистрирован  в
Министерстве юстиции Украины 29.12.2002 г. (через  10  дней  после
регистрации в соответствии со ст. 3 указа  Президента  Украины  "О
государственной регистрации нормативно-правовых актов  министерств
и других органов исполнительной власти" от 03.10.92  г.  №  493/92
( 493/92 )).
    В п. 1.2 Порядка № 429 ( z1023-02 ) определены  типы проверок,
проводимых государственными налоговыми органами.
    Плановая  документальная   проверка    финансово-хозяйственной
деятельности    субъекта    предпринимательской       деятельности
осуществляется на основании ст.  2  Указа  Президента  Украины  "О
некоторых  мероприятиях  по  дерегулированию   предпринимательской
деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98  ( 817/98 )  (далее  -  Указ
№ 817)  и  предусмотрена  в  плане  работы   налогового    органа.
Необходимо напомнить, что согласно  ст.  2  этого  Указа  плановая
проверка    проводится     по        совокупным        показателям
финансово-хозяйственной деятельности субъекта  предпринимательской
деятельности по письменному решению руководителя  соответствующего
контролирующего органа не чаще одного раза  в  календарный  год  в
пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.
    Запрещается проведение плановых проверок  по  отдельным  видам
обязательств перед  бюджетами,  кроме  обязательств  по  бюджетным
займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.
    Внеплановая документальная проверка не предусмотрена в  планах
работы налогового органа и проводится при наличии хотя  бы  одного
из обстоятельств, определенных в  ст. 3 Указа № 817 ( 817/98 ).  К
таким обстоятельствам относятся:
    -  выявление  фактов  в   результате    встречных    проверок,
свидетельствующих  о  нарушении   субъектом    предпринимательской
деятельности норм законодательства;
    -  нарушение  установленных  сроков  представления  в   органы
налоговой службы документов обязательной отчетности;
    - выявление  недостоверных  данных,  заявленных  в  документах
обязательной отчетности;
    -  подача  субъектом  предпринимательской    деятельности    в
установленном  порядке  жалобы  о    нарушении    законодательства
должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой
или внеплановой проверки;
    - необходимость проверки сведений, полученных от лиц,  имевших
правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, в
случае  если  он  не  предоставит  документально    подтвержденное
объяснение их на обязательный  письменный  запрос  контролирующего
органа в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса;
    - реорганизация (ликвидация) предприятия (проверка  проводится
только  органами  государственной  налоговой  службы  и   органами
контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий).
    Порядком  № 429  ( z1023-02 )  узаконены  такие  понятия,  как
"комплексная"  и "встречная" проверки.  Кроме того,  акцентировано
внимание на том, что эти понятия  используются  исключительно  для
применения Порядка,
т. е. при оформлении результатов проверок.
    Под  комплексной  проверкой  подразумевается    документальная
проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в  ходе
которой  устанавливается  полнота  начисления  и   своевременность
уплаты всех видов налогов, сборов и других обязательных  платежей,
контроль по которым возложен на органы  государственной  налоговой
службы.  Комплексные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Вместе  с  тем  это  понятие  противоречит  ст.  2   Указа  №  817
( 817/98 ),  согласно  которой  плановая  проверка  проводится  по
совокупным  показателям    финансово-хозяйственной    деятельности
субъекта предпринимательской деятельности, а  проведение  плановых
проверок  по  отдельным  видам  обязательств    перед    бюджетами
запрещено.
    Результаты  проведения  комплексной  документальной   проверки
оформляются одним сводным актом комплексной проверки.
    Согласно  п. 1.4  Порядка  №  429  ( z1023-02 )  составляющими
частями сводного акта комплексной документальной проверки являются
справки, составленные должностными лицами налогового органа как по
отдельным, так и по нескольким вопросам  плана  проверки.  Справки
подписываются проверяющими должностными лицами налоговой службы  и
согласуются с должностными лицами предприятия.  Этот факт является
достаточно важным для должностных лиц проверяемых  предприятий, т.
к. вопросы, не согласованные в справках, сложнее отразить в  акте.
Справка  должна  быть  составлена  в  двух  экземплярах:    первый
представляется руководителю,  возглавляющему  проверку,  а  второй
остается в структурном подразделении, работник  которого  составил
эту справку.
    Встречная проверка - это внеплановая  документальная  проверка
предприятия  по  вопросам  финансово-хозяйственной    деятельности
одновременно    с    другими    субъектами     предпринимательской
деятельности.

