Ремонт в Законе О Прибыли ------------------------------------------------------------------ В нашем удивительном государстве тексты законов зачастую смахивают на картины импрессионистов. И те, и другие способны поразительным образом меняться в зависимости от субъективного восприятия. Но что вполне естественно для искусства - не всегда приемлемо для законодательства. Сегодня мы поговорим об одном из таких "туманных" фрагментов Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), который касается учета ремонтных расходов. Казалось бы, о несчастных ремонтах столько сказано-пересказано, что новое вряд ли уже может появиться. АН нет, встречается тонкий ценитель законодательства - и учет ремонтов предстает в новой интерпретации. На сей раз "свежий" взгляд одного из специалистов коснулся п/п. 8.4.6 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {1}, устанавливающего, что "в случае вывода из эксплуатации отдельных фондов групп 2, 3 и 4 по каким-либо причинам (кроме их продажи) балансовая стоимость таких групп не изменяется. Обратный ввод таких основных фондов в эксплуатацию после проведения их ремонта, реконструкции и модернизации увеличивает баланс группы {2} только на сумму расходов, связанных с данными работами". При прочтении этой нормы специалистом было сделано заключение, что в случае отсутствия вывода из эксплуатации ОФ 2-4 групп на время ремонта ремонтные расходы можно без всяких ограничений включать в валовые затраты. В основу таких занимательных заключений легла фраза об увеличении балансовой стоимости группы при обратном вводе в эксплуатацию ОФ после ремонта. А далее мысль развивалась следующим образом: если для увеличения балансовой стоимости группы требуется ввод в эксплуатацию, то при отсутствии вывода из эксплуатации норма п/п. 8.4.6 не работает, а значит, ничто не мешает полностью включить ремонтные расходы в валовые затраты. Дополнительным аргументом в пользу своей правоты сторонники "невыводной" позиции считают существование в абз. 3 и 4 п/п. 8.7.1 специальных положений о порядке вывода из эксплуатации. Дескать, раз в данном подпункте описан порядок вывода из эксплуатации, то "невыводные" случаи на этот подпункт не распространяются. Но чтобы отыскать такую информацию между строк (поскольку в самих строках это невозможно прочитать даже с натяжкой), нужно обладать чрезвычайно развитым воображением. Попробуем разобраться, можно ли на самом деле фактом отсутствия простенького акта о выводе из эксплуатации превратить амортизацию ремонтов в валовые затраты. Сразу предупредим, что наши выводы далеко не так оптимистичны, как вышеизложенные. Если честно, то буквальная интерпретация норм п/п. 8.4.6 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) приводит скорее к фискальным результатам. Действительно, сделав главный акцент на словах о вводе в эксплуатацию, можно заключить, что на случаи его отсутствия нормы п/п. 8.4.6 не распространяются. Логика, которой при этом руководствуются, примерно следующая: в нормальных ситуациях ввод в эксплуатацию ОФ после ремонта, если только ранее не было вывода, не осуществляется, и, следовательно, в этих случаях ремонтные расходы балансовую стоимость группы увеличивать не должны. Но вот дальнейшая судьба таких "зависших" ремонтных расходов, по-нашему мнению, если развивать данную логику, складывается весьма плачевно. Ввиду того, что специальной нормы о включений в валовые затраты для них не предусмотрели (более того, в п/п. 5.3.2 {3} даже указали, что расходы на ремонт и другие улучшения основных фондов не идут на валовые затраты), они подпадают под общие положения п/п. 8.7.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), согласно которым ремонтные расходы, превысившие 10%-ный лимит, могут только увеличивать балансовую стоимость групп ОФ. Но если мы исходим из предположения, что в "невыводных" случаях баланс группы на ремонты не увеличивается, то сверхлимитные расходы для налогового учета попросту пропадают. Здорово, правда? Как говорится, хотелось как лучше, а получилось как всегда. А избежать таких печальных последствий довольно легко - просто не нужно буквоедствовать. В некоторых случаях это весьма полезно, но в данной ситуации совершенно неуместно. Очевидно, что фразой о вводе в эксплуатацию депутаты ремонтные расходы на "выводные" случаи и "невыводные" разграничивать не собирались. Иначе они сделали бы в Законе специальную оговорку по этому поводу или повторили условие о вводе в эксплуатацию в абз. 2 п/п. 8.7.1. Однако в "ремонтном" п/п. 8.7.1 Закона никаких условий о вводе в эксплуатацию для отнесения расходов в состав балансовой группы не содержится. Атак как п/п. 8.7.1 регулирует налоговый учет любых вариантов ремонта собственных ОФ, то можно сделать вывод, что он является специальным применительно к ремонтам и любые ремонтные расходы в пределах 10% лимита должны попадать в валовые затраты, а сверх лимита - в балансовую стоимость групп ОФ. Что же касается п/п. 8.4.6, то, по нашему мнению, главная его цель - разграничить правила учета ремонтных расходов ОФ группы 1 и ОФ групп 2-4. По всей видимости, этим пунктом депутаты хотели подчеркнуть, что, в отличие от ОФ группы 1, вывод из эксплуатации на время ремонта ОФ групп 2-4 балансовую стоимость групп не изменяет и что обратный ввод увеличивает группы 2-4 не на всю остаточную стоимость ОФ (как у "первогруппников" {4}), а только на сумму произведенных улучшений {5}. При определенном прочтении в данном подпункте можно также усмотреть дату увеличения балансовой стоимости групп на сумму ремонтных расходов {6}, но это отнюдь не означает, что в случае не вывода ОФ из эксплуатации нет увеличения группы. Просто в этой ситуации налоговый учет напрямую регулируется нормами п/п. 8.7.1" сверхлимитные ремонтные расходы могут увеличить балансовую стоимость группы в квартале их понесения. Так что не стоит искать черную кошку в темной комнате. {1} См. п. 8.4 Закона в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 40т-42т или № 18'2003 на с. 8т-9т. {2} В "Бухгалтере" № 21'2003 (см. сноску "2" на с. 37) говорилось, что данный фрагмент Закона устарел, поскольку в соответствии с обновленными положениями п/п. 8.7.1 (см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 10т) ремонты в определенной пропорции должны распределяться между группами 2-4. - Вл. К. {3} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 16т. {4} Хотя депутатов приходится подправлять и здесь. Так, при буквальном прочтении ссылки в п/п. 8.4.5 на п/п. 8.4.2 получается, что ввод ОФ группы 1 в эксплуатацию после ремонта приводит к увеличению стоимости группы на первоначальную стоимость ОФ, если они самостоятельно изготовлены, а не на остаточную с учетом ремонтных расходов. Но кто позволит так читать? {5} Кстати, на ремонтах, определенных в п/п. 8.4.6, плательщику тоже лучше не заострять внимания, поскольку и здесь можно прийти к интересным выводам. Если 10% лимитных оговорок данный пункт не содержит, то и все ремонтные расходы при вводе в эксплуатацию можно включать только в стоимость балансовой группы. Впрочем, при желании можно сделать и противоположное заключение - если оговорок нет, то 10% валовых затрат могут дополнительно включиться в стоимость ОФ. Безусловно, как первый, так и второй вариант прочтения неправильны, потому что порядок налогового учета расходов регулируется специальным п/п. 8.7.1, а не п/п. 8.4.6. {6} См. по этому поводу "Бухгалтер" № 21'2003, с. 36-37. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №25/03, стр. 42 [01.07.2003] Влада Карпова ------------------------------------------------------------------