Если рассчитали но не рассчитывались - что будет? В июне наше предприятие обнаружило ошибку в декларации по НДС за февраль 2003 года и 30 июня представило уточняющий расчет. Однако по определенным причинам налог, дополнительно появившийся за февраль 2003 года, и 5%-ный штраф не уплачены до сих пор. Что грозит нашему предприятию? * * * Согласно п/п. 17.2 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) {1} плательщик, обнаруживший ошибку, обязан выбрать один из двух вариантов: а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 5% от такой суммы до представления такого уточняющего расчета; б) либо отразить сумму недоплаты, увеличенную на сумму 5%-ного штрафа, в составе текущей налоговой декларации. Как видно из вопроса, предприятие пошло первым путем. {2} Необходимо обратить особое внимание на то, что при представлении уточняющего расчета с 01.04.2003 г. {3} действует принципиально новое правило: "Сначала уплати недоплату и штраф, а затем представляй уточняющий расчет". Очевидно, что данное нововведение прошло мимо вашего предприятия. Эта невнимательность вас и подвела. Напомним, что прежняя редакция п. 17.2 не требовала от плательщика, допустившего ошибку, сначала уплатить недоплату и штраф и лишь затем представлять уточняющий расчет. Старый п. 17.2 только выдвигал условие, чтобы самостоятельное обнаружение ошибки (представление уточненной декларации) и погашение суммы недоплаты и 10%-ного штрафа произошли до начала проверки контролирующим органом. А в какой последовательности осуществить эти действия - должен был решать сам плательщик. Не требовала (тогда) предварительной уплаты и ГНАУ. Как известно, налоговое разъяснение относительно предельных сроков уплаты налогового обязательства, определенного плательщиком в новой (уточненной) налоговой декларации, содержащей исправленные показатели, утвержденное приказом ГНАУ от 22.10.2002 г. № 503 ( v0503225-02 ) {4}, действовавшее при старой редакции п. 17.2, устанавливало, что предельный срок уплаты налоговых обязательств и штрафа по уточненной декларации по общему правилу должен совпадать с предельным сроком погашения налогового обязательства за тот отчетный (налоговый) период, на который приходится дата представления уточненной налоговой декларации. Исключение составляли шесть налогов: подоходный налог, акцизный сбор, хмелесбор, налог с владельцев транспортных средств, единый налог и налог на прибыль. Однако ГНАУ требовала уплатить недоплату и штраф до момента представления уточненной налоговой декларации лишь в отношении единого налога и хмелесбора. {5} Кстати, законность требования относительно предварительной уплаты ЕН и хмелесбора вызывала очень большие сомнения.) Теперь разберемся, какие последствия ждут предприятие, нарушившее новые требования п. 17.2. Как нам кажется, наиболее типичными являются два нарушения: 1) плательщик не уплачивает своевременно {6} как сумму недоплаты, так и 5%-ный штраф (вариант № 1, который и был в вопросе); 2) плательщик вовремя не уплачивает только 5%-ный штраф (вариант № 2) {7}. В качестве базового рассмотрим вариант, при котором плательщик своевременно не погашает как недоплату, так и 5%-ный штраф. Прежде всего, напомним, что в прежней редакции п. 17.2 Закона указывалось, что лишь выполнение всех действий (то есть самостоятельное обнаружение ошибки, погашение недоплаты и штрафа) освобождает плательщика от штрафов по п/п. 17.1.2-17.1.7, а также от админштрафов. В новой редакции указание насчет освобождения от штрафов по названным подпунктам по какой-то причине исчезло. Однако это не означает, что теперь на злостного нарушителя п. 17.2 свалится автоматически вся совокупность штрафов, установленных в ст. 17 Закона "О порядке погашения...". Разберемся с каждым штрафом отдельно. Штрафы по п/п. 17.1.1 и 17.1.2 вашему предприятию, нарушившему п. 17.2, однозначно не светят. Ведь налоговые декларации представлены вами своевременно. Штрафы по п/п. 17.7.5 и 17.1.6, на наш взгляд, также не могут применяться к нарушителю п. 17.2. Если предприятие в уточняющем расчете доначислило себе налоговые обязательства, оно тем самым на основании п. 5.1 Закона {8} пересогласовало свои налоговые обязательства за февраль 2003 года. Естественно, в такой ситуации налоговый орган не может самостоятельно доначислить налоговые обязательства по основаниям, изложенным в п/п. 4.2.2 "б" Закона. Ведь документальная проверка никак не может определить занижение или завышение налоговых обязательств, зафиксированных в декларации. {9} Правда, налоговики могут с этим выводом не согласиться. Некоторые основания опасаться такого несогласия дает, например, п. 24 Порядка заполнения и представления отчета о суммах начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденного приказом ГНАУ от 28.03.2002 г. № 133 ( z0369-02 ), {10} в котором установлено: если плательщик хмелесбора представил уточненный отчет, но не уплатил сумму недоплаты и штраф, суммы из уточненного отчета по лицевому счету не проводятся. Если подобный подход будет распространен и на другие налоги, то в таком случае налоговики, не