Налоговая амнистия продолжается ------------------------------------------------------------------ Последние изменения к Закону № 2181 ( 2181-14 ) неожиданно продолжили налоговую амнистию, начатую с появлением этого "революционного" Закона в 2001 году. На этот раз под нее подпадают плательщики, погасившие в свое время задолженность по заработной плате зачетом по ссудам и товарному кредиту, в результате чего образовались налоговые долги. Итак, рассмотрим, кто и при каких условиях может избавиться от груза налоговых долгов. Еще свежо в памяти всеобщее списание (рассрочка) налоговых долгов, которое было произведено в 2001 году согласно ст. 18 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181). В приложении "Документы" сегодняшнего номера вы можете ознакомиться с Законом Украины от 11.07.2003 г. № 1127-IV ( 1127-15 ), который дополняет ст. 18 Закона № 2181 новым пунктом 18.3, предусматривающим продолжение списания и рассрочки налоговых задолженностей. Правда, на этот раз налоговая амнистия не имеет такого широкого характера. Кому и что списывают? Подпункт 18.3.1 нового пункта 18.3 Закона № 2181 затрагивает интересы тех плательщиков, которые осуществляли зачеты задолженности по заработной плате перед работниками с задолженностью работников перед предприятием по ссудам и товарному кредиту. В свое время, когда проблема задолженности по заработной плате стояла особенно остро, был издан Указ Президента Украины от 07.05.2001 г. № 292/2001 ( 292/2001 ), которым предлагался целый ряд безотлагательных мер по ускорению ее погашения. Одним из путей быстрого погашения (при отсутствии "живых" денег") и стал взаимозачет с работниками, когда их задолженность перед предприятием по ссудам и товарному кредиту засчитывалась в счет погашения задолженности по заработной плате перед ними. Однако при отсутствии средств выплата заработной платы в такой форме неизбежно приводила к возникновению задолженности по зарплатным налогам и сборам. На списание такой налоговой задолженности и направлено действие п.п. 18.3.1 Закона № 2181. Согласно ему списанию подлежит налоговый долг (с учетом пени и штрафных санкций), возникший в связи с погашением зачетом исключительно той задолженности по заработной плате, которая числилась у плательщика по состоянию на 31 декабря 1999 года. При этом такой налоговый долг сам должен был возникнуть не позже 31 декабря 2001 года. То есть, по сути, списывается налоговый долг, который возник вследствие погашения задолженности по зарплате, существовавшей на конец 1999 года, путем зачета по ссудам и товарному кредиту, проведенному до конца 2001 года. Если зачет был проведен и, соответственно, налоговый долг возник уже после 2001 года или "взаимозачтенная" задолженность по зарплате возникла после 1999 года, такой налоговый долг списанию не подлежит. Какой налоговый долг подлежит рассрочке? Как отмечалось выше, списанию подлежит налоговый долг, относящийся к задолженности по зарплате, возникшей до конца 1999 года. Если же задолженность по заработной плате появилась в течение 2000 года, то согласно подпункту 18.3.2 нового пункта 18.3 Закона № 2181 налоговый долг, возникший при ее погашении указанным зачетом, по желанию плательщика может быть рассрочен. Однако, как и списанию, рассрочке подлежит только тот налоговый долг, который сформировался по состоянию на 31 декабря 2001 года. Что должен предпринять плательщик для получения права на рассрочку? Закон № 2181 предусматривает, что такая рассрочка осуществляется на условиях п.п. 18.1.2 Закона № 2181, т. е. на тех же условиях, на которых в 2001 году осуществлялась рассрочка налоговых долгов при проведении упоминавшейся выше всеобщей амнистии. Напомним эти условия. 1. Такая рассрочка может быть предоставлена на срок, не превышающий 60 календарных месяцев, начиная с месяца, в котором возник налоговый долг. В случае наличия у налогоплательщика консолидированного налогового долга, срок рассрочки рассчитывается начиная с месяца возникновения первой составляющей консолидированного долга. Таким образом, если представить ситуацию, при которой общая сумма налогового долга состоит из задолженностей, возникших, например, в мае и июле 2000 года, то начало периода рассрочки будет исчисляться с мая 2000 года, а предельным месяцем рассрочки будет апрель 2005 года. 2. Рассроченная сумма налогового долга подлежит уплате равными частями в сроки, предусмотренные Законом № 2181 для квартального налогового периода, т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за отчетным кварталом. При этом налогоплательщику предоставлена возможность отсрочить уплату первой части рассроченного долга на срок, который не может превышать двух квартальных периодов, следующих за кварталом, в котором будет заключен договор о рассрочке. 