    Оформление результатов проверки

    Документальная проверка  финансово-хозяйственной  деятельности
предприятия проводится по местонахождению проверяемого предприятия
и/или по местонахождению проверяемого объекта.
    Результаты  документальной  проверки  оформляются  актом,    в
котором должны быть изложены  выявленные  в  ходе  проверки  факты
нарушения норм налогового и валютного законодательства.  В  случае
невыполнения налогоплательщиком  законных  требований  должностных
лиц налоговых  органов,  проводивших  проверку,  этот  факт  также
фиксируется в акте (п. 1.5 Порядка № 429 ( z1023-02 )).
    Кроме нарушений налогового  и  валютного  законодательства,  в
акте        излагаются        существенные          обстоятельства
финансово-хозяйственной деятельности субъекта  предпринимательской
деятельности, повлекшие выявленные нарушения.
    Согласно  п.  1.7  Порядка   №  429  ( z1023-02 )   одними  из
требований к  оформлению  акта  документальной  проверки  являются
четкость, объективность  и  полнота  изложения  фактов  выявленных
нарушений налогового и валютного законодательства. Указанные факты
должны излагаться со ссылками на первичные или  другие  документы,
зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете и подтверждающие
факты нарушения.  Если первичные  документы,  подтверждающие  факт
нарушения,  отсутствуют,  то  к  акту    прилагаются    объяснения
должностных лиц или других работников предприятия (в  пределах  их
компетенции). Сведения, изложенные в объяснениях, проверяются.
    Таким  образом,  при  ознакомлении  с  актом    документальной
проверки  проверяемым  налогоплательщикам   необходимо    обратить
внимание  на  соответствие  его  составления  требованиям  Порядка
№ 429 ( z1023-02 ).  Отсутствие  каких-либо  первичных документов,
объяснений  или  малейшая нечеткость изложения фактов могут  стать
основанием для оспаривания выводов проверяющего.
    Стоимостные  показатели  в  акте    документальной    проверки
отражаются в гривнях, а для показателей, выраженных в  иностранной
валюте, требуется одновременное указание их эквивалента в  гривнях
по  курсу  валют,  установленному  НБУ    на    дату    проведения
финансово-хозяйственной операции.
    Акт документальной проверки должен быть составлен на  бумажном
носителе со сквозной нумерацией страниц или  в  электронном  виде.
Необходимо  отметить,  что  акт  составляется  на  государственном
языке.
    Титульный лист акта  заполняется  на  номерном  бланке  органа
государственной налоговой службы.  Первый  экземпляр  в  оригинале
остается в органах налоговой службы, остальные экземпляры - копии.
    Немаловажен тот факт, что  проверяемому  предприятию  Порядком
№ 429  ( z1023-02 )  юридически  гарантирована  конфиденциальность
результатов проверки.  Согласно п. 1.10 этого Порядка  информация,
содержащаяся  в  акте  документальной  проверки,    не    подлежит
разглашению органом налоговой службы и ее  сотрудниками,  а  также
передаче в другие органы, за исключением случаев,  предусмотренных
законодательством.

    Содержание акта документальной проверки

    Акт документальной проверки должен состоять из трех частей:
    I - вступительная;
    II - описательная;
    III - заключение;
    информативные приложения.

