Переходно-подоходное ------------------------------------------------------------------ Готовясь к имплементации в нас норм Закона "О налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон) {1}, мы самоотверженно продолжаем пудрить читателям мозги грядущими нововведениями. Если сейчас вам не до размышлений о перспективах, то засуньте на этой страничке в журнал закладку с надписью "Заглянуть позже". Медицинское Нормы нового Закона, касающиеся лечебно-медикаментозных проблем соотечественников, несомненно, более гуманны и щедры, чем нынешнее декретное скопидомство. Видимо, руководствуясь избитым трюизмом "Лечиться даром - даром лечиться" и понимая, что конституционно-бесплатная медицина - это самый короткий путь на кладбище, депутаты проявили неслыханную щедрость по отношению к нездоровой части своего электората. Во-первых, согласно п/п. 4.3.22 Закона в состав дохода не включаются "денежные средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые в качестве помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога его работодателем за счет денежных средств, остающихся после обложения такого работодателя налогом на прибыль предприятий, при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, указанных в подпунктах "а"-"з" подпункта 5.3.4 пункта 5.3 статьи 5 настоящего Закона". Во-вторых, упомянутый п/п. 5.3.4 провозглашает возможность увеличить налоговый кредит плательщика на "сумму собственных денежных средств плательщика налога, уплаченных в пользу заведений здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению такого плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений в размерах, не покрываемых выплатами из фонда общеобязательного медицинского страхования". Правда, этот замечательный подпункт не распространяется на девять наименований медуслуг, как бы это сказать, нежизненноважного характера. Это те самые п/п. "а"-"з", которые не уважает и п/п. 4.3.22. Характерным для будущего применения п/п. 5.3.4 является его ссылка на фонд медстрахования. И очевидно потому, что страна таким счастьем пока не обзавелась, п/п. 22.1.2 Закона отсрочил применение п/п. 5.3.4 до "лучших времен" {2}. По нашему мнению, временное бездействие нормы п/п. 5.3.4 еще не означает, что льгота по п/п. 4.3.22 будет распространяться и на "запретные" медрасходы, упомянутые в п/п. "а"-"з". Ведь эти подпункты остаются "за бортом", установленным п/п. 5.3.4, даже несмотря на то что сам 5.3.4 не работает. {3} Помимо названных соизволений Закон содержит еще одну поблажку. Прячется она в "благотворительном" разделе Закона: "9.7.4. Не подлежит включению в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставляемая резидентами - юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости): а) заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений) в размерах, не покрываемых выплатами из фонда общеобязательного медицинского страхования, кроме расходов на косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями), водолечение и гелиотерапию, не связанные с хроническими заболеваниями, лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора, аборты (кроме абортов, производимых по медицинским показаниям или если беременность стала следствием изнасилования), операции по перемене пола; лечение венерических заболеваний (кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование), лечение табачной или алкогольной зависимости; клонирование человека или его органов; приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, не подпадающих под перечень жизненно необходимых, установленный Кабинетом Министров Украины {4}; "..."" Обратите внимание: в п/п. 9.7.4 также есть ссылка на пока отсутствующий фонд медстрахования. Однако это не привело к отсрочке действия сего подпункта. Он будет полномасштабно действовать в 2004 году. Ведь "не покрытые" медстрахфондом размеры равны 100% фактических расходов. В итоге имеем следующее: в 2004 году в доходы плательщика можно не включать проплаты (без каких-либо суммовых ограничении), осуществляемые и как "пособие на лечение", и как "целевая благотворительная помощь" (за исключением всяческих гелиотерапевтически-клонированных маргиналий). Причем если обычное пособие (п/п. 4.3.22) может предоставляться непосредственно физлицу {5}, то благотворительное вспомоществование должно направляться непосредственно в адрес медучреждения (как это заведено и в ныне действующем Декрете). С другой стороны, упоминание о работодателе в п/п. 4.3.22 свидетельствует о том, что льгота по обычному пособию распространяется только на наемных лиц. Однако некоторое пессимистичное опасение по поводу медицинско-лечебных щедростей у нас имеется. Боимся мы, что здоровые люди из ГНАУ могут попробовать сузить медльготы, трактуя п/п. 9.7.4 как норму, разъясняющую п/п. 4.3.22. Тогда ограничения обоих положений Закона суммируются и значительно осложнят жизнь болезненным плательщикам. Банки, которые не являются "не являющимися" Судьба налогообложения процентов в 2004 году выглядит несколько запутанно. Попробуем разобраться и ознакомить читателя со своими разборками. Для начала: декретная лафа, "офшорившая" проценты с банковских депозитов, с приходом Закона сгинула. Но не насмерть. Во-первых, ставка хоть уже и появилась, но еще маленькая: "7.2. Ставка налога составляет 5 процентов от объекта налогообложения, начисленного