Основные основы ------------------------------------------------------------------ Не ошибемся, если скажем, что за последние несколько лет вопросы, связанные с налогообложением и бухгалтерским учетом основных фондов, являются одними из самых актуальных. Об этом свидетельствует в первую очередь количество публикаций на эту тему в журнале "Бухгалтер". И не удивительно: во-первых, эти вопросы касаются практически каждого предприятия, а во-вторых, все ведь постоянно изменяется! {1}. Рассмотрим отдельные наиболее важные и интересные, с нашей точки зрения, проблемы налогообложения и бухучета основных фондов (далее - ОФ). I. Общие понятия 1. Что такое ОФ Как отмечалось в "Бухгалтере" № 7'2003 на с. 41, депутаты наконец подкорректировали само определение ОФ (см. п/п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) в "Бухгалтере" № 18'2003 на с. 7т). С 01.01.2003 г. оно увязывает почетный статус "основного фонда" не с фактическим использованием на данном предприятии в течение 365 дней, а с предназначением для такого использования. Правда, в письме от 27.06.2003 г. № 5768/6/15-1116 ( v5768225-03 ) ГНАУ неожиданно заявила, что если фактическое использование ОФ составило менее 365 календарных дней, то для целей налогообложения такая материальная ценность основным фондом не является. Остается надеяться, что в этом письме ГНАУ отвечала на вопрос, касавшийся налогообложения ОФ до 2003 года. А вот Госкомпредпринимательства в письме от 09.06.2003 г. № 3429 ( v3429563-03 ) подтвердил свою позицию, изложенную ранее в письме от 17.03.2003 г. № 3-221/1486 ( v1486563-03 ) {2} : с 01.01.2003г. для признания актива объектом ОФ значение имеет предполагаемый срок его эксплуатации, а не фактический. Из этого, в частности, следует, что продажа ОФ, не проработавших на предприятии 1 год, после 01.01.2003 г. должна отражаться согласно ст. 8 Закона О Прибыли. {3} 2. Что такое МНМА и как их учитывать В связи с отменой письма ГНАУ от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ) {4} с 01.01.2003 г. расходы на приобретение малоценных необоротных материальных активов (МНМА) не могут быть отнесены в состав валовых затрат (через перерасчет по п. 5.9), а относятся на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы ОФ. Возможным последствиям такой отмены посвящена статья в "Бухгалтере" № 11'2003 на с. 38 - 39. Напомним, что письмо ГНАУ от 04.03.2003 г. № 3584/7/15-1317 ( v3584225-03 ) (см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 35т), отозвавшее ее же либеральное письмо от 12.01.2001 г., увидело свет лишь в марте 2003 года. В связи с этим у предприятий, которые в 2003 году уже включили в валовые затраты расходы на приобретение МНМА согласно письму ГНАУ от 12.01.2001г., могут возникнуть проблемы. В "Бухгалтере" № 23'2003 на с. 41 предлагался выход из сложившейся ситуации. Он возможен благодаря январскому приказу об изменении статуса предметов, приобретенных в январе 2003 года, с МНМА на МБП, в результате чего никаких исправлений в налоговом учете делать будет не нужно. О том, как отражать в бухучете изменение стоимостной границы МНМА, то есть надо ли при повышении стоимостного порога МНМА переводить в их состав старые основные средства (далее - ОС), мы говорили в "Бухгалтере" № 11'2003 (с. 46-47) и № 15'2003 (с. 40). II. Поступление ОФ 1. Расходы на приобретение ОФ 1.1. "Пусконаладочные" расходы В "Бухгалтере" № 19'2000 на с. 21 рассматривалась проблема отражения в налоговом учете расходов, связанных с испытанием, наладкой и вводом в эксплуатацию приобретенных ОФ. С точки зрения бухучета (см. п. 8 П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) "Основные средства" в "Бухгалтере" № 47-48'2002 на с. 32т) рассматриваемые расходы должны быть капитализированы, то есть, включены в состав стоимости ОФ. Теперь обратимся к налоговому учету. Придирчивое прочтение п/п. 8.4.1 {5} Закона О Прибыли, особенно в сравнении с п/п. 8.4.2 {5}, приводит к выводу, что расходы на наладку, испытание и пр. вряд ли могут быть отнесены к "другим расходам" в связи с приобретением ОФ. {6} Следовательно, смелые плательщики расходы на пуск-наладку не включают в состав амортизируемой стоимости, а непосредственно относят на валовые затраты по п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли {7} как суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг). А вот при создании ОФ хозяйственным способом такой неоднозначности не будет, поскольку п/п. 8.4.2 предусмотрено, что расходы, связанные с вводом в эксплуатацию, должны амортизировать. 