Какой будет система пенсионного страхования
                         1 января 2004 года

------------------------------------------------------------------

    В предыдущем номере нашей газеты {1} мы начали знакомить  вас,
уважаемые читатели, с новым пенсионным законом, вступающим в  силу
с 1 января 2004 года.  В частности, рассматривался вопрос о  новых
правилах исчисления, уплаты и отчетности по взносам  в  Пенсионный
фонд.  Сегодня мы поговорим о самой пенсионной реформе:  структуре
системы  пенсионного  обеспечения,  видах  пенсионных  выплат    и
социальных услуг, порядке расчета пенсии по возрасту.

    Документы статьи

    Закон - Закон  Украины  "Об  общеобязательном  государственном
пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ).
    Закон о пенсионном обеспечении - Закон Украины  "О  пенсионном
обеспечении" от 05.11.91 г. № 1788-XII ( 1788-12 ).
    Закон  о  негосударственном  пенсионном  обеспечении  -  Закон
Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" от 09.07.2003
г. № 1057-IV ( 1057-15 ).

    Структура системы пенсионного обеспечения

    Теперь система пенсионного обеспечения будет состоять из  трех
уровней:  солидарной  системы  общеобязательного  государственного
пенсионного  страхования    (далее    -    солидарная    система),
накопительной    системы    общеобязательного     государственного
пенсионного страхования (далее - накопительная система) и  системы
негосударственного пенсионного обеспечения.  К тому же государство
планирует  отдельно  установить  еще   и    условия    пенсионного
обеспечения,  отличные  от   общеобязательного    государственного
пенсионного  страхования    и    негосударственного    пенсионного
обеспечения.  Схематически  реформированную  систему   пенсионного
обеспечения можно представить следующим образом:

 |---------| |------------|  |--------------------------------|
 |    I    | | Солидарная |  | Пенсии и социальные услуги     |
 | уровень | | система    |  | предоставляются за счет средств|
 |---------| |------------|  | Пенсионного фонда              |
                             |--------------------------------|

 |---------| |---------------| |-------------------------------|
 |   II    | | Накопительная | | Персонифицированные средства  |
 | уровень | | система       | | застрахованных лиц            |
 |---------| | уровень       | | накапливаются в Накопительном |
             |---------------| | фонде и предоставляются таким |
                               | лицам в виде финансирования   |
                               | расходов на оплату договоров  |
                               | страхования пожизненных       |
                               | пенсий и одноразовых выплат   |
                               |-------------------------------|

 |---------| |----------------| |---------------------------|
 |   III   | | Система        | | Пенсионные выплаты        |
 | уровень | | негосударствен-| | осуществляются за счет    |
 |---------| | ного           | | пенсионных накоплений,    |
             | пенсионного    | | сформированных посредством|
             | обеспечения    | | добровольного участия     |
             |----------------| | граждан, работодателей и  |
                                | их объединений в          |
                                | негосударственном         |
                                | пенсионном страховании    |
                                |---------------------------|

