Красиво жить не запретишь Представительские расходы ------------------------------------------------------------------ Приемами и презентациями нынче не удивишь никого. Это известное средство привлечения потенциальных партнеров с целью, например, проведения переговоров для установления с ними договорных отношений, непосредственного ознакомления с продукцией предприятия, технологией производства. О расходах на проведение приемов и презентаций упоминается в п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) {1}, регулирующем расходы на проведение рекламной деятельности предприятия. На практике их часто называют представительскими. Состав представительских расходов и их документальное подтверждение К сожалению, ни Закон О Прибыли, ни П(С)БУ не определяют, какие расходы предприятия включаются в состав представительских. Единственным документом, содержащим определение представительских расходов, является приказ Минфина и Минэкономики от 12.11.93 г. № 88 ( z0182-93 ) "Об утверждении Норм средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядка их расходования" (далее - приказ № 88). Следует отметить, что в 1995 году упомянутые нормы утратили силу в части, регулирующей расходы хозрасчетных предприятий и организаций. Однако большинство специалистов считают, что, поскольку приказ № 88 официально не отменен, предприятие должно пользоваться его отдельными положениями, в частности составом представительских расходов, а также требованиями к их документальному оформлению. Мы не столь категоричны и утверждаем, что предприятию целесообразно пользоваться данным приказом. Ведь на практике сложилась устойчивая традиция отождествлять п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли с представительскими расходами, которые регламентируются приказом № 88. Если же нормы этого приказа вам не по душе, можете ссылаться на то, что в п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли прямо, о представительских расходах ничего не говорится - Закон использует термин "расходы на организацию приемов, презентаций и праздников". Так что формально приказ № 88 на такие расходы не распространяется. В соответствии с п. 1 Норм, утвержденных приказом № 88, представительские расходы - "это расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций и представителей других предприятий, прибывших по приглашениям для проведения переговоров в целях осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью". К ним, например, могут быть отнесены расходы на: проведение официального приема представителей (завтрака, обеда, ужина); транспортное обслуживание; проведение мероприятий культурной программы; буфетное обслуживание во время переговоров; оплату услуг переводчика, которого нет в штате предприятия; оплату номеров в гостиницах. Для отнесения расходов к представительским необходимо подтверждение их первичными документами, в которых указываются: дата, место и программа проведения деловой встречи (приема), презентации; приглашаемые лица; представители предприятия, принимающие делегацию (организующие презентацию); размер ожидаемых расходов. Кроме того, распорядительными документами предприятия определяется круг лиц, имеющих отношение к приему представителей других предприятий и к организации презентации. В соответствии с приказом № 88 количество участников принимающей стороны не должно превышать количества участников приглашенной стороны. По нашему мнению, на сегодняшний день это требование не является актуальным, поскольку оно касается в основном организаций, содержащихся за счет бюджетных средств. Однако благоразумнее в это ограничение вписаться. Таким образом, для оформления представительских расходов предприятию желательно иметь следующие документы: приказ (распоряжение) руководителя предприятия о проведении официального приема или презентации; приглашения для участников мероприятия; программу проведения приема или презентации; смету расходов; отчет о фактических расходах. Все расходы на проведение представительского мероприятия, в свою очередь, должны быть подтверждены первичными документами (счетами гостиниц, ресторанов, билетами, путевыми листами автомобиля, чеками, актами о выполнении работ (предоставлении услуг), актами на списание ТМЦ и т. п.). Налоговый учет Представительские расходы относятся к составу расходов двойного назначения. Это означает, что они могут включаться в состав валовых затрат при соблюдении определенных условий. В соответствии с п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли к представительским относятся расходы плательщика налога "на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более двух процентов от обложенной налогом прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год". В связи с этим очень важно, во-первых, правильно оформить первичные документы, в которых следует обязательно указать рекламный характер проводимых мероприятий. То есть в приказе необходимо четко сформулировать цель приема (презентации), например, подписание договора о продаже товаров, ознакомление с новым видом продукции, методами работы и т. п. В противном случае предприятие может утратить право на увеличение валовых затрат, так как расходы на нерекламные приемы-презентации согласно п/п. 5.3.1 Закона О Прибыли (см. