Если на предприятии работает инвалид ------------------------------------------------------------------ Трудоустройство инвалидов - дело благородное Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.91 г. № 875-ХII ( 875-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 875), инвалидам гарантированы равные со всеми другими гражданами возможности во всех сферах общественной жизни. С целью повышения социальной защищенности инвалидов ст. 18 Закона № 875 ( 875-12 ) определено, что органы Министерства труда Украины, Министерства социальной защиты населения, районные Советы народных депутатов, общественные организации инвалидов осуществляют их трудоустройство. Участие в столь благородном деле предприятий (объединений), учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования) заключается в обязанности создавать для инвалидов рабочие места. При этом согласно ст. 19 Закона № 875 ( 875-12 ) для предприятий устанавливается норматив рабочих мест с целью обеспечения трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов от общей численности работающих. В том случае если на предприятии работают от 15 до 25 человек, такой норматив устанавливается на уровне одного рабочего места. Предприятия с численностью работающих 15 и более человек в соответствии с п. 2 Порядка уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767 ( 1767-2001-п ) (далее - Порядок № 1767), регистрируются в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению и ежегодно в срок до 1 февраля следующего за отчетным года представляют в указанные отделения Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-П1). На предприятия, где численность работающих инвалидов меньше установленного норматива рабочих мест, возлагается обязанность ежегодно уплачивать соответствующим региональным отделениям Фонда социальной защиты инвалидов штрафные санкции. Сумма таких штрафных санкций определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (в объединении), в учреждении, организации за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. В соответствии с п. 4 Порядка № 1767 ( 1767-2001-п ) сумма штрафных санкций должна быть уплачена таким предприятием самостоятельно до 15 апреля следующего за отчетным года. Если же численность работающих на предприятии совсем невелика (до 15 человек), для таких предприятий в соответствии с Законом № 875 ( 875-12 ) норматив рабочих мест с целью обеспечения трудоустройства на них инвалидов не устанавливается, в связи, с чем нет необходимости в прохождении регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов, направлении в его адрес отчета по форме № 10-П1 и уплате штрафных санкций. На создание рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, отделения Фонда социальной защиты инвалидов могут предоставлять предприятиям целевые ссуды (со сроком возврата до трех лет). Такие ссуды являются беспроцентными и предоставляются на договорных условиях только предприятиям, обеспечивающим норматив рабочих мест, в случае их обращения с заявлением о предоставлении ссуды в отделения Фонда в пределах средств, выделенных на указанные нужды в текущем году. Для получения ссуды к заявлению следует приложить: - справку органов государственной налоговой службы об отсутствии задолженности предприятия по уплате налогов, сборов (обязательных платежей); - смету расходов на создание обусловленного в договоре количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов; - технико-экономическое обоснование создания рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, и возможности возврата ссуды. На предприятия, использующие труд инвалидов, возлагаются обязанности по созданию условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации таких инвалидов и обеспечению других социально-экономических гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Следует учесть, что к организации рабочих мест инвалидов предъявляются определенные требования, установленные Положением о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314 ( 314-95-п ), с изменениями и дополнениями. Так, п. 3 данного Положения указывает на то, что рабочее место инвалида считается созданным, если оно отвечает требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии), органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. Подробнее о вопросах трудоустройства инвалидов и о порядке расчета норматива рабочих мест читайте в публикации нашего специалиста "Штрафные санкции в Фонд социальной защиты инвалидов: сроки приближаются" ("Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 5). Права работника-инвалида Право на труд Приведем в виде таблицы номера и содержание статей Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ) (далее - КЗоТ), а также Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" от 28.02.91 г. № 796-XII ( 796-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 796), в которых указываются льготы, гарантированные работающим инвалидам. |----------|-----------------------------------------------------| | № статьи | Льгота | |----------|-----------------------------------------------------| | 1 | 2 | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 26| Испытательный срок не устанавливается при приеме | | КЗоТ | на работу инвалидов, направленных на работу в | | | соответствии с