Товарный знак: правовые аспекты и учет ------------------------------------------------------------------ 1. Понятия и виды знаков для товаров и услуг На данное время существует довольно мало предприятий, которые не имеют своего товарного знака. А те, которые имеют, не всегда получают свидетельство на право собственности на товарный знак и в результате может так произойти, что они раскручивают товарный знак, который не является их собственностью и к тому же, может стать собственностью каких-либо других лиц. Данная ситуация может произойти потому, что согласно п. 6 ст. 5 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15.12.1993 г. № 3689-ХII ( 3689-12 ) (далее - Закон № 3689) право на получение свидетельства имеет заявитель, заявка которого имеет более раннюю дату предоставления. При этом, права на знаки для товаров и услуг - это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в процессе создания, регистрации, использования и охраны знаков для товаров и услуг. Следовательно, в первую очередь, следует дать определение товарного знака. В законодательном поле Украины существует такое понятие как знак и зарегистрированный знак, а ст. 1 Закона № 3689 дает их определение: знак - обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц; зарегистрированный знак - знак, на который выдано свидетельство. В английском языке существует также понятие "Trademark" и переводится оно как торговая марка. К тому же в международной практике используется еще одно понятие - знак обслуживания. В Украине все они называются знаками для товаров и услуг, а проще торговыми знаками. Предусмотрены такие виды знаков для товаров и услуг: - словесные - слова и аббревиатуры, фирменное наименование предприятия, рекламный лозунг, географическое название, буквы, цифры или их сочетания и т. п. (Оболонь, West, R1, КРАЗ); - изобразительные - композиции линий, пятен, фигур, форм на плоскости, плоское изображение, цветное изображение, цвет или сочетание цветов; - объемные - композиции фигур в трех измерениях, т. е. в форме самого изделия или его упаковки (флаконы, бутылки и т. п.); - звуковой и обонятельный знак; - комбинированные - сочетание изобразительных, словесных и объемных элементов. Кроме указанного Закона № 3689 основными нормативными документами, которые регулируют правовые отношения охраны товарных знаков является Конституция Украины ( 254к/96-ВР ), в частности ст. 41 и др., Гражданский Кодекс Украины ( 1540-06 ), Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18.02.1992 г. ( 2132-12 ), Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" ( 236/96-ВР ), Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" ( 959-12 ), Закон Украины "О рекламе" от 03.07.1996 № 270/96-ВР ( 270/96-ВР ), Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. (вступила в силу в Украине 25.12.1991 г.), Договор о законах относительно товарных знаков ратифицирован 13.10.1995 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (вступил в силу в Украине 25.12.1991 г.), Немецкое соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков (Украина присоединилась 01.06.2000 г.), а также подзаконные нормативные акты Украины, которые регулируют порядок ведения Реестра свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг, порядок выдачи свидетельств и порядок рассмотрения, публикации и внесения в Реестр сведений о передаче права собственности на товарный знак и выдачу владельцем лицензии на использование товарного знака. В налоговом и бухгалтерском учете операции с товарными знаками и другими объектами промышленной собственности регулируются Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.08.1997 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о прибыли), Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) (далее - Закон о НДС) и Положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы" (далее - П(С)БУ 8 ( z0750-99 )). Субъектами правоотношения в сфере торговых знаков являются лица, которые могут быть их участниками, а потом и владеть соответствующими субъективными правами и иметь юридические обязанности. При возникновении отношений института собственности всех субъектов правоотношений в сфере товарных знаков можно разделить на владельцев товарных знаков, других лиц, которые могут иметь соответствующие субъективные права и всегда имеют юридические обязанности, и государство в лице уполномоченных органов по вопросам регистрации и защиты, прав на знаки для товаров и услуг. Иностранные и другие лица, которые проживают или имеют постоянное местонахождение за пределами Украины, в отношениях с центральным органом исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности реализуют свои права через представителей, зарегистрированных согласно Положению о представителях по делам интеллектуальной собственности, которое утверждается Кабинетом Министров Украины. 2. Правовая охрана знаков для товаров и услуг В соответствии со ст. 5 Закона № 3689 правовая охрана предоставляется знаку, который не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали и на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, установленные вышеуказанным законом. Объектом знака могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвете или сочетании цветов. Право собственности на знак удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства составляет 10 лет от даты предоставления заявки в Госдепартамента интеллектуальной собственности МОН Украины по ходатайству владельца свидетельства, поданным в течение последнего года действия свидетельства, каждый раз на 10 лет. Порядок продления срока действия свидетельства устанавливается уполномоченным органом МОН. Действие же свидетельства прекращается досрочно при условиях, изложенных в ст. 18 Закона № 3689. Объем предоставляемой правовой охраны определяется приведенными в свидетельстве изображением знака и перечнем товаров и услуг. Право на получение свидетельства в порядке, установленном Законом № 3689, имеет любое лицо, объединения лиц или их правопреемники. Право на получение свидетельства имеет заявитель, заявка которого имеет более раннюю дату предоставления в уполномоченный орган МОН или, если заявлен приоритет, - более ранняя дата приоритета, при условии, что указанная заявка не считается отозванной, не отозвана или не отклонена. 