Риск  предприятия  по  административному    аресту    активов
    вследствие отказа от повторной проверки

    В 2002 году сотрудниками районной  в  городе  ГНИ  проводилась
    документальная проверка  предприятия  по  вопросам  соблюдения
    требований  законодательства  о  налогообложении  за    период
    с хх.хх.хх г. по  01.04.02  г.  По  результатам  проверки  был
    составлен акт.
    В настоящее время проводится  плановая  проверка  предприятия.
    Инспектор  настаивает  на    предоставлении    для    проверки
    документации за I квартал 2002 г. (проверка которой  уже  была
    произведена  ранее),  ссылаясь  на  письмо  отдела   налоговой
    милиции районной в городе ГНИ:

    "...согласно ст. 8-10 Закона Украины от 04.12.90 г. №  509  "О
    государственной налоговой службе  в  Украине"  и  п.  2  Указа
    Президента Украины от 23.07.98 г. № 817 "О некоторых мерах  по
    дерегулированию предпринимательской деятельности" и в связи  с
    проведением  на   Вашем    предприятии    проверки    согласно
    Национальному плану проверок на 2003 год Вам необходимо в срок
    хх.хх.03 г. предоставить для проверки документы  за  период  с
    01.01.02  г.  по  01.04.02  г.  специалистам   ГНИ,    которые
    осуществляют проверку предприятия.
    В случае отказа в предоставлении документов  за  вышеуказанный
    период к предприятию будут применены действия, предусмотренные
    ст. 9 Закона Украины  от  21.12.2000  г.  №  2181  "О  порядке
    погашения обязательств налогоплательщиков  перед  бюджетами  и
    государственными целевыми фондами".

    Правомерны ли требования налоговой инспекции?

