На предприятии налоговая проверка - ваши действия

                                      "Доброе утро... было...", -
                                      сказал, входя, налоговый
                                      инспектор.
                                      Юридическая мудрость

                             ВСТРЕЧА

     Первым этапом  при  проведении  налоговой  проверки  является
встреча и знакомство.

     После того как прошло 10 календарных  дней  с  дня  получения
субъектом предпринимательской деятельности письменного уведомления
с указанием даты проверки,  налоговый инспектор имеет право прийти
на предприятие и начать плановую проверку. В этой ситуации субъект
предпринимательской деятельности имеет право удостовериться в том,
что  данный инспектор действительно имеет право проводить проверку
именно на его  предприятии.  Для  подтверждения  своих  полномочий
налоговый  инспектор  должен предъявить удостоверение на проверку,
форма которого утверждена распоряжением ГНАУ "Об удостоверении  на
проверку" от   20.05.97  г.  N  89-р  (  v0089225-97  )  (далее  -
Распоряжение  N   89-р).   В   случае   отсутствия   удостоверения
представитель  контролирующего  органа  не  имеет  права проводить
проверку согласно п. 3 вышеуказанного распоряжения.

     На данный момент проведение  проверки  регулируется  Порядком
оформления   результатов  документальных  проверок  по  соблюдению
налогового     и     валютного     законодательства     субъектами
предпринимательской   деятельности   -   юридическими  лицами,  их
филиалами,  отделениями и другими  обособленными  подразделениями,
который утвержден  приказом  ГНА  Украины  от 16.09.2002 г.  N 429
( z1023-02 ) и зарегистрирован в  Минюсте  Украины  29.12.2002  г.
N 1023/7311  (далее  -  Порядок N 429).  Данный документ также был
согласован с Государственным комитетом  по  вопросам  регуляторной
политики и    предпринимательства   (письмо   от   19.11.2002   г.
N 2-311/6185).  Следует  указать,  что   в   связи   с   принятием
вышеуказанного  Порядка  N 429 отменен действовавший ранее Порядок
оформления и  реализации  документальных  проверок  по  соблюдению
налогового     и     валютного     законодательства     субъектами
предпринимательской   деятельности    -    юридическими    лицами,
утвержденный приказом   ГНА   Украины   от   01.06.98   г.  N  266
( v0266225-98 ).

     Проверяющий согласно   ст.  7  Указа  Президента  Украины  "О
некоторых   вопросах   по   дерегулированию    предпринимательской
деятельности" от   23.07.1998  г.  N  817/98  (  817/98  )  обязан
записаться  в  Журнале  регистрации  проверок,  который  утвержден
приказом  Государственного  комитета  Украины по вопросам развития
предпринимательства от 10.08.1998 г.  N 18 ( z0619-98 ).  В случае
отказа  представителя  контролирующего  органа  сделать  запись  в
Журнале  регистрации  проверок  с  указанием  цели   и   характера
проверки,  названия  его организации,  фамилии,  имени,  отчества,
номера служебного удостоверения,  даты выдачи, номера направления,
даты   начала   проверки  и  подписи  субъект  предпринимательской
деятельности имеет право  не  допустить  инспектора  к  проведению
проверки.   О  факте  такого  отказа  субъект  предпринимательской
деятельности в  течение  трех  дней  обязан  направить  письменное
сообщение в соответствующий контролирующий орган.

     К тому  же  в  направлении  на проверку,  которое обязательно
должно быть у инспектора, указывается цель проверки. Дополнительно
субъект предпринимательской деятельности имеет право перезвонить в
налоговую  инспекцию  и  уточнить  всю  полученную  от  инспектора
информацию.  В  этой  ситуации  инспектору  не стоит раздражаться,
потому что такие  действия  не  являются  препятствием  выполнению
служебных обязанностей, а вполне логичны и целесообразны.

     После получения всей первичной информации,  и удостоверившись
в  правомерности  действий  налогового  инспектора,  представитель
субъекта   предпринимательской   деятельности   обязан   попросить
инспектора подождать, пока он доложит своему руководителю. Следует
указать,  что  только руководитель имеет право принимать решение о
допуске  налогового  инспектора  к  проведению  проверки.  Следует
указать, что  согласно  п.  1.3  Порядка  N  429  (   z1023-02   )
документальная   проверка   финансово-хозяйственной   деятельности
предприятия проводится по  местонахождению  предприятия  и/или  по
местонахождению  объекта,  в  отношении  которого проводится такая
проверка.