3. Основания для отказа в предоставлении правовой охраны В соответствии со ст. 6 Закона № 3689 не могут получить правовую охрану обозначения, которые изображают государственные гербы, знамена и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия. Такие обозначения могут быть включены в знак как элементы, которые не охраняются, если на это есть согласие соответствующего компетентного органа или их владельцев. Не могут получить правовую охрану также обозначения, которые: 1) не имеют отличительных особенностей; 2) являются общеупотребительными как обозначение товаров и услуг определенного вида; 3) указывают на вид, качество, количество, свойства, назначения, ценность товаров и услуг, а также на место и время изготовления или сбыта товаров или предоставления услуг; 4) являются обманчивыми или такими, которые могут ввести в обман относительно товара, услуги или лица, которое производит товар или предоставляет услугу; 5) являются общеупотребительными символами и терминами. Обозначения, указанные в пунктах 1, 2, 3, 5, могут быть внесены в знак как элементы, которые не охраняются, если они не занимают доминирующего положения в изображении знака. Не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, которые являются тождественными или похожими настолько, что их можно принять за: - знаки, ранее зарегистрированные или заявленные на регистрацию в Украине на имя другого лица для однородных товаров и услуг; - знаки других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных договоров, участником которых является Украина; - фирменные наименования, которые известны в Украине и принадлежат другим лицам, получившим право на них до даты предоставления в уполномоченный орган МОН заявки относительно однородных товаров и услуг; - наименования мест происхождения товаров, кроме случаев, когда они включены в знак как элементы, которые не охраняются, и зарегистрированы на имя лиц, которые имеют право пользоваться такими наименованиями; - сертификационные знаки, зарегистрированные в установленном порядке. Не регистрируются как знаки обозначения, которые воспроизводят промышленные образцы, права на которые принадлежат в Украине другим лицам, названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права или их правопреемников, фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Украине лиц без их согласия. 4. Порядок, получения свидетельства При условии, что вы определились с понятием товарного знака, с условиями правовой охраны и решили зарегистрировать свой товарный знак, и при этом убедились, что знак отвечает требованиям п. 2 ст. 5 Закона № 3689 и не противоречит требованиям ст. 6, в которой приведен перечень обозначений, которые не могут получить правовой охраны как товарный знак, - только тогда можно приступить к регистрации. Следует указать, что регистрация обеспечивает охрану прав и товарный знак государством. Объем охраняемых прав определяется свидетельством, в котором отражаются изображение знака, указание цвета, указание товаров или услуг для которых знак предназначен. К охраняемым правам принадлежат исключительное право на использование товарного знака, которое означает обязательство всех других лиц не использовать товарный знак без разрешения владельца, право требовать через суд запрещения действий других лиц, которые нарушают права владельца, и возмещения убытков, причиненных такими действиями, и т. п. В нашей стране регистрацию товарных знаков и выдачу свидетельств о регистрации осуществляет государственный департамент интеллектуальной собственности, который находится в составе Минобразования и науки Украины (далее - Госдепартамент), в соответствии с Положением о Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Украины от 10.01.2002 г. № 10 ( z0064-02 ). Подготовкой документов для регистрации и предоставлением заявки на регистрацию товарного знака может заниматься как непосредственно владелец товарного знака, так и его представитель по делам интеллектуальной собственности или другое доверенное лицо. Заявка должна касаться одного знака и должна составляться на украинском языке и содержать заявление о регистрации знака, изображение заявляемого обозначения, перечень товаров и услуг, для которых заявитель просит зарегистрировать знак, сгруппированных по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков и другие документы, которые прилагаются к заявке. Заявка должна направляться по форме, которая приведена в приложении к Правилам составления, предоставления и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденным Приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28.07.1995 г. № 116 ( z0276-95 ) (в редакции приказа Госпатента от 20.08.1997 г. № 72 ( z0416-97 )) (далее - Правила). Согласно Правилам другими документами, которые прилагаются к заявке, являются: - документ об уплате сбора за предоставление заявки, в том числе за экспертизу, оформленный в соответствии с требованиями Положения о порядке уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.05.2001 г. № 543 ( 543-2001-п ) (далее - Положение № 543); - копия предыдущей заявки, заверенная ведомством страны предоставления, если заявитель желает воспользоваться правом на приоритет в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 3689; - документ, который подтверждает показ экспонатов с использованием заявленного знака на официальной или на официально признанной международной выставке, если заявитель желает воспользоваться правом приоритета в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 3689; - доверенность на имя представителя, если заявка подается через него; - документы, которые подтверждают право заявителя на использование в заявленном обозначении элементов, о которых речь идет в п. 1 ст. 6 Закона № 3689. Перед тем как приступить к составлению заявки, следует ознакомиться с п. 2.1.6 - 2.1.25 Правил, которые подробно разъясняют порядок ее заполнения. В заявлении о регистрации знака необходимо указать заявителя или заявителей и его адрес. Если заявитель просит охрану цвета или сочетания цветов как отличительного признака своего знака, то он обязан заявить об этом и указать в заявлении цвет или сочетание цветов, охрану которых он просит, и подать в заявке цветные изображения указанного знака. За предоставление заявки уплачивается сбор. Документ об уплате сбора должен поступить в уполномоченный орган МОН вместе с заявкой или в течение двух месяцев от даты предоставления заявки. Согласно Положению № 543 сбор уплачивается в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 х 20 = 340 грн.) при условии, что будет заявлен знак только по трем классами Международной классификации товаров и услуг, и дополнительно 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждый класс больше трех. Пример: 1) За 3 класса нужно будет оплатить сбор в размере 20 не облагаемых налогом минимумов граждан (17 x 20 = 340 грн.). 