Некоторые вопросы относительно погашения налогового долга

------------------------------------------------------------------

    С  целью  защиты  бюджетных    интересов    Законом    Украины
от 21.12.2000  г.  № 2181-III  ( 2181-14 )  "О  порядке  погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными целевыми фондами"  (далее  -  Закон  №  2181-III)
определено,  что  в  случае  возникновения  у    налогоплательщика
налогового долга  на  какие-либо  виды  активов  такого  должника,
находившиеся в его собственности (полном хозяйственном ведении) на
момент непогашения,  а  также  на  какие-либо  другие  активы,  на
которые налогоплательщик приобретет права собственности в будущем,
до момента погашения его налогового долга  распространяется  право
налогового залога.
    Полномочия  по  погашению  налогового  долга  возлагаются   на
налогового  управляющего,  который    действует    на    основании
существующего законодательства и является только уполномоченным на
выполнение функций государства.
    При  наличии  у  налогоплательщика  непогашенного   налогового
долга пп.  8.6.1  п.  8.6  ст.  8  Закона  № 2181-III  ( 2181-14 )
предусматривается процедура письменного согласования  с  налоговым
органом отдельных операций налогоплательщика:
    по продаже,  другим  видам  отчуждения  или  аренды  (лизинга)
недвижимого   и    движимого    имущества,    имущественных    или
неимущественных прав, за исключением  имущества,  имущественных  и
неимущественных  прав,    используемых    в    предпринимательской
деятельности налогоплательщика (других видах деятельности, которые
по условиям налогообложения приравниваются к предпринимательской),
а именно: готовой продукции, товаров и товарных запасов,  работ  и
услуг за денежные средства по их обычным ценам;
    по использованию объектов недвижимого или движимого имущества,
имущественных или неимущественных прав, а также  денежных  средств
для осуществления  прямых  или  портфельных  инвестиций,  а  также
ценных  бумаг,  удостоверяющих  отношения  долга,   предоставление
гарантий,  поручительств,  уступку  требования  и  перевод  долга,
выплату  дивидендов,  размещение  депозитов  или    предоставление
кредитов;
    по ликвидации объектов недвижимого или движимого имущества, за
исключением их ликвидации вследствие обстоятельств  непреодолимого
действия  (форс-мажорных  обстоятельств)  или  в  соответствии   с
решениями органов государственного управления.
    Такие  меры  принимают  с  целью  сохранения  как    бюджетных
потребителей,  так  и  собственно  предприятий  от    необдуманных
действий руководства такого предприятия-должника.
    Выполнение  функциональных  обязанностей    по    согласованию
операций  с  активами  налогоплательщика,  имеющего   непогашенный
налоговый долг, относится к компетенции налогового управляющего.
    Возникновение же угрозы  защищенности  бюджета  от  возможного
непогашения  бюджетных  долгов    или    уменьшения    способности
налогоплательщика  своевременно  или  в  полном  объеме   погасить
налоговый долг,  собственно,  рассматривается  как  основание  для
выдачи  предписания  о  запрещении  осуществления  соответствующих
гражданско-правовых операций. Такое предписание выдается налоговым
управляющим  и   утверждается    руководителем    соответствующего
налогового органа.
    Согласно    постановлению    Кабинета    Министров     Украины
от 15.04.2002 г.  № 538  ( 538-2002-п )  "Об  утверждении  Порядка 
взыскания   денежных   средств    и   продажи     других   активов 
налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге" самостоятельная 
реализация  бюджетным  должником  активов, находящихся в налоговом 
залоге,  без  направления  в  полном объеме  полученной  от  такой 
реализации выручки в счет погашения налогового долга, запрещается.
    В  случае  если  действия  руководителя   предприятия-должника
станут помехой погашению долгов перед бюджетами, они расцениваются
как  нарушения  действующего  законодательства  Украины,  а  такой
недобросовестный руководитель привлекается к ответственности.
    Отсутствие законодательных оснований  для  отзыва  предписания
органа государственной налоговой службы о запрещении осуществления
отдельных  операций  до  полного  погашения    налогового    долга
налогоплательщика  не  предусматривает  возможности  использования
активов налогоплательщика по собственному усмотрению.
    Альтернативными  вариантами  решения    проблемы    отчуждения
имущества, находящегося в  налоговом  залоге,  как  положительного
способа решения соответствующих социальных проблем могут быть:
    направление средств, вырученных от самостоятельной  реализации
активов,  находящихся  в  налоговом  залоге,  на  погашение  долга
(согласование  соответствующей  операции  возможно  при    условии
письменного    подтверждения    намерений        налогоплательщика
самостоятельно погасить налоговый долг за счет продажи активов);
    заключение договора налоговой поруки между бюджетным должником
и  банком-поручителем  относительно  налогового    долга    такого
налогоплательщика;
    рассрочка  налогового  долга  налогоплательщика  в    пределах
бюджетного года, которая даст  реальную  возможность  в  несколько
сроков рассчитаться с бюджетом.
    Вместе с тем следует  отметить,  что  осуществление  бюджетным
должником операций с активами, находящимися  в  налоговом  залоге,
без письменного согласия налогового  органа  считается  не  только
нарушением    налогового    законодательства,    но    и    влечет
ответственность согласно действующему законодательству Украины.

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№8/03, стр. 31
[01.02.2003]
Ярослава Мороз
Главный государственный налоговый инспектор ГНА Украины
------------------------------------------------------------------