Как округлить 0,06? - Если доход, то 0,1. Если затраты, то 0,0. ------------------------------------------------------------------ Бывает, что из-за округления показателей в декларации о прибыли у предприятия получается, что указанное в декларации налоговое обязательство не совпадает с данными его налогового учета, исчисленными в гривнях. Ну и как же в таких случаях поступать? Рано или поздно с подобной ситуацией сталкивается каждый плательщик налога на прибыль - по причине того, что декларация о прибыли составляется в тысячах гривень с одним десятичным знаком. Честно говоря, "абсолютный рецепт" предложить тут достаточно сложно. То, что показатели декларации должны корреспондировать с данными налогового учета, следует из п. 1.6 Порядка составления декларации по налогу на прибыль предприятия (далее - Порядок) {1}, в котором говорится: "Данные, приведенные в декларации, должны подтверждаться первичными документами учета и соответствовать налоговому учету (отчетности) {2}". Из смысла цитаты следует, что в этой норме подразумевается налоговый учет, ведущийся на предприятии. Единственные же разъяснения по вопросу ведения регистров налогового учета содержались в утвержденных Минфином {3} Рекомендациях по бухгалтерскому учету валовых затрат и валовых доходов. В них со ссылкой на утратившее силу Постановление КМУ от 03.04.93 г. № 250 ( 250-93-п ) говорилось, что "предприятие может самостоятельно установить" порядок накопления данных о валовых доходах и валовых затратах без записей в системе регистров и счетов бухгалтерского учета с последующим использованием таких данных для составления налоговой декларации и налоговой отчетности. Предприятия и организации (кроме бюджетных учреждений) могут также обобщение данных о валовых затратах и валовых доходах осуществлять записями в системе регистров и счетов бухгалтерского учета по рекомендациям, изложенным ниже". Как видим, раньше предприятие имело право вести налоговый учет валовых доходов (расходов) как в регистрах бухгалтерского учета (на счетах 18 "Валовые затраты" и 48 "Валовые доходы"), так и без них. Ну а сейчас на счетах бухгалтерского учета вести налоговый учет, естественно, не получается - по банальной причине отсутствия подходящих счетов. И поскольку согласно Инструкции о применении Плана счетов {4} введение новых синтетических счетов является прерогативой Минфина {5}, на данный момент в регистрах бухгалтерского учета валовые доходы (затраты) записывать нельзя {6}. Таким образом, учет указанных данных теперь остается вести отдельно от бухгалтерского учета, а где и как это следует делать - предприятие может решать самостоятельно {7}. Но, независимо от избранных форм накопления данных, записи по учету валовых затрат (доходов), очевидно, должны в них осуществляться без округления. Итак, накопив где-нибудь данные, мы получаем сумму в гривнях, которую необходимо округлить для заполнения декларации до тысяч гривень с одним десятичным знаком. Причем исходя из Порядка округление должно производиться таким образом, чтобы гривневые округленные показатели из налогового учета совпадали с округленными суммами декларации (см. цитату выше). Но вот о том, каким именно образом должно достигаться такое соответствие, авторы Порядка умолчали, из-за чего на практике и возникли разнообразные варианты решения данной проблемы. Коренное отличие между этими вариантами заключается в показателях, принимаемых за основу для такого соответствия. Так, соответствие достигается либо по строкам валовых доходов (затрат) и амортизации, либо на показателе налоговой прибыли (убытка). В чем состоит разница между этими подходами - можно увидеть на простом примере. Предположим, что за определенный отчетный период предприятие получило 1950 грн. валовых доходов от продажи товаров (строка 01.1 декларации) и 850 грн. валовых доходов из других источников (строка 01.6 декларации). Итого: валовых доходов - 2800 грн. Валовых затрат при этом предприятие понесло в части приобретения товаров - 340 грн. (строка 04.1 декларации), в части прочих расходов - 140 грн. (строка 04.12 декларации), всего - 480 грн. Для простоты будем считать, что никаких других расходов, амортизации и прочих уменьшений налога на прибыль предприятие в этом периоде не имело. Соответственно налогооблагаемая прибыль предприятия составила: 2800 - 480 = 2320 (грн.), налог на прибыль - 2320 х 0,3 = 696 (грн.). А теперь посмотрим, каким образом будет заполняться декларация в зависимости от избранного варианта. I вариант подразумевает, что гривневые показатели каждой строки декларации округляются обычным образом по правилам арифметического округления. Затем полученные суммы в тыс. грн. с одним десятичным знаком складываются и вычитаются по правилам заполнения декларации. В этом случае получим: 2,0 + 0,9 = 2,9 тыс. грн. валовых доходов; 0,3 + 0,1 = 0,4 тыс. грн. валовых затрат. Соответственно - с учетом округлений - налогооблагаемая прибыль составит: 2,9 - 0,4 = 2,5 (тыс. грн.), налог на прибыль - 2,5 х 0,3 = 0,8 (тыс. грн.). Как видим, при таком варианте предприятие из-за неудачного сочетания цифр на пустом месте как бы переплатит 100 грн. А если сочетание будет еще более неудачным, такая "переплата" увеличится. Безусловно, на практике вполне возможен и обратный результат, когда округление приводит к уменьшению платежей в