Стройпервак Некоторые проблемы использования первичных документов в строительстве ------------------------------------------------------------------ О пресловутой строительной форме первичного учета № КБ-2в написано немало. Ее популярность среди украинских строителей трудно переоценить. Применение актов приемки выполненных подрядных работ сопровождается множеством всевозможных непоняток, возникающих у строителей по их многотрудной жизни. Когда не надо Удивительное дело, но очень часто главбухи даже тех подрядных предприятий, которые не работают ни с бюджетниками, ни с госами, предпочитают заполнять форму № КБ-2в и выставлять ее заказчику. Объясняется это, как правило, просто: если в штате стройпредприятия есть классный сметчик, то его способности по эффективной эксплуатации ДБН руководство стремится равным образом распространить как на гос- и бюджетзаказы, так и на остальные контракты. Зачастую для главбухов сущим откровением является тот факт, что заполнение КБ-2в в таких случаях отнюдь не предусмотрено. Напомним, что согласно приказу Госстроя от 21.06.2002 г. № 237/5 ( v0237202-02 ) {1} форма № КБ-2в распространяется только на "строительные предприятия и строительные структурные подразделения предприятий всех видов экономической деятельности независимо от форм собственности, выполняющие строительные и монтажные работы, работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений и другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности". Для остальных случаев Госстрой предписал использовать типовую форму № КБ-3 "Справка о стоимости выполненных подрядных работ". Значит ли это, что заполнение и выставление обычным (небюджетным и негос-) заказчикам формы № КБ-2в незаконны? На наш взгляд, такой вывод делать нельзя. КБ-2в - не самодостаточная формальность. Она, собственно говоря, есть не что иное, как отражение результатов применяемой системы ценообразования. Обратим внимание на п. 8 Пояснений относительно заполнения этой формы: "Расходы на строительство - прямые, общепроизводственные, прочие и административные определяются согласно действующим Государственным строительным нормам Украины (ДБН)". Фактически это означает, что форма № КБ-2в является квинтэссенцией системы государственных расценок, выраженной в расчетном документе {2}. Если обратиться к первоисточнику (Правилам определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 ), то уже во втором абзаце можно увидеть следующую норму: "По зданиям (объектам), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, данные нормы носят рекомендательный характер и их применение оговаривается контрактом". Таким образом, если при заключении договора контрагенты изъявили желание использовать госрасценки, то флаг им в руки {3}. Это дело желательно закрепить в отдельном пункте контракта, и тогда применение формы № КБ-2в будет выглядеть последовательным. Впрочем, даже если в контракте такой пункт опущен, говорить о незаконности использования актов все равно нельзя. Ведь само подписание КБ-2в заказчиком свидетельствует о его согласии (по умолчанию) принять правила ДБН-ценообразования. А вот если строитель использует бланки формы № КБ-2в, занося туда показатели, ничего общего с ДБН не имеющие, то называть такую форму полноценным первичным документом мы бы не спешили. Во всяком случае нормы приказа Госстроя от 21.06.2002 г. № 237/5 ( v0237202-02 ) на такие документальные суррогаты не распространяются. С другой стороны, использование официальных форм актов, так сказать, по аналогии - ничем не запрещено. Если заказчик не против, то ради Бога. Главное, что в бланке КБ-2в присутствуют принципиальные бухгалтерские атрибуты хозоперации {4}: "М. П. Сдал подрядчик _____________ "___" ____________ 20__ года М. П. Принял заказчик __________ "___" ____________ 20__ года". А чего еще для отражения в учете операции получения дохода и выставления промежуточного счета главбуху надо? "Справкоакты" Работая с негосударственными деньгами, подрядчик обязан заполнить форму № КБ-3, которая, заметим, актом не называется. Название у данной формы, прямо скажем, не очень строгое: "Справка о стоимости выполненных подрядных работ". Видимо, это подвигло некоторых главбухов к весьма смелому выводу, что подписание КБ-3 (когда ему не предшествовал аванс со стороны заказчика) не является для налогообложения первым событием. А стало быть, декларировать налоговые обязательства (пардон за каламбур) - не обязательно. Не акт, мол, подписали, а справочку, ни к чему не обязывающую. Мы с такими умозаключениями согласиться не можем. Согласно п/п. 11.3.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) (см. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 46т) для определения первого события принципиален не факт "подписания акта", а "дата фактического предоставления результатов работ". Для целей НДС-обложения работает аналогичное правило из п/п. 7.3.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), по которому первое событие приходится на дату "оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ". А теперь заглянем в п. 1 Пояснений относительно заполнения так называемой "справки": "Справка по форме № КБ-3 составляется для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов за выполненные подрядные работы по строительству". И у кого после этого хватит наглости заявить, что по справке налоги не начисляются? Мы говорим "налоги" - подразумеваем "себестоимость" Заполнение раздела IX подрядной формы № КБ-2в вызывает множество проблем на практике {5}. Название этот раздел носит гордое: "Налоги, сборы, обязательные платежи, установленные действующим законодательством и не учтенные в качестве составляющих стоимости строительства (без НДС)". Однако это название не совсем соответствует описанию содержимого данного раздела, которое дается в п. 10 Пояснений относительно заполнения формы: "Налоги, сборы, обязательные платежи, не учтенные в качестве составляющих стоимости строительства и относящиеся на себестоимость строительно-монтажных работ, определяются согласно действующему законодательству". То есть одним из условий появления