Затраты - это не когда отдали, а когда получили Как не откладывать валовые затраты при предоплате неплательщику налога на прибыль ------------------------------------------------------------------ Новая редакция п/п. 11.2.3 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) (см. с. 45т-46т настоящего выпуска) не позволяет при расчетах с теми, кто не уплачивает налог на прибыль в традиционной форме, относить предоплаты в адрес таких нестандартно-ориентированных субъектов на валовые затраты, а заставляет ждать оприходований. {1} Ну и как следствие - льготообладатели могут остаться без предоплат, поскольку предоплативший не сможет их сразу же включить в затраты для целей налогообложения. (Особенно это станет серьезно, если ГНАУ, чего доброго, "разъяснит", что отсрочка валовых затрат означает откладывание налогового кредита, "привязанного", дескать, к валовым затратам, - хотя на самом деле п/п. 7.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) увязывает, конечно же, составы затрат-кредитов, но не моменты их возникновения). Впрочем, если предоплаты станут перечисляться просто в размере, уменьшенном на утерянное налогоуменьшение, то и продавец будет все-таки с предоплатой, хоть и не такой, как в "старое" время, и покупатель в этом случае не потеряет больше, чем раньше. Но так или иначе, за льготы, предоставленные добрым государством, а равно - за "единоналожный" и иные спецстатусы - придется расплачиваться: то ли уменьшением числа предоплат, то ли (в лучшем случае) сокращением их объемов, от чего финансовое благополучие заслуживших льготы никак не улучшится. Что ж, Родина пошла своим обычным путем: лучшее средство от насморка - гильотина. Насморк же, во имя которого фактически оставляют без оборотных средств льготников и пр., видимо, следующий: "кто-то кое-где у нас порой" через них, очевидно, обналичивал, получая по предоплате и валовые затраты (ясное дело, без 5.9), и налоговые кредиты. Но как раз этих нехороших новшество не очень-то испугает: обналичивают, как правило, не через товары, а через работы или услуги (маркетинг и пр.), оприходовать которые (по акту о выполнении) никто не помешает. Вот уже и затраты есть, и - тем более - налоговый кредит, и никакого 5.9. Более того, заботой данную категорию охватили настолько трогательно, что в Законе даже написали о безответственности покупателей, получивших валовые затраты по предоплате "ненастоящему" плательщику, если этот ненастоящий притворился настоящим. {2} То есть предприятия прямо-таки подталкиваются к заведению себе "однодневных" ЮРЕНов и им подобных, которые с удовольствием согласятся притвориться (все равно "7 бед - 1 ответ"). Итак, тех, кто профи, - не тронут, нужные щели ИМ оставлены. Как же, однако, быть остальным, попавшим под рубку случайно, - тем, кто честно предоплачивает "единоналожникам" и пр., желая при этом иметь по первому событию вожделенные валовые затраты? Прежде всего, следует меньше работать с ЮРЕНа-ми и больше - с ЧПЕНами, которых новая дискриминация абсолютно не касается. Ведь п/п. 11.2.3 говорит не обо всех "нетрадиционных", а только о нерезидентах (всех) и резидентах (некоторых). Но ни к тем, ни к другим ЧПЕНы не относятся. Почему они не нерезиденты - вы догадаетесь и без нас, а вот почему они не резиденты - песня отдельная. Если определение резидентов (из п. 1.15 Закона О Прибыли) читать так, что в них входят и физлица-СПД, то выйдет, что предприниматели должны платить... налог на прибыль! Но практика пошла другим путем и посчитала, что люди - это ни нерезиденты, ни резиденты (из-за этого, помните, еще пришлось подкорректировать п/п. 5.5.3, где нерезидентов (раздельно), в которых попадали и физлица {3}, заменили на нерезидентов (слитно), в которых они уже не попали). А коль так, то ЧПЕНы не являются "резидентами, уплачивающими налог на прибыль в составе единого налога", поскольку не просто не платят налог на прибыль, а вообще не входят в то, что охватывается понятием "резиденты". Значит, предоплаты, ушедшие ЧПЕНам, налоговики обязаны признавать в составе валовых затрат. А то негоже для 1.15, 5.5.3 и 11.2.3 читать одно и то же слово по-разному. При авансах же остальным (если сильно надо) могут помочь - в качестве промежуточного звена - "хронические" убыточники (хорошо, на всякий случай, если у них еще есть и отрицательный НДС). Перечисление такому - проблем не создает ("хрон"-то - полноправный плательщик!). Дальнейшее перечисление таким продавцу-неплательщику (например, 10%-ному ЮРЕНу {4}) затрат "хрону"-посреднику не даст, но они ему и не нужны, ведь доходов у него нет тоже, а есть лишь временное уменьшение убытков. А когда ЮРЕН рассчитается товаром - возникнут (по оприходованию) валовые затраты, которые и восстановят нашему посредничку прежний убыток... {1} Что мы уже отмечали в № 3'03 на с. 41. {2} Еще и жутко напутали при этом, кто должен подтверждать статус плательщика (см. нашу сноску "{3}" к п/п. 11.2.3 на с. 45т): если читать написанное в Законе буквально, то выйдет, что "настоящими" обязаны притворяться "ненастоящие". {3} О том, что физлица не являются резидентами (с точки зрения налога на прибыль), - см., например, письмо ГНАУ (по поводу того самого 5.5.3) от 06.01.99 г. № 78/6/15-1116 ("Бухгалтер" № 15'99, с. 37). {4} С неплательщиком НДС (например, 6%-ным ЮРЕНом) посреднику есть смысл работать лишь в том случае, если покупатель (который при прямом контакте с неплательщиком все равно налогового кредита не имел бы) компенсирует из полученного налогового кредита его потерю посреднику. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №4/03, стр. 34 [01.01.2003] Александр Кирш; при участии Л. К. ------------------------------------------------------------------