Может, теперь хоть пенсии повысят...

                           ...в Эфиопии

------------------------------------------------------------------

    Многие бухгалтера уже успели увидеть, а некоторые - пролистать
или  даже  прочитать  новый  Закон  от  09.07.2003  г.  №  1058-IV 
( 1058-15 )  "Об  общеобязательном   государственном    пенсионном 
страховании"  (далее   -   Закон)  (см.   "Бухгалтер"  №  33'2003, 
с. 2т-63т).
    Попробуем разобраться,  что  нового  несет  данный  Закон  для
предприятий и  предпринимателей.  (Сегодня  мы  затронем  лишь  те
положения Закона, которые связаны с  уплатой  сбора  в  Пенсионный
фонд.)

    1. Статус взносов

    Главное концептуальное нововведение Закона - изъятие сбора  на
обязательное государственное  пенсионное  страхование  из  системы
налогообложения. Об этом свидетельствуют п. 3 и 4 ст. 18 Закона:

    "3.  Страховые  взносы  являются   целевым    общеобязательным
    платежом, взимаемым на  всей  территории  Украины  в  порядке,
    установленном настоящим Законом.
    4. Страховые взносы не включаются  в  состав  налогов,  других
    обязательных платежей, составляющих  систему  налогообложения.
    На эти взносы не распространяется налоговое законодательство".

    Фактически речь идет о том, что  пенсионный  сбор  перешел  из
разряда  общегосударственных  налогов   (сборов)    в    категорию
социальных платежей (взносов), где уже сегодня находятся три  вида
взносов на общеобязательное государственное социальное страхование
-  "нетрудоспособные",  "безработные"  и  "несчастные".    Кстати,
обратите внимание:  пенсионный  сбор  переименован  на  "взнос  на
общеобязательное государственное пенсионное страхование" и  теперь
этот взнос даже терминологически напоминает соцстраховские взносы.
ПФУ  потерял  букву  "У"  и  будет    преобразован    из    органа
исполнительной власти в самоуправляющуюся неприбыльную организацию
- тоже наподобие соцстраховских Фондов.
    Такое перемещение пенсионного сбора дало возможность применить
в его  отношении  совершенно  иной  правовой  режим,  нежели  тот,
который  обычно устанавливается для исчисления  и  уплаты  налогов
(об этих особенностях - см. ниже).
    Правда,  удалить  по-хорошему  пенсионный  сбор  из    системы
налогообложения нашим депутатам все-таки не удалось.  Например, не
были  внесены  изменения  в  Закон  "О   системе  налогообложения" 
( 1251-12 ).  Так что  в  п. 17  ст. 14  данного  Закона  сбор  на    
обязательное  государственное  пенсионное страхование  по-прежнему  
фигурирует  в  числе   общегосударственных   налогов   и    сборов    
(обязательных  платежей).  Пугаться  этого  атавизма  не  нужно. В  
данном  случае  придется  руководствоваться  п. 15 "Заключительных 
положений" Закона  (см.  "Бухгалтер"  № 33'2003, с. 63т), согласно  
которому  законы  и другие  нормативно-правовые  акты  применяются   
в части, не противоречащей данному Закону.
    Следовательно,   на    Закон     "О  системе  налогообложения" 
( 1251-12 ) внимания можно не обращать. {1}

