Налоговую отчетность сдаем по почте ------------------------------------------------------------------ Возможность подать налоговую отчетность по почте существует у налогоплательщиков уже не первый год. И тем не менее, каждый раз с наступлением "горячего" сезона подачи отчетности в налоговых инспекциях выстраиваются очереди. Причина кроется в некоторой несогласованности налоговых законов и некоторых подзаконных актов. Но вот, наконец-то, Кабмин привел в соответствие с Законом Украины "О порядке погашения..." свой Порядок оформления почтовых отправлений с вложением отчетности (представлен в приложении "Документы" сегодняшнего номера). Это дает основания надеяться, что в ближайшее время очереди в налоговых заметно поредеют. Лично или по почте: как лучше? Для многих плательщиков этот вопрос, наверное, риторический. Конечно же, в большинстве случаев отправить налоговую декларацию по почте гораздо удобнее, чем нести ее лично. И дело не только в экономии времени на поездках и простаивании в очередях, - налоговый инспектор гарантированно не сможет отказать вам в приеме декларации. Кстати, об отказе. Если вы понесли декларацию лично и получили "от ворот поворот", то без почты уж точно не обойтись {1}. В таком случае необходимо до окончания предельного срока представления декларации направить ее по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении. К декларации прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии должностного лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация будет считаться представленной в момент ее сдачи на почту. Итак, преимущества представления налоговой отчетности по почте очевидны. А раз так, то грех ими не пользоваться. Если, конечно, не боитесь обидеть вашего налогового инспектора: "Мол, не явились на поклон!" {2}. Каковы требования к представлению отчетности по почте? Наиболее общие требования установлены п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон № 2181). Согласно абзацу первому указанного подпункта, налоговую декларацию необходимо выслать с уведомлением о вручении не позднее чем за десять дней до истечения предельного срока ее представления {3} (см. с. 14 "Отчетность по почте: что говорит Закон"). Отчетность по почте: что говорит Закон Извлечение из п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона № 2181 "Плательщик налогов имеет право не позднее чем за десять дней до окончания предельного срока представления декларации, определенного в соответствии с подпунктом 4.1.4 настоящего пункта, направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. "..." Порядок оформления указанных почтовых отправлений, а также нормативы их обращения определяются Кабинетом Министров Украины". Итак, Законом № 2181 установлены самые общие требования к отправлению налоговых деклараций по почте. Что же касается непосредственно процедуры таких почтовых отправлений, то она подробно описана в Порядке оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденном постановлением КМ У от 28.07.97 г. № 799 ( 799-97-п ) (далее - Порядок № 799). Месяц назад в этот документ было внесено изменение, незначительное по объему, но важное по содержанию. Остановимся на нем несколько подробнее. Вспомним: изначально (т. е. в 1997 году) Порядок № 799 был издан во исполнение п. 16.6 ст. 16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль). То есть формально Порядок № 799 касался только отчетности по налогу на прибыль (хотя на практике он иногда применялся к отчетности и по некоторым другим налогам, по которым законодательство прямо не запрещает отчитываться по почте). Но с 1 января 2003 года упомянутый пункт 16.6 был исключен {4} из Закона о налоге на прибыль, в результате чего представление отчетности по почте оказалось "вне закона", а Порядок № 799, не будучи основан ни на одной норме закона, как бы "повис в воздухе". Еще тремя месяцами позднее "почтовая отчетность" вновь была узаконена, причем на этот раз - по всем без исключения налогам и сборам. А все потому, что ст. 4 Закона № 2181 была дополнена {5} новым п.п. 4.1.7, извлечение из которого приведено выше. Казалось бы, теперь-то по почте можно отчитываться без проблем. Ан нет! Как мы уже выяснили, п.п. 4.1.7 содержит только наиболее общие нормы, за "конкретикой" отсылая нас к нормативными документам КМУ. Единственным таким документом как будто бы являлся Порядок № 799, но при более детальном изучении выяснялось, что формально никакого отношения к Закону № 2181 он не имеет (вспоминаем ссылку на несуществующий п. 16.6 Закона о налоге на прибыль). Наконец, месяц назад это недоразумение было исправлено: внесенное в Порядок № 799 изменение "привязало" его Закону № 2181. Так что теперь, подавая любую налоговую отчетность по почте, можно смело следовать Порядку № 799. Налоговая не придерется! В кодифицированном виде Порядок № 799 представлен в приложении "Документы" сегодняшнего номера. Что делать, если отчетность потерялась или задержалась в пути? Прежде всего, не стоит переживать. Вам ничего не