О некоторых особенностях проведения перерасчетов подоходного налога совокупного налогооблагаемого дохода ------------------------------------------------------------------ Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ) "О подоходном налоге с граждан" (с изменениями и дополнениями) (далее - Декрет) установлено, что исчисление подоходного налога с доходов, получаемых в течение календарного года гражданами по месту основной работы (службы, учебы), а также окончательный расчет дохода (перерасчет подоходного налога) с совокупного годового налогооблагаемого дохода по окончании календарного года производится предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности (ст. 9 Декрета и п. 9 Инструкции о подоходном налоге с граждан от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ) (с изменениями и дополнениями)). Следовательно, при увольнении граждан в течение отчетного года с основного места работы (там, где велась трудовая книжка) бухгалтерия предприятия должна произвести окончательный расчет (перерасчет) совокупного дохода и удержать суммы подоходного налога за отработанный период, то есть сделать окончательный перерасчет налога, исходя из количества месяцев, отработанных работником на этом предприятии до увольнения, путем определения подоходного налога со среднемесячного налогооблагаемого дохода с дальнейшим умножением суммы налога на фактически отработанное количество месяцев. При определении совокупного годового налогооблагаемого дохода не учитываются суммы выплат по перечню, определенному в ст. 5 Декрета и п. 5 Инструкции о подоходном налоге с граждан ( z0064-93 ). В совокупный налогооблагаемый доход граждан по месту их основной работы (службы, учебы) включаются доходы за выполнение трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, за выполнение каких-либо работ по договорам подряда, а также другие доходы, образовавшиеся в результате предоставления за счет средств предприятий, учреждений, организаций, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности каких-либо материальных и социальных благ в денежной и натуральной формах, кроме сумм выплат, не включаемых в совокупный налогооблагаемый доход, определенных в ст. 5 Декрета. В частности, пп. "г" п. 1 ст. 5 Декрета предусмотрено, что к таким доходам относятся компенсационные выплаты в денежной и натуральной формах в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством. Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 19 Закона Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", начиная с 22.02.2001 г., то есть с даты вступления в силу Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III ( 2213-14 ) "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (далее - Закон № 2213-III) для определения сумм подоходного налога совокупный месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на случай безработицы, рассчитанных в процентах к месячному (годовому) совокупному налогооблагаемому доходу наемных работников. Следует отметить, что Законом № 2213-III ( 2213-14 ) установлено, что страховые взносы для наемных работников начисляются в размере 0,5 процента от суммы оплаты труда, включающей основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению подоходным налогом с граждан, то есть при определении суммы, на которую начисляются страховые взносы на случай безработицы, не учитываются суммы выплат, не включаемые в совокупный налогооблагаемый доход. Указанная льгота учитывается гражданам предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности при получении ими доходов по месту основной работы как в течение календарного года, так и при проведении перерасчета налога по совокупному годовому налогооблагаемому доходу. Гражданину по результатам проведенного перерасчета налога по совокупному годовому налогооблагаемому доходу по месту основной работы выдается справка по ф. № 3, в которой указывается сумма страховых взносов на случай безработицы, сведения из которой, в случае получения им еще и доходов не по месту основной работы, используются при заполнении декларации о годовом доходе. Учет вышеуказанной льготы гражданам, получавшим доходы не по месту основной работы, производится налоговыми органами на основании полученной от них декларации о годовом доходе, сведениях по ф. № 2, поступивших от юридических лиц, которые выплачивали им доходы не по месту основной работы, и предоставленных гражданином подтверждающих документов об уплате в течение года страховых взносов (на случай безработицы) не по месту основной работы. Следует отметить, что в течение 2002 г. произошли изменения в правовом поле, тем или иным образом влияющие на доход и другие элементы налоговой базы и регулирующие механизм взимания подоходного налога, в частности, связанные с п. 2 ст. 6 Декрета. Так. учитывая особенности, связанные с изменениями (дважды в течение 2002 г.) размера минимальной заработной платы (Закон Украины от 13.12.2001 г. № 2896-III ( 2896-14 ) "Об установлении размера минимальной заработной платы на 2002 год" определил, что с 1 января размер минимальной заработной платы составлял 140 грн., а с 1 июля - 165 грн. в месяц), а также то. что льгота на детей до 16 лет уменьшается на сумму размера одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан на каждого ребенка при условии, что месячный совокупный налогооблагаемый доход гражданина не превышает размера 10 минимальных заработных плат, установленных действующим законодательством, окончательный расчет подоходного налога в 2002 г. одному из родителей (опекунов, попечителей) следует производить исходя из периодов действия соответствующих размеров минимальной заработной платы, то есть льгота предоставляется при условии, что среднемесячный доход, определенный путем деления суммы совокупного годового дохода на 12 месяцев, не превышает: за I период (с 1 января по 30 июня) - 1400 грн. в месяц; за II период (с 1 июля по 31 декабря) - 1650 грн. в месяц. Например, совокупный налогооблагаемый доход гражданина в 2002 г. составлял 15250 грн. Определяется среднемесячный доход: 15250 грн. : 12 = 1270 грн. Поскольку сумма среднемесячного дохода меньше размера 10 минимальных заработных плат, действовавших в этих периодах, перерасчет следует производить с предоставлением льготы на детей. Если среднемесячный совокупный налогооблагаемый доход превышает размер 10 минимальных заработных плат, подоходный налог с дохода таких граждан исчисляется в общем порядке без предоставления льгот на детей. Указанная льгота по подоходному налогу многодетным гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет, также предоставляется в вышеуказанном порядке, с дальнейшим определением суммы подоходного налога по основной шкале налогообложения и уменьшением ее на 50 процентов (пп. "б" п. 1 постановления Кабинета Министров Украины от 23.06.93 г. № 470 ( 470-93-п ) "О ставках налогообложения доходов работников, занятых на подземных роботах в угольной и горнодобывающей промышленности, и уменьшении налога многодетным семьям"). То есть при предоставлении вышеуказанной льготы совокупный налогооблагаемый доход матери (отца) уменьшается на один не облагаемый налогом минимум на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, если размер дохода не превышает 10 минимальных заработных плат (подпункты 1 и 12 ст. 6 Декрета). В случае если совокупный месячный налогооблагаемый доход превышает размер 10 минимальных заработных плат, таким многодетным гражданам предоставляется только одна льгота - в виде уменьшения суммы подоходного налога на 50 процентов. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №5/03, стр. 32 [01.02.2003] Валентина Грищенко ------------------------------------------------------------------