Продолжаем иметь друзей и кушать бананы
                  ...рассуждая об обычных ценах

------------------------------------------------------------------

    Как известно, обычные цены применяются в таких случаях:
    бартера
    (п/п. 7.1.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {1},  п. 4.2 Закона
об НДС ( 168/97-ВР ) {2});
    расчетов со связанными лицами
    (п/п. 7.4.1, 7.4.2 и  7.4.4  Закона  О  Прибыли  {3},  п.  4.2
Закона об НДС),
    бесплатной передачи товаров, работ или услуг
    (п. 4.2 Закона об НДС);
    бесплатной передачи ОФ неплательщику НДС
    (п. 4.9 Закона об НДС {4});
    ликвидации ОФ
    (п. 4.9 Закона об НДС);
    а также:
    операций с нетрадиционными плательщиками
    (п/п. 7.4.3 Закона О Прибыли, отсылающий  к его 7.4.1 и 7.4.2,
п. 4.2 Закона об НДС),
    натурдивидендов
    (п/п. 7.8.2 Закона О Прибыли {5});
    передачи имущества при ликвидации предприятия
    (п/п. 7.8.9 Закона О Прибыли);
    возврата объекта финлизинга
    (п/п. 7.9.6 Закона О Прибыли {6});
    натурзарплаты
    (п. 4.2 Закона об НДС);
    передачи для непроизводственного использования
    (п. 4.2 и п. 4.9 Закона об НДС).
    Причем в первых пяти из одиннадцати вышеназванных ситуаций (до
"а также") у нормального предприятия не  должно  быть  ни  обычных
цен, ни самих этих ситуаций:
    бесплатная передача (в том  числе  и  ОФ)  заменяется  дешевой
продажей за деньги (о чем подробнее см., например, в  "Бухгалтере"
№ 14'02 на с. 35 и № 47-48'02 на с. 33);
    ликвидация сопровождается созданием документа,  спасающего  от
налоговых последствий (см. окончание абз. 2 того же п. 4.9  Закона
об НДС);
    бартер оформляется как  встречная  купля-продажа,  причем  без
последующего зачета ("Бухгалтер" № 7'01, с. 90, № 21'01, с. 12-13,
№ 32'02, с. 30);
    при "связанных" же расчетах  -  между  связанными  вставляется
третье лицо (тоже № 32'02, с. 30, - "Не имей сто  рублей,  а  имей
сто друзей"), и "связь" тем самым - благодаря "юридическому другу"
- разрывается.
    Поэтому реально проблема обычных цен встает лишь  в  остальных
случаях, чаще всего - в связи с расчетами с необычными  партнерами
{7}, например - с "единоналожниками" (№ 22'99, с. 15-16 {8}).
    Тогда-то и становятся нужны  ухищрения  с   изменением  -  для
"необычности" - некоего потребительского параметра  (см.  №  3'03,
с. 42-43, - "Обычный банан не может быть  беременным").  Небольшое
отличие некоего параметра  плюс  "понты"  (термин,  между  прочим,
вполне экономический) - вот уже цена может отличаться  и  в  сотни
раз (как на очень похожие - для непосвященного - швейцарские часы,
стоящие там 50 местных франков и - "совсем такие же!"  -  50  тыс.
местных их же).
    Однако  отличием  в  потребительских  свойствах   великолепные
возможности противообычной  борьбы,  открываемые  новой  редакцией
п.  1.20  Закона  О  Прибыли  {9},  отнюдь  не  исчерпываются.   К
детальному и всестороннему анализу этого  пункта,  приведенному  в
№ 9'03 на с. 40-44, можно добавить следующее. {10}
    1. Опасность скидок {11}  (отмечавшаяся  нами  в  №  41'02  на
с. 38-39) теперь - с учетом 1.20.2 -  миновала, поскольку  скидки,
если  они  обусловлены  объективными  факторами  (см.  там    же),
амнистированы и имеют право учитываться  при  определении  обычных
цен.  При этом перечень факторов - не исчерпывающий и учитывает не
только колебания  спроса,  потерю  качества,  но  и  маркетинговую
политику,  что  позволяет,  например,  учитывать  при  определении
обычной цены скидку, предоставляемую по дисконтной карте.
    2. Иные условия продажи, в  частности  количество  реализуемых
товаров (фигурирующее в качестве фактора обычной цены в 1.20.2), -
есть то, что вполне поддается "искусственному регулированию".
    Скажем, при желании  продать родному  "единоналожнику"  что-то
подешевле, чем другим, когда он берет этого чего-то не больше, чем
другие  ("больше"  давало  бы  основание  для  снижения  цены),  а
наоборот,  меньше, -  ничто  не  мешает  разбить  партии   товаров,
отпускаемые "остальным", на микропартии.  Вот каждая из них уже  и
выйдет меньшеобъемней, чем у родного:

    150 > 100, но (150 : 2) < 100.

