ЦБ: new

           в свете измененного п. 7.6 Закона О Прибыли

------------------------------------------------------------------

    Глобальные изменения, свалившиеся с  1  января  2003  года  на
голову плательщиков налога  на  прибыль,  не  могли  не  затронуть
п.  7.6   Закона   О   Прибыли   ( 334/94-ВР )  {1},   посвященный 
налогообложению операций с ценными бумагами (ЦБ).
    Учитывая  популярность  таких   операций    среди    читателей
"Бухгалтера",  мы  решили  изучить  правила  игры,  которые   ждут
налогоплательщиков на рынке ЦБ с 1 января 2003 года.
    Прежде всего внимание привлекает изменение  названия  п.  7.6.
Насколько принципиальна замена названия "Налогообложение  операций
по торговле ценными бумагами и деривативами"  на  "Налогообложение
операций с ценными бумагами и деривативами"?
    По нашему мнению, ничего принципиального в этом изменении нет.
Особенно если учесть, что  в  п/п.  7.6.2  теперь  говорится,  что
п. 7.6 распространяется на плательщиков,  осуществляющих  операции
по торговле ценными бумагами и деривативами.
    Отметим три принципиальных изменения в п. 7.6:
    1. С 1 января 2003 года учет ЦБ ведется в разрезе отдельных их
видов, а также фондовых и товарных деривативов.
    Итак, руководствуясь ст. 3 Закона "О ценных бумагах и фондовой
бирже" ( 1201-12 ) {2} и п/п. 7.6.1 Закона О Прибыли,  плательщики 
должны вести отдельный налоговый учет операций с:
    1) акциями  и  другими  корпоративными  правами   (долями    в
хозяйственных обществах, частных предприятиях и т. п.);
    2) облигациями внутренних и внешних государственных займов;
    3) облигациями местных займов;
    4) облигациями предприятий;
    5) казначейскими обязательствами;
    6) сберегательными сертификатами;
    7) инвестиционными сертификатами;
    8) векселями;
    9) приватизационными бумагами;
    10) фондовыми и товарными деривативами. {3}
    Правда, нужно иметь  в  виду,  что  отдельные  операции  с  ЦБ
подпадают  под  действие  специальных  норм  Закона  О    Прибыли.
Например, п/п. 7.9.4 {4}  регулирует  налогообложение  операций  с
бессрочными, а п/п.  7.9.3  -  с  процентными  и  дисконтными  ЦБ.
Подпункты 7.9.1  и  7.9.2  касаются  определенных   операций    со
сберегательными сертификатами и  облигациями.  Если  эти  операции
подчиняются правилам, закрепленным  в  п/п.  7.9.7-7.9.4,  они  не
регулируются нормами п. 7.6.
   Как следствие  такого  отдельного  учета  финансовый  результат
отчетного периода должен определяться по каждому виду ЦБ.  Так что
убыток по какому-то их виду (например,  по  акциям)  не  перекроет
прибыль по другому виду (например, по векселям).  В итоге  прибыль
по векселям придется включать в общие  доходы  предприятия,  в  то
время как убыток по акциям, заработанный в том же  самом  периоде,
будет ждать прибыли по акциям в будущих отчетных периодах.
   Это  изменение,  безусловно,  осложнит    жизнь    предприятий,
осуществляющих операции с ЦБ.
   2. Для лиц, не имеющих статуса профессиональных торговцев ЦБ, с
1 января 2003 года не  действует  дискриминационное  правило  "без
продажи нет покупки", согласно которому  расходы  на  приобретение
какой-либо ЦБ могли быть учтены в  налоговом  учете  только  после
продажи этой ЦБ.  Напомним, что основания для такой  интерпретации
Закона О Прибыли налоговикам давало правило, закрепленное прежде в
п/п. 7.6.2, согласно которому  к  торговле  ЦБ  относились  "любые
операции по покупке и продаже ценных  бумаг  лицами,  не  имеющими
статуса торговцев ценными бумагами".
    С 01.01.2003 г. данное правило  из  п/п.  7.6.2  исключено.  И
теперь у  ГНАУ  просто  нет  законодательных  оснований  требовать
отдельного учета в разрезе каждой  ЦБ. Подпункты  7.6.1,  7.6.3  и
7.6.4 позволяют учесть при определении финрезультата от операций с
конкретным видом ЦБ затраты на приобретение еще  не  проданных  ЦБ
этого вида. Например,  в данном отчетном периоде куплены 2 векселя
(первый - за 10 000 грн., второй - за 5 000 грн.), а  продан  лишь
один (первый  -  за  12 000  грн.).  Финрезультат  от  операций  с
векселями составит:  12 000 грн. - (10 000 + 5 000) = -3 000  грн.
Этот убыток учтется в  следующих  периодах,  когда  у  предприятия
появится прибыль от операций с векселями.
    Это хорошее изменение в п. 7.6.
    Хотя, зная творческий подход ГНАУ, мы не исключаем, что у  нее
возникнет  желание  усовершенствовать  нормы  Закона   путем    их
дополнения полюбившимся  налоговикам  правилом  "без  продажи  нет
покупки".  При этом такое  усовершенствование  вполне  может  быть
проведено ГНАУ в своих письмах: зная загруженность Верховной Рады,
главные налоговики могут проявить деликатность и не  тревожить  ее
по мелочам.
    3. А теперь - непонятное  изменение.  В  п/п.  7.6.1  появился
загадочный абзац пятый следующего содержания:

    "Нормы настоящего пункта не распространяются  на  операции  по
    эмиссии  корпоративных  прав  или   других    ценных    бумаг,
    осуществляемые плательщиком налога, а также  по  их  обратному
    выкупу или погашению таким плательщиком налога".