рекомендациями медико-социальной | | | экспертизы | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 39| Срочный трудовой договор (пп. 2 и 3 ст. 23 КЗоТ) | | КЗоТ | подлежит расторжению досрочно по требованию | | | работника в случае его болезни или инвалидности, | | | препятствующих выполнению работы по договору | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 42| При равных условиях продуктивности труда и | | п. 5 КЗоТ| квалификации преимущественное право остаться | | | на работе при сокращении численности или штата | | | работников предоставляется участникам боевых | | | действий, инвалидам войны и лицам, на которых | | | распространяется действие Закона Украины | | | "О статусе ветеранов войны, гарантиях их | | | социальной защищенности" от 22.10.93 г. | | | № 3551-ХII, с изменениями и дополнениями | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 55| Работа инвалидов в ночное время допускается только | | КЗоТ | с их согласия и при условии, что это не | | | противоречит медицинским рекомендациям | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 63| Привлечение инвалидов к сверхурочным работам | | КЗоТ | возможно только с их согласия и при условии, | | | что это не противоречит медицинским | | | рекомендациям | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 17| В случаях, предусмотренных законодательством, | | КЗоТ | на собственника или уполномоченный им орган | | | возлагается обязанность организовывать обучение, | | | переквалификацию и трудоустройство инвалидов в | | | соответствии с медицинскими рекомендациями, | | | устанавливать по их просьбе неполный рабочий | | | день или неполную рабочую неделю и создавать | | | льготные условия труда. Привлечение инвалидов к | | | сверхурочным работам и работам в ночное время без | | | их согласия не допускается | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 20| Инвалидам из числа участников ликвидации | | Закона | последствий аварии на Чернобыльской АЭС и | | № 796 | потерпевшим от Чернобыльской катастрофы | | | (статьи 10, 11, часть третья статьи 12 | | | Закона № 796), в отношении которых установлена | | | причинная связь инвалидности с Чернобыльской | | | катастрофой, больным вследствие Чернобыльской | | | катастрофы лучевой болезнью, предоставляются, | | | в частности, такие гарантированные государством | | | компенсации и льготы: | | | - преимущественное право остаться на работе при | | | увольнении работников в связи с изменениями в | | | организации производства и труда, в том числе при | | | ликвидации, реорганизации или перепрофилировании | | | предприятия, учреждения, организации, сокращении | | | численности или штата работников, а также на | | | трудоустройство. В случае увольнения | | | работников-инвалидов по перечисленным причинам им | | | выплачивается пособие в размере трехкратной | | | среднемесячной заработной платы, а также | | | сохраняется по их желанию должностной оклад, | | | тарифная ставка (оклад) на новом месте работы, | | | но не более одного года. Им также гарантируется | | | трудоустройство с учетом их пожеланий или | | | возможность обучения новым профессиям | | | (специальностям) с сохранением в установленном | | | порядке средней заработной платы по последнему | | | месту работы за весь период переподготовки, но не | | | более одного года (п. 7 ст. 20 Закона № 796) | |----------|-----------------------------------------------------| | Статья 24| При отказе в приеме на работу, непредоставлении | | Закона | работы по специальности инвалиду, направленному | | № 875 | по распределению после окончания учебного | | | заведения, или при несоблюдении прочих условий | | | трудового договора и законодательства о труде | | | администрация предприятия (объединения), | | | учреждения и организации возмещает расходы на | | | его проезд до места работы и обратно к месту | | | постоянного проживания, а также расходы на | | | проезд сопровождающего, если он необходим | |----------|-----------------------------------------------------| Следует сказать, что льготы, предусмотренные п. 7 ст. 20 Закона № 796 ( 796-12 ), предоставляются также супругу (супруге) умершего гражданина, смерть которого (которой) связана с Чернобыльской катастрофой. Основанием для предоставления указанных льгот является удостоверение, выданное в порядке, установленном постановлением КМУ "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы" от 20.01.97 г. № 51 ( 51-97-п ), с изменениями и дополнениями. Право на отпуск В соответствии со ст. 6 Закона Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР ( 504/96-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об отпусках), инвалидам I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а инвалидам III группы - 26 календарных дней. Как правило, право работника на ежегодный и дополнительный отпуска полной продолжительности в первый год работы наступает по истечении шести месяцев непрерывной работы на предприятии. Однако работнику-инвалиду по его желанию ежегодный отпуск полной продолжительности в первый год работы на данном предприятии может быть предоставлен до истечения шестимесячного срока непрерывной работы и в удобное для него время. Кроме того, согласно ст. 25 Закона об отпусках по желанию работника-инвалида ему в обязательном порядке