    2. Объекты для Начисления взносов

    В этом вопросе наблюдается максимальная преемственность. Закон
сохраняет для работодателей в качестве объекта  сумму  фактических
расходов на оплату труда и вознаграждений  по  гражданско-правовым
договорам, подлежащих обложению налогом на доходы, а для физлиц  -
сумму дохода (прибыли), подлежащую  обложению  налогом  на  доходы
(п. 1 ст. 19 {2}).  При этом объект по-прежнему не уменьшается  на
суммы удержаний налогов на доходы, соцстраховских взносов и  т. п.
(см. п. 3 и 5 ст. 19).
    Сохранён и  "потолок"  начислений  -  он  составит  7  средних
зарплат за предыдущий год,  но  не  менее  2660  грн.  (см.  п.  4
ст. 19). {3}
    Интересный  вопрос  возникает   относительно    дополнительных
пенсионных сборов - на недвижимость, легковые автомобили,  валюту,
мобильную связь и т. п.
    В  принципе,  основная    часть    Закона    настраивает    на
оптимистический лад.  Этих сборов в ней нет.  Однако в п/п. 1 п. 8
"Заключительных  положений"  Закона  сообщается,  что  плательщики
сбора, определенные п. 5-10 ст. 1 Закона "О сборе на  обязательное
государственное пенсионное страхование" ( 400/97-ВР ) {4} (то есть    
лица,  покупающие валюту, ювелирные изделия,  легковые автомобили,
недвижимость, пользующиеся мобильной связью {5}), уплачивают  сбор
в порядке  и  размерах,  определенных  указанным  Законом,   -  до
вступления  в  силу  закона  о  направлении  страховых  взносов  в
Накопительный  фонд  {6}.  Таким  образом  дополнительные    сборы
сохраняются, видимо, надолго.

    3. Ставки взносов

    На сегодняшний момент размер ставки -  большая  тайна.  Ставка
будет  установлена  Верховной  Радой  по  результатам    актуарных
расчетов на основании предложения  Кабмина,  внесенного  вместе  с
проектом закона о Госбюджете (см.  п.  1  и  2  ст.  18  Закона  в
"Бухгалтере" № 33'2003 на с. 12т).  А что там рассчитают актуарии,
что внесет Кабмин и что утвердит ВР  -  неизвестно.  Может,  будет
32%, а может, и 64%, хотя не исключено, что  39%.  Может,  объявим
конкурс для читателей? Согласитесь, подобная неизвестность  весьма
облегчает планирование предпринимательской деятельности!

    4. Плательщики взносов

    Традиционно  широкие  ряды  работодателей    -    плательщиков
пенсионного  сбора    (предприятия,    учреждения,    организации,
обособленные подразделения, физлица - СПД)  пополнятся  субъектами
предпринимательской  деятельности,  избравшими    особый    способ
налогообложения, - прежде всего плательщиками единого  налога (как
ЮРЕНами, так и ЧПЕНами).
    Помимо этого исходя из п. 5 ст.  14  и  п.  3  ст.  11  Закона
физлица, в  том  числе  избравшие  особый  способ  налогообложения
(фиксированный налог, единый налог,  фиксированный  сельхозналог),
будут  вынуждены  уплачивать  взносы  со  своих  личных    доходов
(прибыли). {7}
    Итак, упрощенную систему налогообложения несколько усложнят  -
за счет восстановления обязанности уплачивать  пенсионные  взносы.
При этом слабо верится, чтобы государство уменьшило ставки единого
налога.  Единственное  отличие  ЧПЕНов    и    КЇ    от    обычных
предпринимателей  состоит  в  том,  что  взнос  для  первых  будет
устанавливаться в фиксированном размере. Узнают этот размер они от
Верховной Рады.  Видимо, он будет установлен отдельным  законом  о
ставках,  который  будет  приниматься  в  пакете  с  законом    "О
Государственном бюджете Украины на 2004 год", - см. п/п. 4 п. 8  и
п/п. 7 п. 14 "Заключительных положений" в "Бухгалтере"  №  33'2003
на с. 61т и 63т соответственно.
    Остается надеяться, что этот  размер  будет  умеренным  и  его
выдержат "упрощенные" предприниматели.