    Судя  по  всему,  познавать  это  правило   придется    лучшим
экономико-аналитическим умам.
    Например,  как  следует  понимать   словосочетание    "эмиссия
корпоративных  прав  или  других  ценных  бумаг"?  При  буквальном
прочтении оно бессмысленно.  Ведь корпоративные права не  являются
ценными бумагами:  лишь  корпоративные  права  в  АО  удостоверены
ценными бумагами (акциями).  Видимо, данный абзац  нужно  понимать
так, что  не  распространяется  п.  7.6  на  операции  по  эмиссии
корпоративных прав (в том числе эмиссии акций) и ценных бумаг,  не
удостоверяющих корпоративные права.
    Следующий момент: на кого не распространяются правила  п.  7.6
при эмиссии или  обратном  выкупе  (погашении)  ЦБ  (корпоративных
прав) - только на эмиссионера или  и  на  эмиссионера,  и  на  его
контрагента (приобретающего ЦБ при  эмиссии,  либо  продающего  их
эмиссионеру, либо предъявляющего ЦБ к погашению)?
    В  принципе,  можно  считать,  что  правила    п.    7.6    не
распространяются и на эмиссионера,  и на  его  контрагента.  Тогда
возникает вопрос: как  будет  выглядеть  налоговый  учет  у  лица,
который приобретает ЦБ при ее эмиссии, а затем продает ЦБ третьему
лицу?
    На приобретение такой ЦБ нормы п. 7.6 не  распространяются,  а
вот продажа должна быть обложена по  п.  7.6.  Исходя  Из  абз.  4
п/п. 7.6.1 {5}  затраты  на  приобретение  такой  ЦБ  участвуют  в
определении объекта налогообложения  на  общих  условиях.  Логично
предположить, что общие основания в данном случае  -  это  валовые
затраты по ст. 5 {6}. (Надеемся, налоговики не скажут, что в такой
ситуации приобретение ЦБ не связано с хоздеятельностью  и  потому,
дескать,  не  может  отразиться  в  валовых  затратах.)  При  этом
напомним, что согласно п. 5.9 перерасчет балансовой  стоимости  на
ЦБ не распространяется. Доход от продажи такой ЦБ попадет в доходы
на основании п/п. 7.6.4.
    Но в данном случае асимметрия для налогоплательщика не страшна
и даже выгодна (затраты по ЦБ в декларации  появятся  раньше,  чем
доходы).  Гораздо хуже обстоит дело  в  противоположной  ситуации,
когда плательщик приобретает ЦБ у третьего  лица  (правила  п. 7.6
распространяются  на  такое  приобретение)  и  предъявляет  их   к
погашению эмитенту.
    Что же получается: по данной операции у плательщика  возникают
затраты по п/п. 7.6.3, а доходы - на общих основаниях  (по  ст.  4
Закона)? Но кому нужны затраты по п. 7.6,  если  они  не  способны
перекрыться аналогичными доходами по этому же пункту?
    В итоге мы  считаем,  что  правильно  было  бы  распространять
оговорку из абз. 5 п/п. 7.6.1  только  на  эмиссионера.  Отстаивая
данный подход, необходимо делать акцент на словах  "осуществляемые
плательщиком налога" и "таким плательщиком".  В этом случае  можно
утверждать,  что  операция  по  эмиссии  ЦБ   не    осуществляется
покупателем (последний  приобретает  их  в  процессе  эмиссии),  а
операция  по  обратному  выкупу  (погашению)  не    осуществляется
продавцом (он продает такие ЦБ эмитенту либо погашает их у  него).
Следовательно, абз. 5 п/п. 7.6.1 не имеет отношения к  контрагенту
эмитента.
    При такой трактовке затраты и доходы лица,  приобретающего  ЦБ
при эмиссии или предъявляющего ЦБ к погашению, подлежат  обложению
по правилам п. 7.6. Ведь для  этого  лица  указанные  операции  не
имеют    значимой    специфики    по    сравнению    с      другим
приобретением-отчуждением ЦБ. Следовательно, нет смысла обособлять
их налогообложение.  Однако это лишь наши соображения.  Посмотрим,
каким путем пойдет практика.

{1} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 27т-28т.
{2} См. "Бухгалтер" № 7'2002, с. 2т.
{3} Из Закона О Прибыли не совсем понятно,  нужно  ли  вести  учет
    отдельно по  фондовым  и  отдельно  по  товарным  деривативам.
    Скорее всего, ГНАУ разъяснит, что отдельный учет необходим.
{4} См. п. 7.9  Закона  О  Прибыли  в  "Бухгалтере"  №  4'2003  на
    с. 30т-32т.
{5} "Все прочие затраты и доходы такого плательщика налога,  кроме
    затрат  и  доходов  по   операциям    с    ценными    бумагами
    (корпоративными  правами)  и    деривативами,    определенными
    настоящим  подпунктом,  участвуют  в    определении    объекта
    налогообложения такого плательщика налога на  общих  условиях,
    установленных настоящим Законом".
{6} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т-23т.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№6/03, стр. 36
[01.01.2003]
Станислав Погребняк
Консультант Верховной Рады, к.ю.н.
------------------------------------------------------------------