бюджет. Чтобы избежать подобных казусов, некоторые бухгалтера используют при декларационном округлении способ "подгонки". Итак, вариант II ("подгоночный"). Перед заполнением декларации бухгалтер определяет налоговую прибыль предприятия в гривнях, затем округляет ее и под получившийся результат подгоняет данные остальных строк декларации. То есть в вышеприведенном примере бухгалтер поставит, например, в строку 01.6 декларации 0,8 тыс. грн., а в строку 04.12 - 0,2 тыс. грн. Тогда итоговые декларационные результаты совпадут с данными налогового учета. Налоговая прибыль составит: (2,0 + 0,8) - (0,3 + 0,2) - 2,3 (тыс. грн.); налог на прибыль: 2,3 х 0,3 = 0,7 (тыс. грн.). Некоторые суперосторожные бухгалтера еще применяют подход III - при котором все округления производятся в пользу бюджета. То есть если по какой-то строке декларации арифметическое округление приводит к увеличению валовых доходов или уменьшению валовых затрат, проставляются именно эти арифметически округленные суммы (избирается формальный вариант). В обратной же ситуации при округлении производится подгонка ("подгоночный" вариант). С нашей точки зрения, правильным является вариант I, поскольку он полностью соответствует правилам арифметического округления. Ведь в неспецифических ситуациях действия необходимо производить по стандартной, общепринятой процедуре. В данном случае стандартность предполагает арифметическое округление показателя каждой строки декларации в отдельности. В то же время, учитывая то, что четко оговоренной последовательности действий по округлению нет, налоговики вряд ли будут наказывать и за вариант II, а уж тем более - за фискальный подход III. Разумеется, исходя из вышесказанного каждое предприятие может применять тот подход, который ему больше нравится... Но при любом подходе-варианте определение нарастающего итога необходимо производить в следующем порядке: 1) складываются неокругленные показатели по периодам; 2) округляется уже полученная итоговая сумма. На примере это выглядит так. Допустим, в первом квартале предприятие получило 840 грн. валовых доходов от реализации товаров, во втором - 940 грн. По строке 01.1 декларации за первый квартал была поставлена сумма 0,8 тыс. грн. Тогда заполнение декларации за полугодие производится следующим образом: 840 + 940 = 1780 (грн.), строка 01.1 - 1,8 тыс. грн. {8} Что же касается уплаты налоговых обязательств по "округленной" декларации, то здесь тоже возможны варианты. Так, существует мнение, что в бюджет следует перечислять ту округленную сумму, которая указана в декларации {9}. Основывается данный подход на том, что согласно п/п. 5.3.1 Закона "О порядке погашения..." {10} плательщик налогов обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации. Из этого следует, что по Закону плательщик обязан уплатить ту сумму, которая конкретно указана в декларации, то есть сумму с учетом округления, поскольку именно эта сумма является суммой согласованного налогового обязательства. Нужно признать, что такой подход не лишен логики, и мы его разделяем, а в ситуации с округлением в пользу бюджета он приветствуется и налоговиками. В то же время более осторожные предприятия перечисляют в бюджет большую из неокругленных и округленных сумм. В результате бюджет получает лишние суммы, а бухгалтера чувствуют себя увереннее. В общем, как видим, с нашими сказочными порядками фактически из ничего создаются проблемы, которые, разумеется, ложатся на плечи многострадального бухгалтера... {1} Новую форму декларации и Порядок ее составления - см. на с. 3т - 23т настоящего выпуска. {2} Правда, исходя из этой фразы сложно понять, какая именно отчетность в этом случае имеется в виду. Можно предположить, что здесь подразумеваются какие-то дополнительные отчеты по налогу на прибыль (например, отчет о выплаченных доходах, удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов). Впрочем, это всего лишь догадки. - В. К. {3} См. приказ Минфина от 04.08.97 г. № 168 в "Бухгалтере" № 16'97 на с. 22-25. {4} См. "Бухгалтер" № 5'2003, с. 12т. {5} В частности, в Инструкции написано, что "новые синтетические счета могут вводиться в План счетов Министерством финансов Украины по соответствующим ходатайствам относительно бухгалтерского учета специфических операций". {6} В то же время ничто не мешает "тайно" накопление данных о доходах (затратах) осуществлять на каких-то вспомогательных небухгалтерских счетах, например на счетах "Валовые затраты" и "Валовые доходы". (Вспомним те же древние счета 18 и 48 - почему бы не придумать им новопронумерованные "неофициальные" аналоги? Например, ЛД18 и ЛД48, где ЛД - "лавка древностей"...) {7} То есть предприятие имеет право вести налоговый учет как в компьютере, так и где-нибудь на бумаге. При избрании бумажного варианта налоговый учет, на наш взгляд, удобно вести в книге учета валовых доходов (затрат). {8} А вот при сложении нарастающим итогом округленных поквартальных сумм результат получился бы иным: 0,8 + 0,9 = 1,7 (тыс. грн.). {9} По условиям примеров это будет не 696 грн., а - в зависимости от выбранного варианта - 800 или 700 грн. {10} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 9т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №31/03, стр. 43 [01.08.2003] Влада Карпова ------------------------------------------------------------------