3. Для принятия решения о рассрочке налогового долга плательщик обращается в налоговые органы с соответствующим заявлением. Обращаем внимание, что для подачи такого заявления п.п. 18.1.2 Закона № 2181 отводит плательщику 60 календарных дней со дня вступления в силу статьи 18 этого Закона. Понятное дело, что этот срок уже давно прошел (21 февраля 2001 года). Поэтому отталкиваться, по-видимому, придется от даты вступления в силу комментируемых изменений - 6 августа 2003 года. В этом случае такое заявление должно быть подано налоговым органам не позднее 4 октября 2003 года. 4. Рассрочка налогового долга предоставляется под проценты, которые рассчитываются за период, начиная с месяца заключения договора о рассрочке и заканчивая месяцем погашения рассроченного налогового долга. При этом такие проценты рассчитываются исходя из учетной ставки НБУ, которая действует на момент очередной уплаты рассроченного платежа (мини-пример: если предположить, что очередной квартальный платеж по рассроченному платежу осуществляется при действующей ставке НБУ в размере 7%, то квартальные проценты, начисляемые на сумму налогового долга без учета ранее уплаченных частей рассроченного долга, составят: 7% х х 1/4 = 1,75%). В то же время платность договора рассрочки с налоговыми органами несколько условна. В соответствии с п.п. "г" п.п. 18.1.2 Закона № 2181 указанные проценты начисляются налогоплательщиком, но не уплачиваются и впоследствии списываются в момент окончательного погашения рассроченного налогового долга. Таким образом, прилежный налогоплательщик получает возможность бесплатно рассрочить суммы налогового долга или, если говорить точнее, плата в виде процентов за предоставление рассрочки попросту списывается после полной уплаты рассроченных платежей. В то же время не следует забывать, что налоговые органы в определенных случаях обязаны принять решение о досрочном расторжении договора, которое чревато для налогоплательщика отменой решения о рассрочке и, как следствие, необходимостью уплаты невнесенной суммы налогового долга, а также начисленных процентов. В частности, такое решение принимается если: - налогоплательщик накапливает новый налоговый долг (не уплачивает текущие платежи) на протяжении двух налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором возник новый налоговый долг; - налогоплательщик не уплачивает очередную часть рассроченного налогового долга на протяжении двух налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, за который должна быть уплачена очередная часть рассроченного платежа. Если налоговые обязательства не были задекларированы Возможна ситуация, когда плательщик осуществил указанный зачет, но задолженность по зарплатным налогам и сборам в учете а отчетности не отразил и впоследствии она также не была выявлена контролирующими органами. Имеет ли он в таком случае право на списание или рассрочку? Подпункт 18.1.3 Закона № 2181 предоставляет такое право плательщику. Однако для этого он должен задекларировать налоговые обязательства в течение 60 календарных дней после вступления в силу п. 18.3 (не позднее 4 октября). Но, во-первых, время и условия возникновения налоговых обязательств должны подтверждаться аудиторским заключением (т. е. до истечения предельного срока необходимо обратиться к аудиторам и получить такое заключение). Во-вторых, суммы налоговых обязательств должны также подтверждаться актом проверки контролирующего органа. И только тогда можно говорить о списании или рассрочке (самовыявленные налоговые обязательства будут подлежать списанию или рассрочке в зависимости от периода возникновения задолженности по зарплате, см. два предыдущих раздела данной статьи). Что ж, надеемся, что заинтересованным плательщикам продолжение налоговой амнистии позволит в какой-то мере "избавиться" от налоговых долгов. В ближайшее время следует ожидать разъяснений, порядков по списанию и рассрочке со стороны контролирующих органов (налоговых органов, Пенсионного фонда, фондов социального страхования), о которых мы, конечно, вам расскажем. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №33/03, стр. 1 [18.08.2003] Александр Лобанов Главный редактор ------------------------------------------------------------------