грозит, ведь ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности в таком случае возлагается на того, кто действительно виноват, - на оператора почтовой связи. Однако это вовсе не означает, что декларацию подавать больше не нужно. В течение пяти рабочих дней после получения уведомления о потере или повреждении почтового отправления плательщик должен подать в налоговый орган второй экземпляр декларации. В подтверждение своей невиновности плательщик сможет предъявить также второй экземпляр описи вложения с отметкой оператора почтовой связи и квитанцию об оплате почтовых услуг. И естественно, никакие проблемы с почтой не освобождают плательщика от обязанности уплатить налоговое обязательство, определенное в декларации, в общеустановленные сроки (см. "Если декларация задерживается или потерялась в пути"). Если декларация задерживается или потерялась в пути Извлечение из п.п. 4.1.7 ст. 4 Закона № 2181 "В случае потери или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации. Плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о потере или повреждении почтового отправления обязан выслать по почте или представить лично (по его выбору) контролирующему органу второй экземпляр налоговой декларации. "..." Независимо от факта потери или; повреждения такого почтового от правления или задержки его вручения плательщик налогов обязан; уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно указанную им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных пунктом 5.3 статьи 5 настоящего Закона". Почтовые расходы: налоговый и бухгалтерский учет Как известно, согласно п.п. 5.2.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг). Почтовые расходы по пересылке отчетности удовлетворяют этим требованиям, следовательно, могут претендовать на включение в валовые расходы. Что же касается НДС, то почтовые марки не являются объектом налогообложения согласно п.п. 3.2.4 ст. 3 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ). Продажа обычных конвертов облагается НДС на общих основаниях, при этом уплаченный налог относится в состав налогового кредита. Бухгалтерский учет расходов на почтовые услуги проиллюстрируем примером. В августе 2003 года работник предприятия приобрел на почте: - 10 обычных конвертов по 0,36 грн., в том числе НДС - 0,06 грн., за штуку; - 10 почтовых марок по цене 1,00 грн. за штуку. Кроме того, оплачено почтовое отправление с вложением квартальной налоговой отчетности - 2,40 грн. (свидетельство - квитанция почтового отделения). Все конверты и марки использованы в том же месяце. |---|---------------------------|-------|--------------|-----------| | № | Содержание хозяйственной | Сумма,| Бухгалтерский| Налоговый | |п/п| операции | грн. | учет | учет | | | | |-------|------|-----|-----| | | | | дебет |кредит| ВР | ВД | | | | | счета |счета | | | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 1 | Оприходованы марки | 10,00| 331 | 372 |10,00| - | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 2 | Оприходованы конверты | 3,00| 201 | 372 | 3,00| - | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 3 | Отражена сумма налогового | 0,60|641/НДС| 372 | - | - | | | кредита по НДС | | | | | | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 4 | Списана стоимость услуги | 2,50| 92 | 372 | 2,50| - | | | по почтовому отправлению | | | | | | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 5 | Возмещены работнику | 16,10| 372 | 301 | - | - | | | средства, израсходованные | | | | | | | | им на марки, конверты и | | | | | | | | почтовые услуги | | | | | | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 6 | Израсходованы марки | 10,00| 92 | 331 | - | - | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 7 | Израсходованы конверты | 3,00| 92 | 201 | - | - | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| | 8 | Списаны административные | 15,50| 791 | 92 | - | - | | | расходы на финансовый | | | | | | | | результат | | | | | | |---|---------------------------|-------|-------|------|-----|-----| {1} Разве что вырешите пойти на поводу у инспектора и "подкорректируете" декларацию в соответствии с его "пожеланиями". {2} Вероятность таких "обид" является, пожалуй, единственным недостатком представления отчетности по почте. Впрочем, в "горячий" сезон представления-приема отчетности налоговики, возможно, даже будут рады, если вы избавите их от своего визита. {3} Единственным исключением из так называемого правила "десяти дней" является ситуация, когда плательщику было отказано в приеме декларации при личном визите (см. абзац второй п.п. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181). {4} Законом Украины от 24.12.2002 г. № 349-IV (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 4). {5} Законом Украины от 20.02.2003г. № 550-IV (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 14). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №33/03, стр. 1 [18.08.2003] Юрий Цыганок Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------