Что изменится в уплате пенсионного сбора
                        с 1 января 2004 года

------------------------------------------------------------------

    Закон Украины "Об общеобязательном государственном  пенсионном
страховании"  от  09.07.2003  г.  №  1058-IV ( 1058-15 ) (далее  -  
Закон о пенсионном страховании), который в основной части вступает 
в  силу с 1  января 2004  года,  станет для бухгалтеров  одной  из
многочисленных настольных книг.  Поэтому, уважаемые  читатели,  мы
обязательно вас познакомим с его текстом.  Но это  чуть  позже.  А
пока же кратко остановимся на ключевых новациях этого Закона.
    Условно, его можно разбить на две части: 1)  новая  пенсионная
система  Украины  (интересует  каждого  из   нас    как    всякого
потенциального пенсионера); 2)  новые  правила  уплаты  пенсионных
взносов (здесь как  раз  начинают  превалировать  профессиональные
интересы).
    Отложим на ближайшие номера нашей  газеты  рассмотрение  новой
трехуровневой  пенсионной  системы  (солидарная,    накопительная,
негосударственное  пенсионное  обеспечение).  Тем    более,    что
формирование накопительной и негосударственной систем - это вопрос
не самого ближайшего будущего с неопределенной датой начала.
    Итак,  перейдем  к  тем  новшествам,  которые  нам    придется
учитывать со следующего  года  при  уплате  страховых  взносов  на
общеобязательное государственное  пенсионное  страхование  (именно
так они теперь называются).  Однако сразу же  отметим,  что  Закон
Украины  "О  сборе  на  обязательное  государственное   пенсионное
страхование"  от  26.06.97  г.  № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ) (далее -  
Закон  о  пенсионном  сборе)  не  утрачивает силу, однако он будет  
применяться  в  части,  не  противоречащей  Закону   о  пенсионном 
страховании (как  вы  сможете  убедиться,  все  основные  вопросы,  
связанные с уплатой пенсионных взносов, регулируются последним).

    Пенсионные взносы - это не налоговый платеж

    Закон  о  пенсионном  страховании  определяет,  что  страховые
взносы  не  включаются  в  состав  налогов,  других   обязательных
платежей,  которые  составляют   систему    налогообложения,    и,
следовательно,  на  эти  взносы  не  распространяется    налоговое
законодательство.
    Что это  означает?  А  то,  что  сроки  уплаты,  представления
отчетности, штрафные санкции и другие  элементы  администрирования
пенсионных взносов будут  регулироваться  не  по  общим  налоговым
правилам,  установленным  Законом  Украины  "О  порядке  погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными целевыми  фондами"  от  21.12.2000г.  №  2181-III
( 2181-14 ) (далее  -  Закон № 2181) (как это происходит сегодня), 
а  "своими",   предусмотренными   новым   Законом   о   пенсионном  
страховании. Эти правила и будут рассмотрены далее.

    Что и как будут уплачивать работодатели?

    Плательщики.  Как  и  ранее,    часть    пенсионных    взносов
(начисления) будет  уплачиваться  за  счет  средств  работодателей
(формируют  солидарную  пенсионную  систему).  Причем   к    числу
плательщиков  отнесены  и  всевозможные  "упрощенцы",  а   именно:
юридические  и  физические  лица,  уплачивающие   единый    налог,
фиксированный  налог,  фиксированный  сельскохозяйственный  налог.
Снизится  ли  от  этого   привлекательность    специальных    форм
налогообложения (того же единого налога, который  получил  широкое
распространение)? Закон о пенсионном  страховании  предусматривает
выделение в Государственном бюджете Украины на соответствующий год
средств    для    компенсации    плательщикам       фиксированного
сельскохозяйственного налога расходов, связанных с уплатой ими  на
общих основаниях страховых пенсионных взносов. А вот что касается
"единоналожников", то им остается  надеяться  только  на  снижение
размера единого налога.
    Отметим также, что к  работодателям,  уплачивающим  пенсионные
взносы,  отнесены    коллективные    и    арендные    предприятия,
сельскохозяйственные кооперативы и  фермерские  хозяйства  (в  том
числе избравшие  особые  формы  налогообложения).  Для  их  членов
установлена специфическая база для начисления пенсионных взносов -
сумма дохода, распределяемая между этими членами.
    Объект.  В целом он  похож  на  ныне  действующий.  Пенсионные
взносы будут начисляться на расходы по  оплате  труда,  подлежащие
обложению налогом на доходы физических лиц. При этом, как и ранее,
начисления    будут    осуществляться    и    на    выплаты     по
гражданско-правовым договорам.
    Но Закон о пенсионном страховании требует делать начисления  и
на пособие по временной нетрудоспособности, включая оплату  первых
пяти  дней  временной  нетрудоспособности    за    счет    средств
работодателя.  В этом отличие от действующих  правил,  которые  не
предусматривают уплату "32%", поскольку больничные - это  не  фонд
оплаты труда.
    Кстати, максимальная величина  расходов  на  оплату  труда,  с
которой  взимаются  страховые  взносы  (в  настоящее    время    -
2660 грн.), не отменяется  в  отношении  пенсионных  взносов.  Она
будет ежегодно устанавливаться на уровне семи  средних  заработных
плат, сложившихся в предыдущем календарном году.