    I. Вступительная часть акта документальной проверки

    Вступительная  часть  акта  документальной  проверки    должна
содержать следующие данные:
    -  дату  подписания  акта  (число,  месяц,  год)  должностными
лицами, проводившими проверку, и должностными лицами предприятия;
    - номер акта (порядковый номер журнала  регистрации  проверок,
код структурного подразделения, номенклатуру дела, код  по  ЕГРПОУ
предприятия);
    -  местонахождение  предприятия,  на    территории    которого
составлен акт;
    - полное и сокращенное название предприятия в  соответствии  с
учредительными документами;
    -  основания  для  проведения  документальной    проверки    в
соответствии с нормами Указа № 817 ( 817/98 ) {1};
    - дату и номер удостоверения  на  документальную  проверку,  а
также название  выдавшего  его  органа  государственной  налоговой
службы;
    - название  структурного  подразделения,    название    органа
налоговой   службы,  фамилии,  имена,  отчества,  должности   лиц,
осуществляющих проверку;
    - вид документальной проверки (плановая или внеплановая);
    - перечень  вопросов,  которые  необходимо  отразить  в   акте
проверки;
    - период,  за  который  проводится    проверка    деятельности
предприятия;
    - информацию  о  направлении   уведомления    предприятию    о
проведении проверки;
    - срок проведения проверки, указанный в письменном уведомлении
о проведении проверки (при необходимости можно указать  перерыв  в
работе);
    -  перечень  нормативно-правовых  актов,  в  соответствии    с
которыми проведена проверка.
    Следует обратить внимание,  что  проверка  должна  проводиться
только на основании нормативно-правовых актов. Разъяснения, письма
и другие документы  разъяснительного  плана  налоговых  служб,  не
имеющие юридического статуса, не должны приниматься  во  внимание.
Кроме  вышеперечисленных  сведений  во  вступительной  части  акта
должна, в частности, содержаться следующая информация:
    - о    должностных       лицах,        ответственных        за
финансово-хозяйственную деятельность  предприятия  за  проверяемый
период, с  указанием  приказов  о  назначении  и  освобождении  от
занимаемой должности;
    - о наличии журнала регистрации проверок предприятия и наличии
в нем записи о проводимой проверке;
    - о регистрации (перерегистрации) налогоплательщика в  органах
исполнительной власти, (название документа, название органа,  дата
и регистрационный номер);
    - о дате постановки на учет в государственном налоговом органе
(название документа,  название  органа  государственной  налоговой
службы);
    -  о  регистрационных  данных  плательщика    НДС    (название
документа, дата, номер, индивидуальный налоговый номер);
    - о размере уставного фонда, учредителей, размере их взносов в
уставный фонд, форме внесения (в случае  необходимости),  а  также
коды по ЕГРПОУ - для юридических лиц;
    - код формы собственности, подчиненность  для  государственных
предприятий;
    - перечень структурных подразделений;
    - о  видах  хозяйственной  деятельности  в   соответствии    с
учредительными  документами,   в  т.  ч.  определение   фактически
используемых видов;
    - о видах деятельности, подлежащих  лицензированию  (номере  и
дате выдачи лицензии, названии органа, выдавшего лицензию,  сроках
начала и окончания действия лицензии);
    - о наличии счетов в банках и других финансовых учреждениях  с
указанием своевременности их открытия (закрытия);
    - о документах, использованных при  проверке,  сгруппированных
по типам с указанием периода, за который они проверяются, и метода
проверки - сплошной или выборочный.
    Во  вступительной  части    Акта    документальных    проверок
указывается информация  о  предыдущей  комплексной  документальной
проверке, в частности, название органа  государственной  налоговой
службы, дата и номер акта, факты выявленных нарушений, а  также  о
принятых мерах для  их  устранения.  Если  в  ходе  документальной
проверки были проведены встречные проверки, то в акте  указывается
информация об их  проведении  и  о  направленных  запросах  на  их
проведение в другие органы государственной налоговой службы.
    Кроме того, в этой части акта приводятся  сведения  о  наличии
налоговых  льгот  на  предприятии,  о  проведении   инвентаризаций
денежных средств, основных средств, нематериальных активов и  ТМЦ,
о  компьютерных  автоматизированных    информационных    системах,
информация которых использовалась во время проверки и т.д.
    Если по результатам хозяйственной деятельности на  предприятии
были  получены  отрицательные  значения  объекта   налогообложения
(убытки или незначительные прибыли),  а  также  если  предприятием
были  заявлены  значительные  суммы  к  возмещению  НДС,   то    в
обязательном    порядке    указываются    обоснованные     причины
возникновения этих сумм.

