Служебные командировки: изменения в инструкции ------------------------------------------------------------------ Как мы отмечали в редакционном комментарии к изменениям в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденную приказом МФУ от 13.03.98г. № 59 ( z0218-98 ) (далее - Инструкция № 59), внесенным приказом МФУ от 04.03.2003 г. № 179 ( z0247-03 ), их можно подразделить на две группы: - изменения, приводящие нормы Инструкции № 59 в соответствие с требованиями постановления КМУ от 23.04.99 г. № 663 ( 663-99-п ) "О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу", с изменениями и дополнениями (далее - постановление № 663); - изменения, разъясняющие порядок определения фактического времени пребывания за границей, в случае если установлен полный пограничный контроль и в случае если не установлен или упрощен пограничный контроль Украины со странами командирования работников. Кроме того, в Инструкцию № 59 ( z0218-98 ) внесены некоторые совершенно новые нормы, которые можно выделить в отдельную группу. Рассмотрим данные изменения. По стопам постановления № 663 ( 663-99-п ) Приведение в соответствие с постановлением № 663 ( 663-99-п ) Инструкции № 59 ( z0218-98 ) заключается в следующем. Во-первых, в новой редакции пункта 1.2 раздела II "Порядок командирования за границу" указано, что предприятия, командирующие работников в командировку за рубеж, обязаны обеспечить их средствами в национальной валюте страны, в которую командируют работников, или в свободно конвертируемой валюте в качестве аванса. Акцентирование на обязательстве в выдаче аванса на загранкомандировку в Инструкции № 59 ( z0218-98 ) полностью соответствует положениям постановления № 663 ( 663-99-п ). Кроме того, раздел "Общие положения" Инструкции № 59 ( z0218-98 ) был дополнен абзацем четвертым следующего содержания: "Предприятие, командирующее работника, обязано обеспечить его денежными средствами (авансом) в размерах, установленных нормативно-правовыми актами". Другими словами, предприятие обязано обеспечить денежными средствами работника, которого командирует как в место назначения на территории Украины, так и за рубеж. Нельзя сказать, что данная норма нова, хотя на практике ею довольно часто пренебрегали. Основанием для этого являлись положения п. 1.17 Инструкции № 59 ( z0218-98 ). Процитируем их. "Если для окончательного расчета за командировку необходимо выплатить дополнительные средства или если по уважительным причинам не получены средства на командировку, то выплата осуществляется в национальной валюте Украины по официальному обменному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день погашения задолженности, но не позже срока, определенного в пункте 1.15 этой Инструкции". Теперь же слова "...или если по уважительным причинам не получены средства на командировку..." исключены, что свидетельствует о "единодушии" норм постановления № 663 ( 663-99-п ), Инструкции № 663 ( 663-99-п ) и Кодекса законов о труде ( 322-08 ) (далее - КЗоТ). Напомним, что положения ст. 121 КЗоТ ( 322-08 ) таковы: "Работникам, которые направляются в командировку, выплачиваются: суточные за время пребывания в командировке, стоимость проезда к месту назначения и обратно и расходы на проживание в порядке и размерах, установленных законодательством". Обращаем внимание, что нарушение указанного требования классифицируется как нарушение законодательства о труде со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также прочие нарушения законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности от 15 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 250 до 850 грн.). Указанный админштраф налагается районными (городскими) судами на основании протокола об административном правонарушении, который составляется работниками Государственной инспекции по труду. Следующее изменение в Инструкцию № 59 ( z0218-98 ), приводящее ее в соответствие с постановлением № 663 ( 663-99-п ), заключается в порядке определения нижнего предела суточных расходов. Совсем недавно в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2003 г., № 28, было опубликовано письмо Госкомпредпринимательства от 27.02.2003 г. № 1-221/1113 ( v1113563-03 ), в котором было разъяснено, что гарантированный минимум размера суточных (за границу) определяется не в отношении предельных норм суточных (280 грн.), а в отношении норм суточных для государственных служащих и работников учреждений, организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета. Другими словами, при командировании работника за границу руководитель предприятия имеет право установить размер суточных ниже, чем максимальный размер (280 грн.), но не ниже размера суточных, предусмотренных для госслужащих и работников бюджетных организаций. Теперь данная норма закреплена также в Инструкции № 59 ( z0218-98 ), в частности в абзаце пятнадцатом раздела "Общие положения" и пункте 1.2 раздела II "Порядок командирования за границу". Упразднено понятие прогнозного официального обменного курса национальной валюты Украины к доллару США, которое использовалось для определения суммы суточных расходов с целью выдачи аванса на командировку за границу. В настоящее время для определения суммы суточных расходов при выдаче аванса на командировку за границу необходимо знать официальный курс гривни к иностранным валютам, установленный НБУ на день выдачи средств из кассы уполномоченного банка {1}. Фактическое время пребывания за границей: как определить? Сразу оговоримся, что изменения, о которых пойдет речь ниже, каких-либо новшеств не вносят. Они имеют разъяснительный характер и касаются порядка определения фактического времени пребывания за границей, в случае если установлен полный пограничный контроль и в случае если не установлен или упрощен пограничный контроль Украины со странами командирования работников. 