налоговым агентом как: процент на депозит (вклад) в банк или небанковское финансовое учреждение в соответствии с законом (кроме страховщиков); процентный или дисконтный доход по сберегательному (депозитному) сертификату; в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами настоящего Закона {6}". Во-вторых, в 2004 году даже эта маленькая ставка применяться, наверное, не будет. Почему "наверное"? Потому что годичную отсрочку банковско-депозитного налогообложения депутаты провели как-то чудно. Судите сами. Достаточно механистичные п/п 9.2.1 и 9.2.2 Закона {7}, поясняющие процедуры процентного обложения, согласно п/п. 22.1.4 вступают в силу с 2005 года. Выходит, что пятипроцентная ставка как бы действует с 2004 года, а налоговыми агентами банки становятся с 2005 года. То есть в 2004 году и объект, и ставка обложения есть, а вот удержателя нет. У особо пугливых такая ситуация вызвала тревогу, причем небеспочвенную - по причине наличия в Законе злобного п/п. 8.2.1: "Плательщик налога, получающий доходы, начисленные лицом, не являющимся налоговым агентом, обязан включить сумму таких доходов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и представить годовую декларацию по данному налогу". Неужто вкладчиком придется в 2004 году депозитные проценты облагать самостоятельно? Думаем, все-таки нет. Дело в том, что благодаря отсрочке, предоставленной п/п. 22.1.4, банки в 2004 году окажутся в интересном положении. С одной стороны, они пока не будут налоговыми агентами в отношении депозитных процентов. А с другой - они не будут и лицами, "не являющимися налоговыми агентами". По той простой причине, что категория последних строго определена в п/п. 8.2.2: "Лицом, не являющимся налоговым агентом, считается нерезидент или физическое лицо, не имеющее статуса субъекта предпринимательской деятельности". Дополнительным аргументом в пользу того, что налогообложения процентов в 2004 году не будет, является п/п. 9.2.4 (который вступит в силу с 2004 года): "Доходы, указанные в настоящем пункте, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет". Ведь вкладчик, даже если захочет обложить свои пассивно-процентные доходы, не сможет это осуществить "окончательно", как того требует приведенный подпункт - поскольку, судя по замыслу Закона, "окончательность" налогообложения заключается в удержании налога налоговым агентом при выплате доходов. И напоследок - о небанковско-недепозитных процентах. Подпункт 9.2.3 Закона гласит: "Налогообложение процентов (в том числе дисконтных доходов), уплаченных (начисленных) по иным основаниям, нежели указанные в подпункте 9.2.1 настоящего пункта, осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Законом для доходов, окончательно облагаемых налогом при их выплате, по ставке, определенной в пункте 7.1 статьи 7 настоящего Закона". Так что проценты, полученные по долговым обязательством (п/п. 1.3 "а") или в виде штрафных санкций (п/п. 4.2.10 "б"), попадут под общую ставку 15(13)%. {1} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 5-37. {2} "Подпункт 5.3.4 пункта 5.3 статьи 5 вступает в силу с начала налогового года, следующего за годом, в котором вступит в силу закон об общеобязательном медицинском страховании". {3} Хотя небесперспективным может быть и другой подход: если в 2004 году п/п. 5.3.4 не работает, то любые отсылки к нему до 01.01.2005 г. некорректны и льгота п/п. 4.3.22 применяется без всяких ограничений. {4} Определен Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.11.2001 г. № 1482. - И. Ч. {5} Во всяком случае, п/п. 4.3.22 Закона ограничений на этот счет не содержит. {6} Очевидно, здесь имеются в виду некоторые случаи обложения доходов от продажи недвижимости (п/п. 11.1.1, 11.1.2) и получения наследства (п/п. 13.2.1). - И. Ч. {7} "9.2.1. Налоговым агентом плательщика налога при начислении (уплате) в его пользу процентов на банковский депозит (вклад), вклад в небанковские финансовые учреждения согласно закону или процентов (дисконтных доходов) на депозитный (сберегательный) сертификат (далее - проценты) является лицо, осуществляющее такое начисление (уплату). Общая сумма налогов, удержанных в течение отчетного налогового месяца с таких начисленных (уплаченных) процентов плательщику налога, уплачивается (перечисляется) таким налоговым агентом в бюджет в сроки, определенные законом для месячного налогового периода". 9.2.2. Налоговый агент, начисляющий проценты, представляет налоговый расчет общей суммы начисленных процентов и общей суммы удержанных из них налогов в составе налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий в сроки, установленные законом для такого налога. При этом информация относительно отдельного вклада (депозита) физического лица, суммы начисленных на него процентов, а также сведений относительно такого физического лица - вкладчика не предоставляется. Форма указанного налогового расчета устанавливается в порядке, определенном законом, и: для банков согласуется с Национальным банком Украины; для небанковских финансовых учреждений согласуется с соответствующим государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за такими небанковскими финансовыми учреждениями в соответствии с законом". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №33/03, стр. 43 [01.09.2003] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------