    II. Описательная часть акта документальной проверки

    В  этой  части  Акта  приводятся  результаты    документальной
проверки,  сгруппированные  по  каждому  виду  налогов  и   сборов
(обязательных платежей) по налоговым периодам.
    В описательной части,  прежде  всего,  приводятся  показатели,
отраженные предприятием  в  налоговой  отчетности,  и  фактические
показатели, выявленные в  ходе  проверки  на  основании  первичных
документов  налогового  и  бухгалтерского  учета  предприятия   за
проверяемый  период  (в   денежных    единицах,    предусмотренных
отчетностью).  При выявлении расхождений показателей  должно  быть
четко изложено  содержание  нарушения  со  ссылкой  на  конкретные
пункты  и  статьи  нормативно-правовых   документов,    нарушенных
налогоплательщиком,  а  также  конкретно  указан  период   (месяц,
квартал,    год)       финансово-хозяйственной        деятельности
налогоплательщика,  в  котором  было  допущено  нарушение.   Также
указывается первичный документ, на  основании  которого  совершены
ошибочные записи в налоговом  и  бухгалтерском  учете,  приводится
корреспонденция  счетов  операций   и    другие    доказательства,
достоверно  подтверждающие  наличие  факта  нарушения.   К    акту
прилагаются письменные объяснения должностных лиц  предприятия  по
установленным нарушениям.
    В  описательную  часть  включается  перечень  документов,   не
представленных для проверки.  Должностные лица предприятия обязаны
представить  проверяющим  письменные  объяснения  о  причине    их
непредставления.  Факт отказа должностных  лиц  представить  такие
письменные объяснения должен отражаться в акте.
    Вся  информация  о  нарушениях    налогового    и    валютного
законодательства  должна  быть  приведена  в  акте   по    каждому
отдельному факту.
    Выявленные  факты  однотипных  и    повторяющихся    нарушений
группируются  в  ведомостях  или  таблицах,  прилагаемых  к  акту.
Приложения (ведомости или таблицы) должны содержать:
    - полный перечень однотипных нарушений налогового и  валютного
законодательства;
    -  сведения  об  отчетном  периоде,  к   которому    относятся
выявленные нарушения;
    -  название,  дату  и  номер  документа,  согласно    которому
осуществлена операция;
    - суть операции;
    - ссылку на нормативно-правовые  акты,  их  пункты  и  статьи,
положения которых нарушены.
    Приложения должны быть подписаны проверяющими  и  должностными
лицами предприятия.
    В описательной части акта на нескольких  характерных  примерах
должны быть подробно описаны выявленные нарушения и подведен итог.
Факт отсутствия  ведения  налогового  учета  также  фиксируется  в
описательной части акта.
    Если документальной  проверкой  не  установлены  нарушения  по
отдельным видам налогов, сборов и других обязательных платежей, то
в описательной части акта осуществляется  запись:  "Документальной
проверкой пунктов № _ плана проверки нарушений не установлено".  В
ходе проведения плановых комплексных  документальных  проверок  по
отраслевому принципу осуществляется анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
    Руководителям  проверяемых  предприятий  важно   знать,    что
проверяющие не имеют права отражать в акте проверки необоснованные
данные,    субъективные    предположения,    не     подтвержденные
документальными доказательствами, а также разного рода  заключения
по отношению к действиям должностных лиц  предприятия,  а  именно:
"сокрытие  объекта  налогообложения",  "хищение",    "присвоение",
"описка" и т. п.

