Рэкетиры от Родины? Кто может проводить инвентаризацию У нас на предприятии во время налоговой проверки возникла конфликтная ситуация с налоговым инспектором. Мы не соглашались с теми доначислениями, которые нам сделали, потому что, на наш взгляд, закон мы не нарушали. Тогда нас стали запугивать тем, что сейчас пойдут к нам на склад делать инвентаризацию, а если мы будем сопротивляться, то вызовут налоговую милицию и они вообще камня на камне не оставят от нашего склада, а заодно и от всей фирмы. Имеют ли право налоговики проводить инвентаризацию товаров на складе? Кто вообще имеет на это право? * * * Нет, право самостоятельно проводить инвентаризацию налоговикам не дано. Согласно п. 14 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) {1} налоговики имеют право лишь требовать от руководителей проверяемых предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Причем даже требовать они должны в установленном законом порядке (каковой и по сей день не установлен). Права налоговой милиции от прав простых налоговых инспекторов в этом плане сильно не отличаются. Согласно ст. 22 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" {2} и п. 24 ст. 11 Закона "О милиции" ( 565-12 ) {3} налоговая милиция тоже имеет право только требовать от материально ответственных и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризаций. Ну, материально ответственные лица сами провести инвентаризацию, безусловно, не смогут, так как она проводится инвентаризационной комиссией, поэтому налоговой милиции все равно придется обращаться с этим требованием к руководству предприятия. Государственная служба по борьбе с экономической преступностью обладает аналогичными полномочиями в данном вопросе. Пункт 24 ст. 11 Закона "О милиции" распространяется и на них. Согласно п/п. 5 п. 5 Положения о Государственной службе борьбы с экономической преступностью, утвержденного Постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510 ( 510-93-п ), подразделения этой службы при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную или другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, имеют право требовать обязательного проведения инвентаризаций. Обыкновенная милиция, так же как и милиция налоговая, по данному вопросу руководствуется опять же п. 24 ст. 11 Закона "О милиции", поэтому тоже имеет право лишь требовать проведения инвентаризаций. Всего лишь правом требовать от руководителей объектов, которые ревизуются или проверяются, проведения инвентаризаций (основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов) обладают и органы государственной контрольно-ревизионной службы - на основании ст. 10 Закона "О государственной контрольно-ревизионной службе" ( 2939-12 ). Интересны в этом плане нормы п. 3.9 Инструкции об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов, утвержденной приказом ГлавКРУ от 26.11.99 г. № 107 ( z0906-99 ) {4}. "Руководитель ревизионной группы обеспечивает внезапность проведения инвентаризации и присутствие при этом соответствующих должностных и материально ответственных лиц. Инициатор ревизии (проверки) при необходимости обеспечивает привлечение к инвентаризациям узкоотраслевых специалистов (экспертов, искусствоведов и т. п.). В случае отсутствия руководителя, материально ответственных лиц, что делает невозможным проведение инвентаризации по приказу руководства объекта контроля, организацию проведения инвентаризации с привлечением независимых специалистов обеспечивает инициатор ревизии (проверки)". То есть КРУшники признает, что без приказа руководителя предприятия никакой инвентаризации для них быть не может, поэтому вопрос о проведении инвентаризации в этом случае перекладывают на плечи инициатора ревизии. Дескать, вам хотелось - вы и организовывайте. Между прочим, законность привлечения к инвентаризации различных экспертов, осуществляемого без согласия руководства предприятия, достаточно сомнительна с учетом ч. 2 ст. 19 Конституции ( 254к/96-ВР ) {5}. Ведь нигде в законах такие полномочия органов не предусмотрены. Итак, как видите, все эти органы могут только требовать проведения инвентаризации. Проводить же инвентаризацию должна постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, возглавляемая руководителем предприятия или его заместителем. Если же объем работ по проведению инвентаризаций большой, то могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и других опытных работников, которые хорошо знают объект инвентаризации, цены и первичный учет {6}. О возможности включения в состав инвентаризационных комиссий представителей контролирующих органов законодательство ничего не говорит. Учитывая, что "инвентаризирование" выходит за рамки компетенции этих представителей, мы склоняемся к тому, что такая возможность исключена. Что касается инвентаризации кассы, то исходя из п. 4.10 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 ) (далее - Положение) {7}, таковую можно проводить только по приказу руководителя предприятия, вышестоящей организацией с целью контроля за сохранностью наличных средств. Кроме того, такую инвентаризацию могут осуществлять аудиторы в соответствии с заключенными соглашениями во время проведения документальных ревизий, а в хозяйственных обществах, если это предусмотрено их уставом, - ревизионные комиссии. Проверки соблюдения порядка ведения операций с наличностью осуществляют органы государственной налоговой службы Украины, государственной контрольно-ревизионной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, финансовые органы. Порядок проведения таких проверок подробно описан в разделе 5 Положения {8}. Но о проведении инвентаризации контролирующими органами в данном разделе нет ни слова. Безусловно, при проверке оприходования наличности в кассе предприятия может встать вопрос о ее фактическом остатке на момент проверки. И, само собой разумеется, в этом случае контролирующие органы вполне могут потребовать от руководства предприятия проведения инвентаризации в кассе. Что касается уголовных дел, то проведение инвентаризации не входит в состав следственных действий, не упоминается она и в ст. 66 и 98 УПК ( 1001-05 ), наделяющих органы дознания и следствия дополнительными полномочиями. Поэтому указанные органы могут только потребовать ее проведения на основании вышеупомянутых статей Законов в рамках административной, а не уголовной юрисдикции. А уже затем произвести выемку инвентаризационной ведомости и приобщить ее к материалам уголовного дела. Безусловно, пока мы коснулись лишь самых общих вопросов проведения инвентаризаций. Существуют определенные нюансы при проведении инвентаризаций наркотических средств, радиоактивных веществ и т. п. Кроме того, интерес представляют сроки проведения инвентаризации, ответственность за ее непроведение, опечатывание помещений и др. Поэтому к этой теме мы еще вернемся в следующих номерах. {1} См. "Бухгалтер" № 14'2003, с. 8т-9т. {2} См. там же, с. 10т-11т. {3} См. "Бухгалтер" № 17'2003, с. 7т. {4} См. "Бухгалтерскую газету" № 1-2'2000, с. 21-22. {5} Приводим ч. 2 ст. 19 Конституции: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". {6} Это предусмотрено п. 11.1 и 11.2 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69. {7} См. "Бухгалтер" № 36'2002, с. 9т-10т. {8} См. "Бухгалтер" № 36'2002, с. 10т-14т, и № 16'2003, с. 30. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №28/03, стр. 44 [01.07.2003] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------