Индексация: компенсация
               доходов из-за ее несвоевременности

------------------------------------------------------------------

    Как известно, после мартовских  изменений  индексация  доходов
граждан  из  удела  малоимущих  {1}  превратилась  в  общенародное
достояние.
    Но ввиду  того  что  Порядок  проведения  индексации  денежных
доходов населения (далее - Порядок) {2} увидел свет только в июле,
многие  бухгалтера,  не  спешившие  индексировать  доходы    своих
работников, начали всерьез задумываться об этом только сейчас.
    Нужно сказать, что повышению интереса к процедуре индексации в
немалой   степени    поспособствовали    консультации    некоторых
представителей органов Минтруда, в  которых  "трудовые"  чиновники
напугали  немалыми  штрафами  за  неиндексирование.  В  итоге    у
осторожных  бухгалтеров  появилось  жгучее    желание    начислить
индексацию за предыдущие периоды хотя бы задним числом.
    А так как поезд с майско-июльской индексацией уже  укатил,  то
возникла угроза начисления - в связи  с  несвоевременной  выплатой
индексации  -  еще  и  компенсации,  что  вызвало   дополнительные
трудности.
    В настоящей статье мы постараемся помочь  упомянутые  проблемы
по мере возможности  разрешить  и  расскажем,  каким  образом,  по
нашему мнению, должны производиться  индексационно-компенсационные
процедуры за май - сентябрь.
    Начнем с общего порядка проведения индексации.  Эта  тема  уже
освещалась  в  "Бухгалтере"  №  10'2001  (с.   77-80),    и    для
интересующихся имеет смысл  к  этому  материалу  обратиться.  (При
ознакомлении  с  ним  не  забудьте  о  кардинальных    изменениях,
происшедших в положениях об  индексации  в  результате  мартовских
нововведений.)
    Итак, в соответствии с  обновленными  Законом  "Об  индексации
денежных  доходов  населения" ( 1282-12 )  (далее - Закон)  {3}  и  
Порядком  индексировать  необходимо любые денежные доходы граждан, 
не имеющие разового характера.
    При этом общая сумма получаемого дохода {4} на факт проведения
индексации не влияет, в  связи  с  чем  индексироваться  должны  и
скромные 100 грн., и крутые 100 000 грн. дохода.
    Государством   устанавливается    лишь    допустимый    предел
индексации, который применительно к суммам оплаты труда составляет
на данный момент 365 грн.
    Состав  индексируемых  и  неиндексируемых  выплат   достаточно
подробно описан в п. 2 и 3 Порядка,  поэтому  с  базой  индексации
особых проблем возникнуть не должно. {5}
    Так что перейдем сразу к процедуре  исчисления  индексационных
сумм.
    В соответствии с п. 1 Порядка

    "Повышение  денежных  доходов  граждан  в  связи   индексацией
    осуществляется с первого числа месяца, следующего за  месяцем,
    в котором официально опубликован индекс потребительских цен.
    Индексация денежных доходов населения производится  в  случае,
    если величина  индекса  потребительских  цен  превысила  порог
    индексации, устанавливаемый в размере 101 процента".