может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска составляет: - до 30 календарных дней ежегодно - инвалидам III группы; - до 60 календарных дней ежегодно - инвалидам I и II групп. Отдельно следует сказать о праве на отпуск работников-инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевших от Чернобыльской катастрофы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой (I категория). Для таких инвалидов на основании п. 22 ст. 20 Закона № 796 предусмотрено предоставление дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих дней на год. Обращаем также внимание, что пунктом 5 ст. 34 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности" от 23.09.99 г. № 1105-ХIV ( 1105-14 ), с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что работнику, ставшему инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности, бесплатно по медицинским показаниям предоставляется путевка для санаторно-курортного лечения. Если такой работник до получения путевки использовал ежегодный отпуск, работодатель предоставляет ему дополнительный отпуск для лечения (включая время проезда) с сохранением на это время среднемесячной заработной платы, которую работник получал до повреждения здоровья, или заработной платы, получаемой им перед отпуском (по выбору работника). Право на получение пособия по временной нетрудоспособности Согласно Закону № 796 ( 796-12 ) инвалидам из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предоставляются следующие льготы: - право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от страхового стажа. Эта льгота предоставляется также супругу (супруге) умершего гражданина, смерть которого (которой) связана с Чернобыльской катастрофой (п. 8 ст. 20 Закона № 796); - право на получение пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году (п. 9 ст. 20 Закона № 796); - право на получение листка нетрудоспособности на весь период лечения в санаториях и специализованных лечебных заведениях с учетом времени проезда туда и обратно, с выплатой пособия по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет выдана путевка (п. 16 ст. 20 Закона № 796). Кроме того, следует принять к сведению, что согласно ст. 2 Закона Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" от 11.01.2001 г. № 2213-III ( 2213-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 2213), пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, оплачивается застрахованным инвалидам, работающим на предприятиях и в организациях обществ УТОГ и УТОС, Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности начиная с первого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством. Льготы для работников-инвалидов Подоходный налог Работники-инвалиды имеют определенные льготы, связанные с налогообложением их доходов. Так, инвалидам с детства, инвалидам I и II группы подпунктом "в" п. 4 ст. 6 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями и дополнениями (далее - Декрет о подоходном налоге), предусмотрено уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода на сумму, не превышающую за каждый полный месяц пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В то же время, если работник является инвалидом из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на основании п.п. "а" п. 3 ст. 6 Декрета о подоходном налоге он как гражданин, пострадавший вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенный к I категории, имеет право на уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода на сумму, не превышающую за каждый полный месяц десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В данном случае такому работнику может быть предоставлена только одна льгота по его выбору (как правило, наибольшая), поскольку положения абзаца последнего п. 6.5 п. 6 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 12), указывают на то, что при наличии у гражданина права на льготы на нескольких основаниях ему предоставляется одна из них по его выбору. Совокупный доход граждан, являющихся инвалидами войны, уменьшается в соответствии с п.п. 6.6 п. 6 Инструкции № 12 на сумму, не превышающую за каждый полный месяц пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование Необходимо заметить, что Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97г. № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 400), не предусмотрено предоставление каких-либо льгот работникам-инвалидам в отношении удержания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Поэтому для всех наемных работников предприятия, включая инвалидов, объектом обложения данным сбором является совокупный налогооблагаемый доход, исчисленный согласно действующему законодательству. Напомним, что в соответствии с пп. 4 и 5 ст. 4 Закона № 400 ( 400/97-ВР ) удержание указанного сбора осуществляется в размере от 1 до 5 процентов от объекта налогообложения. Что касается работодателей, то для них п. 1 ст. 4 указанного Закона предусмотрены начисление и уплата сбора в Пенсионный фонд в следующих размерах: - для предприятий, учреждений и организаций, использующих труд инвалидов, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование устанавливается отдельно по ставке 4 процента от объекта налогообложения для работающих инвалидов и по ставке 32 процента от объекта налогообложения - для других