какого-либо налога в разделе IX формы является "относимость" его на себестоимость. Возьмем в руки профильный П(С)БУ 18 ( z0433-01 ) {6}. В его п. 2 значится, что в строительном бухучете себестоимость называется "расходами по строительному контракту". {7} А согласно п. 15 этого же Стандарта в такие расходы не попадают ни административные, ни прочие операционные расходы. Теперь откроем П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) {8} и заглянем в его п. 18. Там говорится, что налоги включаются именно в состав административных расходов. Для полноты картины вникнем и в п. 39 П(С)БУ 25 ( z0161-00 ) {9}, где единый налог отнесен в состав прочих оперрасходов. Задумаемся: а какие, собственно, налоги включаются в раздел IX? Все соцстрахи и транспортный налог согласно ДБН "сидят" в расценках на выполнение работ. НДС проходит по персональному X разделу формы. Налог на прибыль в соответствии с письмом Госстроя от 25.11.2002 г. № 8/8-636 тоже проходит мимо раздела IX. Из всего многообразия фискальной системы остаются: коммунальный налог, единый налог, плата за землю, сбор за специальное использование природных ресурсов и сбор за загрязнение окружающей природной среды {10}. И если все эти налоги имеют шансы проскочить мимо счета 23, то на каком основании строители смогут предъявить их к оплате своим бюджетно-госовым заказчикам? Вы представляете, что случится, если КРУшники в конце концов разберутся в тонкостях новой бухгалтерии? Ведь фактически все подписанные начиная с 2000 года КБ-2в можно минусовать на суммы, проставленные в разделе IX. {11} И все это, очевидно, из-за незнания Госстроем некоторых особенностей финансового учета. Как же строителям быть? В целях профилактики вышеописанных трудностей нужно подогнать свой бухучет под госстроевские формы. Сосредоточимся на положении абзаца девятого п. 18 П(С)БУ 16 ( z0027-00 ). Там значится, что в админрасходы не входят налоги, которые включаются в производственную себестоимость. А согласно п. 14 этого Стандарта в состав прочих прямых расходов, включаемых в себестоимость, входят расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов. Этим правилом грех не воспользоваться. Проще всего было бы состряпать распоряжение руководства о том, что вышеназванные налоги - как имеющие непосредственную связь с объектами расходов - подлежат включению в статью "прочих прямых расходов" при калькулировании себестоимости. Тем более что подобное самоуправство допускается непосредственно п. 11 П(С)БУ 16 ( z0027-00 ). В результате главбух упомянутые налоги корреспондирует по д-ту не 92, а 23. Как видим, нормы П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) можно трактовать в нужном направлении. Правда, с единым налогом здесь все несколько сложнее. Во-первых, "малый" П(С)БУ 25 оговорки, подобной содержащейся в П(С)БУ 16 ( z0027-00 ), к сожалению, не имеет. Во-вторых, п. 39 этого Стандарта прямо говорит о "прочеоперационной" природе единого налога. А это - как ни крути - все-таки д-т 84 (94). Чтобы отправить единый налог в д-т 23, наверное, придется хитрить. Злосчастный п. 39 говорит, что единый налог всего лишь "отражается" по "прочеоперационной" статье отчета о финансовых результатах (по стр. 131 ). А о том, что этот налог входит в состав прочих оперрасходов, в этом Стандарте речь не идет. Кроме того, П(С)БУ 25 ( z0161-00 ) не содержит специальных правил калькулирования себестоимости. Значит, "малый" подрядчик в этом вопросе должен руководствоваться общими принципами П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) и 18 ( z0433-01 ). Поэтому на основании все того же п. 14 П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) и соответствующего распоряжения руководства единый налог имеет возможность включиться в д-т 23. Для подтверждения такой позиции можно использовать и принцип превалирования сущности над формой. Ведь сумма единого налога действительно самым непосредственным образом связана с объектом расходов: чем больше объем выполнения - тем больше сумма налога. В такой ситуации главбух столкнется с диковинной ситуацией: единый налог попадет в учете в себестоимость, а в отчете № 2-м "отразится" по строке прочих оперрасходов. Неудобно {12}, конечно, но что поделаешь? Такова цена спокойствия относительно корректности заполнения актов приемки выполненных подрядных работ. {1} См. "Бухгалтер" № 30 ч. II - 31'2002, с. 54-57. {2} Заметим, кстати, что акт - это не только свидетельство выполнения определенного объема работ, но и основание для проведения расчетов между подрядчиком и заказчиком (см. п. 1 Пояснений). {3} По секрету сообщим заказчикам: строители частенько ловят вас на эту удочку. Мол, мы такие добрые-пушистые, не шкуродеры, используем исключительно госрасценки. Бывалые сметчики знают, что умелое использование ДБН может дать такую цену, которая при обычных условиях договорного ценообразования (скажем, "прямые расходы + оговоренный процент рентабельности") была бы немыслима. {4} Да и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (см. п. 2.4 в "Бухгалтере" № 23'98 на с. 27) сказано, что наличие нужных реквизитов придает документу юридическую силу и доказательность. {5} О некоторых из них мы писали, например, в "Бухгалтере" № 20'2002 на с. 34-35. {6} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 72т-74т. {7} Может быть, конечно, Госстрой подразумевал какую-то свою, сметную, себестоимость. Однако определение таковой ДБН не дает. А значит, приходится обращаться к понятию себестоимости из системы П(С)БУ. {8} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 64т-68т. {9} См. там же, с. 93т-94т. {10} У некоторых строительных грязнуль этот сбор выливается в солидные суммы. {11} Если, конечно, исходить из предположения, что главбухи дисциплинированно - в соответствии с П(С)БУ - относили налоги на 92-й и 94-й счета. {12} Особенно если в учете зависают остатки НЗП, изменение которых отражается в "малом" отчете о финрезультатах по отдельной строке 080. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №8/03, стр. 64 [01.02.2003] Иван Чалый Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------