    Следует отметить, что все эти три уровня не заработают в  один
день.  Формироваться они будут поэтапно. И с 1  января  2004  года
фактически начнет работать  только  первый  уровень  -  солидарная
система.  Напомним:  принцип  солидарности    предполагает,    что
собранные "пенсионные сбережения" от ныне работающих  людей  будут
идти  на  выплату  пенсий  нынешним    пенсионерам.    Наполняться
солидарная система будет за счет начислений  сбора  на  заработную
плату.
    Накопительная   система   общеобязательного   государственного
пенсионного  страхования,  как  и  солидарная  система,   является
обязательной.  Формироваться  она  будет  за  счет  отчислений  из
заработной платы (дохода) застрахованных лиц. При этом собранные в
этой системе деньги не могут быть использованы на  выплату  пенсии
кому-то другому, кроме самого застрахованного  лица,  от  которого
эти деньги поступили в Накопительный пенсионный фонд. За счет этих
средств  будет  осуществляться  выплата  пожизненных  пенсий   или
одноразовых выплат.  Условиями введения в  действие  накопительной
системы являются: рост валового внутреннего продукта на протяжении
двух лет не менее чем на  2%  по  сравнению  с  предыдущим  годом,
сбалансированность    бюджета    Пенсионного    фонда,    принятие
соответствующих  законодательных  актов,  проведение  тендеров   и
подписание  договоров  с  компаниями  по    управлению    активами
накопительного фонда и т. п.  При этом через 11 лет после введения
накопительной системы застрахованные лица по своему выбору  смогут
направлять  обязательные  страховые    взносы    (отчисления    из
собственного  дохода)  или  в   Накопительный    фонд,    или    в
негосударственный пенсионный фонд, т.  е.  смогут  сами  управлять
своими "обязательными накоплениями".
    Что   касается    системы    негосударственного    пенсионного
обеспечения.  Обращаем внимание, что с 1 января 2004 года вступает
в  силу  и  Закон  о  негосударственном  пенсионном   обеспечении.
Посредством его и должен реализоваться третий уровень  пенсионного
обеспечения - система негосударственного пенсионного  обеспечения.
Базироваться  такая  система  должна  на  условиях   добровольного
участия граждан, работодателей или  их  объединений  в  накоплении
страховых взносов и формировании пенсионных выплат.  В отличие  от
действующей ныне системы добровольного страхования  дополнительной
пенсии  такая  система  не  будет  завязана  на  одном  "страховом
субъекте".  В  связи  с  этим    должно    возникнуть    несколько
негосударственных страховых пенсионных фондов, которые в борьбе за
желающих застраховаться должны  будут  предлагать  более  выгодные
условия.  Задача  государства  при  этом  -  обеспечить   гарантии
выполнения    негосударственными    страховыми    фондами    своих
обязательств перед застрахованными лицами.
    В  настоящее  время  наиболее  актуальными  являются   вопросы
относительно  солидарной  системы,  поскольку,  во-первых  -   она
общеобязательна,  во-вторых  -  начинает  действовать    уже    со
следующего  года.  Поэтому  все  остальные  вопросы,  которые   мы
рассмотрим, будут касаться именно ее.

    Виды пенсионных выплат и социальных услуг

    Рассмотрим,  как  изменился  перечень  пенсионных  выплат   из
солидарной системы:

|-------------------------------|--------------------------------|
|   Выплаты, предусмотренные    |   Выплаты, предусмотренные     |
|            Законом            |   о пенсионном обеспечении     |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Пенсия по возрасту            | Пенсия по возрасту (в том числе|
|                               | и на льготных условиях - список|
|                               | № 1 {2}, список № 2 {3},       |
|                               | трактористы, доярки,           |
|                               | текстильщицы, водители         |
|                               | городского пассажирского       |
|                               | транспорта и т. д.)            |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Пенсия по инвалидности        | Пенсия по инвалидности:        |
| вследствие общего заболевания | - трудовые увечья и            |
| (в том числе увечья, не       | профессиональные заболевания;  |
| связанного с работой,         | - общие заболевания            |
| инвалидности с детства)       |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Пенсия в связи с потерей      | Пенсия в случае потери         |
| кормильца                     | кормильца                      |
|-------------------------------|--------------------------------|
|               -               | Пенсия за выслугу лет          |
|-------------------------------|--------------------------------|
|               -               | Социальные пенсии (такие пенсии|
|                               | выплачиваются отдельным        |
|                               | категориям граждан и лицам, не |
|                               | получившим права на трудовую   |
|                               | пенсию)                        |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Социальная услуга - пособие   |                -               |
| на погребение пенсионера      |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|

    Из солидарной системы теперь не будут выплачиваться пенсии  за
выслугу лет и пенсии по возрасту на льготных  условиях.  В  то  же
время Законом оговорено, что  такие  пенсии  должны  выплачиваться
согласно отдельным законодательным  актам  через  корпоративные  и
профессиональные негосударственные  пенсионные  фонды.  Причем  до
создания таких фондов пенсии  указанной  категории  граждан  будут
выплачиваться по нормам Закона о пенсионном обеспечении.
    Следует отметить, что пенсии по трудовым увечьям теперь  будут
выплачиваться за счет Фонда социального страхования от несчастного
случая на производстве.