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 16т) расцениваются как расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью. На это ГНАУ обращает внимание в письме от 07.03.2000г. № 1159/6/15-1116 ( v1159225-00 ) {2}. Во-вторых, стоимость рекламной "тусовки" может быть включена в валовые затраты только теми предприятиями, которые имели прибыль за предыдущий отчетный год. Подпунктом 5.4.4 Закона О Прибыли установлено ограничение для представительских расходов: 2% от обложенной налогом прибыли за предыдущий отчетный год. Данное ограничение следует учитывать и при отражении налогового кредита по НДС. Согласно п/п. 7.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) предприятие может включить в состав налогового кредита ту часть суммы НДС, которая приходится на сумму представительских расходов, относящуюся на валовые затраты. Кстати, существует еще одно ограничение для включения представительских расходов в валовые затраты. В письме ГНАУ от 07.10.99 г. № 5654/6/15-0216 ( v5654225-99 ) {3} говорится, что представительские расходы, осуществленные за наличный расчет, не включаются в состав валовых затрат предприятия. При этом ГНАУ ссылается на п/п. 5.4.8 Закона О Прибыли {4}, в котором определяется налогообложение расходов на командировки. Однако некоторые специалисты считают, что применять это ограничение во всех случаях осуществления расходов на организацию приемов, презентаций и праздников неправомерно. Такое ограничение, по их мнению, касается только расходов работника в командировке. {5} Поддерживая в целом этот подход {6}, мы, тем не менее, рекомендуем расходовать на представительские нужды именно безналичные средства: ведь сложно предугадать, чей подход окажется ближе суду. Существует также мнение, что представительские расходы должны осуществляться только по местонахождению предприятия, поскольку определение представительских расходов, приведенное в приказе, № 88, предусматривает прием представителей предприятий, прибывших по приглашениям. {7} На наш взгляд, такой подход сужает возможности предприятия, поскольку предприятие, проводящее прием (презентацию), может организовать его (ее) практически в любом месте, например на выставке в другом городе и даже за границей. Именно туда и можно пригласить представителей другого предприятия. В пользу этого свидетельствует п/п. 1.1.2 Правил использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденных постановлением Правления НБУ от 26.03.98 г. № 119 ( z0245-98 ), в соответствии с которым "выплата средств на представительские расходы (организацию приемов и других официальных мероприятий за, границей) юридическим лицам - резидентам и постоянным представительствам юридических лиц - нерезидентов для работников, отъезжающих за границу, осуществляется уполномоченным банком в соответствии с действующим законодательством Украины по поданной заявке". {8} Кроме того, п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли вообще; не содержит указания на место проведения приемов (презентаций). В заключение приведем условные и весьма упрощенные примеры заполнения документов, которые желательно иметь для проведения приема (презентации). ------------------------------------------------------------------ Приглашение 09.06.2003 г. г. Харьков Уважаемый Николай Янович! Руководство ООО "Долой убытки!" имеет честь пригласить Вас и двух представителей вашего предприятия для участия в переговорах с целью заключения договора о поставках нашей продукции. Презентация продукции в рекламных целях и переговоры состоятся 24.06.2003 г. и 25.06.2003 г. в г. Харькове. Генеральный директор ООО "Долой убытки!" П. П. Наличкин ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ ООО "Долой убытки!" Приказ № _____ 09.06.2003 г. г. Харьков О проведении официального приема представителей ЧП "Вице-премьер-министр" в целях рекламы собственной продукции и проведения переговоров о ее поставках в 2003-2004 годах 1. Пригласить делегацию ЧП "Вице-премьер-министр" в составе 3-х человек в г. Харьков для проведения переговоров 24.06.2003 г. и 25.06.2003 г. 2. Установить, что со стороны ООО "Долой убытки!" в переговорах принимают участие следующие лица: генеральный директор - П. П. Наличкин; коммерческий директор - С. С. Вексель; начальник отдела сбыта - К. К. Аккредитив. 3. Назначить ответственным за проведение переговоров коммерческого директора С. С. Векселя. С. С. Векселю до 16.06.2003 г. представить на утверждение генеральному директору программу мероприятий. 4. Главному бухгалтеру В. Д. Наличкиной-Черной на основании утвержденной программы составить смету расходов. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Генеральный директор П. П. Наличкин ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ Утверждаю: генеральный директор ООО "Долой убытки!" П. П. Наличкин Программа проведения приема делегации ЧП "Вице-премьер-министр" |---|-------------------------------------|------------|---------| | № | Мероприятие | Дата | Время | |п/п| | | | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 1 | Встреча делегации и размещение |24.06.2003г.| 9-00 - | | | в гостинице | | 11-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 2 | Рекламная презентация продукции |24.06.2003г.| 11-00 - | | | предприятия ООО "Долой убытки!" | | 13-00 | | | для представителей делегации | | | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 3 | Обед в ресторане |24.06.2003г.| 13-00 - | | | | | 15-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 4 | Переговоры в офисе |24.06.2003г.| 15-00 - | | | ООО "Долой убытки!", подписание | | 19-00 | | | договора и т. п. | | | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 5 | Ужин в ресторане |24.06.2003г.| с 19-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 6 | Завтрак в ресторане гостиницы |25.06.2003г.| 10-00 - | | | | | 11-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 7 | Экскурсия по городу |25.06.2003г.| 11-00 - | | | | | 14-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 8 | Обед в ресторане |25.06.2003г.| 14-00 - | | | | | 16-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| | 9 | Проводы делегации |25.06.2003г.| 16-00 - | | | | | 17-00 | |---|-------------------------------------|------------|---------| Коммерческий директор С. С. Вексель ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ Смета представительских расходов на проведение приема делегации ЧП "Вице-премьер-министр" |---|----------------------------------------------|-------------| | № | Перечень расходов | Сумма, грн. | |п/п| | | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | Транспортное обслуживание | 500| |---|----------------------------------------------|-------------| | 2 | Расходы на проживание в гостинице | 1500| |---|----------------------------------------------|-------------| | 3 | Расходы, связанные с проведением официального| 13 800| | | приема (1 завтрак, 2 обеда и ужин) | | |---|----------------------------------------------|-------------| | 4 | Экскурсионное обслуживание | 360| |---|----------------------------------------------|-------------| | | Всего | 16 160| |---|----------------------------------------------|-------------| Коммерческий директор С. С. Вексель Главный бухгалтер В. Д. Наличкина-Черная ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ Утверждаю: генеральный директор ООО "Долой убытки!" П. П. Наличкин Отчет об исполнении сметы представительских расходов на проведение приема делегации ЧП "Вице-премьер-министр" |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | № | Статья расходов |Фактически,| По смете,| Документ | |п/п| | грн. | грн. | | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | 1 | Транспортное | 450| 500| Акт о | | | обслуживание | | | предоставлении | | | | | | услуг, налоговая| | | | | | накладная | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | 2 | Проживание | 1500| 1500| Счет гостиницы, | | | | | | акт о | | | | | | предоставлении | | | | | | услуг, налоговая| | | | | | накладная | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | 3 | Питание | 13 600| 13 800| Счета | | | | | | ресторанов, акты| | | | | | о предоставлении| | | | | | услуг, налоговые| | | | | | накладные | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | 4 | Организация | 320| 360| Акт о | | | экскурсии | | | предоставлении | | | | | | услуг, налоговая| | | | | | накладная | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| | | Всего | 15 870| 16 160| | |---|-------------------|-----------|----------|-----------------| Коммерческий директор С. С. Вексель Главный бухгалтер В. Д. Наличкина-Черная ------------------------------------------------------------------ И не удивляйтесь по поводу 13 800: 4 еды на 3 + 3 = 6 человек это 24, если считать в человеко-едах. Стало быть, на 1 человеко-еду приходится всего лишь 13 800 : 24 = 575 грн., или - на наши деньги - менее 110 у. е. (в предположении, что у. е. это не условный евро, а - по старинке - линкольнофранклин). Ну много ли можно съесть и выпить на 110 у. е.? "Понты"... {1} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 18т. {2} См. "Бухгалтер" № 20'2000, с. 72-73. {3} См. "Бухгалтер" № 33'2001, с. 62. {4} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 19т-20т. {5} См. "Бухгалтерию. Право. Налоги. Консультации" № 12(2)/2002, с. 43. {6} Системное толкование п/п. 5.4.8 приводит к выводу, что содержащиеся в нем ограничения касаются только расходов, понесенных в командировке. Оснований же для распространения этого ограничения на п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли нет. {7} См. "Бухгалтерский учет и аудит" № 4/2003, с. 33-34. {8} См. "Бухгалтер" № 20'2003, с. 42т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №22/03, стр. 42 [01.06.2003] Алла Погребняк при участии С. П. ------------------------------------------------------------------