     В данной ситуации руководителю предприятия следует знать, что
если   у   налогового  инспектора  есть  все  основания  проводить
проверку,  то он обязан  допустить  представителя  контролирующего
органа  к  проведению таковой.  В противном случае согласно ст.  9
Закона Украины  "О  порядке  погашения  обязательств  плательщиков
налогов  перед  бюджетами  и государственными целевыми фондами" от
21.12.2000 г.  N 2181-III ( 2181-14  )  (далее  -  Закон  N  2181)
инспектор  имеет  право остановить операции плательщика налогов на
счетах   в   учреждениях   банков,   других    финансово-кредитных
учреждениях,  за  исключением  операций по уплате налогов и других
платежей в бюджет.

                       ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

     При проведении  проверки в основном следует руководствоваться
Указом N  817  (  817/98 ) и Порядком N 429 ( z1023-02 ),  п.  1.4
которого указывает,  что при проведении комплексной документальной
проверки  составляется  один  сводный  акт  комплексной  проверки.
Составными частями сводного акта  являются  справки,  составляемые
должностными  лицами  налогового  органа как по отдельному вопросу
плана проверки, так и по нескольким вопросам плана проверки. Такая
справка   подписывается  должностными  лицами  налогового  органа,
осуществившими проверку,  и согласовывается с должностными  лицами
предприятия.

     Следует сказать, что согласно гл. IV КзоТа Украины ( 322-08 )
предприятие   самостоятельно   устанавливает   рабочее   время   и
утверждает это в своем внутреннем трудовом распорядке. Разумеется,
что инспектор не может знать, что если он придет в 9 утра, то офис
будет  закрыт.  Поэтому не будет лишним отослать в налоговый орган
письменное заявление и уведомить налоговый орган о рабочем графике
на   предприятии,  который,  естественно,  никто  не  имеет  права
изменять, в т. ч. и во время проведения проверки.

     После того как руководитель  дает  разрешение  на  проведение
проверки, следует выделить налоговому инспектору отдельный кабинет
для работы.  Если у предприятия нет такой возможности,  то следует
выделить   любое   свободное   рабочее  место.  При  этом  следует
учитывать, что инспектор - обычный человек, который выполняет свою
работу,  и  при  проведении  проверки  он имеет право пользоваться
вашим гостеприимством.  Он  имеет  право  пользоваться  телефоном,
факсом,    ксероксом,    естественно,    для    выполнения   своих
функциональных обязанностей. Само собой разумеется, что с приходом
инспектора    не   должна   прекращаться   обычная   хозяйственная
деятельность  на  предприятии,  то  есть  инспектор   работает   с
документами   или   представителями   предприятия,   а  сотрудники
предприятия выполняют свои функциональные обязанности.

     В случае если предприятие объемное,  то руководителю  следует
четко  утвердить  список  определенных сотрудников,  которые будут
заниматься  проверкой  и  предоставлять  инспектору  документы   в
определенной последовательности.

     Для того  чтобы  предоставление  документов  не  повлияло  на
нормальный  документооборот  на  предприятии,  документы   следует
предоставлять  в  определенной  последовательности  и  только  те,
которые указаны в удостоверении на проверку согласно  Распоряжению
N 89-р  (  v0089225-97  ).  К  таким документам относятся денежные
документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и другие
документы,  связанные  с  исчислением  и  уплатой налогов и других
платежей в бюджеты,  взносов в государственные  и  целевые  фонды.
Также    может    контролироваться    наличие    удостоверений   о
государственной    регистрации    субъектов    предпринимательской
деятельности,  специальных  разрешений (лицензий,  патентов) на ее
осуществление,   а   также   порядок   проведения    расчетов    с
потребителями.  Само  собой разумеется,  что инспектор имеет право
требовать только эти документы,  а если ему необходимы для  работы
дополнительно  еще и другие (письма,  факсы и др.),  то это должно
быть документально зафиксировано в  новом  распоряжении  с  четкой
формулировкой проверяемых документов,  так как устные требования в
такой ситуации недействительны.