    III. Заключение

    В заключительной части акта документальной проверки отражается
обобщенное описание выявленных проверкой  нарушений  налогового  и
валютного законодательства со ссылкой на подпункты, пункты, статьи
нормативно-правовых актов.
    Необходимо обратить внимание, что при  заполнении  практически
всех разделов акта в соответствии  с  Порядком  № 429 ( z1023-02 )
необходимо  ссылаться   на  соответствующие положения  действующих
нормативно-правовых документов.
    Не допускается определение в акте документальной проверки вида
и размера штрафных (финансовых) санкций, а также  административных
штрафов за установленные нарушения.
    Если в ходе проверки  были  изъяты  документы,  подтверждающие
факт выявленного нарушения, то это должно быть отражено в  акте  с
указанием оснований для изъятия, номера и даты протокола изъятия.

    Приложения к акту документальной проверки

    К акту прилагается план документальной  проверки  предприятия,
утвержденный  руководителем  (заместителем  руководителя)   органа
налоговой службы и  подписанный  начальником  отдела  (управления)
работника, возглавлявшего проверку.
    В виде ведомостей или таблиц прилагаются расчеты:
    - доначисленных  сумм  налогов,  сборов,  других  обязательных
платежей;
    - уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения;
    - уменьшения налогового кредита по  НДС  в  разрезе  налоговых
периодов;
    -  пени  за  нарушение  требований  законодательства  в  сфере
внешнеэкономической деятельности. Кроме того, к акту прилагаются:
    - объяснения должностных  лиц  предприятия,  представленные  в
ходе проверки по выявленным нарушениям;
    -  материалы,  подтверждающие  факты  налоговых  и    валютных
нарушений;
    - описи, ведомости, протоколы о результатах проведенной в ходе
проверки инвентаризации;
    - материалы встречных проверок (акты, справки,  объяснительные
записки, расчеты и т. п.), в случае если эти встречные проверки не
закончены на момент регистрации акта;
    - информация о направленных запросах на  проведение  встречных
проверок в другие органы налоговой службы с  приложенными  копиями
писем с запросами;
    - постановление органа  государственной  налоговой  службы  об
изъятии документов, а  также  протокол  изъятия  и  опись  изъятых
документов (если такая процедура проводилась);
    -  оригиналы  или  заверенные  копии    изъятых    документов,
подтверждающие факты нарушений налогового законодательства;
    - сведения  о  дебиторской  и  кредиторской  задолженности  по
наибольшей сумме, в которых должны быть  указаны  полные  названия
предприятий,  их  кодов  по  ЕГРПОУ,  даты  и  номера   документа,
подтверждающих наличие задолженности;
    - сведения о суммах кредиторской и  дебиторской  задолженности
на 1 число месяца, в котором составлен акт  проверки,  по  каждому
внешнеэкономическому контракту и дате возникновения задолженности.
    Если    предприятие    осуществляет        внешнеэкономическую
деятельность,  то  в  приложении  к  акту  указываются   следующие
сведения:
    - номер, дата заключения договоров (контрактов) ВЭД;
    - сумма, номер и дата регистрации договоров (контрактов) ВЭД в
Министерстве экономики и по вопросам европейской интеграции;
    - государство-нерезидент,   являющееся    стороной    договора
(контракта) ВЭД;
    -  наименование  финансового  учреждения  нерезидента,   через
которое осуществляются расчеты по договору (контракту);
    - номенклатура товаров договора (контракта) в  соответствии  с
кодами УКТ ВЭД;
    - суммы задолженности, в  т. ч.  просроченной,  возникшей  при
выполнении договора (контракта);
    - справочная информация о наличии  лицензий  на  осуществление
ВЭД (в случае необходимости).
    Все  приложения  должны  быть  подписаны  должностными  лицами
проверяющего  органа  налоговой  службы  и  должностными    лицами
предприятия.