1.2. Сбор в Пенсионный фонд Не изменился подход ГНАУ и в отношении пенсионного сбора, уплаченного при приобретении ОФ. Так, в консультации, опубликованной в "Вестнике налоговой службы Украины" № 3/2003, ГНАУ подтвердила свое мнение, высказанное ранее в письме от 21.01.99 г. № 465/5/15-1116 ( v0465225-99 ) (см. "Бухгалтер" № 10'2000, с. 86-87), а также в других консультациях (см., например, "Бухгалтер" № 20'2002, с. 14т): пенсионный сбор при приобретении ОФ увеличивает их балансовую стоимость. Мы с таким подходом не согласны (контраргументы - см. в "Бухгалтере" № 21'2001 на с. 32-33). 1.3. Проценты по товарному кредиту В письме от 21.10.2002 г. № 8208/5/15-2116 ( v8208225-02 ) (см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 24т-25т) ГНАУ подтвердила, что проценты по любому кредиту, уплаченные при покупке ОФ, включаются в валовые затраты предприятия согласно п/п. 5.5.1 Закона О Прибыли. Однако следует помнить, что Госкомпредпринимательства в письме от 05.02.2002 г. № 1-221/640 ( v_640563-02 ) {8} указал на необходимость увеличения балансовой стоимости ОФ на сумму уплаченных процентов по кредиту. В данном вопросе мы поддерживаем подход ГНАУ, который, как ни странно, является более либеральным и логичным, чем подход Госкомпредпринимательства. 2. Внесение ОФ в УФ предприятия Законом от 24.12.2002 г. № 349-IV ( 349-15 ) п. 8.4 Закона О Прибыли дополнен п/п. 8.4.11, в соответствии, с которым операции по внесению ОФ в УФ другого лица приравниваются к их продаже. Анализ этого подпункта, осуществленный в "Бухгалтере" № 11'2003 (с. 40-41), привел нас к мнению, что никакой революции в налогообложении данная норма не произведет, поскольку налогообложение операций инвестирования в виде ОФ было и так неплохо урегулировано письмами ГНАУ и против амортизации таких ОФ никто не возражал. {9} Кстати, если в УФ вносятся объекты ОФ группы 1 стоимостью изначально меньше 1700 грн., то по разъяснениям ГНАУ (см. "Вестник налоговой службы Украины" № 3/2003, с. 8-9) эти объекты не могут признаваться ОФ, на которые распространяются нормы ст. 8 Закона О Прибыли, и потому их стоимость нельзя включать в состав валовых затрат согласно п/п. 8.3. 7 этого Закона, но можно амортизировать. {10} В редакционном комментарии к этой консультации отмечалось, что подход ГНАУ основан на формальном прочтении Закона О Прибыли. Ведь если государство разрешает списать на затраты остаточную стоимость объекта 1-й группы при достижении ею 1700 грн., то в ситуации, когда стоимость объекта изначально меньше 1700 грн., она и подавно должна включаться в валовые затраты. III. Бухгалтерский и налоговый учет эксплуатации ОФ 1. Начало начисления амортизации ОФ В "Бухгалтере" № 7'2003 (с. 41-42) проанализированы изменения в отношении амортизации в обновленном Законе О Прибыли. Несмотря на то, что в Законе кардинально изменилось понятие налогового периода (теперь это - квартал, полугодие, три квартала и год), процедура расчета амортизации осталась неизменной, то есть нормы амортизации по-прежнему следует применять к стоимости ОФ на начало квартала. Вопрос же о дате начала амортизации ОФ, к сожалению, так и остался неурегулированным. Еще в далеком 1998 году (см. "Бухгалтер" № 23'98, с. 25) мы высказывали мнение о том, что амортизация ОФ, приобретенных на условиях предоплаты, начинает начисляться со следующего квартала после понесения расходов на приобретение ОФ. Это можно аргументировать тем, что Закон О Прибыли не содержит такого ограничения для амортизации ОФ, как необходимость ввода их в эксплуатацию. Обращаем внимание на то, что ГНАУ с таким подходом до сих пор не согласилась (см., например, ее письмо от 21.04.2003 г. № 3859/6/15-1116 ( v3859225-03 ) в "Бухгалтере" № 21'2003 на с. 13) По мнению налоговиков, предоплаты за ОФ амортизировать не могут, а "ждут" - в зависимости от группы ОФ - либо ввода в эксплуатацию, либо их оприходования, поскольку п. 11.2 Закона О Прибыли {11}, определяющий дату увеличения валовых затрат, не касается расходов, связанных с приобретением ОФ. ГНАУ считает, что ОФ группы 1 начинают амортизировать с квартала, следующего за кварталом их ввода в эксплуатацию. Объекты же групп 2-4 могут амортизировать с квартала, следующего за кварталом их оприходования (то есть, не дожидаясь ввода в эксплуатацию). С данным выводом можно спорить, особенно в отношении ОФ групп 2-4. Ведь в п/п. 8.3.5 Закона не говорится, что для включения ОФ групп 2-4 в балансовую стоимость группы они должны быть оприходованы. А согласно п/п. 8.1.2 Закона амортизации подлежат расходы на приобретение и изготовление ОФ, а не они сами. Совпадение же даты начала амортизации с датой ввода в эксплуатацию считаем справедливым только для расходов, понесенных на самостоятельное изготовление ОФ группы 1. Об этом говорится и в консультации ГНАУ, опубликованной в "Вестнике налоговой службы Украины" № 