Новое в применении админштрафов при выявлении ошибок

------------------------------------------------------------------

    Админштрафы  при  выявлении  ошибок  за  предыдущие   отчетные
периоды не применяется в случаях, когда плательщик налогов занизил
налоговые обязательства перед бюджетом и "исправился", если же  он
ошибся "в другую сторону", то...
    Законом Украины "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами и государственными целевыми фондами"  от  20.02.2003  г.
№ 550-IV  ( 550-15 )  внесены  существенные  изменения  в  порядок  
исправления ошибок, самостоятельно выявленных налогоплательщиком.
    Теперь абзац первый пункта 17.2 статьи 17  Закона  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами и государственными целевыми фондами"  от  21.12.2000  г.
№ 2181-III ( 2181-14 ) (далее  -  Закон  № 2181) изложен  в  новой
редакции:

    "17.2. Плательщик налогов,  который  до  начала  его  проверки
    контролирующим органом самостоятельно выявляет факт  занижения
    налогового обязательства истекших налоговых периодов, обязан:
    а) или  послать  уточняющий  расчет  и  уплатить  сумму  такой
    недоимки и штраф в размере пяти процентов от  такой  суммы  до
    предоставления такого уточняющего расчета;
    б) или отразить сумму такой недоимки в составе  декларации  по
    этому налогу,  которая  направляется  за  следующий  налоговый
    период, увеличенную на сумму штрафа в размере  пяти  процентов
    от такой суммы,  с  соответствующим  увеличением  общей  суммы
    налогового обязательства по этому налогу.
    Если  после   подачи    декларации    за    отчетный    период
    налогоплательщик  подает  новую  декларацию  с   исправленными
    показателями до  окончания  предельного  срока  предоставления
    декларации за этот же отчетный период, то штрафы, определенные
    в этом пункте, не применяются.
    При самостоятельном доначислении суммы налоговых  обязательств
    административные штрафы не налагаются".

    Если проанализировать нововведение, то  можно  сделать  вывод,
что "уточняющих" деклараций теперь не должно  быть,  ведь  речь  в
указанном  пункте  идет   только    об    "уточняющем    расчете".
Налогоплательщики  уже  имеют  опыт  "общения"  с  такой    формой
документа, ведь для исправления ошибок по НДС они  одновременно  с
предоставлением уточненной декларации по НДС подавали в  налоговые
органы и Приложение № 3, которое имело название "Справка о  суммах
НДС, которые увеличивают или уменьшают налоговые  обязательства  в
результате  исправления    самостоятельно    выявленной    ошибки,
допущенной в предыдущих отчетных периодах".
    Форма  уточняющих    расчетов    определяется    в    порядке,
установленном для налоговых деклараций.
    Если внимательно  прочитать  пункт  17.2  Закона  №  2181,  то
напрашивается вывод, что  "исправляться"  теперь  можно  только  в
случае выявления факта занижения  налогового  обязательства,  ведь
речь в пункте 17.2 идет только о случае "выявления факта занижения
налогового обязательства".
    Однако  это  не  так.  Законодатели  предусмотрели   отдельные
требования относительно  исправления  ошибок  и  в  другой  статье
Закона.  Так, согласно пункту 5.1 статьи 5 Закона № 2181 налоговое
обязательство, самостоятельно  определенное  налогоплательщиком  в
налоговой декларации, считается согласованным с дня предоставления
такой налоговой декларации.
    Это  налоговое  обязательство  не  может    быть    обжаловано
налогоплательщиком в административном или судебном порядке.
    В то же время вторым предложением  абзаца  второго  указанного
пункта (в последней редакции) предусмотрено, что  если  в  будущих
налоговых  периодах  (с  учетом  1095    дней)    налогоплательщик
самостоятельно  выявляет  ошибки  в  показателях  ранее   поданной
налоговой  декларации,  такой   налогоплательщик    имеет    право
предоставить уточняющий расчет.
    Кроме того, теперь налогоплательщик имеет право и не  подавать
такой расчет, если такие уточненные показатели  указываются  им  в
составе  налоговой  декларации  за  любой  последующий   налоговый
период,  в  течение  которого  такие  ошибки  были  самостоятельно
выявлены.
    К сожалению, наши законодатели частично оставили без  внимания
такой  случай,  как  допущение  ошибки  в  Декларации  в   сторону
завышения налогового обязательства с последующим ее  исправлением,
ограничившись только указанием относительно того,  что  админштраф
не применяется только в случае исправления ошибки, которая привела
к занижению налогового обязательства.
    Поэтому автора не удивит, если какой-то  "рьяный"  проверяющий
задумает  применить  к  руководству  налогоплательщика,    который
исправил ошибку, связанную с завышением налогового  обязательства,
административные штрафы.  С примерами применения  админштрафов  за
такие, якобы, "нарушения" автор уже сталкивался.
    Поэтому будем только надеяться,  что  разработчики  Налогового
кодекса учтут все эти возможности,  а  также  все  возможности  со
стороны проверяющих на эти возможности.
    Есть  еще  одна  недоработка  в  вопросе  исправления  ошибок.
Предлагаю сравнить отдельные положения пункта 5.1  и  пункта  17.2
Закона № 2181:
    - из пункта 5.1:

    "... если такие уточненные показатели указываются им в составе
    налоговой декларации за любой последующий налоговый период,  в
    течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены";

    - из пункта 17.2:

    "б) или отразить сумму такой недоимки в составе декларации  по
    этому налогу,  который  направляется  за  следующий  налоговый
    период...".

    Как могли заметить читатели, в пункте 17.2  нет  уточнения  "в
течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены".
    Здравый рассудок подсказывает, что законодатели имели  в  виду
одни и  те  же  обстоятельства.  Но  простите,  что  написано,  то
написано. Да и здравый рассудок бывает разный...
    Кто имеет гарантию того, что налогоплательщику не скажут,  что
найдя ошибку в расчете налогового обязательства, например, по  НДС
за декабрь 2002 г. в апреле 2003 года, он обязан  ее  исправить  в
"следующем" для апреля периоде - в декларации по НДС за  май  2003
года с начислением 5% штрафа, а тем  временем  (до  предоставления
декларации по НДС за май) "пожалуют" к такому налогоплательщику "в
гости с проверкой".
    Поэтому можно посоветовать нашим законодателям, для  избежания
недоразумений  между   налогоплательщиками    и    контролирующими
органами, внести дополнение в пункт 17.2 статьи 17 Закона № 2181 в
абзац "б" в виде фразы  "в  течение,  которого  такие  ошибки были
самостоятельно выявлены".  И все становится полностью  понятным  и
нет двоякого толкования.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№13/03, стр. 40
[28.03.2003]
Константин Прищепа
Аудитор
------------------------------------------------------------------