    Порядок  подписания  акта   документальной    проверки,    его
    регистрации и хранения

    Перед  подписанием  акта  документальной  проверки  необходимо
рассмотреть  и  учесть  объяснения,  представленные   должностными
лицами в ходе проверки.
    В случае возникновения спорных вопросов во время проверки  эти
вопросы  выносятся  на  рассмотрение  постоянных   комиссий    при
областных государственных налоговых администрациях  до  подписания
акта.
    Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах  и
подписывается должностными лицами органа налоговой службы и других
контролирующих органов, проводивших проверку, а также должностными
лицами  предприятия.  Один  экземпляр    подписанного    акта    с
приложениями  передается  руководителю  или  уполномоченному  лицу
предприятия.  На  последней  странице  всех    экземпляров    акта
производится соответствующая надпись с подписью лица,  получившего
акт, с  указанием  его  должности,  фамилии  и  инициалов  и  даты
получения акта.  Если должностное  лицо  предприятия  отказывается
подписать акт документальной  проверки,  то  в  акте  производится
соответствующая  запись  и  один  его    экземпляр    направляется
налогоплательщику по почте  с  уведомлением  о  получении.  Второй
экземпляр акта хранится в органе государственной налоговой  службы
вместе с приложенными документами, подтверждающими факт  почтового
отправления и вручения акта адресату.
    Об  отказе  должностных  лиц  проверяемого   предприятия    от
подписания акта проверки должен быть  составлен  акт  произвольной
формы, подтверждающий факт отказа, подписанный не менее чем  тремя
лицами.  В  этом  акте  необходимо   указать    об    ознакомлении
руководителя и главного бухгалтера предприятия с содержанием  акта
проверки,    обязанностями,    правами    и       ответственностью
налогоплательщика.
    Материалы    проверки    с    приложенными        объяснениями
налогоплательщика направляются на рассмотрение руководителю органа
налоговой  службы.  При  нарушении  требований  Порядка   №    429
( z1023-02 ) к составлению  акта  документальной  проверки  и  при
отсутствии  заключения  проверяющих  об  обоснованных  замечаниях,
представленных  должностными  лицами  предприятия,    руководитель
органа государственной налоговой службы обязан  принять  меры  для
устранения этих недостатков или назначить перепроверку.
    Акт  документальной  проверки  в  день  его  подписания    или
составленный акт  отказа  от  подписи  должны  регистрироваться  в
специальном журнале.
    Работник подразделения органа налоговой службы,  возглавляющий
проверку, составляет  расчеты  штрафных  санкций,  предусмотренных
действующим  законодательством  по  налогам,  сборам   и    другим
обязательным платежам.
    Расчет  штрафных  санкций  не  предъявляется  предприятию,   а
используются при рассмотрении  материалов  проверки  руководителем
или заместителем руководителя органа налоговой службы для принятия
налогового уведомления-решения и для принятия соответствующих мер.
Налоговое  уведомление-решение  принимается   руководителем    или
заместителем руководителя налогового органа в течение трех рабочих
дней  со  дня  подписания  акта  документальной    проверки    или
составления акта отказа от подписи.
    Для  хранения  актов  документальных  проверок    в    органах
государственной налоговой службы утверждены следующие сроки:
    - финансово-хозяйственной деятельности - 5 лет;
    - финансово-хозяйственной    деятельности    предприятий     с
иностранными инвестициями - 10 лет.

{1} Предыдущим Порядком  №  266  указание  в  акте  оснований  для
    проверки не предусматривалось.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№6/03, стр. 16
[10.02.2003]
Людмила Ильяш
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------