Продолжаем иметь друзей и кушать бананы ...рассуждая об обычных ценах ------------------------------------------------------------------ Как известно, обычные цены применяются в таких случаях: бартера (п/п. 7.1.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {1}, п. 4.2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) {2}); расчетов со связанными лицами (п/п. 7.4.1, 7.4.2 и 7.4.4 Закона О Прибыли {3}, п. 4.2 Закона об НДС), бесплатной передачи товаров, работ или услуг (п. 4.2 Закона об НДС); бесплатной передачи ОФ неплательщику НДС (п. 4.9 Закона об НДС {4}); ликвидации ОФ (п. 4.9 Закона об НДС); а также: операций с нетрадиционными плательщиками (п/п. 7.4.3 Закона О Прибыли, отсылающий к его 7.4.1 и 7.4.2, п. 4.2 Закона об НДС), натурдивидендов (п/п. 7.8.2 Закона О Прибыли {5}); передачи имущества при ликвидации предприятия (п/п. 7.8.9 Закона О Прибыли); возврата объекта финлизинга (п/п. 7.9.6 Закона О Прибыли {6}); натурзарплаты (п. 4.2 Закона об НДС); передачи для непроизводственного использования (п. 4.2 и п. 4.9 Закона об НДС). Причем в первых пяти из одиннадцати вышеназванных ситуаций (до "а также") у нормального предприятия не должно быть ни обычных цен, ни самих этих ситуаций: бесплатная передача (в том числе и ОФ) заменяется дешевой продажей за деньги (о чем подробнее см., например, в "Бухгалтере" № 14'02 на с. 35 и № 47-48'02 на с. 33); ликвидация сопровождается созданием документа, спасающего от налоговых последствий (см. окончание абз. 2 того же п. 4.9 Закона об НДС); бартер оформляется как встречная купля-продажа, причем без последующего зачета ("Бухгалтер" № 7'01, с. 90, № 21'01, с. 12-13, № 32'02, с. 30); при "связанных" же расчетах - между связанными вставляется третье лицо (тоже № 32'02, с. 30, - "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"), и "связь" тем самым - благодаря "юридическому другу" - разрывается. Поэтому реально проблема обычных цен встает лишь в остальных случаях, чаще всего - в связи с расчетами с необычными партнерами {7}, например - с "единоналожниками" (№ 22'99, с. 15-16 {8}). Тогда-то и становятся нужны ухищрения с изменением - для "необычности" - некоего потребительского параметра (см. № 3'03, с. 42-43, - "Обычный банан не может быть беременным"). Небольшое отличие некоего параметра плюс "понты" (термин, между прочим, вполне экономический) - вот уже цена может отличаться и в сотни раз (как на очень похожие - для непосвященного - швейцарские часы, стоящие там 50 местных франков и - "совсем такие же!" - 50 тыс. местных их же). Однако отличием в потребительских свойствах великолепные возможности противообычной борьбы, открываемые новой редакцией п. 1.20 Закона О Прибыли {9}, отнюдь не исчерпываются. К детальному и всестороннему анализу этого пункта, приведенному в № 9'03 на с. 40-44, можно добавить следующее. {10} 1. Опасность скидок {11} (отмечавшаяся нами в № 41'02 на с. 38-39) теперь - с учетом 1.20.2 - миновала, поскольку скидки, если они обусловлены объективными факторами (см. там же), амнистированы и имеют право учитываться при определении обычных цен. При этом перечень факторов - не исчерпывающий и учитывает не только колебания спроса, потерю качества, но и маркетинговую политику, что позволяет, например, учитывать при определении обычной цены скидку, предоставляемую по дисконтной карте. 2. Иные условия продажи, в частности количество реализуемых товаров (фигурирующее в качестве фактора обычной цены в 1.20.2), - есть то, что вполне поддается "искусственному регулированию". Скажем, при желании продать родному "единоналожнику" что-то подешевле, чем другим, когда он берет этого чего-то не больше, чем другие ("больше" давало бы основание для снижения цены), а наоборот, меньше, - ничто не мешает разбить партии товаров, отпускаемые "остальным", на микропартии. Вот каждая из них уже и выйдет меньшеобъемней, чем у родного: 150 > 100, но (150 : 2) < 100. 3. Для определения обычной цены информация используется не о фактически осуществленной сделке, а об условиях согласно договорам и соглашениям (всё тот же 1.20.2). Если впоследствии эти условия не выполняются, нигде никто никого не обязывает пересчитывать обычную цену. Могут быть санкции партнеров друг к другу (если они предусмотрены договорами/соглашениями или законодательством), но на обычные цены влияют не реалии суровой жизни, а буквы с заключенной бумажки. И коль буквы были про предоплату за 10 дней до поставки (за что и дали скидку) {12}, то именно такое условие обязано учитываться при расчете обычной цены. При этом то, что на самом деле родной заплатил позже всех остальных через год, - никакой роли не играет: сравниваются-то, повторяем, "условия договоров". {13} И последнее. Поскольку п. 1.12 Закона об НДС {14} в части определения обычных цен отсылает к Закону О Прибыли, то всё, что "обычно" для прибыли, - "обычно" и для НДС: ведь не может же стоимость одного и того же быть "там - обычной, а тут - необычной"... {1} Кстати, если читать его буквально, то он требует не только для бартерных доходов, но и для бартерных расходов считать цены не ниже (!) обычных (см. "Бухгалтер" № 4'03, с. 24т). {2} См. "Бухгалтер" № 5'01, с. 47. {3} Вот в них написали ясно: доходы - не менее обычных цен, расходы - не более (см. "Бухгалтер" № 4'03, с. 27т). {4} См. "Бухгалтер" № 5'01, с. 49. {5} См. п. 7.8 Закона О Прибыли там же на с. 29т-30т. {6} См. там же, с. 32т. {7} Для прибыли - только с юрлицами, а для НДС - с субъектами предпринимательской деятельности (юр и физ) - неплательщиками. {8} Напомним фрагмент того материала: "Необходимо отслеживать, чтобы все приобретения (или продажи) чего-то одного и того же производились по одной и той же цене - она тогда и будет "обычной" "...". Ничего сложного в этом нет, если все сделки "нормальных" по этому чему-то приобретаемому (продаваемому) происходят через "единоналожников". Если же что-то из "одного и того же" проходит через них, а что-то - мимо, необходимо показать специфичность и непохожесть друг на друга того, что проходит "через" и "мимо". Это уже дело ваших технологов. Полезна "специфичность" и для того, чтобы никто не мог сослаться на чьи-то совсем чужие цены в качестве якобы "обычных", хотя вполне можно провести через авторитетные прайсы цены свои, подтверждая "обычность" именно их". {9} См. "Бухгалтер" № 4'03, с. 6т-8т. {10} Воспринимать следующее нужно с учетом разработанных законодателем прикрытий из 1.20, а именно: 1.20.1 (априори цена договора и есть обычная, пока не докажут обратное); 1.20.3 (публично обнародованная цена - всегда обычная); 1.20.6 (когда на рынке нет ни идентичного, ни однородного товара, цена договора - опять же обычная); 1.20.8 и 1.20.10 (доказывать необычность должны налоговики, причем по архисложной процедуре, установленной для косвенных методов). {11} Речь идет об опасности даже самого этого слова! {12} См. "Бухгалтер" № 41'02, с. 38, табл. 1. {13} О том, что влияют на налоги зачастую намерения, а не факты, см., например, "Бухгалтер" № 16'03, с. 38, и № 23'03, с. 41. {14} См. "Бухгалтер" № 3'03, с. 10. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №26/03, стр. 38 [01.07.2003] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------