    Что и как будет удерживаться с доходов работников?

    Удержания  пенсионных  взносов  из  доходов  работников  также
остаются.  Они будут источником формирования накопительного фонда,
из  которого  предусматривается  осуществлять    выплату    пенсий
конкретным гражданам (с доходов которых  производятся  удержания).
Но до введения накопительной системы  (пока  четко  не  определена
дата, когда она заработает) такие удержания,  по-видимому,  как  и
начисления, будут поступать в солидарную систему  (вряд  ли  можно
надеяться, что удержаний временно не станет).
    База  для  удержаний  не  претерпела  изменений  -  совокупный
налогооблагаемый доход.

    Что и как будут уплачивать частные предприниматели?

    Для частных предпринимателей на общей системе  налогообложения
также остается прежняя база расчета  пенсионных  взносов  -  суммы
дохода от предпринимательской деятельности,  подлежащие  обложению
налогом на доходы физических лиц.  Правда есть одно  "но".  Размер
страхового взноса  не  может  быть  меньше  минимального,  который
определяется как  произведение  минимальной  заработной  платы  на
размер страхового взноса  (на  сегодняшний день - 185 грн. х 32% :
100 = 59,20 грн.)
    А вот частные предприниматели  -  "упрощенцы"  (единый  налог,
фиксированный налог, фиксированный сельхозналог)  вынуждены  будут
не только делать начисления на зарплату  своих  работников,  но  и
сами уплачивать пенсионные взносы.  Как следует из  Заключительных
положений Закона о пенсионном страховании  в  госбюджете  на  2004
год, для них установят фиксированный  размер  пенсионных  взносов.
Причем  платить  его  будут  и  члены  семей  упрощенца,   которые
принимают участие в его предпринимательской деятельности.

    Каков размер пенсионных взносов?

    Размер пенсионных взносов устанавливается Верховной  Радой  на
основании  актуарных  расчетов  (финансовый  анализ    последствий
функционирования пенсионной системы).  Пока  же,  как  следует  из
Заключительных положений Закона о  пенсионном  страховании,  будут
применяться прежние ставки,  установленные  Законом  о  пенсионном
сборе ("32%", "1 (2)%" и т. д.).

    Пенсионные взносы со спецопераций не упраздняются

    Пенсионные  сборы  с    отдельных    хозяйственных    операций
(купля-продажа  валюты,  недвижимости,  легковых  автомобилей    и
т. д.),  к  сожалению  для  их  плательщиков,   продолжают    свое
существование.  Причем теперь специального их продления законом  о
госбюджете на соответствующий год, похоже, вообще не нужно:  Закон
о  пенсионном  страховании  продлевает  действие  спецсборов,   по
крайней мере, до принятия закона  о  направлении  части  страховых
взносов в Накопительный фонд.

    А что с отчетностью...

    Как отмечалось выше, с начала  следующего  года  о  применении
Закона № 2181 ( 2181-14 )  в  отношении  пенсионных  взносов можно  
будет забыть. Поэтому все вопросы, связанные со сроками и порядком 
представления отчетности  (сроки,  уточняющая отчетность и т. д.),    
будет определять Пенсионный фонд.  
    Единственное, что  можно  сказать,  -  сохранится  действующая  
периодичность  представления отчетности: месяц - для работодателей  
(в  части  взносов  с  доходов  наемных работников), квартал - для 
частных  предпринимателей  (в  части  их  доходов).  Именно  такие  
базовые  отчетные  периоды   установлены   Законом   о  пенсионном 
страховании.

    ...и сроками уплаты?

