Ремонт в Законе О Прибыли

------------------------------------------------------------------

    В  нашем  удивительном  государстве  тексты  законов  зачастую
смахивают на картины импрессионистов.  И  те,  и  другие  способны
поразительным образом  меняться  в  зависимости  от  субъективного
восприятия.  Но что вполне естественно для искусства -  не  всегда
приемлемо для законодательства.
    Сегодня мы поговорим об одном из таких  "туманных"  фрагментов
Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ),  который  касается учета ремонтных
расходов.
    Казалось    бы,    о    несчастных     ремонтах        столько
сказано-пересказано, что новое вряд ли  уже  может  появиться.  АН
нет,  встречается  тонкий  ценитель  законодательства  -  и   учет
ремонтов предстает в новой интерпретации.
    На сей раз "свежий" взгляд  одного  из  специалистов  коснулся
п/п. 8.4.6 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР )  {1},  устанавливающего,
что

    "в случае вывода из эксплуатации отдельных фондов групп 2, 3 и
    4  по  каким-либо  причинам  (кроме  их  продажи)   балансовая
    стоимость таких групп не изменяется.
    Обратный ввод  таких  основных  фондов  в  эксплуатацию  после
    проведения  их  ремонта,    реконструкции    и    модернизации
    увеличивает  баланс  группы  {2}  только  на  сумму  расходов,
    связанных с данными работами".

    При прочтении этой нормы специалистом было сделано заключение,
что в случае отсутствия вывода из эксплуатации  ОФ  2-4  групп  на
время ремонта  ремонтные  расходы  можно  без  всяких  ограничений
включать в валовые затраты.
    В  основу  таких  занимательных  заключений  легла  фраза   об
увеличении  балансовой  стоимости  группы  при  обратном  вводе  в
эксплуатацию ОФ после ремонта.
    А  далее  мысль  развивалась  следующим  образом:  если    для
увеличения  балансовой  стоимости  группы   требуется    ввод    в
эксплуатацию, то  при  отсутствии  вывода  из  эксплуатации  норма
п/п. 8.4.6 не  работает,  а  значит,  ничто  не  мешает  полностью
включить  ремонтные  расходы  в  валовые  затраты.  Дополнительным
аргументом в пользу своей правоты сторонники "невыводной"  позиции
считают существование   в  абз.  3  и  4  п/п.  8.7.1  специальных
положений о порядке вывода из эксплуатации.  Дескать, раз в данном
подпункте описан порядок вывода из эксплуатации,  то  "невыводные"
случаи на этот подпункт не  распространяются.  Но  чтобы  отыскать
такую информацию  между  строк  (поскольку  в  самих  строках  это
невозможно прочитать даже с натяжкой), нужно обладать  чрезвычайно
развитым воображением.
    Попробуем  разобраться,  можно  ли  на  самом   деле    фактом
отсутствия простенького акта о выводе из  эксплуатации  превратить
амортизацию ремонтов в валовые затраты.
    Сразу предупредим, что наши выводы далеко не так оптимистичны,
как вышеизложенные.
    Если честно,  то  буквальная  интерпретация  норм  п/п.  8.4.6
Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР )  приводит  скорее  к  фискальным
результатам.
    Действительно, сделав главный  акцент  на  словах  о  вводе  в
эксплуатацию, можно заключить, что на случаи его отсутствия  нормы
п/п.  8.4.6  не  распространяются.  Логика,  которой   при    этом
руководствуются, примерно следующая: в нормальных ситуациях ввод в
эксплуатацию ОФ после ремонта, если только ранее не  было  вывода,
не осуществляется, и,  следовательно,  в  этих  случаях  ремонтные
расходы балансовую стоимость группы увеличивать не должны.  Но вот
дальнейшая судьба таких "зависших" ремонтных  расходов,  по-нашему
мнению,  если  развивать  данную  логику,   складывается    весьма
плачевно.
    Ввиду того,  что  специальной  нормы  о  включений  в  валовые
затраты для них не предусмотрели (более того,  в  п/п.  5.3.2  {3}
даже указали, что расходы на ремонт и  другие  улучшения  основных
фондов не идут  на  валовые  затраты),  они  подпадают  под  общие
положения п/п. 8.7.1  Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР ),  согласно
которым ремонтные расходы, превысившие 10%-ный лимит, могут только
увеличивать балансовую стоимость групп ОФ.
    Но если  мы  исходим  из  предположения,  что  в  "невыводных"
случаях  баланс  группы  на  ремонты    не    увеличивается,    то
сверхлимитные расходы для налогового учета попросту пропадают.
    Здорово,  правда?  Как  говорится,  хотелось  как  лучше,    а
получилось как всегда.
    А избежать таких печальных последствий довольно легко - просто
не нужно буквоедствовать.  В некоторых случаях это весьма полезно,
но в данной ситуации совершенно неуместно.
    Очевидно, что фразой о вводе в эксплуатацию депутаты ремонтные
расходы на "выводные"  случаи  и  "невыводные"  разграничивать  не
собирались. Иначе они  сделали бы в Законе специальную оговорку по
этому поводу или повторили условие о вводе в эксплуатацию в абз. 2
п/п. 8.7.1.
    Однако в "ремонтном" п/п. 8.7.1 Закона никаких условий о вводе
в эксплуатацию для отнесения расходов в состав  балансовой  группы
не содержится.  Атак как  п/п.  8.7.1  регулирует  налоговый  учет
любых вариантов ремонта собственных ОФ, то  можно  сделать  вывод,
что он является  специальным  применительно  к  ремонтам  и  любые
ремонтные расходы в пределах 10% лимита должны попадать в  валовые
затраты, а сверх лимита - в балансовую стоимость групп ОФ.
    Что же касается п/п. 8.4.6, то, по нашему мнению, главная  его
цель - разграничить правила учета ремонтных расходов ОФ группы 1 и
ОФ групп 2-4. По всей  видимости,  этим  пунктом  депутаты  хотели
подчеркнуть, что, в отличие от ОФ группы 1, вывод из  эксплуатации
на время ремонта  ОФ  групп  2-4  балансовую  стоимость  групп  не
изменяет и что обратный ввод увеличивает  группы  2-4  не  на  всю
остаточную стоимость ОФ (как у "первогруппников" {4}), а только на
сумму произведенных улучшений {5}.
    При определенном прочтении  в  данном  подпункте  можно  также
усмотреть дату увеличения  балансовой  стоимости  групп  на  сумму
ремонтных расходов {6}, но это отнюдь не означает,  что  в  случае
не вывода ОФ из эксплуатации нет увеличения группы.  Просто в этой
ситуации налоговый учет напрямую регулируется нормами п/п.  8.7.1"
сверхлимитные  ремонтные  расходы  могут   увеличить    балансовую
стоимость группы в квартале их понесения.
    Так что не стоит искать черную кошку в темной комнате.

