Что делать, если декларацию не принимают

    Частный  предприниматель,  работающий   на    общей    системе
    налогообложения, в течение II квартала 2003 года  деятельности
    не осуществлял и доходов не имел.  При сдаче в налоговый орган
    декларации за II квартал работник налоговой отказался  принять
    и  зарегистрировать  декларацию  с  прочерками.  В    качестве
    предпосылки  для  принятия  декларации   инспектор    выдвинул
    требование изменить показатели  декларации  и  указать  в  ней
    определенную сумму дохода.  Имеют ли право работники налоговых
    органов не  принимать  декларацию  с  прочерками  и  требовать
    изменить ее показатели?

    * * *

    Нет, не имеют.
    В соответствии с п. 4 ст. 14 Декрета КМУ "О подоходном  налоге
с граждан"  от  26.12.92 г.  № 13-92 ( 13-92 ),  с  изменениями  и
дополнениями,  граждане,  которые  занимаются  предпринимательской
деятельностью, обязаны по результатам каждого отчетного квартала в
сроки, предусмотренные законодательством, представлять в налоговый
орган декларации о доходах.
    Порядок подачи деклараций плательщиками налога, а также  права
работников налогового органа  при  приеме  деклараций  установлены
ст. 4  Закона  Украины  "О    порядке    погашения    обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными  целевыми
фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ),  с изменениями и
дополнениями (далее - Закон № 2181).
    Согласно части 1 п.п.  4.1.2  ст.  4  этого  Закона  налоговая
декларация принимается контролирующим органом без  предварительной
проверки указанных  в  ней  показателей  через  канцелярию.  Отказ
служебного  (должностного)  лица  контролирующего  органа  принять
налоговую декларацию  по  какой-либо  причине  или  выдвижение  им
каких-либо условий по ее приему (включая, в  частности,  изменение
показателей такой  декларации)  запрещается  и  расценивается  как
превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет  за  собой
дисциплинарную и материальную ответственность.
    Таким образом, отказ должностного лица контролирующего  органа
принять  налоговую  декларацию  или  выдвижение  им    какого-либо
требования в качестве предпосылки для приема  декларации  является
неправомерным и расценивается  как  превышение  таким  должностным
лицом своих полномочий.
    В том случае, если должностное лицо налогового органа все-таки
пренебрегает вышеуказанной нормой Закона № 2181  и  отказывает  в
приеме декларации по причине  отсутствия  в  ней  того  или  иного
показателя, а  также  требует  изменения  показателей  декларации,
налогоплательщик  может  предпринять  действия,    предусмотренные
частью 2 п.п. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181.
    Руководствуясь указанной нормой, плательщик налога  обязан  до
окончания  предельного  срока    представления    декларации    (в
рассматриваемой ситуации - до  11  августа  2003  года)  направить
такую декларацию по почте с описью  вложенного  и  уведомлением  о
вручении, к которой  прилагается  заявление  на  имя  руководителя
соответствующего   контролирующего    органа,    составленное    в
произвольной форме, с указанием  служебного  (должностного)  лица,
отказавшегося принять декларацию, и/или с  указанием  даты  такого
отказа.  При этом декларация считается представленной в момент  ее
вручения почте, а предельный 10-дневный  срок,  установленный  для
почтовых отправлений, не применяется.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№68/03, стр. 52
[25.08.2003]
Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------