     Дополнительно следует указать,  что если налоговый  инспектор
хочет ознакомиться с документами, которые относятся к коммерческой
тайне  или  конфиденциальной   информации   согласно   внутреннему
Положению предприятия, то его следует поставить в известность, что
такие документы имеют особый вид секретности.  Вряд  ли  инспектор
захочет  подписывать  соглашение о сохранении коммерческой тайны и
конфиденциальной информации,  так как при  поступлении  на  службу
каждый  государственный служащий подписывает целый ряд документов,
касающихся  ответственности  за  разглашение  информации,  которая
находится в документах, с которыми он работает.

     К тому   же,   если   при   проведении   проверки   возникают
нестандартные ситуации, немедленно звоните своему адвокату, юристу
или аудитору. Работник предприятия (руководитель, бухгалтер и др.)
не могут в совершенстве знать  все  законы,  все  подводные  камни
налогообложения  и все нюансы при проведении проверок.  Но все это
обязаны  знать  специалисты  права  и  аудита.  Естественно,   что
некоторые консультации лучше получить до начала проверки, но и при
проведении проверки следует держать связь с профессионалами.

     Во время проверки предприятие может  подать  жалобу,  порядок
подачи и рассмотрения которой указан в Законе N 2181 ( 2181-14 ) и
в  п.  3  Положения  о  порядке  подачи   и   рассмотрения   жалоб
налогоплательщиков   органами  государственной  налоговой  службы,
утвержденного приказом ГНАУ от 02.03.2001 г.  N 82 (  z0238-01  ).
Естественно,  что  подавать жалобы можно,  только если у вас очень
веские основания.  И не стоит ждать,  когда к  вам  за  пояснением
обратится инспектор, если вопрос спорный - лучше перестраховаться.
Всегда лучше пораньше постараться поставить по некоторым  вопросам
точки над "і", нежели потом пытаться доказать свою правоту в суде,
если это можно было решить более простым путем.  К тому  же,  если
действия   инспектора   выходят   за   рамки  его  полномочий  то,
естественно,  что об этом  необходимо  уведомить  его  руководство
путем подачи жалобы.

     Если у вас есть излишне начисленный налог, то стоит поставить
инспектора  в  известность,  так  как  вполне  возможно,  что  это
значительно снизит выявленную во время проверки недоимку. Согласно
п. 1.7 ст. 1 Порядка N 429 ( z1023-02 ) факты выявленных нарушений
налогового   и   валютного   законодательства  излагаются  в  акте
документальной проверки четко,  объективно и  в  полной  мере,  со
ссылкой  на  первичные  или  другие  документы,  зафиксированные в
бухгалтерском и налоговом учете,  подтверждающие наличие указанных
фактов.   То,   что   контролирующий  орган  обязан  показать  как
занижения,  так и завышения налоговых обязательств также указано в
пп. 4.2.2 п.  4.2 ст. 4 Закона N 2181 ( 2181-14 ): "Контролирующий
орган   обязан   самостоятельно   определить   сумму    налогового
обязательства   налогоплательщика   в   том  случае,  если  данные
документальных  проверок  результатов   деятельности   плательщика
свидетельствуют   о   завышении   суммы   налоговых  обязательств,
заявленных в налоговых декларациях".

     Если при проведении  проверки,  инспектор  захочет  проверить
операции,  которые отражены в предыдущем Акте проверки, то следует
указать, что  эта  ситуация  регулируется  п.  4   Указа   N   817
( 817/98  ),  согласно которому право проводить повторные проверки
предоставлено  только   вышестоящему   органу   в   случае,   если
относительно  должностных  и служебных лиц контролирующего органа,
проводивших плановую или внеплановую  проверку,  начато  служебное
расследование или возбуждено уголовное дело. Без учета этих причин
принять решение о повторной проверке имеет право  только  ГНАУ  на
основании  приказа за подписью Председателя.  Исключением является
то,  что  все  вышеуказанные  требования  не  распространяются  на
проверки,  проводимые  в  соответствии  с  уголовно-процессуальным
законодательством.

     Дополнительно следует  указать,   что   своим   приказом   от
05.07.2002 г.  N  312  ( v0312225-02 ) ГНАУ утвердила Методические
рекомендации определения сумм  налоговых  обязательств  косвенными
методами. Согласно п. 1.2 ст. 1 этих Методических рекомендаций они
представляют собой документ рекомендательного  характера,  которым
могут пользоваться исключительно налоговые органы.

     Пункт 2.3  ст.  2  Методических  рекомендаций ( v0312225-02 )
дает конкретный перечень, когда применяются косвенные методы, а п.
2.6  той  же  ст.  2  дает  конкретный  перечень налогов и сборов,
которые можно исчислить методом  анализа.  К  тому  же  решение  о
применении   Методических   рекомендаций   может   принять  только
руководитель налогового органа.

