Бесплатная передача: реклама или благотворительность? Иностранная компания, которая специализируется на производстве медицинских препаратов, хочет открыть представительство в Украине и рекламировать свою продукцию путем бесплатного предоставления ее в клиники городов Украины. Как правильно и оптимально на основании действующего законодательства Украины построить схему получения продукции в Украине и передачи ее в клиники? * * * Из вопроса ясно, что иностранная компания хочет открыть представительство только для того, чтобы бесплатно предоставлять в клиники Украины медицинские препараты в целях их рекламы. Рассмотрим наиболее выгодные варианты. Если представительство будет постоянным, т. е. зарегистрировано в законном порядке юридическим лицом и будет заниматься коммерческой деятельностью, то согласно п. 1.23 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями бесплатно предоставленные товары (работы, услуги) это: - товары, которые предоставляются налогоплательщиком согласно договорам дарения, другим договорам, которые не предусматривают денежной или другой компенсации стоимости таких материальных ценностей и нематериальных активов или их возврат, или без заключения таких соглашений; - работы и услуги, которые предоставляются налогоплательщиком без требования о компенсации их стоимости; - товары, переданные юридическому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им в его производственном или хозяйственном обороте. При этом должен учитываться п. 5.1.7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ), которым предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, но для этого они должны быть зарегистрированы в Украине в установленном законодательством порядке, который регулируется Законом Украины "О лекарственных средствах" от 04.04.96 г. № 123/96-ВР ( 123/96-ВР ). В случае если такие лекарственные препараты не отвечают требованиям законодательства, то на эти товары при их растамаживании и реализации следует начислять НДС. Кроме этого пунктом 5.1.21 этого Закона о НДС предусмотрено освобождение от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатной передачи товаров (работ, услуг), в том числе при их ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины, общественным организациям, созданным с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческим союзам. Под бесплатной передачей следует понимать предоставление товаров (работ, услуг) получателям благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсаций благотворительной организации такими получателями или другими лицами, связанными с ними. Нарушение этого правила приравнивается к умышленному уклонению от налогообложения. Следует отметить, что этим же законом предусмотрено ограничение на применение указанной льготы, т. е. не подлежат освобождению от налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению товаров, которые облагаются акцизным сбором, предусмотренные для использования в хозяйственной деятельности. Обратим внимание на п. 1.4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", согласно которому являются продажей товаров любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров. Однако, если медицинские препараты зарегистрированы в соответствии с законодательством и передаются заведениям здравоохранения, они не являются объектом налогообложения НДС. Согласно пункту 5.2.2 Закона о прибыли представительство, которое предоставляет благотворительную помощь, может включать в состав валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленных (переданных) в неприбыльные организации, определенные в пункте 7.11 этого закона, в размере не менее 2% и не более 5% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Таким образом, для того чтобы воспользоваться такой "диапазонной" - от 2 до 5 - льготой, следует показать прибыль в предыдущем налоговом году, уплатив 30% налога, следовательно, данная льгота не является выгодной, поскольку выгода значительно меньше уплаченных сумм в бюджет. Таким образом, сумма товаров, на которую будет оказана благотворительная помощь (в виде рекламы), будет списана за. счет прибыли с возможным правом включения от 2% до 5% от налогооблагаемой прибыли предыдущего года в валовые расходы предприятия отчетного периода. При ввозе товаров на таможенную территорию Украины импортер не будет уплачивать пошлину при условии соответствия товара требованиям к фармацевтическим продуктам. Следовательно, при импортировании фармацевтической продукции будет уплачиваться только таможенный сбор. На наш взгляд, значительно проще будет как со стороны организации, так для уменьшения расходов, если представительство в Украине не будет заниматься коммерческой деятельностью, а только выступать и проводить деятельность от имени головной зарубежной компании. В таком случае, во избежание недоразумений с контролирующими органами, передачу медицинских препаратов в виде рекламы клиникам следует правильно документально оформить. Лучше будет, если распространение (реклама препаратов) будет носить характер благотворительной помощи, которую предоставляет не представительство в Украине, а зарубежная головная компания. Представительство в данном случае должно выполнять роль посредника. Чтобы считать такую передачу благотворительной помощью, рекомендуем проводить ее на основании составленных следующих документов: - программы фирмы, согласно которой и будет проводиться благотворительная помощь; - утвержденной сметы, разработанной в соответствии с этой программой; - договоров, заключенных с клиниками относительно бесплатной передачи препаратов от имени головного офиса; - накладных, которые подтверждают передачу представительством в клиники медицинских препаратов; - отчетов клиник о выдаче медицинских препаратов больным или лицам, которые их получили. Если вы договоритесь с клиниками о том, что при растамаживании груза плательщиком таможенного сбора будут клиники, то расходов по распространению препаратов не будет совсем. Как видим, только в случае, когда распространение медицинских препаратов будет осуществляться головным офисом, а представительство будет выполнять только роль посредника при передаче этой помощи в клиники, можно свести все расходы до минимума. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" №33/03, стр. 24 [04.09.2003] Александр Красупин Аудитор ------------------------------------------------------------------