2) За 4 класса - 20 + 5 не облагаемых налогом минимумов граждан (25 х 17 = 425 грн.). 3) За 5 классов - 20 + 10 не облагаемых налогом минимумов граждан (30 х 17 = 510 грн.) и т. д. Датой же предоставления заявки является дата получения уполномоченным органом МОН материалов, которые содержат во всяком случае ходатайство в произвольной форме о регистрации знака, изложенное на украинском языке, сведения о заявителе и его адресе, изложенные на украинском языке, часть, которая внешне напоминает обозначение, которое может быть знаком, и сведения относительно перечня товаров или услуг, для которых заявляется знак. Если уполномоченный орган МОН считает, что на момент получения материалы заявки не отвечают требованиям п. 1 ст. 8 Закона № 3689, то он сообщает об этом заявителю. Для внесения изменений в материалы предоставляется два месяца от даты получения заявителем сообщения уполномоченного органа МОН. Если же в этот срок несоответствие будет устранено, то датой предоставления заявки будет дата получения уполномоченным органом МОН исправленных материалов. В противном случае заявка считается не поданной, о чем заявителю направляется отдельное сообщение. Решение об установлении даты предоставления заявки уполномоченный орган МОН направляет заявителю после поступления в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона № 3689 документа об уплате сбора за предоставление заявки. В случае нарушения требований вышеупомянутой статьи указанное решение не посылается, а заявка считается отозванной. После этого уполномоченный орган МОН рассматривает заявку, проводит необходимую экспертизу и принимает решение о регистрации товарного знака или об отказе. В случае позитивного решения уполномоченный орган МОН сообщает о решении относительно регистрации товарного знака с требованием уплатить в течение месяца сбор за выдачу свидетельства о регистрации (5 не облагаемых налогом минимумов граждан 5 х 17 = 85 грн.). 5. Приоритет Необходимо отметить, что заявитель имеет право на приоритет предыдущей заявки на такой же знак в течение шести месяцев от даты предоставления предыдущей заявки в уполномоченный орган МОН {1} или в соответствующий орган государства - участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности, если на предыдущую заявку не заявлен приоритет. Приоритет знака, использованного в экспонате, показанном на официальных или официально признанных международных выставках, проведенных на территории государства - участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности, может быть установлен по дате открытия выставки, если заявка поступила в уполномоченный орган МОН в течение шести месяцев от указанной даты. Заявитель же, который желает воспользоваться правом приоритета, в течение трех месяцев от даты предоставления заявки в уполномоченный орган МОН подает заявку о приоритете со ссылкой на дату предоставления и номер предыдущей заявки, и ее копию с переводом на украинский язык или документ, который подтверждает показ указанного знака на выставке, если эти заявка или показ соответственно, была подана или была проведена в государстве - участнике Парижской конвенции об охране промышленной собственности. В рамках этого срока указанные материалы могут быть изменены. Если эти материалы поданы несвоевременно, то право на приоритет заявки считается потерянным, о чем заявителю направляется сообщение. 6. Экспертиза заявки Экспертиза заявки осуществляется уполномоченным органом МОН в соответствии с Законом № 3689 ( 3689-12 ) и установленных на его основании правил. Заявитель имеет право по собственной инициативе или по приглашению уполномоченного органа МОН лично или через своего представителя принимать участие в рассмотрении вопросов, которые возникли во время проведения экспертизы. Порядок участия заявителя или его представителя в рассмотрении этих вопросов определяется уполномоченным органом МОН. Заявитель имеет право по собственной инициативе вносить в заявку исправления и уточнения. Исправления и уточнения не учитываются, если они поступили в уполномоченный орган МОН после даты получения заявителем решения о регистрации знака или об отклонении заявки. Если заявителем поданы дополнительные материалы, то в процессе экспертизы выясняется, не выходят ли они за пределы раскрытой в поданной заявке сути обозначения и перечня, указанных в заявке товаров и услуг. Дополнительные материалы выходят за пределы раскрытой в поданной заявке сути обозначения, если они содержат признаки, которые следует включить в обозначение, заявляемое как знак. Дополнительные материалы в части, которая выходит за пределы раскрытой в поданной заявке сути обозначения или дополняет перечень указанных в заявке товаров и услуг, не учитываются во время рассмотрения заявки и могут быть оформлены заявителем как самостоятельная заявка. После установления даты предоставления заявки и при наличии документа об уплате сбора за предоставление заявки уполномоченный орган МОН проводит экспертизу заявки по формальным признакам, во время, которой заявка проверяется на соответствие требованиям ст. 7 Закона № 3689 ( 3689-12 ), и документ об уплате сбора за предоставление заявки проверяется на соответствие установленным требованиям. Если заявка не отвечает требованиям вышеуказанной статьи или документ об уплате сбора за предоставление заявки установленным требованиям, уполномоченный орган МОН сообщает об этом заявителю. Для внесения изменений в материалы предоставляется два месяца от даты получения заявителем сообщения уполномоченного органа МОН. Если за этот срок несоответствия не будут устранены и заявитель не подаст мотивированного ходатайства о его продлении, то посылается заявителю решение об отклонении заявки. Если заявка отвечает требованиям ст. 7 Закона № 3689 