признавая исправление, могут доначислить налоговые обязательства исходя из прежних данных, зафиксированных в первоначальной (ошибочной) декларации. Однако мы считаем, что подобные действия будут незаконными. Ведь у налоговиков нет права не признавать уточняющий расчет на том основании, что плательщик не уплатил недоплату и штраф. Пункт 5.1 Закона к пересогласованию налоговых обязательств не выдвигает никаких других условий, кроме представления уточняющего расчета или отражения правильных цифр в текущей декларации. Штраф по п/п. 17.1.4 тоже должен миновать нарушителя п. 17.2. Ведь в рассматриваемой ситуации налоговому органу нечего доначислить при камеральной проверке (никаких методологических или арифметических ошибок при составлении декларации плательщик (с учетом исправления) не допустил). Возможность применения штрафов по п/п. 17.1.8 и 17.1.9 мы даже не будем рассматривать - они явно не подходят. Итак, остается штраф по п/п. 17.1.7 (от 10 до 50% суммы налогового долга), который налагается в случае неуплаты согласованного налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных Законом "О порядке погашения...". Он как раз и является наиболее реальным в вашей ситуации. Ведь вполне можно говорить о том, что Закон "О порядке погашения..." в п. 17.2 устанавливает для уплаты налоговых обязательств, задекларированных (и тем самым согласованных) в уточняющем расчете, особый срок - до представления уточняющего расчета. Поскольку ваше предприятие не уплатило недоплату до представления уточняющего расчета, оно нарушило предельные сроки, установленные в п. 17.2, а значит, попадает под 10 - 20 - 50%-ный штраф (в зависимости от срока задержки) от суммы недоплаты по налогу. {11} Кстати, вашему предприятию есть смысл поторопиться и уплатить недоплату до 30 июля, для того чтобы ограничиться 10%-ным штрафом по 17.1.7 (налагается при задержке до 30 календарных дней). Разобравшись с недоплатой, перейдем к 5%-ному штрафу. Исходя из п. 1.2, 1.3 и 1.5 Закона {12} 5%-ный штраф также можно рассматривать как налоговое обязательство (по крайней мере, налоговики в этом не сомневаются). Поэтому срок "до представления такого уточняющего расчета" можно трактовать как предельный срок уплаты штрафного налогового обязательства. В таком случае несвоевременная уплата предприятием 5%-ного штрафа тоже может наказываться штрафом по п/п. 17.1.7, рассчитанным от суммы штрафа. В ситуации, когда предприятие своевременно уплатит недоплату, не уплатив при этом 5%-ный штраф (см. вариант № 2), штраф по п/п. 17.1.7 может быть начислен лишь на сумму 5%-ного штрафа. Штраф по п/п. 17.1.7 на сумму недоплаты начисляться, естественно, не должен. Ведь сумма недоплаты была уплачена плательщиком своевременно - до представления уточняющего расчета. И в завершение - об админштрафах. Как ни странно, после 01.04.2003 г. ситуация с админштрафами улучшилась. Выше отмечалось, что при действии прежней редакции п. 17.2 админштраф не налагался, если плательщик обнаруживал ошибку до начала проверки и самостоятельно погашал сумму недоплаты и штраф. Новая же редакция п. 17.2 утверждает, что при самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств административные штрафы не применяются. Как нам кажется, направление уточняющего расчета уже свидетельствует о самостоятельном доначислении предприятием своих налоговых обязательств. Так что уплатило предприятие недоплату и штраф или нет - для целей админштрафования никакого значения не имеет. Хотя мы не исключаем, что налоговики попытаются админоштрафовать не за нарушения налогового учета (неправильное исчисление налогов в феврале 2003 года), а за несвоевременную подачу платежных поручений на перечисление в июне 2003 года. {1} Статью 17 данного Закона - см. в "Бухгалтере" № 13'2001 на с. 27т-29т. {2} В отношении НДС - это неудивительно. О проблемах, возникающих при исправлении НДСных ошибок в текущей декларации, - см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 40-41. {3} Дата вступления в силу положений Закона от 20.02.2003 г. № 550-IV (см. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 32т), касающихся новых размеров штрафов. {4} См. "Бухгалтер" № 1'2003, с. 26т-27т. {5} Подробнее об этом - см. "Бухгалтер" № 43'2002, с. 28-31. {6} То есть до представления уточняющего расчета. {7} Возможна, конечно, ситуация, при которой плательщик уплатит штраф, но не уплатит сумму недоплаты. Но она чересчур экзотична. {8} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 7т. {9} Разумеется, мы исходим из того, что предприятие правильно доначислило себе налоговые обязательства в уточняющем расчете. {10} См. "Бухгалтер" № 17'2002, с. 35. {11} В консультации "Вестника налоговой службы Украины" (№ 19'2002, с. 14-15), касавшейся, правда, единого налога, был применен именно такой подход. {12} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 1т-2т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №27/03, стр. 46 [01.07.2003] Станислав Погребняк Консультант Верховной Рады, к.ю.н. ------------------------------------------------------------------