    3. Для определения обычной цены информация используется  не  о
фактически осуществленной сделке, а об условиях согласно договорам
и соглашениям (всё тот же 1.20.2).
    Если впоследствии эти  условия  не  выполняются,  нигде  никто
никого не обязывает пересчитывать обычную цену. Могут быть санкции
партнеров    друг    к    другу    (если    они      предусмотрены
договорами/соглашениями или законодательством), но на обычные цены
влияют не реалии суровой жизни, а буквы с заключенной  бумажки.  И
коль буквы были про предоплату за 10 дней до поставки  (за  что  и
дали скидку) {12}, то именно такое условие обязано учитываться при
расчете обычной цены.  При этом  то,  что  на  самом  деле  родной
заплатил позже всех остальных через год, - никакой роли не играет:
сравниваются-то, повторяем, "условия договоров". {13}
    И последнее.  Поскольку п. 1.12 Закона об  НДС  {14}  в  части
определения обычных цен отсылает к Закону О Прибыли, то всё, что
"обычно" для прибыли, - "обычно"  и  для НДС:  ведь  не  может  же
стоимость  одного  и  того  же  быть  "там  -  обычной,  а  тут  -
необычной"...

{1} Кстати, если читать его буквально, то он требует не только для
    бартерных доходов, но и для бартерных расходов считать цены не
    ниже (!) обычных (см. "Бухгалтер" № 4'03, с. 24т).
{2} См. "Бухгалтер" № 5'01, с. 47.
{3} Вот в них написали  ясно:  доходы  -  не  менее  обычных  цен,
    расходы - не более (см. "Бухгалтер" № 4'03, с. 27т).
{4} См. "Бухгалтер" № 5'01, с. 49.
{5} См. п. 7.8 Закона О Прибыли там же на с. 29т-30т.
{6} См. там же, с. 32т.
{7} Для прибыли - только с юрлицами, а  для  НДС  -  с  субъектами
    предпринимательской деятельности (юр и физ) - неплательщиками.
{8} Напомним фрагмент того материала:

    "Необходимо отслеживать, чтобы все приобретения (или  продажи)
    чего-то одного и того же производились по одной и той же  цене
    - она тогда и будет "обычной" "...".
    Ничего сложного в этом нет, если все  сделки  "нормальных"  по
    этому чему-то  приобретаемому  (продаваемому) происходят через
    "единоналожников".  Если же  что-то  из  "одного  и  того  же"
    проходит через них,  а  что-то  -  мимо,  необходимо  показать
    специфичность  и  непохожесть друг на друга того, что проходит
    "через" и "мимо". Это уже дело ваших технологов.
    Полезна "специфичность"  и  для  того,  чтобы  никто  не   мог
    сослаться  на  чьи-то  совсем  чужие  цены  в   качестве якобы
    "обычных",  хотя  вполне  можно  провести  через  авторитетные
    прайсы цены свои, подтверждая "обычность" именно их".

{9} См. "Бухгалтер" № 4'03, с. 6т-8т.
{10} Воспринимать  следующее  нужно   с    учетом    разработанных
     законодателем прикрытий из 1.20, а именно:
     1.20.1 (априори цена договора и есть обычная, пока не докажут
     обратное);
     1.20.3 (публично обнародованная цена - всегда обычная);
     1.20.6 (когда на рынке нет  ни  идентичного,  ни  однородного
     товара, цена договора - опять же обычная);
     1.20.8 и 1.20.10 (доказывать необычность  должны  налоговики,
     причем по архисложной процедуре, установленной для  косвенных
     методов).
{11} Речь идет об опасности даже самого этого слова!
{12} См. "Бухгалтер" № 41'02, с. 38, табл. 1.
{13} О том, что влияют на налоги зачастую намерения, а  не  факты,
     см., например, "Бухгалтер" № 16'03, с. 38, и № 23'03, с. 41.
{14} См. "Бухгалтер" № 3'03, с. 10.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№26/03, стр. 38
[01.07.2003]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------