Налоговую отчетность сдаем по почте

------------------------------------------------------------------


    Возможность подать налоговую отчетность по почте существует  у
налогоплательщиков уже не первый год. И тем не менее, каждый раз с
наступлением  "горячего"  сезона  подачи  отчетности  в  налоговых
инспекциях выстраиваются  очереди.  Причина  кроется  в  некоторой
несогласованности налоговых законов и некоторых подзаконных актов.
Но вот, наконец-то, Кабмин привел в соответствие с Законом Украины
"О  порядке  погашения..."  свой  Порядок   оформления    почтовых
отправлений  с  вложением  отчетности  (представлен  в  приложении
"Документы" сегодняшнего номера).  Это дает  основания  надеяться,
что в ближайшее время очереди в налоговых заметно поредеют.

    Лично или по почте: как лучше?

    Для многих плательщиков этот вопрос,  наверное,  риторический.
Конечно же, в большинстве случаев отправить  налоговую  декларацию
по почте гораздо удобнее, чем нести ее лично.  И дело не только  в
экономии  времени  на  поездках  и  простаивании  в  очередях,   -
налоговый инспектор гарантированно не сможет отказать вам в приеме
декларации.
    Кстати, об отказе. Если вы понесли декларацию лично и получили
"от ворот поворот", то без почты уж точно не обойтись {1}. В таком
случае необходимо до  окончания  предельного  срока  представления
декларации  направить  ее  по  почте  с  описью    вложенного    и
уведомлением о вручении. К декларации прилагается заявление на имя
руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное
в произвольной  форме,  с  указанием  фамилии  должностного  лица,
отказавшегося принять декларацию, и/или с  указанием  даты  такого
отказа.  При этом  декларация  будет  считаться  представленной  в
момент ее сдачи на почту.
    Итак, преимущества представления налоговой отчетности по почте
очевидны.  А раз так, то грех ими не пользоваться. Если,  конечно,
не боитесь обидеть вашего налогового инспектора:

    "Мол, не явились на поклон!" {2}.

    Каковы требования к представлению отчетности по почте?

    Наиболее общие требования  установлены п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона
Украины  от  21.12.2000  г.  № 2181-III  ( 2181-14 )  "О  порядке 
погашения  обязательств  плательщиков  налогов  перед  бюджетами и
государственными   целевыми  фондами"  (далее  -  Закон  № 2181).
Согласно абзацу первому указанного подпункта, налоговую декларацию
необходимо выслать с уведомлением о вручении  не  позднее  чем  за
десять дней до истечения предельного срока  ее  представления  {3}
(см. с. 14 "Отчетность по почте: что говорит Закон").

             Отчетность по почте: что говорит Закон

          Извлечение из п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона № 2181

    "Плательщик налогов имеет право не позднее чем за десять  дней
    до  окончания  предельного  срока  представления   декларации,
    определенного в  соответствии  с  подпунктом 4.1.4  настоящего
    пункта,  направить  декларацию  (расчет)  в  адрес  налогового
    органа по почте с уведомлением о вручении.

    "..."

    Порядок оформления указанных  почтовых  отправлений,  а  также
    нормативы  их  обращения  определяются  Кабинетом    Министров
    Украины".