27/2001. {12} 2. Переоценка основных средств Нюансы бухгалтерской переоценки основных средств на страницах нашего издания уже рассматривались (см., например, "Бухгалтер" № 13'2000, с. 36-37, № 12'2001, с. 34). В частности, бухгалтерам, не желающим производить переоценку основных средств, рекомендовалось твердо стоять на том, что остаточная стоимость их основных средств либо вообще не отличается от справедливой, либо если уж и отличается, то совсем незначительно. До недавнего времени под существенным отличием подразумевалось 10%-ное отклонение остаточной стоимости от справедливой. После внесенных в П(С)БУ 7 изменений {13} предприятиям подарили право самостоятельно определять величину существенности {14} и, соответственно, решать, переоценивать им основные средства или нет. В "Бухгалтере" № 24'2001 (с. 12-13) мы писали о невлиянии бухгалтерской переоценки основных средств на налоговый учет. Главный аргумент состоит в принципиальном различии между налоговым и бухгалтерским учетом ОФ-ОС: правила первого задаются ст. 8 Закона О Прибыли, а второго - П(С)БУ 7 "Основные средства". Похожий вывод содержится и в письме ГНАУ от 26.02.2001 г. № 2338/7/15-1117 ( v2338225-01 ) (см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 36т-37т). Что же такое справедливая стоимость для целей переоценки основных средств в соответствии с П(С)БУ? На этот вопрос попытался ответить Минфин в своем письме от 26.12.2001 г. № 053-29201 ( v9201201-01 ) {15}. В нем он сослался на определение справедливой стоимости основных средств, приведенное в П(С)БУ 19 ( z0499-99 ) "Объединение предприятий" {16}, а также в Методике оценки стоимости имущества при приватизации, утвержденной Постановлением КМУ от 12.10.2000 г. № 1554 ( 1554-2000-п ). 3. Индексация ОФ Порядок проведения индексации предусмотрен ст. 8 Закона О Прибыли. Напомним, что после изменений, внесенных в п/п. 8.3.3 Закона, с 01.01.2003 г. отпала необходимость определять капитальный доход от индексации ОФ. Поэтому сегодня результат индексации не увеличивает валовой доход предприятия. В то же время индексация, как и раньше, увеличивает сумму налоговой амортизации ОФ, а значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль. Поэтому начиная с 2003 года проведение индексации выгодно для предприятия, желающего платить меньше. Правда, нужно помнить, что право на инфляцию возникает, только если годовая инфляция превысит 10%. (Продолжение - в следующем выпуске) {1} Чего стоят понижающие коэффициенты, изъятие 10% амортотчислений в бюджет, "пообъектная" статья 7 Закона о Госбюджете-2002, знаменитое письмо ГНАУ об МНМА... {2} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 13т. {3} Кстати, такой же позиции мы придерживались и до 01.01.2003 г. Статью 8 Закона О Прибыли - см. в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 38т-43т или в № 18'2003 на с. 6т-11 т. {4} См. "Бухгалтер" № 20'2002, с. 39т-40т. {5} Для наглядности приведем фрагменты упомянутых подпунктов: "8.4.1. В случае осуществления расходов на приобретение основных фондов балансовая стоимость соответствующей группы увеличивается на сумму стоимости их приобретения с учетом транспортных и страховых платежей, а также других расходов, понесенных в связи с таким приобретением "...". 8.4.2. В случае осуществления расходов на самостоятельное изготовление основных фондов плательщиком налога для собственных производственных нужд балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму всех производственных расходов, понесенных плательщиком налога, связанных с их изготовлением и вводом в эксплуатацию, а также расходов на изготовление таких основных фондов, имеющих другие источники финансирования "..."". {6} Поскольку это расходы не в связи с таким приобретением, а скорее на "доведение основных средств до состояния" (см. п. 8 П(С)БУ 7). {7} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т. {8} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 24т. {9} Подробнее - см. "Бухгалтер" № 11'2003, с. 40-41. {10} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 29т-30т. {11} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 45т-46т. {12} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 20т-21т. {13} Приказ Минфина от 25.11.2002 г. № 989 (см. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 32т). {14} О том, как оценка существенности влияет на бухгалтерский и налоговый учет, - см. "Бухгалтер" № 41'2002, с. 47-49. {15} См. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 19. {16} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 75т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №28/03, стр. 34 [01.07.2003] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------