Обычный банан не может быть беременным

------------------------------------------------------------------

    Как бороться с обычными ценами

    Есть повод  снова  вернуться  к  тому,  о  чем "Бухгалтер" уже
писал  (см. № 22'99,  с. 15-16),  - к полезности  технологического
обоснования  отличия  товаров,  продаваемых  (или  закупаемых)  по
разным ценам.
    Напомним, что это касается ситуаций, когда  при  операциях  со
связанными лицами или ЮРЕНами включается действие  пп. 7.4.1-7.4.3
Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) и угрожают обычные цены.
    Ну а в качестве обычных - для целей "объективного" определения
валовых  доходов  (затрат)  -  налоговики  уже  привыкли применять
цены  на то же самое при  "нормальных"  продажах  (приобретениях).
При  таком  подходе,  если  доказано,  что  товар,  участвующий  в
сделках   с   неплательщиком  налога  на  прибыль,  отличается  от
того,  который  продается  (закупается),  когда  контрагент  -  не
связанный-упрощенный, то цена "похожего, но не  того"  за  обычную
уже не сойдет.
    И тогда, в общем-то, не важно, является  ли  отличие  большим:
технологам достаточно просто обосновать, что  благодаря  какому-то
винтику-шпунтику изменились  некоторые  потребительские  параметры
{1}.
    Ведь совсем не обязательно, чтобы цена  на  единицу  параметра
сохранялась, то есть чтобы она росла во столько же раз, во сколько
этот  (эти)  параметр(ы)  вырос(ли).  Мы  прекрасно  знаем    кучу
параметров, когда самое несущественное  изменение  потребительских
свойств сопровождается непропорциональным ростом цены.
    Здесь имеет значение  лишь  то,  что  приобретаемое  у  своего
единого-связанного должно быть чуть  лучше,  чем  приобретаемое  у
других,  а  продаваемое  своему  обязано  быть  чуть  хуже,    чем
продаваемое другим.  Вот для  оседания  всей  прибыли  у  партнера
благодаря  нестандартным  ценам  уже  есть  совершенно    железные
основания, а  все  возможные  "аналоги",  стало  быть,  не  должны
рассматриваться, поскольку аналогичность  получается  липовая.  По
большому счету даже более приятный цвет - без каких бы то ни  было
внутренних изменений - имеет право влиять на цену,  и уж тем более
- реальное  количественное  отличие  какого-либо  потребительского
свойства.
    Ах,  маленькие  отклонения  не  должны  -  с   точки    зрения
налоговиков - иметь большого значения? А известно ли  уважаемым  о
былой  межконтинентальной  торговой    войне    из-за    предельно
допустимого угла кривизны бананов?!
    Но все  это  останется  лишь  пустыми  разговорами,  если  нет
приказа (см.  на  эту  тему  также № 41'02, с. 38-39).  Приказ  же
должен быть следующим:

    "В  целях  стимулирования  поставок  качественного  сырья    и
    улучшения  сбыта  продукции,  не    обладающей    оптимальными
    потребительскими параметрами, отделам цен, снабжения  и  сбыта
    при формировании производственных  запасов  и  калькулировании
    исходить из возможности значительных ценовых отличий при любых
    отклонениях от установленных технологических стандартов".

    Стандарт соблюден - товар продается (покупается) дорого, не
соблюден - дешево. {2} И при чем тут насколько не соблюден? Нельзя
же быть немножко беременной!
    А уж почему "стандартное" сырье покупается именно у "своих", в
то время как "стандартная" продукция продается  только  "чужим", -
вопрос,  не  имеющий  отношения  ни  к  псевдоаналогам,    ни    к
псевдообычным ценам.
    Ну а теперь поговорим, наконец, о том, насколько соответствует
сложившийся  до  сих  пор   подход    (и,    следовательно,    все
вышесказанное)   требованиям  нового  варианта  Закона  О  Прибыли
( 334/94-ВР ), содержащего в п. 1.20 более развернутое определение
обычной цены {3} (хоть и не ставшее от этого более понятным).
    Что ж, мы считаем, что все лазейки остались.
    Ведь товары признаются идентичными  лишь  тогда,  когда  имеют
одинаковые (!) основные (?)  признаки.  Из  дальнейшего  не  очень
членораздельного текста Закона,  похоже,  следует,  что  имеющиеся
различия не должны влиять на качественные (!) характеристики и  не
должны иметь существенного (!) значения.
    Однородное же обязано выполнять одинаковые (!) функции и  быть
взаимозаменяемым (!).  При этом важны сопоставимые (!) условия  и,
кроме  того,  имеется  приятный  п/п.  1.20.8,  согласно  которому
доказывать  несоответствие  цены  договора  цене  обычной   должны
налоговики. {4}
    И хотя  невнятностей  не  убавилось  -  экивоки  с  оговорками
остались и бороться по-прежнему можно.  Просто  придется  немножко
подсказывать,  что  такое "одинаковые", "основные" "существенное",
"взаимозаменяемое".
    Тут, конечно, важно, каким путем пойдет практика, и наш  общий
долг - двинуть ее куда надо.
    В прайсах же следует указывать не  просто  голенькую  цену,  а
вместе с конкретным значением того параметра,  изменения  которого
удалось добиться.
    Тогда будет работать в нужном  направлении  требование  нового
1.20.3  -  насчет  того,  что  для    товаров,    продаваемых    с
обнародованием условий продажи, обычной является цена, указанная в
обнародуемом объявлении.  То есть для разных значений параметра  и
обычная цена в таком случае будет разной.

{1} При условии что есть  соответствующие ТУ  со  всем  положенным
    "технологическим  набором"  бумаг.  Ну  и,   конечно,    важно
    отслеживать, чтобы по документам на нужную дату был в  наличии
    именно дешевый (или именно дорогой) "вариант" товара.
{2} Лишь бы несоблюдение не влекло угрозы для жизни или  здоровья.
    Иначе - на всякий случай - речь может идти  лишь  о  том,  что
    технологический  стандарт  соблюдается  всегда,  а  отклонения
    происходят лишь за счет улучшений (это когда  приобретается  у
    своих или продается чужим).
    Кстати,    западные     фирмы-изготовители    в    технических
    руководствах для пользователей часто пишут, что  оставляют  за
    собой право вносить технические улучшения, которые не отражены
    в описании.
    Кроме того,  улучшения  могут  вызываться  более  качественным
    сервисом, дополнительной комплектацией и т. д. (что не связано
    с нарушением технологии).
{3} См. с. 10 и 38 настоящего выпуска.
{4} Согласно   же   п/п.  1.20.10    доначисления    налогов    по
    обычноценовому 1.20 должны производиться с использованием  той
    же процедуры, что и косвенные доначисления.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№3/03, стр. 42
[01.01.2003]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------