     Из этого следует,  что у косвенных  методов  есть  конкретные
рамки, за которые нельзя переступать.

                        КАК ВЫИГРАТЬ ВРЕМЯ

     Если на вашем предприятии в момент прихода проверяющих не все
документы в порядке, то стоит их привести в порядок (без нарушения
правил   бухгалтерского,   налогового  учета  и  отчетности  -  не
забывайте о последствиях).

     Следует указать,  что  документы   бухгалтерского   учета   и
отчетности  могут  храниться  где  угодно:  дома  у бухгалтера,  у
сотрудника, у адвоката. Поэтому, если у предприятия есть договор с
юридической компанией,  которая предоставляет услуги адвоката,  то
оно сразу получает ряд преимуществ.  Ведь согласно ст.  10  Закона
Украины "Об   адвокатуре"  (  2887-12  )  документы,  связанные  с
исполнением адвокатом  поручения  клиента,  осмотру,  разглашению,
изъятию не подлежат.  То есть пока документы находятся у адвоката,
вы можете совместно с этим специалистом привести их в  порядок.  К
тому  же  документы,  которые  находятся  у  адвоката,  изначально
защищены от незаконного обыска и изъятия.

     Естественно, что если документы оформлены с  нарушениями  или
вообще отсутствуют,  то такое выигрывание времени не даст никакого
результата.  К тому же не забывайте, что начать проверку налоговые
органы   могут   и   без  документов  с  применением  Методических
рекомендаций ( v0312225-02 ).  Поэтому все-таки лучше  постараться
привести документы в порядок в течение 10 дней,  начать проверку в
срок и только в крайнем случае пользоваться ст.  10 Закона Украины
"Об  адвокатуре" ( 2887-12 ).  Не стоит начинать работу сотрудника
контролирующего органа с конфликтной ситуации,  ведь вся  проверка
еще впереди.

                       ПОЭТАПНОСТЬ ПРОВЕРКИ

     Следует указать, что налоговая проверка не может превышать 30
рабочих дней  согласно  п.  2  постановления  КМ  Украины  N   112
( 112-99-п  )  от 29.01.1999 г.  "О порядке координации проведения
плановых выездных  проверок  финансово-хозяйственной  деятельности
субъектов    предпринимательской    деятельности   контролирующими
органами".  Исключение составляют предприятия с годовым совокупным
валовым доходом 20 млн.  грн.  и более. Само собой разумеется, что
инспектор может пойти на больничный,  взять отпуск за свой счет по
семейным  обстоятельствам  и  т.  д.,  а  значит есть существенные
причины,  по которым  проверка  может  быть  продлена  в  связи  с
перерывами   в   работе.   Другими  словами,  при  общем  подсчете
пребывания инспектора на предприятии берутся  рабочие  дни,  когда
инспектор  осуществлял проверку со всеми перерывами.  Естественно,
что инспектор в данной ситуации  пишет  докладную  на  имя  своего
начальника  и  объясняет причины перерывов в работе.  Но если даже
работа инспектора с перерывами не помещается в отрезок 30  рабочих
дней,  то  продление  сроков  проверки  осуществляется  только  по
решению руководителя государственной налоговой администрации.  Тут
следует  отметить,  что  удостоверение на проверку действительно в
течение 30 дней,  а значит на 31-й день налоговый инспектор должен
продлить свое удостоверение.

     Проверка предприятия должностным  лицом  налоговой  инспекции
оформляется   Актом.  Руководитель  предприятия  обязан  подписать
данный Акт,  даже если он  с  чем  то  и  не  согласен.  Некоторые
руководители считают, что если они подписали Акт, то согласились с
указанными в нем результатами.  Следует уверить,  что  подпись  не
является  согласием,  а  говорит  лишь  о  том,  что  руководитель
ознакомился с результатами проверки.  К тому же руководитель имеет
право  сделать  свои  пометки с возражениями.  Но подписать Акт он
обязан,  или же не получит сразу на руки второй  экземпляр,  а  он
может  понадобиться  для обжалования.  В случае отказа подписывать
Акт инспектор имеет право  в  произвольной  форме  составить  Акт,
который будет свидетельствовать о факте такого отказа с указанием,
что и руководитель,  и  главный  бухгалтер  ознакомлены  с  Актом,
обязанностями,  правами  и  ответственностью плательщиков налогов.
Акт  подписывается  не  менее  чем  тремя  лицами.  Если  все-таки
существует  факт  отказа  от подписи,  то делается соответствующая
запись  в  акте  и  один  экземпляр  акта  проверки   направляется
налогоплательщику с почтовым уведомлением о получении.