и документ об уплате сбора за предоставление заявки оформлен правильно, уполномоченный орган МОН проводит экспертизу заявки по существу, во время которой проверяется соответствие заявленного обозначения условиям предоставления правовой охраны. Во время экспертизы заявки по существу уполномоченный орган МОН имеет право затребовать от заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Заявитель имеет право в течение месяца от даты получения им запроса уполномоченного органа МОН затребовать у него копии материалов, которые противопоставлены заявке. Дополнительные материалы должны быть поданы заявителем в течение двух месяцев от даты получения им запроса или копий материалов, которые противопоставлены заявке. Если заявитель в установленный срок не подаст материалы на запрос уполномоченного органа МОН или мотивированное ходатайство о продлении этого срока, заявка считается отозванной. На дополнительные материалы в части, которая выходит за пределы раскрытой в поданной заявке сути обозначения, распространяется порядок, определенный п. 4 ст. 10 Закона № 3689. Если по результатам экспертизы заявки по существу будет определено, что обозначение отвечает условиям предоставления правовой охраны, уполномоченный орган МОН посылает заявителю решение о регистрации знака. В противном случае заявителю направляется решение об отклонении заявки. Заявитель имеет право ознакомиться со всеми материалами, указанными в запросе или решении уполномоченного органа МОН. Копии материалов, востребованные заявителем, уполномоченный орган МОН посылает в течение месяца. Сроки, предусмотренные ст. 10 Закона № 3689 (кроме определенных в п. 8 вышеуказанной статьи), пропущенные заявителем, могут быть восстановлены уполномоченным органом МОН при наличии уважительных причин. Ходатайство о возобновлении срока должно поступить в уполномоченный орган МОН в течение шести месяцев от даты окончания пропущенного срока. Заявитель имеет право отзывать заявку в любое время до даты получения им решения о регистрации знака. 7. Публикация, регистрация и выдача свидетельства. На основании решения о регистрации знака и при наличии документа об уплате сбора за выдачу свидетельства уполномоченный орган МОН публикует в своем официальном бюллетене определенные им сведения о выдаче свидетельства. Если в течение трех месяцев от даты поступления заявителю решения о выдаче свидетельства документ об уплате сбора за выдачу свидетельства в уполномоченный орган МОН не поступил, публикация не осуществляется, а заявка считается отозванной. После публикации сведений о выдаче свидетельства любое лицо имеет право ознакомиться с материалами заявки в установленном порядке. Одновременно с публикацией сведений о выдаче свидетельства уполномоченный орган МОН осуществляет государственную регистрацию знака, для чего вносит в Реестр соответствующие сведения. Форма Реестра и порядок его ведения определяются МОН. После внесения в Реестр сведений любое лицо имеет право ознакомиться с ними в порядке, который определяется уполномоченным органом МОН. Выдача свидетельства осуществляется уполномоченным органом МОН в месячный срок после государственной регистрации знака. Свидетельство выдается лицу, которое имеет право на его получение. Если право на получение свидетельства имеют несколько лиц, им выдается одно свидетельство. Форма свидетельства и содержание указанных в нем сведений определяются МОН. В выданное свидетельство по требованию его владельца уполномоченный орган МОН вносит исправление очевидных ошибок с последующим сообщением об этом в официальном бюллетене. Заявитель может обжаловать любое решение уполномоченного органа МОН относительно заявки в Апелляционной палате уполномоченного органа МОН (далее - Апелляционная палата) в течение трех месяцев от даты получения решения или копий востребованных материалов. Возражения против решения относительно заявки должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение четырех месяцев от даты его поступления в пределах мотивов, изложенных в возражении. К тому же заявитель может обжаловать решение Апелляционной палаты в судебном порядке в течение шести месяцев от даты получения решения. 8. Бухгалтерский и налоговый учет создания и передачи права собственности на товарный знак. В соответствии с П(С)БУ 8 ( z0750-99 ) товарные знаки, которые не имеют материальной формы и которые могут быть идентифицированы и будут содержаться предприятием с целью использования их в течение периода более одного года или одного операционного цикла, если он больше года для запланированных целей (производство, торговля и т. п.), могут быть признаны нематериальными активами. В случае, когда товарный знак не отвечает указанным требованиям, то расходы по его созданию или приобретению являются затратами того отчетного периода, в течение которого они понесены. В бухгалтерском учете для обобщения информации о наличии и движении товарных знаков Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденным Приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291 ( z0893-99 ) (далее - План счетов), предусмотрен счет 12 "Нематериальные активы" и субсчет 3 "Право на знаки для товаров и услуг". При принятии решения о создании на своем предприятии товарного знака все расходы, которые непосредственно связаны с ним (оплата услуг специалиста по созданию эскизов, оплата труда работников, регистрационные сборы и другие расходы), в бухгалтерском учете будут формировать его первичную стоимость. Ни ранее принятыми, ни новыми нормативными документами не регулируется порядок документального оформления операций с нематериальными активами. Поэтому уместно было бы указать данные, которые содержат подробную характеристику объекта, первичную стоимость, срок полезного использования, норму износа в акте приемки-передачи основных средств по форме ОЗ-1 (в этом документе предусмотрены все необходимые данные для оприходования и дальнейшего аналитического учета товарного знака). Отражение данных операций в бухгалтерском учете с соответствующей корреспонденцией счетов приведено в таблице 1. В данной и следующих таблицах будут использованы следующие счета и субсчета: 1233 - "Права на знаки для товаров и услуг"; 133 - "Износ нематериальных активов"; 14 - "Долгосрочные финансовые инвестиции"; 154 - "Приобретение (создание) нематериальных