1. Работник командирован, а страну, с которой установлен полный пограничный контроль. Процитируем положения обновленной Инструкции № 59 ( z0218-98 ), касающиеся рассматриваемого нами вопроса. "II. Порядок командирования за границу. ... п. 1.7. Суточные расходы за время командировки компенсируются в рамках предельных норм: ... в) если дата выбытия в командировку в страны, с которыми установлен полный пограничный контроль, или дата возвращения из них не совпадает с датами отметок в заграничном паспорте или документе, его заменяющем, то суточные расходы за время проезда по территории Украины возмещаются согласно порядку, предусмотренному для командировок в пределах Украины. При этом за дни пересечения границы Украины (в обоих направлениях) согласно указанным отметкам суточные расходы возмещаются по нормам, установленным для командировок за границу". Приведем пример, поясняющий порядок применения указанных выше норм Инструкции № 59 ( z0218-98 ). Пример 1. Работник предприятия, которое находится в г. Харькове, выехал в заграничную командировку в Краков (Польша) 14.04.2003 г., а возвратился в г. Харьков 18.04.2003 г. В загранпаспорте имеются отметки о пересечении границы (туда - 15.04.2003 г., назад - 17.04.2003 г.). В данном случае суточные работнику возмещаются по нормам, установленным для загранкомандировок, за 3 дня (15.04, 16.04, 17.04), т. е. включая дни пересечения границы Украины (15.04, 17.04). Суточные за 14.04 и 18.04 возмещаются по нормам, установленным для командировок в пределах Украины. 2. Работник командирован в страну, с которой не установлен или упрощен пограничный контроль. Процитируем положения обновленной Инструкции № 59 ( z0218-98 ), порядок применения, которых мы рассмотрим на условных числовых примерах. "II. Порядок командирования за границу. ... п. 1.7. Суточные расходы за время командировки компенсируются в рамках предельных норм: ... г) если командированный, находясь в пути в страну, с которой не установлен или упрощен пограничный контроль, или возвращаясь из такой страны, имеет пересадку на другое транспортное средство или остановку в гостинице (мотеле, другом жилом помещении) на территории Украины, то возмещение расходов на командировку за период проезда по территории Украины осуществляется в порядке, предусмотренном для служебных командировок в пределах Украины. При этом суточные расходы со дня последней пересадки на другое транспортное средство (выбытия из гостиницы, мотеля, другого помещения) на территории Украины во время следования в командировку за границу и до дня первой пересадки на другое транспортное средство (остановки в гостинице, мотеле, другом жилом помещении) на территории Украины (включительно) во время возвращения в Украину возмещаются по нормам, установленным для командировок за границу. В случае отсутствия такой пересадки (остановки) суточные расходы возвращаются за каждый день командировки, включая день выбытия и прибытия, - по нормам, установленным для командировок за границу". Рассмотрим на условных числовых примерах порядок применения указанных положений Инструкции № 59 ( z0218-98 ). Пример 2. Работник предприятия, находящегося в г. Харькове, 14.04.2003г. поездом отправился в г. Киев, куда прибыл 15.04.2003 г. (о чем свидетельствует дата в железнодорожном билете). В этот же день работник самолетом вылетел в г. Москва (Россия), куда прибыл в тот же день (о чем сделана отметка в командировочном удостоверении). 17.04.2003 г. работник вылетел самолетом из - г. Москва в г. Киев. В то же день работник отправился на поезде из г. Киева в г. Харьков. Прибыл в г. Харьков 18.04.2003 г. В данном примере суточные расходы за 14.04.2003 г. и 18.04.2003 г. возмещаются по нормам, установленным для командировок в пределах Украины. С 15.04.2003 г. по 17.04.2003 г. включительно суточные возмещаются по нормам, предусмотренным на командировку за границу. При этом 15.04.2003 г. - день последней пересадки на другое транспортное средство на территории Украины во время следования в командировку в Россию, 17.04.2003 г. - день первой пересадки на другое транспортное средство на территории Украины во время возвращения в Украину, за которые суточные согласно указанному выше положению Инструкции № 59 ( z0218-98 ) возмещаются по нормам, предусмотренным на командировку за границу. Пример 3. Работник предприятия, находящегося в г. Харькове, 14.04.2003г. поездом отправился в г. Санкт-Петербург (Россия), куда прибыл 15.04.2003 г. (о чем свидетельствует дата в железнодорожном билете). 