     Все подробности,  которые касаются правильности составления и
оформления Акта,  указаны  в Законе N 2181 ( 2181-14 ) и в Порядке
N 429 ( z1023-02 ),  согласно которому Акт документальной проверки
должен состоять из трех частей:
     - вступительная;
     - описательная;
     - выводы и информативные приложения.

     Вступительная часть   акта   документальной  проверки  должна
содержать целый ряд данных о предприятии,  о проверке  (см.  текст
приказа N 429 ( z1023-02 )  на с. 5-10 N 5 БНБ от 06.02.2003 г.).

     В описательной   части   результаты  документальной  проверки
группируются по отдельным видам  налогов  и  сборов  (обязательных
платежей)  и  в  разрезе  налоговых периодов.  При этом по каждому
отраженному  в  акте  факту  нарушения  налогового   и   валютного
законодательства необходимо:
     - во-первых,  осветить показатели,  отражаемые предприятием в
налоговой отчетности,  и фактические показатели, выявленные в ходе
проверки  на   основании   первичных   документов   налогового   и
бухгалтерского  учета  предприятия  в разрезе периодов (в денежных
единицах, предусмотренных отчетностью);
     - во-вторых,  в  случае  выявления расхождений четко изложить
содержание нарушения со ссылкой  на  конкретные  пункты  и  статьи
нормативно-правовых актов,  нарушенные налогоплательщиком, указать
период (месяц,  квартал, год) финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика,  в котором данное нарушение совершено, при этом
приложить к акту письменные объяснения должностных лиц предприятия
по установленным нарушениям;
     - в-третьих,  указать  первичный   документ,   на   основании
которого  совершены  записи  в  налоговом  и  бухгалтерском  учете
(привести   корреспонденцию    счетов    операций),    и    другие
доказательства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения;
     - в-четвертых,    указать     перечень     документов,     не
предоставленных в ходе осуществления проверки;
     - в-пятых,  в  случае  отказа  должностных  лиц   предприятия
предоставить   проверяющим   письменные   объяснения   о  причинах
непредставления документов факт отказа отразить в акте.

     Следует указать,  что в  описательной  части  все  выявленные
факты  однотипных нарушений и повторяющихся нарушений группируются
в ведомости или таблицы, прилагаемые к акту.

     Обратите внимание,  не допускается отражение в акте  проверки
необоснованных   данных,   а   также   субъективных  предположений
проверяющими,  которые не имеют  подтвержденных  доказательств,  и
разного   рода   выводов  относительно  действий  должностных  лиц
предприятия   (например,   "сокрытие   объекта   налогообложения",
"хищение", "присвоение", "описка" и т. п.).

     В случаях отсутствия налогового учета данный факт фиксируется
в  описательной  части  акта,   а   в   случаях,   предусмотренных
законодательством,    применяются    косвенные   методы,   порядок
применения которых предусмотрен действующим законодательством.

     В случае  если  документальной   проверкой   не   установлены
нарушения по отдельным видам налогов, сборов и других обязательных
платежей,  в описательной части акта делается запись  о  том,  что
документальной проверкой нарушения не установлены.  При проведении
плановых  комплексных  документальных  проверок   по   отраслевому
принципу  проводится  анализ  финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.

     В заключительном же разделе  -  выводах  акта  документальной
проверки   отражается  обобщенное  описание  выявленных  проверкой
нарушений налогового и валютного законодательства  со  ссылкой  на
подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов.

     Выявленные нарушения  налогового и валютного законодательства
отражаются  в  гривнях  в  разделе  налогов,   сборов   и   других
обязательных платежей с разбивкой по годам и налоговым периодам, в
пределах проверяемого периода.

     В акте не допускается определение  вида  и  размера  штрафных
(финансовых)  санкций  и административных штрафов за установленные
нарушения.

     При изъятии в ходе проверки документов,  подтверждающих  факт
выявленного  нарушения,  об  этом  делается  запись  с  отражением
оснований для изъятия, номера и даты протокола изъятия.