    По сравнению с  настоящим  порядок  уплаты  страховых  взносов
несколько изменится.  Основное отличие в  порядке  уплаты  взносов
связано с нераспространением норм  Закона  №  2181 ( 2181-14 )  на  
пенсионные взносы.
    Срок уплаты страховых взносов теперь привязывается к  базовому
отчетному периоду.  Так, и работодатели, и частные предприниматели
(а также добровольные страхователи  и  лица,  обеспечивающие  себя
работой  самостоятельно)  должны  уплачивать  страховые    взносы,
начисленные за базовый отчетный период не позднее  20  календарных
дней со дня окончания такого периода.
    Для разных  страхователей,  уплачивающих  взносы,  установлены
различные базовые отчетные периоды, а именно:
    - для работодателей базовый отчетный период равен месяцу;
    - для  частных  предпринимателей    (а    также    добровольно
застрахованных   лиц  и  лиц,    обеспечивающих    себя    работой
самостоятельно) в отношении своих доходов - кварталу.
    И здесь важно,  что  невыплата  доходов,  с  которыми  связано
начисление взносов, не влияет на сроки их уплаты.  Так, даже  если
начисленная за месяц заработная плата не была выплачена, страховые
взносы все равно необходимо уплатить.
    Законом  о  пенсионном  страховании  введено  также    понятие
"авансовые платежи".  Под ними понимают суммы  страховых  взносов,
которые подлежат начислению на выплаты,  выплачиваемые  в  течение
отчетного периода.  Например, при  выплате  аванса  по  заработной
плате работодатель обязан уплатить страховые взносы,  приходящиеся
на сумму такого аванса.
    Обратите внимание на то, что в Законе о пенсионном страховании
осталось требование к страхователям перечислять  страховые  взносы
одновременно  с  получением  средств  на  оплату  труда   (выплаты
дохода), в том числе в безналичной или натуральной  форме  или  из
выручки от реализации товаров (услуг).
    Как же согласуется это требование с  установленным  20-дневным
сроком? Видимо, речь идет о том, что  доход  за  базовый  отчетный
период (например, заработная  плата  за  прошедший  месяц)  должен
выплачиваться (а вместе с ним и страховые взносы)  не  позднее  20
числа  следующего  месяца.  При  этом,  если   заработная    плата
выплачивается вовремя (например, 5 числа), то и взносы  необходимо
уплатить 5 числа, т. е. 20-дневный срок в этой ситуации фактически
не работает.  Если же заработная плата выплачивается  с  задержкой
(скажем, 22 числа),  то  здесь  20-дневный  срок  нужно  учесть  и
уплатить взносы не позднее 20 числа.  Причем финансовые санкции  в
случае неуплаты, скорее всего, будут в первом случае  привязаны  к
5-му числу, а во втором - к 20-му.

    Какая предусмотрена ответственность?

    В таблице приведены  санкции,  которые  будут  применяться  за
нарушения в уплате и отчетности по пенсионным взносам с  1  января
2004 года.  Несложно заметить, что они более жесткие в сравнении с
санкциями, применяемыми согласно Закону № 2181 ( 2181-14 ).