    В  принципе,  индексация,  единожды    начавшись,    уже    не
прекращается, поскольку  после  первой  же  индексации  гражданину
выплачивается в следующих  месяцах  уже  проиндексированная  сумма
дохода.  Просто до  следующего  превышения  порога  в  101%  доход
гражданина  индексируется    по    старому    коэффициенту.    При
"зашкаливании"  за  101%   старый    индекс    увеличивается    на
соответствующий  процент  и  механизм    индексации    запускается
по-новому;  при  этом  новый  индекс  прибавляется  к  старому   и
индексация уже идет  по  коэффициенту,  который  составляет  сумму
старого и нового индекса.
    Детальнее этот порядок мы проследим чуть ниже  на  примере,  а
сейчас поговорим о расчете коэффициентов индексации.
    С ними все достаточно просто.  С марта  2003  года  начинается
определение порога в 101%.
    Для    этого    последовательно    перемножаются       индексы
потребительских цен.  Первый результат, превысивший планку в 101%,
учитывается для проведения следующей индексации.
    Определенным нюансом процедуры индексирования является то, что
индексация  производится  с  месяца,   следующего    за    месяцем
опубликования индекса потребительских цен.  А  так  как  последний
всегда публикуется в месяце,  следующем  за  отчетным,  индексация
фактически сдвигается на два месяца вперед.
    Например, в марте 2003 года порог индексации составил  101,1%,
то  есть  превысил  101%,  однако  в  связи  с  тем,  что   индекс
потребительских  цен  был  опубликован  только  в  апреле,  доходы
граждан на 101,1% - 100% = 1,1% нужно увеличить не апрельские и не
мартовские, а майские.
    После проведения  майской  индексации  отсчет  порога  в  101%
начинает исчисляться заново.  Берутся индексы потребительских  цен
за апрель, май  и  т.  д.,  перемножаются  и  определяется  момент
следующего зашкаливания за  101%.  До  превышения  данного  порога
доходы индексируются  по  старому  индексу  101,1%  {6},  а  после
превышения планки новый прирост индекса прибавляется к  старому  и
индексация производится по получившейся сумме.
    Рассмотрим  порядок  проведения   индексации    на    примере.
Предположим, что ежемесячно  выплачиваемый  работнику  должностной
оклад был равен 600 грн. (соответственно база индексации составила
365 грн.).
    Начислим ему сумму индексации за март - сентябрь 2003 года.

|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
|  Месяц | Индекс   | Индекс потребительских | Индекс,     | Сумма      |
|        | потреби- |   цен для исчисления   | используемый| индексации |
|        | тельских |  порога индексации в   | для расчета | за месяц,  |
|        | цен по   |  отчетном месяце, %    | индексации в|    грн.    |
|        | данным   |                        | отчетном    |            |
|        | Госком-  |                        | месяце, %   |            |
|        | стата за |                        |             |            |
|        | отчетный |                        |             |            |
|        | месяц, % |                        |             |            |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| март   |  101,1   |            -           |      -      |      -     |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| апрель |  100,7   |            -           |      -      |      -     |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| май    |  100,0   |          101,1         |     1,1     |365 x 1,1 : |
|        |          |                        |             |: 100 = 4,02|
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| июнь   |  100,1   |          100,7         |     1,1     |    4,02    |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| июль   |   99,9   | 1,007 x 1 x 100 = 100,7|     1,1     |    4,02    |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
| август |    -     | 1,007 x 1 x 1,001 x    |     1,1     |    4,02    |
|        |   {7}    | x 100 = 100,8          |             |            |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|
|сентябрь|    -     | 1,007 x 1 x 1,001 x    |     1,1     |    4,02    |
|        |          | x 0,999 x 100 = 100,7  |             |            |
|--------|----------|------------------------|-------------|------------|

    Как видим, по состоянию на 1 октября  2003  года  при  расчете
индексации постоянно используется индекс 1,1%, поэтому  с  дохода,
полученного  в  размере  365  грн.  и  более,  ежемесячная   сумма
индексации за период май - сентябрь будет составлять 4,02 грн.
    Предположим,  что  до  сентября  она  не  начислялась  и    не
выплачивалась.  В этом случае, по нашему мнению, можно говорить об
ошибочном отражении сумм доходов работников за май, июнь  и  июль.
Поэтому  бухгалтеру  необходимо  будет  откорректировать    данные
бухгалтерского  учета  и  отчетности.  В    бухгалтерском    учете
исправление  ошибок,  по   всей    видимости,    нужно    провести
корректировочными проводками-доначислениями.  В учете по налогу на
прибыль прибавлявшиеся  валовые  затраты  можно  отразить  либо  в
декларации за 9 месяцев 2003 года, либо в уточненной декларации. А
вот с исправлением соцстраховско-пенсионной отчетности  однозначно
определиться трудно.
    Загвоздка состоит в том, что до сих пор не установлен  порядок
исправления ошибочных данных в такой отчетности.  Поэтому, на  наш
взгляд,  здесь  есть  два  варианта  решения  проблемы.  Первый  -
представить заново уточненную отчетность за те периоды, в  которых
произошла ошибка. Второй - добавить доначисленную сумму в отчет за
текущий месяц.  Какой из вариантов более  правилен,  в  отсутствии
установленного  порядка  сказать  трудно.  Поэтому  для  избежания
недоразумений  с  фондами  лучше  проконсультироваться  по   этому
вопросу непосредственно у них. {8}
    Радует в этой ситуации только то, что в  связи  с  отсутствием
выплат  суммы  индексации  она  не  успела  попасть  в   налоговые
обязательства по сборам в ПФУ {9}, соцстрах и подоходному  налогу,
то есть занижения  налоговых  обязательств  по  этим  платежам  не
произошло.
    Суммы  корректировки  бухгалтерской  и  "фондовой"  отчетности
можно определить в следующем порядке:
    1) вычислить ежемесячную сумму индексации;
    2) определить размер дохода, включая индексационную сумму;
    3) пересчитать с новой суммы платежи  в  соцстрах,  Пенсионный
фонд, подоходный налог  и  доначислить  разницу  между  предыдущей
суммой этих платежей и получившейся после индексации {10};
    4) рассчитать новую сумму дохода "на руки";
    5) определить для расчета компенсации разницу между предыдущей
суммой дохода "на руки" и заново рассчитанной;
    6) начислить компенсацию работнику {11} за  не  выплаченную  в
срок сумму индексационного дохода из расчета  индексационных  сумм
"на руки" {12}.
    Продемонстрируем данный алгоритм на нашем примере.  Начиная  с
июня  по  сентябрь  ежемесячная  корректировка  показателей    под
результаты индексации будет производиться следующим образом:
    1) проиндексированный доход составит:

