Что делать, если декларацию не принимают Частный предприниматель, работающий на общей системе налогообложения, в течение II квартала 2003 года деятельности не осуществлял и доходов не имел. При сдаче в налоговый орган декларации за II квартал работник налоговой отказался принять и зарегистрировать декларацию с прочерками. В качестве предпосылки для принятия декларации инспектор выдвинул требование изменить показатели декларации и указать в ней определенную сумму дохода. Имеют ли право работники налоговых органов не принимать декларацию с прочерками и требовать изменить ее показатели? * * * Нет, не имеют. В соответствии с п. 4 ст. 14 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями и дополнениями, граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны по результатам каждого отчетного квартала в сроки, предусмотренные законодательством, представлять в налоговый орган декларации о доходах. Порядок подачи деклараций плательщиками налога, а также права работников налогового органа при приеме деклараций установлены ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 2181). Согласно части 1 п.п. 4.1.2 ст. 4 этого Закона налоговая декларация принимается контролирующим органом без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвижение им каких-либо условий по ее приему (включая, в частности, изменение показателей такой декларации) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность. Таким образом, отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию или выдвижение им какого-либо требования в качестве предпосылки для приема декларации является неправомерным и расценивается как превышение таким должностным лицом своих полномочий. В том случае, если должностное лицо налогового органа все-таки пренебрегает вышеуказанной нормой Закона № 2181 и отказывает в приеме декларации по причине отсутствия в ней того или иного показателя, а также требует изменения показателей декларации, налогоплательщик может предпринять действия, предусмотренные частью 2 п.п. 4.1.2 ст. 4 Закона № 2181. Руководствуясь указанной нормой, плательщик налога обязан до окончания предельного срока представления декларации (в рассматриваемой ситуации - до 11 августа 2003 года) направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается представленной в момент ее вручения почте, а предельный 10-дневный срок, установленный для почтовых отправлений, не применяется. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №68/03, стр. 52 [25.08.2003] Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------