|---|------------------------------|-----------------------------|
| № |          Нарушение           |   Вид санкции и ее размер   |
|п/п|                              |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 1 |             2                |               3             |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 1 | Наличие любой недоимки       | Пеня в размере 0,1% суммы   |
|   |                              | недоплаты за каждый день    |
|   |                              | просрочки платежа           |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 2 | Уклонение страхователями от  | Штраф в размере 10% суммы   |
|   | регистрации или              | страховых взносов, которые  |
|   | несвоевременная регистрация  | подлежат уплате за период   |
|   | в территориальных органах ПФ | уклонения от регистрации    |
|   |                              | или несвоевременной         |
|   |                              | регистрации, но не менее    |
|   |                              | 10 нмдг {1}                 |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 3 | Неуплата (неперечисление)    | Штраф, размер зависит от    |
|   | или несвоевременная уплата   | срока задержки:             |
|   | (несвоевременное             | - 10% своевременно не       |
|   | перечисление) страхователями | уплаченных указанных сумм - |
|   | страховых взносов, в т. ч.   | в случае задержки их уплат  |
|   | доначисленных страхователями | срок до 30 календарных дней |
|   | или территориальными органами| включительно;               |
|   | ПФ                           | - 20% - до 90 календарных   |
|   |                              | дней включительно;          |
|   |                              | - 50% - свыше 90            |
|   |                              | календарных дней            |
|   |                              |-----------------------------|
|   |                              | Одновременно на суммы       |
|   |                              | своевременно не уплаченных  |
|   |                              | (не перечисленных) страховых|
|   |                              | взносов и финансовых санкций|
|   |                              | начисляется пеня в размере  |
|   |                              | 0,1% указанных сумм средств,|
|   |                              | рассчитанная за каждый день |
|   |                              | просрочки платежа           |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 4 | Сокрытие (занижение)         | Штраф в размере всей суммы  |
|   | страхователем суммы          | сокрытой (заниженной)       |
|   | заработной платы (выплат,    | заработной платы (выплат,   |
|   | дохода), на которую          | дохода), а в случае         |
|   | начисляются страховые взносы | повторного на протяжении    |
|   |                              | года такого нарушения -     |
|   |                              | штраф в трехкратном размере |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 5 | Доначисление территориальным | Штраф в размере 5% указанных|
|   | органом ПФ или страхователем | сумм за каждый полный или   |
|   | сумм своевременно не         | неполный месяц, за который  |
|   | исчисленных и не уплаченных  | доначислены эти суммы       |
|   | страховых взносов            |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 6 | Непредставление,             | Штраф в размере 10% суммы   |
|   | несвоевременное              | страховых взносов, которые  |
|   | представление, представление | были уплачены или           |
|   | не по установленной форме или| подлежали уплате за         |
|   | представление недостоверных  | соответствующий отчетный    |
|   | сведений, используемых в     | период, за каждый полный    |
|   | системе персонифицированного | или неполный месяц задержки |
|   | учета и другой отчетности,   | представления сведений,     |
|   | предусмотренной              | отчетности, но не менее     |
|   | законодательством, в         | 10 нмдг, а в случае         |
|   | территориальный орган        | повторного на протяжении    |
|   | Пенсионного фонда            | года такого нарушения -     |
|   |                              | в размере 20% указанных     |
|   |                              | сумм и не менее 20 нмдг     |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 7 | Неведение в установленном    | Штраф в размере 20 нмдг, а в|
|   | порядке учета сумм заработной| случае повторного протяжении|
|   | платы (выплат, дохода), на   | года такого нарушения - в   |
|   | которые начисляются страховые| размере 40 нмдг             |
|   | взносы, отсутствие первичных |                             |
|   | документов об исчислении и   |                             |
|   | уплате страховых взносов     |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 8 | Неуплата, неполная или       | Штраф в размере 50% сумм    |
|   | несвоевременная уплата       | неуплаченных или            |
|   | авансовых платежей по        | своевременно не уплаченных  |
|   | страховым взносам            | авансовых платежей          |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 9 | Сокрытие (занижение) суммы   |                             |
|   | заработной платы выплат,     |                             |
|   | дохода), на которую          |                             |
|   | начисляются страховые взносы |                             |
|   |------------------------------|                             |
|   | Нарушения установленного     |                             |
|   | порядка начисления,          |                             |
|   | исчисления и сроков уплаты   |                             |
|   | страховых взносов            |                             |
|   |------------------------------|                             |
|   | Уклонение от регистрации     |                             |
|   | или несвоевременной          |                             |
|   | регистрации плательщика      |                             |
|   | страховых взносов в          |                             |
|   | органах ПФ, непредставление  |                             |
|   | сведений об обстоятельствах, |                             |
|   | вызывающих изменения         |                             |
|   | юридического статуса         |                             |
|   | страхователя, порядка уплаты | Административный штраф к    |
|   | им страховых взносов         | должностным лицам           |
|   |------------------------------| предприятия в размере       |
|   | Нарушение установленного     | от 8 до 15 нмдг, а за       |
|   | порядка использования и      | повторное в течение года    |
|   | осуществления операций со    | нарушение - от 10 до 20 нмдг|
|   | средствами ПФ и              |                             |
|   | Накопительного фонда         |                             |
|   |------------------------------|                             |
|   | Непредставление,             |                             |
|   | несвоевременное              |                             |
|   | представление, представление |                             |
|   | не по установленной форме    |                             |
|   | отчетности по страховым      |                             |
|   | взносам, средствам ПФ и      |                             |
|   | Накопительного фонда или     |                             |
|   | представление недостоверных  |                             |
|   | сведений, используемых в     |                             |
|   | системе персонифицированного |                             |
|   | учета, и другой отчетности   |                             |
|   | и сведений, предусмотренных  |                             |
|   | Законом                      |                             |
|   |------------------------------|                             |
|   | Совершение действий,         |                             |
|   | препятствующих работникам    |                             |
|   | исполнительных органов ПФ    |                             |
|   | в осуществлении проверок     |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|

     Надеемся, что краткое знакомство с  новыми  правилами  уплаты
пенсионных платежей прошло удачно.  Ну а "развивать  отношения"  с
Законом о пенсионном страховании  в  дальнейшем  нам,  безусловно,
придется. Хотим мы того или нет...

{1} Нмдг - не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№36/03, стр. 37
[08.09.2003]
Александр Лобанов, Сергей Каменский
Главный редактор, экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------