    600 + 4,02 = 604,02 грн.;

    2) взносы в соцстрах и ПФУ {13} после индексации:

    доначисления - 4,02 x (32% + 2,9% + 1,9%) : 100 = 1,48 грн.;

    доудержания - 4,02 x (2% + 0,5% + 0,5%) : 100 = 0,12 грн.;

    подоходный налог:

    исправленный - (604 - 170) x 0,2 + 19,55 = 106,35 грн.;

    неисправленный - (600 - 170) x 0,2 + 19,55 = 105,55 грн.;

    доначисление подоходного налога:

    106,35 - 105,55 = 0,8 грн.;

    3) индексационная сумма "на руки":

    4,02 - 0,12 - 0,8 = 3,1 грн.

    Так как при исчислении  сумм  компенсации  месяц,  за  который
выплачивается доход,  в  расчете  не  участвует  {14},  а  индексы
потребительских цен нарастающим итогом за период с июня по июль не
превысили 100%, на данный  момент  компенсировать  не  выплаченную
вовремя индексацию необходимости нет.
    Но  если  в  сентябре  окажется,  что   в    августе    индекс
потребительских цен подскочил, к примеру, до 101,5%,  то  придется
компенсировать  индексационные  суммы  начиная  с  не  выплаченных
вовремя майских.
    В случае выплаты индексационных доходов в сентябре  при  таких
условиях сумма компенсации составит:

    4,02 x (1,001 x 0,999 x 1,015 - 1) = 0,06 грн.

    В общем, получается,  что  суммы  в  результате  корректировок
доначисляются незначительные, однако если на  каком-нибудь  заводе
работают тысячи человек, то и  эта  мелочь  может  превратиться  в
тысячи.  Кроме  того,  и  рабочие  могут  захотеть  получить  свою
проиндексированную копеечку, имея на то, кстати, полное право.
    Так  что  с  выплатой  индексаций    и    компенсаций    стоит
поторопиться {15}.