работников такого предприятия; - для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в которых число инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование устанавливается по ставке 4 процента от объекта налогообложения всех работников таких предприятий. При этом объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 2 Закона № 400 ( 400/97-ВР ) являются фактические расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы (в том числе в натуральной форме), которые определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на основании Закона Украины "Об олате труда" от 24.03.95 № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об оплате труда) (кроме сумм выплат, не учитываемых при определении базы начисления взносов согласно п. 2 ст. 5 Декрета о подоходном налоге), а также вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера. Взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы Согласно ст. 5 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 1533), не подлежат страхованию на случай безработицы работающие пенсионеры и лица, у которых в соответствии с законодательством Украины возникло право на пенсию. Обращаем внимание, что к числу лиц, у которых возникло право на пенсию, относятся также инвалиды, так как в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.91 г. № 1788-XII ( 1788-12 ), с изменениями и дополнениями, они имеют право на пенсионное обеспечение по инвалидности. Следовательно, работающие инвалиды освобождены от уплаты взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в размере 0,5 процента от сумм оплаты труда, включающих основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению подоходным налогом с граждан. Заметим, что в отличие от Закона № 400 ( 400/97-ВР ) Закон № 1533 ( 1533-14 ) не предусматривает предоставление каких-либо льгот предприятиям, использующим труд инвалидов, в связи, с чем работодатели осуществляют начисление данного взноса в общеустановленном порядке, а именно: в размере 1,9 процента суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат (в том числе в натуральной форме), которые определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на основании Закона об оплате труда, и подлежат обложению подоходным налогом с граждан. Взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением Наиболее лояльными как для работников-инвалидов, так и для предприятий, использующих их труд, являются положения п. 1 ст. 1 Закона № 2213 ( 2213-14 ) . Данным Законом для наемных работников установлены следующие размеры взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением: - для работников-инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях УТОГ и УТОС, - 0,25 процента сумм оплаты труда, включающих основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению подоходным налогом с граждан; - для всех остальных наемных работников, в том числе инвалидов, работающих на других предприятиях и в организациях, нежели предприятия (организации) УТОГ и УТОС, льготы в отношении уплаты данного взноса не предусмотрены, поэтому он уплачивается в соответствии с законодательством на общих основаниях в размере 0,5 процента сумм оплаты труда. Размеры взноса для работодателей установлены Законом № 2213 на следующем уровне: - для предприятий и общественных организаций инвалидов, где число инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда - 0,7 процента суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников-инвалидов и 2,9 процента суммы фактических расходов на оплату труда других работников; - для предприятий и организаций УТОГ и УТОС - 0,5 процента суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников. Напомним, что для целей налогообложения фактические расходы на оплату труда наемных работников согласно ст. 19 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 ), с изменениями и дополнениями, и п. 1 ст. 1 Закона № 2213 ( 2213-14 ) включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме), которые определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на основании Закона об оплате труда, и подлежат обложению подоходным налогом с граждан. Взнос на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности Следует иметь в виду, что Законом Украины "О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности" от 22.02.2001 г. № 2272-III ( 2272-14 ), с изменениями и дополнениями, установлены льготы по уплате данного взноса лишь для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов. Согласно ст. 5 указанного Закона такие плательщики начисляют и уплачивают взнос в размере 50 процентов страховых тарифов, установленных для обычных плательщиков. Пример отражения в учете расходов, связанных с начислением и выплатой дохода работнику-инвалиду Рассмотрим на условном числовом примере порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете расходов, связанных с начислением и выплатой дохода работнику-инвалиду обычного предприятия (т. е. предприятия, не являющегося ни предприятием (организацией) общественных организаций инвалидов, ни предприятием (организацией) УТОГ или УТОС). Пример. Работнику отдела кадров, являющемуся инвалидом из числа участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (отнесен к I категории), в апреле 2003 года начислен доход, состоящий из: - заработной