    * * *

    В соответствии с п. 4 Указа Президента Украины от 23.07.98  г.
№ 817  ( 817/98 )   "О   некоторых   мерах   по   дерегулированию  
предпринимательской деятельности" вышестоящий контролирующий орган    
может по собственной  инициативе  проверить  достоверность выводов
нижестоящего  контролирующего  органа  путем  проверки  документов
обязательной отчетности субъекта предпринимательской  деятельности
или   выводов    акта    проверки,    составленного    нижестоящим
контролирующим органом.
    Вышестоящий контролирующий  орган  вправе  принять  решение  о
повторной  проверке  субъекта  предпринимательской    деятельности
только в том случае, когда относительно должностных или  служебных
лиц  контролирующего  органа,  которые  проводили  плановую    или
внеплановую  проверку  указанного  субъекта,   начато    служебное
расследование или возбуждено уголовное дело.
    Государственная налоговая администрация Украины вправе принять
решение    о    проведении    повторной    проверки       субъекта
предпринимательской деятельности в  случае,  когда  такое  решение
оформляется приказом за подписью ее начальника.
    Таким образом, принять решение о проведении повторной проверки
финансово-хозяйственной   деятельности    предприятия    за    уже
проверенный период может  только  вышестоящий  орган  и  только  в
предусмотренных этим пунктом Указа случаях.
    Районной в городе ГНИ такое право не предоставлено,  поскольку
сами сотрудники этой ГНИ проводили проверку  и  поэтому  не  могут
ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных  в  акте  о
результатах предыдущей проверки  и  проводить  повторную  проверку
этого периода.
    Сотрудникам вышестоящей  ГНИ  указанные  в  запросе  документы
также не могут быть предоставлены, поскольку предприятием не  было
получено решение вышестоящей ГНИ о проведении  повторной  проверки
указанного  периода.  Информации  о  том,  что  относительно  лиц,
которые    проводили    предыдущую        плановую        проверку
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, начато служебное
расследование или открыто криминальное дело, предприятие также  не
имеет.
    Статья 19 Конституции  Украины ( 254к/96-ВР ),  нормы  которой  
имеют прямое действие, устанавливает,  что  органы государственной  
власти   и   должностные   лица   обязаны  действовать  только  на  
основаниях,   в  пределах  полномочий   и    способами,    которые    
предусмотрены Конституцией и законами Украины. Никто не может быть  
принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
    Исходя из вышеизложенного, руководствуясь нормой  Конституции,
в удовлетворении  требований  о  предоставлении  документов  за  I
квартал 2002 года для проверки  предприятие  имеет  все  основания
отказать.
    Что касается  предупреждения  о  применении  к  предприятию  в
случае  непредоставления  указанных  документов    для    проверки
административного ареста активов, обращаем внимание на то,  что  в
соответствии  с  пп. 9.1.2  Закона Украины от 21.12.2000 г. №  2181 
( 2181-14 ) "О порядке  погашения  обязательств налогоплательщиков 
перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами" (далее - 
Закон №  2181)  арест  активов может быть применен только в случае, 
если выясняется одно из следующих обстоятельств:
    а)  налогоплательщик  нарушает  правила  отчуждения   активов,
определенные п. 8.6 ст. 8 этого Закона;
    б) физическое лицо, которое имеет налоговый долг, выезжает  за
рубеж;
    в) налогоплательщик, который получил налоговое уведомление или
имеет налоговый долг, признан неплатежеспособным по обязательствам
другим, нежели налоговые, кроме случаев, когда относительно такого
налогоплательщика введен мораторий  на  удовлетворение  требований
кредиторов в связи с возбуждением относительно  него  производства
по делу о банкротстве;
    г) налогоплательщик отказывается от проведения  документальной
проверки при наличии законных оснований для ее проведения  или  от
допуска  должностных  лиц  налогового  органа    к    обследованию
помещений, которые используются для получения доходов или  связаны
с  получением  других  объектов    налогообложения,    электронных
контрольно-кассовых  аппаратов,  компьютерных   систем,    которые
применяются для расчетов за наличные или с использованием карточек
платежных  систем,  весокассовых  комплексов,  систем  и   средств
штрихового кодирования;
    д) отсутствуют  свидетельства  о  государственной  регистрации
субъектов предпринимательской деятельности, специальные разрешения
(лицензии) на  ее  осуществление,  торговые  патенты,  сертификаты
соответствия    электронных    контрольно-кассовых      аппаратов,
компьютерных систем;
    е) отсутствует регистрация лица как налогоплательщика в органе
государственной налоговой службы, если такая регистрация  является
обязательной в соответствии с законом, или когда налогоплательщик,
который получил налоговое уведомление или  имеет  налоговый  долг,
осуществляет действия по переводу активов за пределы  Украины,  их
сокрытию или переводу другим лицам.
    Исходя из сути запроса налоговой, можно сделать вывод,  что  в
случае непредоставления указанных документов к  предприятию  будет
применен административный арест на  основании  пп.  "г"  п.  9.1.2
ст. 9 Закона №  2181.
    Однако  обращаем  внимание,  что  этим  пунктом  предусмотрена
возможность применения  ареста  активов  только  в  случае  отказа
предприятия от проверки.
    Предприятие не отказывалось  от  проведения  проверки,  о  чем
свидетельствует также и запрос ГНИ,  в  котором  указано,  что  на
предприятии  в  настоящее  время  проводится  плановая    проверка
финансово-хозяйственной деятельности.  ГНИ было  лишь  отказано  в
предоставлении документов за I квартал 2002 года, которые уже были
проверены  во  время  предыдущей  плановой  проверки,  в  связи  с
отсутствием у ГНИ  оснований  для  проведения  повторной  проверки
этого периода.
    Обращаем особое внимание на то, что пп. 9.3.8  п.  9.3  ст.  9
Закона №  2181 предусматривает, что административный арест не может
быть  наложен,  если  налогоплательщик   отказывается    допустить
работника контролирующего органа к документальной или материальной
проверке в связи с отсутствием у такого работника  контролирующего
органа    оснований    для    ее    проведения,       определенных
законодательством.
    Поскольку в данном случае для  проведения  повторной  проверки
финансово-хозяйственной деятельности в районной ГНИ  нет  законных
оснований, то и для применения  административного  ареста  активов
вашего предприятия в связи с  отказом  предоставления  документов,
которые запрашиваются, законных оснований также нет.

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№16/03, стр. 2
[25.08.2003]
Ольга Иваненко
Юрист
------------------------------------------------------------------