{1} Пунктом 1  Постановления  КМУ  от  21.12.98  г.  №  2034  (см.
    "Бухгалтер" № 17'2000, с. 76) было установлено, что индексации
    подлежат денежные  доходы  граждан,  не  превышающие  величину
    стоимости границы малообеспеченности.
{2} См. "Бухгалтер" № 29'2003, с. 14-19.
{3} См. "Бухгалтер" № 11'2003, с. 6-8.
{4} Обращаем внимание на то, что согласно ст.  2  Закона  и  п.  2
    Порядка индексации подлежат только денежные выплаты в гривнях,
    а  значит,  все  натуральное  в  данном  случае  по  идее   не
    затрагивается.  Хотя  мы  не  представляем,  как   можно    не
    проиндексировать зарплату, даже если  она  будет  выплачена  в
    натуральной форме. Ведь индексируется, по сути дела, ее сумма,
    причем в тот момент,  когда,  скорее  всего,  еще  неизвестно,
    будет произведена выплата в натуральной форме  или  нет.  Хотя
    буквоеды, очевидно, скажут, что при натуроплате  произведенную
    индексацию надо будет отсторнировать.
{5} Однако Порядок обошел стороной вопрос с индексацией отпускных,
    в связи с чем  поднятая  в  "Бухгалтере"  №  16'2003  (с.  46)
    проблема окончательно не разрешилась.
{6} Строго говоря, индекс не может выражаться в процентах.  Однако
    в связи с тем что в приложении 1 к Порядку фигурирует  понятие
    "индекс потребительских  цен,  процентов",  считаем  возможным
    такое употребление и мы.
{7} Пока что официально не опубликован.  Но если предположить, что
    в августе  индекс  инфляции  составит,  например,  101,5%,  то
    прирост индексов превысит в октябре  порог  101%  и  составит:
    1,007 x 1 x 1,001 x 0,999 x 1,015 x 100 = 102,2%, тогда  новый
    индекс для расчета индексации будет равен: 1,1 + 2,2 = 3,3%, и
    сумма индексации с октября будет составлять:
    365 x 3,3 : 100 = 12,05 грн.
{8} Правда, одна консультация по  вопросам  исправления  ошибок  в
    соцстраховской отчетности нам все же известна.  Так, в  газете
    "Ориентир" № 28/2003 (с. 26) заместитель начальника управления
    исполнительной дирекции ФССН  Украины  в  Запорожской  области
    Н.  Синицына написала, что корректировка ФОТ  за  текущий  год
    может осуществляться только в отчетном квартале с обязательным
    представлением пояснительной записки. Из чего можно заключить,
    что, по крайней мере, запорожскому ФССН более близок второй из
    предложенных нами вариантов.  Впрочем, это всего  лишь  мнение
    запорожского чиновника.
{9} Поэтому сумму корректировки под доначисленную   индексацию  не
    получится исправить по стр. 13 расчета обязательства по уплате
    сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
{10} Для взносов в соцстрах и начислений в ПФУ этот порядок  можно
     несколько  упростить  и  определять  суммы  к    доначислению
     непосредственно  от  суммы  индексации.  В  то  же  время   к
     удержаниям в ПФУ и подоходного налога такой порядок  применим
     не во всех случаях, так  как  изменение  суммы  дохода  может
     повлечь за собой изменение ставки исчисления этих платежей.
{11} Подробнее о порядке исчисления компенсации можно прочитать  в
     "Бухгалтере" № 8-9'2001 на с. 56-60. Правда, при ознакомлении
     необходимо будет делать некоторые поправки с учетом  недавних
     изменений в Порядке проведения компенсации  гражданам  потери
     части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты
     (см. "Бухгалтер" № 29'2003, с. 11-13).
{12} Такой  механизм  следует  из  п.   4    Порядка    проведения
     компенсации.
{13} Для простоты мы здесь не  будем  рассчитывать  сумму  взносов
     отдельно,  хотя  правильнее,    конечно    же,    производить
     "автономные" расчеты для каждого вида взносов.
{14} См. Порядок проведения компенсации, п. 4.
{15} Между прочим, с выплатой индексации имеет смысл  поторопиться
     еще вот по какой причине.  Как известно, по ст. 116 КЗоТ  при
     увольнении  работника  предприятие   обязано    не    позднее
     следующего за увольнением дня выплатить все причитающиеся ему
     от предприятия суммы.  А  согласно  ст.  117  КЗоТ  в  случае
     невыплаты таких сумм работник имеет  право  получить  средний
     заработок за все время задержки по день фактического расчета.
     Предположим, что вы уволили какого-то работника  без  выплаты
     индексации или компенсации и  он  узнал  о  своем  нарушенном
     праве,   скажем,    через    год-два.    Возмущенный    такой
     несправедливостью и стимулируемый желанием  получить  денежки
     на  дармовщинку,  он  может  обратиться  на  предприятие    с
     требованием о выплате ему средней заработной  платы  за  весь
     период задержки расчета  по  индексации.  Вашему  возмущению,
     конечно же, не будет предела, но ввиду вышеупомянутых  статей
     КЗоТ формальная правда будет на его стороне.
     Попробовать отстоять кровные денежки предприятие, разумеется,
     может,  но  не  проще  ли  избежать  проблем  сейчас,  а   не
     откладывать их на будущее?

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№34/03, стр. 40
[01.09.2003]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------