Если наемный работник увольняется в конце месяца: как платить единый налог Я являюсь частным предпринимателем - плательщиком единого налога, использую труд наемных работников. Единый налог уплачиваю ежемесячно. Так, за июль было уплачено 450 грн. (180 + 3 х 90), ранее уплачивалось 540 (180 + 4 x 90). В июле один наемный работник планировал тарифный отпуск, в связи с чем предполагалось сдать в налоговые органы его справку. Неожиданно другой работник 25 июня подал заявление на увольнение, в связи с чем оказался невозможным тарифный отпуск. Трудовой договор в фонде занятости был расторгнут 30 июня. Справку на уволившегося сдали в налоговую 26 июня. А уже 27 июня по телефону с налоговой вызвали и предъявили "першу податкову вимогу" от 27 июня с требованием уплатить недоимку по единому налогу в сумму 90 грн. (за 1 наемного работника). Инспектор считает, что в налоговой находится 4 справки, которые необходимо было до 20-го числа оплатить. Но ведь единый налог я оплачиваю на месяц вперед и на июнь 4 справки эти оплачены. А справку на уволившегося работника, как я предполагала, должна была сдать после окончания срока трудового договора. Правы ли работники налоговой инспекции? * * * Если опустить второстепенные подробности, картина получается следующая. Частный предприниматель, рассчитывая на то, что в июле у него будут работать только 3 человека вместо 4-х, заплатил единый налог за июль за себя и за троих своих работников, которые будут работать у него в следующем месяце. Оплата была произведена 16 июня. Справка же на четвертого работника была сдана только через 10 дней, т. е. 26 июня. Налоговики же настаивают на том, что поскольку у предпринимателя до 20 числа (т. е. до даты предельного срока уплаты единого налога за июль) числились четыре человека, заплатить единый налог нужно было за четверых. Такие действия представителей налоговых органов можно расценивать как абсолютно неправомерные. Учитывая то, что справку на уволившегося работника в налоговый орган предприниматель сдал в июне (а не, например, в первых числах июля), становится очевидным, что ни одного дня в июле этот работник не проработает, а значит, и платить за него никто не должен (если бы он хоть один день в июле проработал, тогда заплатить за него было бы нужно). То есть, действующим законодательством предусмотрена необходимость доплачивать 50% ставки единого налога только за тех работников, труд которых предприниматель использует в своей деятельности. А раз уплачивает он единый налог ежемесячно, то значит и доплачивать 50% ставки надо с оглядкой на то, сколько в том или ином месяце работников будет работать у предпринимателя. Исключение сделано только для тех работников, справки на которых утеряны. Как следует из Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 ( z0752-99 ), с изменениями и дополнениями, в случае утери справки доплата за работника может быть прекращена только начиная со следующего квартала. Никаких других исключений относительно необходимости доплаты за работников нигде в нормативных документах не сделано. Таким образом, очевидно, что доплачивать за того работника, который в следующем месяце работать не будет, предприниматель не должен (если сдаст справку). Что же делать предпринимателю в данном случае, ведь ему уже вручили первое налоговое требование? Строго говоря, вообще непонятно, почему налоговые органы вручили именно налоговое требование. Исходя из норм Закона № 2181 ( 2181-14 ) {1} предпринимателю сначала должны были вручить налоговое уведомление (налоговое требование вручать основания еще нет, ведь в данном случае нельзя считать налоговое обязательство предпринимателя согласованным). Возможно, налоговики предприняли такой "хитрый" ход как раз для того, чтобы загнать предпринимателя в тупик, ведь выписка налогового требования подразумевает, что предприниматель согласен с суммой долга и с необходимостью ее уплаты, просто вовремя не уплатил. Да и сроки на обжалование (на это дается 10 дней) уже прошли. Поэтому во избежание проблем и сложностей налогоплательщику ничего не остается, как заплатить сумму налогового долга, а уж потом, если есть такое желание, обратиться с иском в суд. А впредь нужно обязательно помнить, что на обжалование у предпринимателя есть 10 дней и в этот срок надо обязательно успеть подать жалобу, иначе потом правды добиться будет гораздо сложнее. {1} Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III, с изменениями и дополнениями. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №33/03, стр. 43 [18.08.2003] А. Федорова, О. Кононенко, М. Пустовит, Ю. Цыганок, О. Чефранов Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------