платы - 720 грн.; - пособия по временной нетрудоспособности (в период с 14.04.2003 г. по 22.04.2003 г.) - 240 грн.; - материальной помощи - 380 грн. (материальная помощь в 2003 году выплачена работнику впервые, поэтому в сумме, не превышающей размер прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо (365 грн.), не включается в совокупный налогооблагаемый доход работника и соответственно в состав валовых расходов предприятия). Сумма начислений: - в Пенсионный фонд (4%) - [720 + (380 - 365)] х 4% : 100% = 29,40 (грн.); - в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (2,9%) - [720 + (380 - 365)] х 2,9% : 100% = 21,32 (грн.); - в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (1,9%) - [720 + (380 - 365)] х 1,9% : 100% = 13,97 (грн.); - в Фонд социального страхования от несчастных случаев (условно 1,02%) - [720 + (380 - 365)] х 1,02% : 100% = 7,50 (грн.). Сумма удержаний: - подоходный налог - [720 + 240 + (380 - 365) - (153 (льгота - 9 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 грн. х 9)) - 170] х 20% : 100% + 19,55 грн. = 149,95 (грн.); - в Пенсионный фонд (2%) - [720 + 240 + (380 - 365)] х 2% : 100% = 19,50 (грн.); - в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (0,5%) - [720 + (380 - 365)] х 0,5% : 100% = 3,68 (грн.). Напомним, что удержание взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы с дохода работника-инвалида (0,5%) не производится. Данные операции в бухгалтерском и налоговом учете отражаются следующим образом: |---|--------------------------|--------|---------------|-------------| | № | Содержание хозяйственной | Сумма,| Бухгалтерский | Налоговый | |п/п| операции | грн. | учет | учет | | | | |------|--------|-----|-------| | | | | дебет| кредит |доход|расходы| | | | | счета| счета | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 1 | Начислена заработная | | 92 | 811 | | | | | плата работнику за | 720|------|--------| - | 720 | | | апрель 2003 года | | 811 | 661 | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 2 | Начислено пособие по | | 948 | 816 | | | | | временной | 133,33|------|--------| - | 133,33| | | нетрудоспособности | | 816 | 661 | | | | | (оплата первых пяти дней | | | | | | | | нетрудоспособности) | | | | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 3 | Начислено пособие по | 106,67| 652 | 661 | - | 106,67| | | временной | | | | | | | | нетрудоспособности | | | | | | | | (за счет страховых | | | | | | | | взносов) | | | | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 4 | Начислена материальная | 380| 92 | 812 | - | 15 | | | помощь | |------|--------| | | | | | | 812 | 661 | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 5 | Начислены сборы (взносы):| | | | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - сбор на обязательное | | 92 | 821 | | | | | государственное | 29,40|------|--------| - | 29,40 | | | пенсионное страхование | | 821 | 651 | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - взнос на | | 92 | 822 | | | | | общеобязательное | 21,32|------|--------| - | 21,32 | | | государственное | | 822 | 652 | | | | | социальное страхование | | | | | | | | в связи с временной | | | | | | | | потерей трудоспособности | | | | | | | | и расходами, | | | | | | | | обусловленными рождением | | | | | | | | и погребением | | | | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - взнос на | | 92 | 823 | | | | | общеобязательное | 13,97|------|--------| - | 13,97 | | | государственное | | 823 | 653 | | | | | социальное страхование | | | | | | | | на случай безработицы | | | | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - взнос на | | 92 | 825 | | | | | общеобязательное | 7,50|------|--------| - | 7,50 | | | государственное | | 825 | 656 | | | | | социальное страхование | | | | | | | | от несчастных случаев | | | | | | | | на производстве и | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | заболевания, повлекших | | | | | | | | потерю трудоспособности | | | | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 6 | Произведены удержания: | | | | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - подоходный налог | 149,95| 661 | 641/ | - | - | | | | | |Подоход-| | | | | | | |ный | | | | | | | |налог | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - сбор на обязательное | 19,50| 661 | 651 | - | - | | | государственное | | | | | | | | пенсионное страхование | | | | | | | |--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | | - взнос на | 3,68| 661 | 652 | - | - | | | общеобязательное | | | | | | | | государственное | | | | | | | | социальное страхование | | | | | | | | в связи с временной | | | | | | | | потерей трудоспособности | | | | | | | | и расходами, | | | | | | | | обусловленными рождением | | | | | | | | и погребением | | | | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| | 7 | Выплачены из кассы | 1166,87| 661 | 301 | - | - | | | предприятия заработная | | | | | | | | плата, пособие по | | | | | | | | временной | | | | | | | | нетрудоспособности и | | | | | | | | материальная помощь | | | | | | |---|--------------------------|--------|------|--------|-----|-------| ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №37/2003, стр. 17 [08.05.2003] Наталья Белова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------