{1} См. п. 8.4 Закона  в  "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 40т-42т  или
    № 18'2003 на с. 8т-9т.
{2} В "Бухгалтере" № 21'2003 (см. сноску "2" на с. 37) говорилось,
    что данный фрагмент Закона устарел, поскольку в соответствии с
    обновленными  положениями  п/п.   8.7.1    (см.    "Бухгалтер"
    № 18'2003, с. 10т) ремонты  в  определенной  пропорции  должны
    распределяться между группами 2-4. - Вл. К.
{3} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 16т.
{4} Хотя  депутатов  приходится  подправлять  и  здесь.  Так,  при
    буквальном  прочтении  ссылки  в  п/п.  8.4.5  на  п/п.  8.4.2
    получается, что ввод ОФ группы 1 в эксплуатацию после  ремонта
    приводит  к  увеличению  стоимости  группы  на  первоначальную
    стоимость ОФ, если они самостоятельно  изготовлены,  а  не  на
    остаточную с учетом ремонтных расходов.  Но кто  позволит  так
    читать?
{5} Кстати, на ремонтах, определенных в  п/п.  8.4.6,  плательщику
    тоже лучше не заострять  внимания,  поскольку  и  здесь  можно
    прийти к интересным выводам. Если 10% лимитных оговорок данный
    пункт не содержит, то и все  ремонтные  расходы  при  вводе  в
    эксплуатацию можно  включать  только  в  стоимость  балансовой
    группы.
    Впрочем,  при  желании  можно  сделать    и    противоположное
    заключение - если оговорок нет, то 10%  валовых  затрат  могут
    дополнительно включиться в стоимость ОФ.
    Безусловно,  как  первый,  так  и  второй  вариант   прочтения
    неправильны, потому  что  порядок  налогового  учета  расходов
    регулируется специальным п/п. 8.7.1, а не п/п. 8.4.6.
{6} См. по этому поводу "Бухгалтер" № 21'2003, с. 36-37.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№25/03, стр. 42
[01.07.2003]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------