активов"; 23 - "Производство"; 311 - "Текущие счета в национальной валюте"; 36 - "Расчеты с покупателями и заказчиками"; 40 - "Уставный капитал"; 46 - "Неоплаченный капитал"; 63 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; 64 - "Расчеты по налогам и платежам"; 641 - "Расчеты по налогам"; 643 - "Налоговые обязательства"; 644 - "Налоговый кредит"; 65 - "Расчеты по страхованию"; 66 - "Расчеты по оплате труда"; 719 - "Прочие доходы от операционной деятельности"; 742 - "Доход от реализации необоротных активов"; 90 - "Себестоимость реализации"; 92 - "Административные расходы"; 972 - "Себестоимость реализованных необоротных активов". Таблица 1. Бухгалтерский учет операций по формированию нематериальных активов |---|--------------------------|------------------------|--------| | № | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | |п/п| |-----------|------------| грн. | | | | Дебет | Кредит | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 1 | Оплата за услуги по | 63 | 311 | 1200| | | созданию эскиза товарного| | | | | | знака | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 2 | Отражен налоговый кредит | 641 | 644 | 200| | | по НДС | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 3 | Составлен акт | 154 | 63 | 1000| | | приемки-передачи эскиза | | | | | | товарного знака | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 4 | Отражены расчеты по | 644 | 63 | 200| | | налоговому кредиту по НДС| | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 5 | Начислена заработная | 154 | 66 | 200| | | плата работникам, занятым| | | | | | созданием товарного знака| | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 6 | Отражены суммы начислений| 154 | 65 | 80| | | на фонд оплаты труда | | | | | | работников, которые были | | | | | | заняты созданием | | | | | | товарного знака (условно)| | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 7 | Уплачены регистрационные | 64 | 311 | 50| | | сборы в бюджет | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 8 | Начислены регистрационные| 154 | 64 | 50| | | сборы | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 9 | Оприходован товарный знак| 1233 | 154 | 1330| |---|--------------------------|-----------|------------|--------| При приобретении товарного знака предприятием зачисление на баланс должно быть осуществлено по покупной стоимости, увеличенной на сумму пошлины, косвенных налогов, которые не подлежат возмещению, и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, пригодного для использования по назначению (таблица 2). Таблица 2. Бухгалтерский учет операций по покупке нематериальных активов |---|--------------------------|------------------------|--------| | № | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | |п/п| |-----------|------------| грн. | | | | Дебет | Кредит | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 1 | Оплата счета поставщика | 63 | 311 | 1200| | | за товарный знак | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 2 | Отражен налоговый кредит | 641 | 644 | 200| | | по НДС | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 3 | Получен товарный знак | 154 | 63 | 1000| | | по акту приемки-передачи | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 4 | Отражены расчеты по | 644 | 63 | 200| | | налоговому кредиту по НДС| | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 5 | Оприходован товарный знак| 1233 | 154 | 1000| |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 6 | Начислена амортизация | 23 | 133 | 20| | | товарного знака за | (90, 92) | | | | | отчетный период | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| При получении товарного знака как взноса в уставный фонд предприятия товарный знак оценивается по справедливой стоимости, согласованной между учредителями, что показано в таблице 3. Таблица 3. Бухгалтерский учет операций по получению нематериальных активов как взноса в уставный фонд |---|--------------------------|------------------------|--------| | № | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | |п/п| |-----------|------------| грн. | | | | Дебет | Кредит | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 1 | Отражен размер уставного | 46 | 40 | 1200| | | капитала, указанного в | | | | | | учредительных документах | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 2 | Получен товарный знак | 154 | 46 | 1000| | | как взнос в уставный фонд|-----------|------------|--------| | | | 1233 | 154 | 1000| |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 3 | Отнесен НДС в налоговый | 641 | 46 | 200| | | кредит | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| Амортизация товарного знака в бухгалтерском и налоговом учете может осуществляться различными методами. Метод и срок выбираются предприятием самостоятельно согласно принятой учетной политике. В пп. 8.3.9 Закона о прибыли установлен предельный срок полезного использования 10 лет, а П(С)БУ 8 - 20 лет. В данном случае рекомендуется для тождественности налогового и бухгалтерского учета применять прямолинейный метод амортизации с определением срока полезного использования не более 10 лет. Отражение списания с баланса в случае выбытия, реализации, бесплатной передачи товарного знака в налоговом учете аналогично отражению соответствующих операций с основными средствами группы 1 согласно пп. 8.4.3 Закона о прибыли, что показано в таблице 4. Таблица 4. Бухгалтерский учет операций по реализации товарного знака |---|--------------------------|-----------------|-------|-----------| | № | Содержание операции | Корреспонденция | Сумма,| Налоговый | |п/п| | счетов | грн. | учет | | | |--------|--------| |-----|-----| | | | Дебет | Кредит | | ВД | ВР | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 1 | Получена оплата от | 311 | 36 | 2400| 1200| | | | покупателя | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 2 | Отражено налоговое | 643 | 641 | 400| | | | | обязательство по НДС | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 3 | Отражен доход от | 36 | 742 | 2400| | | | | реализации товарного | | | | | | | | знака | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 4 | Отражены расчеты по | 742 | 643 | 400| | | | | налоговым обязательствам | | | | | | | | по НДС | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 5 | Списан износ | 133 | 1233 | 200| | | | | реализованного | | | | | | | | товарного знака | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 6 | Списана остаточная | 972 | 1233 | 800| | | | | стоимость товарного | | | | | | | | знака | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| Одной из разновидностей передачи права собственности на товарный знак является его передача как взноса в уставный фонд создаваемого предприятия. Договором, на основании которого право собственности на товарный знак перейдет к созданному предприятию, будет учредительный договор. Но в данном случае необходимо учесть отличия в налоговом учете основных средств и нематериальных активов. При взносе в уставный фонд товарного знака необходимо учесть НДС на сумму передачи, поскольку для целей налогообложения данная операция приравнивается к продаже (льготы при передаче в уставный фонд согласно пп. 3.2.8 Закона о НДС распространяются только на основные фонды), что и показано в таблице 5. Таблица 5. Бухгалтерский учет операций передачи товарного знака как взноса в уставный фонд |---|--------------------------|------------------------|--------| | № | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | |п/п| |-----------|------------| грн. | | | | Дебет | Кредит | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 1 | Списана сумма износа | 133 | 1233 | 200| | | переданного товарного | | | | | | знака | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 2 | Передан товарный знак | 14 | 1233 | 800| | | как взнос в уставный | | | | | | фонд | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| | 3 | Начислены налоговые | 14 | 641 | 160| | | обязательства по НДС | | | | |---|--------------------------|-----------|------------|--------| Товарный знак в уставный фонд передается по остаточной стоимости. Если предприятие передает товарный знак по стоимости, которая превышает остаточную, то в бухгалтерском учете сумма превышения отражается в составе прочих доходов от обычной деятельности, а в налоговом - значение превышения показывают как доход. Товарный знак может принадлежать нескольким владельцам и использоваться ими одновременно. Отношения между владельцами относительно использования такого товарного знака определяются соглашением между ними. В случае отсутствия соглашения каждый владелец может пользоваться и распоряжаться знаком по-своему усмотрению, но ни один из них не имеет права давать разрешение (выдавать лицензию) на использование знака и передавать право собственности на знак другому лицу без согласия других владельцев. Право на использование товарного знака может перейти от владельца к другому лицу в результате передачи права собственности на товарный знак, в результате передачи владельцем товарного знака в общую с другими лицами собственность или вследствие выдачи владельцем разрешения (лицензии) другому лицу на использование знака. Лицензионный договор заключается в простой письменной форме. Его цель - определение объема прав, которые передаются владельцем товарного знака - лицензиаром другому лицу - лицензиату, и которые остаются у владельца. Следовательно, лицензионный договор должен отражать: способы использования товарного знака лицензиатом, вид лицензии (исключительная или неисключительная), территория действия лицензионного договора, срок действия лицензионного договора, перечень товаров или услуг, для которых лицензиат может использовать товарный знак, возможность выдачи лицензиатом сублицензий. Максимально полное и точное отражение в лицензионном договоре распределения прав сторон относительно использования товарного знака - гарантия бесконфликтного использования прав лицензиаром и лицензиатом. К тому же лицензионный договор должен содержать условия регистрации лицензионного договора, расчетов, ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий использования товарного знака и других условий договора осуществления лицензиаром контроля за использованием лицензиаром товарного знака. Естественно, объем прав, которые передаются лицензиату, не может быть больше объема прав, которые принадлежат лицензиару в соответствии со свидетельством. Закон требует включения в лицензионный договор условия о том, что качество товаров и услуг, которые производятся или предоставляются по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг владельца товарного знака и что последний будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Следует обратить особое внимание и на определении в лицензионном договоре вида лицензии - исключительная или неисключительная. Исключительная лицензия означает, что на территории действия лицензионного договора и относительно указанных в нем товаров или услуг лицензиат получает исключительное право использования товарного знака, что означает обязанность всех других лиц не использовать товарный знак без разрешения лицензиата и, само собой разумеется, правовую охрану своего исключительного права использования. Неисключительная лицензия позволяет лицензиату использовать товарный знак в установленных лицензионным договором рамках, но не запрещает лицензиару, как использовать товарный знак на территории действия лицензионного договора и относительно определенных лицензионным договором товаров или услуг самостоятельно, так и передать эти же права относительно использования товарного знака другим лицензиатам. Любой переход прав на использование зарегистрированного товарного знака должен сопровождаться внесением соответствующих сведений в Реестр, что осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о предоставлении, рассмотрении, публикации и внесении в реестр сведений о передаче права собственности на знак для товаров и услуг и выдачу лицензии на использование знака (международного знака) для товаров и услуг, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Украины от 03.08.2001 г. № 576 ( z0718-01 ). В бухгалтерском и налоговом учете данные операции необходимо отразить следующими проводками (в таблицах 6 и 7). Таблица 6. Бухгалтерский и налоговый учет операций при передаче права использования товарного знака по лицензионному договору |---|--------------------------|-----------------|-------|-----------| | № | Содержание операции | Корреспонденция | Сумма,| Налоговый | |п/п| | счетов | грн. | учет | | | |--------|--------| |-----|-----| | | | Дебет | Кредит | | ВД | ВР | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 1 | Получены платежи по | 311 | 36 | 200| 200| | | | лицензионному договору | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 2 | Отражен доход | 36 | 719 | 200| | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| Таблица 7. Бухгалтерский и налоговый учет операций получения права использования товарного знака по лицензионному договору |---|--------------------------|-----------------|-------|-----------| | № | Содержание операции | Корреспонденция | Сумма,| Налоговый | |п/п| | счетов | грн. | учет | | | |--------|--------| |-----|-----| | | | Дебет | Кредит | | ВД | ВР | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 1 | Отражена текущая | 23 | 63 | 200| - | 200 | | | задолженность по | 92, 93 | | | | | | | лицензионному договору | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| | 2 | Отражена оплата за | 63 | 311 | 200| | | | | пользование товарным | | | | | | | | знаком | | | | | | |---|--------------------------|--------|--------|-------|-----|-----| По лицензионному договору передается только право пользования товарным знаком, а права владения и распоряжения остаются у владельца, поэтому платежи по такому договору являются роялти согласно п. 1.30 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ). А в соответствии с пп. 3.2.7 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) данные платежи не являются объектом обложения НДС. 9. Права и обязанности, которые следуют из свидетельства. Права, которые следуют из свидетельства, действуют от даты предоставления заявки при условии уплаты соответствующего сбора. Свидетельство предоставляет его владельцу исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению. Взаимоотношения при пользовании знаком, свидетельство на который принадлежит нескольким лицам, определяются соглашением между ними (см. предыдущий раздел). Использованием знака признается применение его на товарах и при предоставлении услуг, для которых он зарегистрирован, на упаковке товаров, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, во время показа экспонатов на выставках и ярмарках, которые проводятся в Украине, в проспектах, счетах, на бланках и в другой документации, связанное с введением указанных товаров и услуг в хозяйственный оборот. Свидетельство предоставляет его владельцу право запрещать другим лицам использовать зарегистрированный знак без его разрешения, за исключением случаев, когда использование знака не признается согласно Закону № 3689 нарушением прав владельца свидетельства. Знак для товаров и услуг является товаром, поэтому он может быть предметом любых гражданско-правовых соглашений. Владелец свидетельства может передавать на основании договора право собственности на знак любому лицу, которое становится правопреемником владельца свидетельства. Передача права собственности на знак не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара и услуги или относительно лица, которое изготавливает товар или предоставляет услугу. Владелец свидетельства имеет право дать любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров и услуг, изготовленных или предоставленных по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг владельца свидетельства и что последний будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Договор о передаче права собственности на знак и лицензионный договор считаются действительными, если они составлены в письменной форме и подписаны сторонами. Эти договора вступают в силу относительно любого другого лица только после их регистрации в уполномоченном органе МОН. Владелец свидетельства имеет право проставлять рядом со знаком предупреждающую маркировку, указывающую на то, что этот знак зарегистрирован в Украине. Владелец свидетельства, который осуществляет посредническую деятельность, имеет право на основании договора с производителем товаров или лицом, которое предоставляет услуги, использовать свои знак рядом со знаком указанных лиц, а также вместо их знака. Владелец свидетельства должен добросовестно пользоваться исключительным правом, которое следует из свидетельства. Если знак не используется или недостаточно используется в Украине в течение трех лет от даты публикации сведений о выдаче свидетельства или от даты, когда использование знака было прекращено, любое лицо имеет право обратиться в суд (хозяйственный суд) с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства. При разрешении этого вопроса суд (хозяйственный суд) может принять во внимание поданные владельцем свидетельства доказательства того, что знак не использовался по независимым от него причинам. 10. Прекращение действия свидетельства и признание его недействительным Владелец свидетельства в любое время может отказаться от него полностью или частично на основании заявления, поданного в уполномоченный орган МОН. Такой отказ вступает в силу от даты публикации сведений об этом в официальном бюллетене уполномоченного органа МОН. Действие свидетельства прекращается в случае неуплаты сбора за продление срока его действия. Документ об уплате сбора за каждое продление срока действия свидетельства должен поступить в уполномоченный орган МОН до конца текущего периода срока действия свидетельства при условии уплаты сбора в течение двух последних его месяцев. Сбор за продление действия свидетельства может быть уплачен, а документ о его уплате - поступить в уполномоченный орган МОН в течение шести месяцев после установленного срока. В этом случае размер указанного сбора увеличивается на 50%. Действие свидетельства прекращается с первого дня периода срока действия свидетельства, за который сбор не уплачен. Действие свидетельства прекращается по решению суда (хозяйственного суда) в связи с превращением знака в обозначение, которое стало общеупотребляемым как обозначение товаров и услуг определенного вида после даты предоставления заявки. Свидетельство может быть признано недействительным полностью или частично в случае: - несоответствия зарегистрированного знака условиям предоставления правовой охраны; - наличия в свидетельстве элементов изображения знака и перечня товаров и услуг, которых не было в поданной заявке. Любое лицо в течение шести месяцев от даты публикации