Кто имеет право представлять налоговые декларации, и чем это право подтверждается На семинаре представитель городской ГНИ заявила, что налоговые декларации за I полугодие должны приносить лично главные бухгалтера предприятий или - в крайнем случае - работники, которые могут дать пояснения по поводу цифр, указанных в декларации. При этом налоговик специально обратила внимание на то, что полномочия такого компетентного работника должны быть подтверждены доверенностью. Работник ГНИ угрожала не принимать декларацию от непослушных и обещала наказывать их админштрафом. Номер статьи она, правда, не назвала, но сказала, что ее так проконсультировали в налоговой милиции. Действительно ли существует какая-то ответственность? * * * Нам кажется, что в данной ситуации кто-то что-то перепутал: или работник ГНИ, или источник информации из налоговой милиции. В действующем законодательстве нет никакой ответственности предприятия или его должностных лиц за то, что налоговую декларацию представляет работник, не имеющий никакого представления, об указанных в ней цифрах. Мы специально всей редакцией читали налоговые законы, КоАП и примыкающее к последнему законодательство об административной ответственности {1}, но так и не обнаружили ничего угрожающего работнику, который не ориентируется в декларации, его директору или главному бухгалтеру. Зато мы смогли обнаружить, что в таком случае к ответственности могут быть привлечены работники ГНИ. Напомним, что согласно п/п. 4.1.2 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) (в редакции Закона от 20.02.2003 г. № 550-IV ( 550-15 ) {2}) прием налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа, а отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо условий в отношении такого приема (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, влекущее его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом. Можно ли считать, что отказ принять декларацию от некомпетентного (и/или не осчастливленного доверенностью) работника является отказом в приеме декларации по каким-либо причинам, а требование дать пояснения по цифрам и предъявить доверенность - выдвижением каких-либо условий в отношении ее приема? Думаем, что можно. В итоге имеются все законные основания для привлечения работника ГНИ к дисциплинарной или материальной ответственности. Впрочем, и до появления в п/п. 4.1.2 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) нормы об ответственности налоговиков, по нашему мнению, декларация могла представляться без доверенности. Анализируя проблемы, возникающие при представлении отчетности (см. "Бухгалтер" № 40'2002, с. 47), мы пришли к следующим выводам: 1) приносить отчетность в ГНИ, могут не только работники предприятия, но и любые другие физлица; 2) полномочия "несунов" (кроме директора) целесообразно подтверждать доверенностью, которая составляется в простой письменной форме, заверяется подписью директора и печатью; 3) налоговики обязаны принимать отчетность и от лиц, не имеющих доверенности, поскольку в данном случае вполне применима ч. 2 ст. 62 ГК ( 1540-06 ) (полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель). {3} Какие еще аргументы можно привести работникам ГНИ? Доказывая необязательность доверенности, можно ссылаться на соответствующие Порядки представления налоговых деклараций, в которых о доверенностях нет ни слова. Сравните их, например, с Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы {4}. В п. 3 данного Положения (см. с. 11) прямо указывается, что если жалоба (заявление) в интересах физического или юридического лица подается его представителем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (поручения). Так что, когда налоговики хотят видеть доверенность, они не стесняются закрепить такое желание непосредственно в соответствующем нормативном акте. {1} Например, п. 11 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" (см. "Бухгалтер" № 14'2003, с. 8т). {2} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 3т. {3} Мы также отмечали, что сложно представить, чтобы кто-то украл декларацию, а затем решил без поручения отнести ее в ГНИ и промучиться там в очереди. Поэтому наличие декларации подтверждает полномочия работника и без доверенности. {4} См. с. 10-18 настоящего выпуска. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №25/03, стр. 48 [01.07.2003] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------