Как документально оформить приход товара Частный предприниматель - плательщик единого налога осуществляет торговлю бытовой техники. Нужно ли такому частному предпринимателю требовать приходные документы от поставщика? * * * В соответствии с п. 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 ( z0752-99 ) (далее - Порядок № 599), для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отображения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов в соответствии с приложением 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ) (далее - Инструкция № 12). При этом обязательному заполнению подлежат только графы "Период учета", "Расходы на производство продукции", "Сумма выручки (дохода)", "Чистый доход". В то же время Порядком № 599 и Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) не предусмотрено, чтобы данные, которые отражаются в ф. № 10, подтверждались документально, а также нет каких-либо разъяснений относительно заполнения графы "Расходы". Заметим, что юридические лица, уплачивающие единый налог, должны заполнять Книгу учета доходов и расходов исключительно на основании первичных документов. Кроме того, согласно ст. 2 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ) (далее - Закон № 996) вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность обязаны все субъекты хозяйственной деятельности - юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Как видим из формулировки Закона № 996, на субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц подобные обязанности не возлагаются. К тому же порядок оприходования товаров в розничной и оптовой торговле для субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, не определен ни одним нормативным документом. На основании этого можно заключить, что частные предприниматели - физические лица не будут нести ответственность за неоприходование товаров. Такое же мнение по данному вопросу высказывает ГНАУ в своем письме № 6990/7/23-3117 ( v6990225-99 ) от 14.05.99 г. Следовательно, можно сделать вывод, что частный предприниматель - физическое лицо, уплачивающий единый налог, может и не иметь в наличии приходные документы, выданные поставщиком при получении товара. Это объясняется тем, что наличие или отсутствие таких документов никак не повлияет на доходы и расходы плательщика единого налога. Однако чтобы не возникло конфликтных ситуаций с контролирующими органами при перевозке приобретенного товара, рекомендуем все-таки иметь в наличии документы, подтверждающие факт приобретения данного товара. К вышеизложенному не лишним будет добавить, что иметь в наличии приходные документы от поставщика будет в интересах самого частного предпринимателя - физического лица. Так, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91г. № 1023-ХII ( 1023-12 ) возвратить приобретенный товар ненадлежащего качества покупатель имеет право только при наличии у него расчетного документа (квитанции, товарного или кассового чека и т. д.), подтверждающего факт продажи товара. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №57/03, стр. 53 [17.07.2003] Н. Дзюба, Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------