сведений о выдаче свидетельства может подать возражение против выдачи свидетельства в Апелляционную палату. Возражение должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение шести месяцев от даты его поступления. Владелец свидетельства должен быть ознакомлен с возражением. Апелляционная палата рассматривает возражение в пределах мотивов, изложенных в нем. Лицо, которое подало возражение, а также владелец свидетельства могут принимать участие в его рассмотрении. Решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в судебном порядке. Если возражение против выдачи свидетельства не поступило в Апелляционную палату в установленный срок, то свидетельство может быть признано недействительным только в судебном порядке. Свидетельство или его часть, признанная недействительной, считаются недействительными от даты предоставления заявки. Никто другой, кроме бывшего владельца свидетельства, не имеет права на повторную регистрацию знака в течение трех лет после прекращения действия свидетельства согласно ст. 18 Закона № 3689. За предоставление заявки и выдачу свидетельства, продление срока его действия и т. п. уплачиваются сборы. Перечень сборов, размеры, сроки и порядок их уплаты определяются Кабинетом Министров Украины. Средства, полученные от сборов и за предоставленные услуги, используются уполномоченным органом МОН для развития государственной системы охраны интеллектуальной собственности. Уполномоченный орган МОН ежегодно публикует отчет о расходовании этих средств. Любое лицо имеет право зарегистрировать знак в иностранных государствах. При регистрации знака в иностранных государствах согласно Мадридскому соглашению о регистрации знаков заявка направляется через уполномоченный орган МОН. Расходы, связанные с регистрацией знака в иностранных государствах, несет заявитель или по его согласию другое лицо. 11. Нарушение прав владельца свидетельства Защита прав на знаки для товаров и услуг может осуществляться в административном, смешанном или судебном порядке. Любое посягательство на права владельца свидетельства, предусмотренные ст. 16 Закона № 3689, считается нарушением прав владельца свидетельства, которое влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Украины. По требованию владельца свидетельства такое нарушение должно быть прекращено, а нарушитель обязан возместить владельцу свидетельства причиненные убытки. Владелец свидетельства может также требовать изъятия с товара, его упаковки незаконно использованного знака или обозначения, похожего с ним настолько, что их можно спутать, или уничтожения изготовленных изображений знака или обозначения, похожего с ним настолько, что их можно спутать. Выводы Требовать восстановления нарушенных прав владельца свидетельства может также лицо, которое приобрело лицензию, если другое не предусмотрено лицензионным договором. Споры, связанные с применением Закона № 3689, рассматриваются судом, хозяйственным или третейским судом в порядке, установленном действующим законодательством Украины. Суды, в соответствии с их компетенцией, рассматривают споры о: - установлении владельца свидетельства; - заключении и выполнении лицензионных договоров; - нарушении имущественных прав владельца свидетельства. Кроме того, суды рассматривают также другие споры, связанные с охраной прав, которые предоставляются Законом № 3689. Проанализировав все вышеизложенные и вышеперечисленные документы, сделаем следующие выводы: - товарный знак является объектом интеллектуальной собственности; - знак всегда является определением, которое имеет свое объективное выражение, т. е. отвечает требованиям и нормам, предусмотренным в промышленности и является также объектом промышленной собственности; - юридическим фактом возникновения права на товарный знак является получение соответствующего свидетельства о регистрации товарного знака; - знак выполняет определительную функцию относительно других товаров и не может быть признан товарным знаком определения, которое не может такую функцию выполнять. Кроме того, основными принципами, которые определяют содержание законодательства о товарных знаках, являются принцип обязательной регистрации знаков, территориальный при их регистрации, исключительность прав на знаки и принцип судебной защиты торговых знаков. Законодательство Украины не имеет особых разногласий по вопросам товарных знаков, которые невозможно было бы устранить. Нам кажется, что в настоящих условиях целесообразно было бы в Законе № 3689 добавить разрешение вопроса наследственного права на товарный знак, потому что на данное время этот вопрос не урегулирован на законодательном уровне. Хотя владелец имеет полное право владеть, пользоваться принадлежащим ему знаком, все же следовало бы дополнительно предусмотреть передачу наследственного права на знак. Дополнительно следовало бы внести изменения в ст. 22 Закона № 3689 и указать правовое регулирование товарного знака в течение трех лет после окончания действия свидетельства. Но если не углубляться в эти неурегулированные вопросы, в целом, правовой статус товарных знаков дает возможность защитить национальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке. {1} Здесь необходимо сказать несколько слов о структурных изменениях в МОН. Ранее заявка подавалась в Укрпатент - Государственное патентное ведомство Украины. Но Указом Президента "О Положении о Государственном комитете Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности" № 987/99 от 13.08.1999 г. было установлено, что Государственный комитет Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности является правопреемником ликвидированных Министерства Украины по делам науки и технологий, Государственного патентного ведомства Украины и Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам относительно их обязательств, прав и обязанностей. Затем Указом Президента "О Министерстве образования и науки Украины" № 773/2000 от 07.06.2000 г. было установлено, что Министерство образования и науки Украины является правопреемником Министерства образования Украины и Государственного комитета Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" №22/03, стр. 34 и №23/03, стр. 32 [12.06.2003] Оксана Чубко Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда" ------------------------------------------------------------------