    5. Сроки уплаты

    В данном вопросе нас  также  ожидает  неприятный  сюрприз.  По
новому Закону начисление страховых  взносов  должно  производиться
независимо от того, выплачена зарплата  (либо  гражданско-правовое
вознаграждение) или нет (п.  6  ст.  19).  Начисленные  же  взносы
подлежат уплате работодателями не позднее чем через 20 дней со дня
окончания месяца (см. п. 6 ст. 20 Закона там же на с. 13т-14т).
    Итак, механизм уплаты пенсионных взносов  приближен  к  новому
механизму уплаты подоходного налога (см. п/п. 8.1.2 ст.  8  Закона
"О налоге с доходов физических  лиц" в "Бухгалтере" №  27'2003  на
с. 19).  В результате с 01.01.2004 г. задерживать выплату зарплаты
будет менее выгодно: и налог на доходы, и  пенсионные  взносы  все
равно придется уплачивать в общие сроки.  Для тех, кто выплачивает
зарплату вовремя, сохранен прежний  порядок:  взносы  уплачиваются
одновременно с выплатой дохода.
    Для  этих  целей  придуман  механизм  авансовых  платежей   по
пенсионным взносам (см. п. 6 ст. 20  Закона).  Неуплата  авансовых
платежей будет практически исключена (ведь банки  будут  принимать
платежные  документы  для    выплаты    зарплаты    при    условии
одновременного представления платежных документов на  перечисление
сбора - см. п. 12 ст. 20) и очень  невыгодна  (неуплата  авансовых
платежей повлечет финсанкции - см. п. 6 ст. 20 Закона и  раздел  7
нашего материала).

    6. Борьба с выплачивающими зарплату ниже минимальной

    В п. 1 ст. 24 Закона {8} появилась  норма,  которая  разрешает
включать в страховой стаж лишь те периоды работы, за которые

    "ежемесячно уплачены страховые  взносы  в  сумме  не  меньшей,
    нежели минимальный страховой взнос".

    Минимальный же страховой взнос - сумма, определяемая  расчетно
как  произведение  минимального  размера  зарплаты    на    размер
страхового взноса (см. ст. 1 в "Бухгалтере" № 33'2003 на  с.  2т).
Получается, если работодатель начисляет  работнику  зарплату  ниже
минимальной (скажем, 100 грн.),  который  работает  на  полставки,
период этой работы в  страховой  стаж  для  назначения  пенсии  не
попадет. {9}

    7. Финансовые санкции

    Если сегодня нарушения при уплате пенсионного  сбора  караются
по  правилам,  установленным  в  ст.  17   Закона    "О    порядке
погашения..." {10},  то  с  01.01.2004  г.  пенсионные  нарушители
получат самостоятельную систему наказаний.
    Данная система наказаний включает  пеню,  штрафные  санкции  и
админштрафы:
    а) согласно новому Закону будет  начисляться  пеня  в  размере
0,1% - то есть 36,5% годовых - от суммы недоимки  за  каждый  день
просрочки (п. 8 ст. 106 Закона {11}).  Это -  значительно  больше,
чем пеня по налоговой недоимке (120% от учетной ставки НБУ).
    Еще одним ухудшением  является  положение,  согласно  которому
пеня начисляется не только на согласованные суммы взносов (как это
происходит  по  Закону  "О  порядке  погашения..."  в  случае    с
налоговыми обязательствами), но и на сокрытые (заниженные)  суммы,
выявленные в ходе проверки (см. п. 2 ст. 106 Закона);
    б) Закон устанавливает следующие штрафные санкции  (см.  п.  9
ст. 106 Закона):
    1) штраф за неуплату  (несвоевременную  уплату)  взносов  -  в
размере от 10% до 50% (в зависимости от сроков задержки);
    2)  штраф  за  сокрытие  (занижение)  сумм  зарплаты  (выплат,
дохода) - вся (!) сумма  сокрытой  (заниженной)  зарплаты,  а  при
повторном нарушении, допущенном в течение года, - трехкратный  (!)
размер зарплаты (выплат, дохода);
    3) штраф за доначисление страховых  взносов  органами  ПФ  или
самим работодателем - 5% от указанных сумм  за  каждый  месяц,  за
который доначислены суммы;
    4) штраф  за  нарушения  в  предоставлении    отчетности    по
персонифицированному учету - 10% от страховых  взносов  за  период
задержки, но не менее 170  грн.  (повторно  -  20%,  но  не  менее
340 грн.);
    5) штраф за  неведение  в  установленном  порядке  учета  сумм
зарплаты (выплат, дохода),  отсутствие  первичной  документации  о
начислении и уплате  страхвзносов  облегчит  карман  на  340  грн.
(повторно - 680 грн.);
    6)  штраф  за  махинации  с  авансовыми  платежами  -  50%  от
неуплаченной (несвоевременно уплаченной) суммы авансовых платежей.
{12}
    Судя  по  всему,  эти  штрафы  вполне  удачно    складываются.
Например, при доначислении органом ПФ сумм взносов  при  выявлении
факта сокрытия зарплаты, скорее всего, одновременно будут наложены
штрафы 1-3 плюс пеня.
    Самостоятельное же  обнаружение  ошибки  плательщиком  взносов
повлечет наложение штрафов 1 и 3;
    в) пенсионный админштраф составит от 136 до 255 грн. (повторно
- от 170 до 340 грн.) - см. п. 16 ст. 106 Закона.
    Как    видим,    наказания,    установленные    Законом    "Об
общеобязательном государственном пенсионном страховании", выглядят
гораздо суровей, чем  соответствующие  наказания,  предусмотренные
Законом "О порядке погашения...".
    Соцстраховские  штрафы  на  фоне  пенсионных    тоже    сильно
проигрывают.
    Кстати,  должностным  лицам   обещают    еще    и    уголовную
ответственность.