     Отражается количество составленных экземпляров акта  проверки
и отметка о вручении первого экземпляра должностным лицам.

     Дополнительно существуют   информативные  приложения  к  акту
документальной  проверки  к  которым   относятся   план   проверки
предприятия,  расчеты,  объяснения,  акты,  справки, пояснительные
записки,    сведения    об    осуществлении    внешнеэкономической
деятельности и другие (перечень возможных информативных приложений
см. на  с.9  N  5  БНБ  от  06.02.2003  г.  в тексте приказа N 429
( z1023-02 ).  Следует отметить,  что все приложения подписываются
должностными  лицами  органов  государственной  налоговой  службы,
осуществляющими проверку, и должностными лицами предприятия.

     До подписания   акта   проверки    учитываются    объяснения,
предоставленные   должностными   лицами   в   ходе  проверки.  При
возникновении спорных вопросов во время осуществления проверки, до
подписания   акта,   такие   вопросы   выносятся  на  рассмотрение
постоянных  комиссий  при  областных   государственных   налоговых
инспекциях,     специализированных    государственных    налоговых
инспекциях по работе с крупными налогоплательщиками. С материалами
и  актом  проверки  ознакомляется  и  визирует их начальник отдела
(управления)   структурного   подразделения,   работник   которого
возглавлял  проверку.  Акт  документальной проверки составляется в
двух  экземплярах  и  подписывается  должностными  лицами   органа
государственной  налоговой службы и других контролирующих органов,
осуществлявшими  проверку,  и  должностными  лицами   предприятия.
Второй  экземпляр  передается  руководителю,  о  чем  на последней
странице всех экземпляров акта делается соответствующая отметка за
подписью лица, получившего акт, с указанием его должности, фамилии
и инициалов,  а также даты получения акта.  Следует отметить,  что
срок    хранения   актов   документальных   проверок   в   органах
государственной    налоговой    службы:    финансово-хозяйственной
деятельности  -  5  лет,  а  финансово-хозяйственной  деятельности
предприятий с иностранными инвестициями - 10 лет.

     После получения второго экземпляра Акта на руки  руководитель
обязан  немедленно проконсультироваться с юристом,  для того чтобы
объективно  оценить  выводы  проверки.  В  этой  ситуации  следует
обратить внимание на следующие моменты:
     - не вышли ли проверяющие за пределы их компетенции;
     - достаточно ли полно проведена проверка и все  ли  документы
были изучены и достаточно оценены инспектором;
     - действительно ли правильны выводы проверки;
     - насколько    правильно    применение    инспектором    норм
законодательства;
     - есть ли в результатах проверки арифметические ошибки.

     Можно обратить внимание и учитывать и другие моменты,  но это
зависит от ситуации на месте.

     После полного  изучения  вопроса  и  при  наличии достаточных
оснований руководитель имеет право принять решение об  обжаловании
действий проверяющего органа.

     Если же  руководитель  согласен с результатами проверки,  и в
течение 3-х  рабочих  дней  со  дня  подписания  акта  он  получил
извещение-решение,  то  уплачивает  штрафные  санкции  в сроки и в
размерах,  указанных  в  налоговых  извещениях-решениях,  согласно
Инструкции  о  порядке  применения  штрафных санкций органами ГНИ,
утвержденной приказом ГНАУ 17.03.2001  г.  N  110  (  z0268-01  ).
Именно плательщик налогов согласно п.  14 вышеуказанной Инструкции
несет полную ответственность за полноту и  своевременность  уплаты
доначисленных налогов и начисленных штрафных санкций.

     В работе  с людьми существует такой момент,  как человеческий
фактор,  поэтому не следует  заранее  настраиваться  на  "плохого"
инспектора,  но  и  не  учитывать  того,  что  у  всех свои личные
качества и свой характер, тоже не стоит.

     И тем не менее  нельзя  по  одному  человеку  судить  о  всей
системе  налоговых  органов.  В  любом случае ситуация должна быть
оценена  объективно,  а  если  мы  заранее  будем   относиться   с
предубеждениями  к  другим,  то  не  сможем  полностью оценивать и
контролировать ситуацию.

     При любых  обстоятельствах,  в  т.ч.  и   при   возникновении
нестандартной  ситуации,  главное - не терять чувства собственного
достоинства и оставаться людьми,  а время  все  поставит  на  свои
места.

     Оксана Чубко,   директор   Научно-учебного   центра  новейших
технологий "Надежда"