17.04.2003 г. работник выехал на поезде из г. Санкт-Петербург (Россия) и прибыл в г. Харьков 18.04.2003 г. В данном случае суточные расходы за период с 14.04.2003 г. по 18.04.2003 г. включительно возмещаются по нормам, предусмотренным на командировку за границу. В раздел III Инструкции № 59 ( z0218-98 ), в котором определены особенности командировок госслужащих и работников бюджетных организаций, внесены изменения, которые в отдельных случаях могут коснуться и работников обычных предприятий. В частности, п.п. 2.1.2 п. 2.1 раздела III Инструкции № 59 ( z0218-98 ) дополнен новым абзацем. Его положения касаются случая, когда работник бюджетной организации командирован в две и более стран - участниц Шенгенского соглашения. Как известно, между такими странами (к ним, например, относятся Германия, Греция, Люксембург, Австрия, Италия и др.) не установлен или упрощен пограничный контроль. Вместе с тем для указанных стран постановлением № 663 ( 663-99-п ) установлены различные размеры суточных расходов. Поэтому для бюджетных организаций очень важно знать, в каком размере возмещать суточные расходы в данном случае. Так вот, в случае если работник командирован в две и более таких стран, суточные расходы, начиная со второй страны, возмещаются по установленным для каждой страны нормам со дня прибытия в страну, указанную в транспортных билетах или счетах за проживание в гостинице (мотеле, другом жилом помещении). При отсутствии транспортных билетов или счетов за проживание суточные расходы возмещаются по нормам страны командировки согласно отметке в командировочном удостоверении принимающей стороны. Эти положения могут быть интересны тем обычным (небюджетным) предприятиям, которые экономят на суточных расходах путем уменьшения их размера до минимального уровня, т. е. до уровня, предусмотренного для работников бюджетных организаций. Однако в связи с тем, что разницу между суточными расходами, предусмотренными для стран - участниц Шенгенского соглашения, нельзя назвать значительной, следование указанным нормам ощутимой выгоды предприятию не принесет, а лишь добавит дополнительную работу бухгалтеру. Приезжаем в выходной Пункт 1.2 раздела "Общие положения" дополнен новым абзацем, согласно которому в случае, если приказом о командировке предусмотрено возвращение работника из командировки в выходной день, то ему может быть предоставлен другой день отдыха согласно законодательству в сфере регулирования трудовых отношений. Прямых указаний в КЗоТе ( 322-08 ) по поводу указанных положений нет. Некоторую аналогию внесенного в Инструкцию № 59 ( z0218-98 ) положения можно провести с положениями статей 71 - 72 КЗоТ ( 322-08 ). Приведем их: "Статья 71. Запрещение работы в выходные дни. Исключительный порядок такой работы Работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в эти дни допускается только с разрешения профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации и только в исключительных случаях, определяемых законодательством в части второй этой статьи. Привлечение отдельных работников к работе в выходные дни допускается в таких исключительных случаях: 1) для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий; 2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи государственного или общественного имущества; 3) для выполнения безотлагательных, заранее не предусмотренных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, учреждения, организации в целом или их отдельных подразделений; 4) для выполнения безотлагательных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправления и назначения. Привлечение работников к работе в выходные дни осуществляется по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа. Статья 72. Компенсация за работу в выходной день Работа в выходной день может компенсироваться, при согласии сторон, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере. Оплата за работу в выходной день исчисляется по правилу статьи 107 этого Кодекса". Судя по всему, отсутствие четкого указания в КЗоТе ( 322-08 ) о том, что в случае, если приказом о командировке предусмотрено возвращение работника из командировки в выходной день, то ему должны предоставить другой день отдыха, а также то, что в самой Инструкции № 59 ( z0218-98 ) речь идет о том, что другой день отдыха может быть предоставлен, свидетельствуют о том, что работодателям предоставили право, а не обязанность в предоставлении командированному работнику этого дня. В заключение пожелаем вам удачных и успешных командировок. {1} Более подробно порядок определения суточных расходов для выдачи аванса на командировку за границу с числовыми примерами рассмотрен в статье нашего специалиста "Суточные за границей: много нового" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 62). ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №31/03, стр. 53 [17.04.2003] Татьяна Онищенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------