    8. Сроки давности

    Таковые отсутствуют и для недоимки, и для пени, и для  штрафов
(см. п. 15 ст. 106 Закона).  В общем, как для преступлений  против
мира и человечества...

{1} Хотя,  учитывая  то,  что  Закон  "О  сборе  на   обязательное
    государственное пенсионное страхование" официально не отменен,
    теоретически  можно  потребовать  уплачивать  как   социальный
    платеж - взнос на общеобязательное государственное  пенсионное
    страхование,  так  и  общегосударственный  налог  -  сбор   на
    обязательное государственное пенсионное страхование.
{2} См.   ст.  19   "Начисление  страховых  взносов"   Закона    в
    "бухгалтере" № 33'2003 на с. 12т-13т.
{3} Если  на  01.01.2004  г.  сегодняшняя    максимальная    сумма
    (2660 грн.) не будет увеличена.
{4} См. "Бухгалтер" № 10'2003, с. 2т-3т, и № 22'2003, с. 9.
{5} Напомним, что сбор от минимальной зарплаты  (для  предприятий,
    не производящих расходов  на  оплату  труда)  согласно  Закону
    от 15.07.99 г.  № 967-ХIV  и  ст. 53 Закона от  26.12.2002  г.
    № 380-IV  (см.  "Бухгалтер"  №  3'2003,  с.  7)  действует  до
    01.01.2004 г. "Умрет" ли сбор на этот раз?
{6} Судя по всему, накопительная система пенсионного обеспечения -
    дело  нескорого  будущего  (см.  абз.   6  п.  9   разд.    XV
    "Заключительные положения" Закона в "Бухгалтере"  № 33'2003 на
    с. 61т).
{7} Это основные интересующие нас категории плательщиков.
{8} См. ст. 24 "Периоды, из которых состоит страховой стаж" Закона
    в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 16т-17т.
{9} Может быть, в таких  случаях  разрешат  доплачивать  взнос  до
    минимального - см. п. 3 ст. 24 Закона.
{10} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 27т-29т.
{11} См. ст. 106 Закона в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 54т-57т.
{12} Штрафные санкции, применяемые к банкам, мы опускаем.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№34/03, стр. 37
[01.09.2003]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------