Некоторые вопросы относительно погашения налогового долга ------------------------------------------------------------------ С целью защиты бюджетных интересов Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181-III) определено, что в случае возникновения у налогоплательщика налогового долга на какие-либо виды активов такого должника, находившиеся в его собственности (полном хозяйственном ведении) на момент непогашения, а также на какие-либо другие активы, на которые налогоплательщик приобретет права собственности в будущем, до момента погашения его налогового долга распространяется право налогового залога. Полномочия по погашению налогового долга возлагаются на налогового управляющего, который действует на основании существующего законодательства и является только уполномоченным на выполнение функций государства. При наличии у налогоплательщика непогашенного налогового долга пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) предусматривается процедура письменного согласования с налоговым органом отдельных операций налогоплательщика: по продаже, другим видам отчуждения или аренды (лизинга) недвижимого и движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, за исключением имущества, имущественных и неимущественных прав, используемых в предпринимательской деятельности налогоплательщика (других видах деятельности, которые по условиям налогообложения приравниваются к предпринимательской), а именно: готовой продукции, товаров и товарных запасов, работ и услуг за денежные средства по их обычным ценам; по использованию объектов недвижимого или движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, а также денежных средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступку требования и перевод долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов; по ликвидации объектов недвижимого или движимого имущества, за исключением их ликвидации вследствие обстоятельств непреодолимого действия (форс-мажорных обстоятельств) или в соответствии с решениями органов государственного управления. Такие меры принимают с целью сохранения как бюджетных потребителей, так и собственно предприятий от необдуманных действий руководства такого предприятия-должника. Выполнение функциональных обязанностей по согласованию операций с активами налогоплательщика, имеющего непогашенный налоговый долг, относится к компетенции налогового управляющего. Возникновение же угрозы защищенности бюджета от возможного непогашения бюджетных долгов или уменьшения способности налогоплательщика своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг, собственно, рассматривается как основание для выдачи предписания о запрещении осуществления соответствующих гражданско-правовых операций. Такое предписание выдается налоговым управляющим и утверждается руководителем соответствующего налогового органа. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 15.04.2002 г. № 538 ( 538-2002-п ) "Об утверждении Порядка взыскания денежных средств и продажи других активов налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге" самостоятельная реализация бюджетным должником активов, находящихся в налоговом залоге, без направления в полном объеме полученной от такой реализации выручки в счет погашения налогового долга, запрещается. В случае если действия руководителя предприятия-должника станут помехой погашению долгов перед бюджетами, они расцениваются как нарушения действующего законодательства Украины, а такой недобросовестный руководитель привлекается к ответственности. Отсутствие законодательных оснований для отзыва предписания органа государственной налоговой службы о запрещении осуществления отдельных операций до полного погашения налогового долга налогоплательщика не предусматривает возможности использования активов налогоплательщика по собственному усмотрению. Альтернативными вариантами решения проблемы отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, как положительного способа решения соответствующих социальных проблем могут быть: направление средств, вырученных от самостоятельной реализации активов, находящихся в налоговом залоге, на погашение долга (согласование соответствующей операции возможно при условии письменного подтверждения намерений налогоплательщика самостоятельно погасить налоговый долг за счет продажи активов); заключение договора налоговой поруки между бюджетным должником и банком-поручителем относительно налогового долга такого налогоплательщика; рассрочка налогового долга налогоплательщика в пределах бюджетного года, которая даст реальную возможность в несколько сроков рассчитаться с бюджетом. Вместе с тем следует отметить, что осуществление бюджетным должником операций с активами, находящимися в налоговом залоге, без письменного согласия налогового органа считается не только нарушением налогового законодательства, но и влечет ответственность согласно действующему законодательству Украины. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №8/03, стр. 31 [01.02.2003] Ярослава Мороз Главный государственный налоговый инспектор ГНА Украины ------------------------------------------------------------------