Где был, где был... Цветы покупал. О доказательстве связи бензина с хоздеятельностью При проверке налоговый инспектор потребовала доказать, что легковой автомобиль, арендуемый у директора, используется именно в хозяйственной деятельности. В наших путевых листах не указывалось, в чем конкретно заключалось задание водителя, а просто делалась отметка, что автомобиль поступает в распоряжение директора. Естественно, вспомнить, при каких именно обстоятельствах автомобиль с директором наездил 212 км, к примеру, 7 марта, мы не смогли (в листе только указано время подачи автомобиля - 10-00 - и время убытия - 18-00). Ввиду отсутствия подтверждения связи с хоздеятельностью проверяющая изъявила желание исключить расходы на аренду и бензин из валовых затрат предприятия. Помогите отстоять затраты. * * * Для защиты валовых затрат необходимо: 1) обратить внимание проверяющей на то, что поскольку Инструкция о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74 ( z0149-98 ), {1} не требует указания конкретного маршрута легкового автомобиля, то предприятие вправе ограничиться сведениями о лице, в распоряжении которого находился автомобиль, о времени прибытия/выбытия и общем пробеге. Так что инспектор попросту придирается к вашим путевым листам (видимо, 8 марта ваш директор не заехал поздравить ее с известным международным праздником); 2) процитировать придирчивой налоговичке предпоследний абзац п/п. 5.4.10 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {2}: "Не включаются в состав валовых затрат <...> расходы, связанные со стоянкой и парковкой легковых автомобилей, а также 50 процентов расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для легковых автомобилей и оперативную аренду легковых автомобилей. При этом плательщик налога освобождается от обязанностей доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью". В приведенном абзаце обратим внимание на последнее предложение. По нашему мнению, оно, в частности, освобождает от обязанности доказывания связи с хоздеятельностью тех расходов на приобретение горюче-смазочных материалов и аренду легкового автомобиля, которые включаются в валовые затраты. Конечно, возможен и другой подход: дескать, в данном абзаце п/п. 5.4.10 говорится о том, что 50% расходов на горюче-смазочные материалы и аренду легкового автотранспорта не включаются в состав валовых затрат. Так что именно по этим 50% расходов плательщик и освобождается от обязанности доказывания связи с хозяйственной деятельностью. Однако согласиться с этой трактовкой п/п. 5.4.10 нельзя. Во-первых, такое понимание последнего предложения п/п. 5.4.10 говорит не в пользу умственных способностей законодателя. Зачем освобождать плательщика от обязанности доказывать связь с хоздеятельностью в отношении тех расходов, которые и так (по прямому указанию Закона в силу п/п. 5.4.10) не включаются в валовые затраты? Доказывай, не доказывай - налоговый учет все равно не изменится. Так что указанное последнее предложение имеет смысл, только если толковать его как разрешающее не доказывать связь с хоздеятельностью именно по тем 50% расходов, которые могут включаться в валовые затраты. Во-вторых, необходимо отметить, что плательщик освобожден от обязанности доказывания связи с хоздеятельностью всех таких расходов (то есть всех расходов на приобретение ГСМ и оперативную аренду легковых автомобилей), а не только 50%, которые не включаются в валовые затраты. Сравните формулировки первого и второго предложения предпоследнего абзаца п/п. 5.4.10! Так что на основании п/п. 5.4.10 директору можно и не вспоминать, где он был 7 марта 2003 года с 10-00 до 18-00. Валовым затратам {3} такая забывчивость - не преграда. {1} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 34т-36т. {2} См. п. 5.4 "Особенности отнесения расходов двойного назначения в состав валовых затрат плательщика налога" данного Закона в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 17т-21т. {3} В пределах 50% расходов. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №27/03, стр. 41 [01.07.2003] Станислав Погребняк Консультант Верховной Рады, к.ю.н. ------------------------------------------------------------------