    Итак, Законом № 2181  установлены  самые  общие  требования  к
отправлению  налоговых  деклараций  по  почте.  Что  же   касается
непосредственно  процедуры  таких  почтовых  отправлений,  то  она
подробно описана  в  Порядке  оформления  почтовых  отправлений  с
вложением  материалов  отчетности,    расчетных    документов    и
деклараций, утвержденном постановлением КМ У от 28.07.97 г. № 799
( 799-97-п ) (далее - Порядок № 799).
    Месяц  назад  в  этот  документ  было    внесено    изменение,
незначительное по объему, но важное по содержанию.  Остановимся на
нем несколько подробнее.
    Вспомним: изначально (т. е. в 1997 году)  Порядок  № 799  был
издан  во  исполнение  п.  16.6  ст.  16   Закона    Украины    "О
налогообложении прибыли предприятий"  в  редакции  от  22.05.97 г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль).  То 
есть формально  Порядок  № 799 касался только отчетности по налогу 
на прибыль (хотя  на практике он иногда  применялся  к  отчетности  
и по некоторым другим налогам, по которым  законодательство  прямо  
не запрещает отчитываться по почте).
    Но с 1 января 2003 года  упомянутый  пункт 16.6  был  исключен
{4} из Закона о налоге на прибыль, в результате чего представление
отчетности по почте оказалось "вне закона", а Порядок  № 799,  не
будучи основан ни на одной норме закона, как бы "повис в воздухе".
    Еще тремя месяцами позднее "почтовая  отчетность"  вновь  была
узаконена, причем на этот раз - по всем без исключения  налогам  и
сборам.  А все потому, что ст. 4 Закона № 2181 была дополнена  {5}
новым п.п. 4.1.7, извлечение из которого приведено выше.  Казалось
бы, теперь-то по почте можно отчитываться без проблем. Ан нет!
    Как мы уже выяснили, п.п. 4.1.7 содержит только наиболее общие
нормы, за "конкретикой" отсылая нас к нормативными документам КМУ.
Единственным таким документом как будто бы являлся  Порядок № 799,
но при более детальном изучении выяснялось, что формально никакого
отношения к Закону № 2181  он  не  имеет  (вспоминаем  ссылку  на
несуществующий п. 16.6 Закона о налоге на прибыль).
    Наконец,  месяц  назад  это  недоразумение  было   исправлено:
внесенное в Порядок № 799 изменение "привязало" его Закону № 2181.
Так что теперь, подавая любую налоговую отчетность по почте, можно
смело следовать Порядку № 799. Налоговая не придерется!
    В кодифицированном виде Порядок № 799 представлен в приложении
"Документы" сегодняшнего номера.

    Что делать, если отчетность потерялась или задержалась в пути?

    Прежде всего, не стоит переживать.  Вам ничего не грозит, ведь
ответственность    за    непредставление    или    несвоевременное
представление налоговой отчетности в таком случае  возлагается  на
того, кто действительно виноват, - на оператора почтовой связи.
    Однако это вовсе не означает, что декларацию  подавать  больше
не нужно.  В течение пяти рабочих дней после получения уведомления
о потере или повреждении почтового отправления  плательщик  должен
подать  в  налоговый  орган  второй  экземпляр    декларации.    В
подтверждение  своей  невиновности  плательщик  сможет  предъявить
также  второй  экземпляр  описи  вложения  с  отметкой   оператора
почтовой  связи  и  квитанцию  об  оплате  почтовых    услуг.
    И  естественно,  никакие  проблемы  с  почтой  не  освобождают
плательщика  от  обязанности  уплатить  налоговое   обязательство,
определенное в декларации, в общеустановленные  сроки  (см.  "Если
декларация задерживается или потерялась в пути").

       Если декларация задерживается или потерялась в пути

         Извлечение из п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона № 2181

    "В случае потери или повреждения  почтового  отправления  либо
    задержки его вручения контролирующему  органу  ответственность
    за непредставление или несвоевременное представление налоговой
    декларации  несет  оператор  почтовой   связи    в    порядке,
    предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов
    освобождается от какой-либо ответственности за непредставление
    или несвоевременное представление такой налоговой декларации.
    Плательщик  налогов  в  течение  пяти  рабочих  дней  со   дня
    получения  уведомления  о  потере  или  повреждении  почтового
    отправления обязан выслать по почте или представить лично  (по
    его выбору) контролирующему органу второй экземпляр  налоговой
    декларации.

    "..."

    Независимо от факта потери или; повреждения  такого  почтового
    от правления или  задержки  его  вручения  плательщик  налогов
    обязан;    уплатить    сумму    налогового      обязательства,
    самостоятельно указанную им в такой  налоговой  декларации,  в
    течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5  настоящего
    Закона".

