Новое в применении админштрафов при выявлении ошибок ------------------------------------------------------------------ Админштрафы при выявлении ошибок за предыдущие отчетные периоды не применяется в случаях, когда плательщик налогов занизил налоговые обязательства перед бюджетом и "исправился", если же он ошибся "в другую сторону", то... Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 20.02.2003 г. № 550-IV ( 550-15 ) внесены существенные изменения в порядок исправления ошибок, самостоятельно выявленных налогоплательщиком. Теперь абзац первый пункта 17.2 статьи 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) изложен в новой редакции: "17.2. Плательщик налогов, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства истекших налоговых периодов, обязан: а) или послать уточняющий расчет и уплатить сумму такой недоимки и штраф в размере пяти процентов от такой суммы до предоставления такого уточняющего расчета; б) или отразить сумму такой недоимки в составе декларации по этому налогу, которая направляется за следующий налоговый период, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства по этому налогу. Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока предоставления декларации за этот же отчетный период, то штрафы, определенные в этом пункте, не применяются. При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств административные штрафы не налагаются". Если проанализировать нововведение, то можно сделать вывод, что "уточняющих" деклараций теперь не должно быть, ведь речь в указанном пункте идет только об "уточняющем расчете". Налогоплательщики уже имеют опыт "общения" с такой формой документа, ведь для исправления ошибок по НДС они одновременно с предоставлением уточненной декларации по НДС подавали в налоговые органы и Приложение № 3, которое имело название "Справка о суммах НДС, которые увеличивают или уменьшают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах". Форма уточняющих расчетов определяется в порядке, установленном для налоговых деклараций. Если внимательно прочитать пункт 17.2 Закона № 2181, то напрашивается вывод, что "исправляться" теперь можно только в случае выявления факта занижения налогового обязательства, ведь речь в пункте 17.2 идет только о случае "выявления факта занижения налогового обязательства". Однако это не так. Законодатели предусмотрели отдельные требования относительно исправления ошибок и в другой статье Закона. Так, согласно пункту 5.1 статьи 5 Закона № 2181 налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации, считается согласованным с дня предоставления такой налоговой декларации. Это налоговое обязательство не может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке. В то же время вторым предложением абзаца второго указанного пункта (в последней редакции) предусмотрено, что если в будущих налоговых периодах (с учетом 1095 дней) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет. Кроме того, теперь налогоплательщик имеет право и не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. К сожалению, наши законодатели частично оставили без внимания такой случай, как допущение ошибки в Декларации в сторону завышения налогового обязательства с последующим ее исправлением, ограничившись только указанием относительно того, что админштраф не применяется только в случае исправления ошибки, которая привела к занижению налогового обязательства. Поэтому автора не удивит, если какой-то "рьяный" проверяющий задумает применить к руководству налогоплательщика, который исправил ошибку, связанную с завышением налогового обязательства, административные штрафы. С примерами применения админштрафов за такие, якобы, "нарушения" автор уже сталкивался. Поэтому будем только надеяться, что разработчики Налогового кодекса учтут все эти возможности, а также все возможности со стороны проверяющих на эти возможности. Есть еще одна недоработка в вопросе исправления ошибок. Предлагаю сравнить отдельные положения пункта 5.1 и пункта 17.2 Закона № 2181: - из пункта 5.1: "... если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены"; - из пункта 17.2: "б) или отразить сумму такой недоимки в составе декларации по этому налогу, который направляется за следующий налоговый период...". Как могли заметить читатели, в пункте 17.2 нет уточнения "в течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены". Здравый рассудок подсказывает, что законодатели имели в виду одни и те же обстоятельства. Но простите, что написано, то написано. Да и здравый рассудок бывает разный... Кто имеет гарантию того, что налогоплательщику не скажут, что найдя ошибку в расчете налогового обязательства, например, по НДС за декабрь 2002 г. в апреле 2003 года, он обязан ее исправить в "следующем" для апреля периоде - в декларации по НДС за май 2003 года с начислением 5% штрафа, а тем временем (до предоставления декларации по НДС за май) "пожалуют" к такому налогоплательщику "в гости с проверкой". Поэтому можно посоветовать нашим законодателям, для избежания недоразумений между налогоплательщиками и контролирующими органами, внести дополнение в пункт 17.2 статьи 17 Закона № 2181 в абзац "б" в виде фразы "в течение, которого такие ошибки были самостоятельно выявлены". И все становится полностью понятным и нет двоякого толкования. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №13/03, стр. 40 [28.03.2003] Константин Прищепа Аудитор ------------------------------------------------------------------