    Почтовые расходы: налоговый и бухгалтерский учет

    Как известно, согласно п.п. 5.2.1 ст. 5  Закона  о  налоге  на
прибыль в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов,
уплаченных (начисленных) в течение отчетного  периода  в  связи  с
подготовкой,  организацией,  ведением    производства,    продажей
продукции (работ, услуг). Почтовые расходы по пересылке отчетности
удовлетворяют этим требованиям, следовательно, могут  претендовать
на включение в валовые расходы.
    Что же касается НДС, то почтовые марки  не  являются  объектом
налогообложения  согласно  п.п.  3.2.4  ст.  3   Закона    Украины
от  03.04.97  г.  №  168/97-ВР  ( 168/97-ВР ).   Продажа   обычных 
конвертов облагается НДС на общих основаниях, при этом  уплаченный  
налог относится в состав налогового кредита.
    Бухгалтерский учет расходов на почтовые услуги проиллюстрируем
примером.
    В августе 2003 года работник предприятия приобрел на почте:
    - 10 обычных конвертов  по  0,36  грн.,  в  том  числе  НДС  -
0,06 грн., за штуку;
    - 10 почтовых марок по цене 1,00 грн. за штуку.
    Кроме  того,  оплачено  почтовое  отправление   с    вложением
квартальной налоговой отчетности  -  2,40  грн.  (свидетельство  -
квитанция почтового отделения).
    Все конверты и марки использованы в том же месяце.

|---|---------------------------|-------|--------------|-----------|
| № |  Содержание хозяйственной | Сумма,| Бухгалтерский| Налоговый |
|п/п|         операции          |  грн. |     учет     |    учет   |
|   |                           |       |-------|------|-----|-----|
|   |                           |       | дебет |кредит|  ВР | ВД  |
|   |                           |       | счета |счета |     |     |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 1 |             2             |   3   |   4   |   5  |  6  |  7  |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 1 | Оприходованы марки        |  10,00|  331  |  372 |10,00|  -  |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 2 | Оприходованы конверты     |   3,00|  201  |  372 | 3,00|  -  |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 3 | Отражена сумма налогового |   0,60|641/НДС|  372 |   - |  -  |
|   | кредита по НДС            |       |       |      |     |     |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 4 | Списана стоимость услуги  |   2,50|   92  |  372 | 2,50|  -  |
|   | по почтовому отправлению  |       |       |      |     |     |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 5 | Возмещены работнику       |  16,10|  372  |  301 |  -  |  -  |
|   | средства, израсходованные |       |       |      |     |     |
|   | им на марки, конверты и   |       |       |      |     |     |
|   | почтовые услуги           |       |       |      |     |     |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 6 | Израсходованы марки       |  10,00|   92  |  331 |  -  |  -  |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 7 | Израсходованы конверты    |   3,00|   92  |  201 |  -  |  -  |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|
| 8 | Списаны административные  |  15,50|  791  |   92 |  -  |  -  |
|   | расходы на финансовый     |       |       |      |     |     |
|   | результат                 |       |       |      |     |     |
|---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----|

{1} Разве  что  вырешите  пойти  на  поводу   у    инспектора    и
    "подкорректируете"   декларацию  в    соответствии    с    его
    "пожеланиями".
{2} Вероятность  таких  "обид"  является,  пожалуй,   единственным
    недостатком  представления  отчетности  по  почте.    Впрочем,
    в "горячий" сезон представления-приема отчетности  налоговики,
    возможно, даже будут рады,  если  вы  избавите  их  от  своего
    визита.
{3} Единственным исключением из так  называемого  правила  "десяти
    дней" является ситуация, когда  плательщику  было  отказано  в
    приеме  декларации  при  личном  визите  (см.  абзац    второй
    п.п. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181).
{4} Законом Украины от 24.12.2002 г. № 349-IV (см.  "Бухгалтерская
    неделя", 2003, № 4).
{5} Законом Украины от 20.02.2003г. № 550-IV  (см.  "Бухгалтерская
    неделя", 2003, № 14).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№33/03, стр. 1
[18.08.2003]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------