    Страховой стаж

    В Законе дано  определение  термину  "страховой  стаж"  -  это
период (срок), в течение которого лицо подлежит  общеобязательному
государственному пенсионному страхованию и за  который  ежемесячно
уплачены страховые взносы в  сумме  не  меньшей,  чем  минимальный
страховой взнос. Страховой стаж исчисляется в месяцах.
    Принципиальным отличием от  существующего  порядка  исчисления
трудового стажа является включение  в  него  только  периодов,  за
которые уплачивались страховые взносы. То есть в страховом стаже с
1 января 2004 года учитываться будут только те месяцы, за  которые
уплачен сбор в Пенсионный фонд хотя бы в минимальном размере.
    Довольно интересен  порядок  включения  в  страховой  стаж  не
полностью отработанного месяца.  Если сумма уплаченного  за  такой
неполный  месяц  взноса  превышает  минимальный  страховой   взнос
(произведение минимального  размера  заработной  платы  и  размера
страхового взноса), то месяц считается  как  полный.  Более  того,
Пенсионным фондом будет разработан механизм, согласно  которому  в
случае, если сумма уплаченного  за  такой  неполный  месяц  взноса
меньше минимального  страхового  взноса,  можно  будет  произвести
доплату до минимального страхового взноса или больше, чтобы учесть
такой месяц в  страховом  стаже.  И  даже  если  доплата  не  была
осуществлена, в страховой стаж зачисляется период (часть  месяца),
рассчитанный по формуле, приведенной  в  ст.  24  Закона.  Периоды
трудовой деятельности и  другие  периоды,  учитывавшиеся  в  стаже
работы  для  назначения  пенсии  до  вступления  в  силу   Закона,
зачисляются  в  страховой  стаж  в  порядке   и    на    условиях,
предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.

    Порядок расчета пенсии по возрасту

    В каком  же  порядке  будет  начисляться  основная  пенсия  по
возрасту, выплачиваемая из  солидарной  системы?  Право  на  такую
пенсию могут получить лица, достигшие  пенсионного  возраста  (для
мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) и имеющие страховой стаж  не
менее 5 лет, что является довольно либеральным шагом по  сравнению
с действующей системой.
    Для расчета пенсии данные о доходах пенсионера  будут  браться
за любые 60 месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года  и
за весь период страхового  стажа,  начиная  с  1  июля  2000  года
(сейчас сведения о размере заработка берутся за любые  60  месяцев
подряд до 1 июля 2003 года и за весь период с 1 июля 2003 года  до
момента обращения за пенсией).  В расчете размера  пенсии,  как  и
ранее, будут  участвовать  две  составляющие:  средняя  заработная
плата (доход) застрахованного лица, с которой исчисляется  пенсия,
и трудовой стаж (по-новому - коэффициент трудового стажа).
    Первый  показатель  в  Законе  получил  принципиально    новое
наполнение.  Напомним, что сейчас (согласно  Закону  о  пенсионном
обеспечении)  он  рассчитывается  посредством  деления  заработной
платы, которая берется для  исчисления  пенсии,  на  обусловленный
период.  Согласно ст. 40 Закона средняя заработная  плата  (доход)
застрахованного  лица  представляет  собой  возможный    заработок
пенсионера при существующем уровне оплаты труда.  Определяется она
посредством   умножения    среднего    заработка    трудоспособных
работников за прошлый календарный год по  Украине  на  коэффициент
"оплаченного усердия" пенсионера - сумму коэффициентов  превышения
его ежемесячного дохода над средним отраслевым доходом по  Украине
за оговоренный выше период.  Итак, законодатели реализовали  давно
продвигаемую  идею  -  чем  лучше  человек  трудился  (а    точнее
оплачивался) на протяжении всей своей трудовой  деятельности,  тем
большую пенсию он сможет получить впоследствии.
    В отношении второго  показателя - коэффициента трудового стажа
- следует отметить следующее. Сейчас за отработанный трудовой стаж
(25 лет для мужчин и 20 лет  для  женщин)  пенсия  назначается  на
уровне 55% среднемесячного заработка  (но  не  менее  минимального
размера пенсии, который на сегодняшний день составляет  50  грн.).
За каждый дополнительный полный год работы, превышающий  указанный
трудовой стаж, пенсия увеличивается на  1%  заработка  (причем  не
менее чем на 1% минимального размера пенсии).
    Согласно Закону до  введения  накопительной  системы  величина
оценки одного года страхового стажа составит 1%.  То есть  10  лет
страхового стажа дают право на пенсию,  которая  составит  10%  от
среднего заработка, 25 лет стажа - 25% от среднего заработка  и т.
д.  Обращаем внимание, что коэффициент страхового стажа  с  учетом
периодов до вступления в силу Закона не может превышать 0,75, а  с
учетом льготного стажа подземных работ и работ с особо вредными  и
тяжелыми условиями  труда  -  0,85.  В  связи  с  этим  приходится
констатировать неприятный факт: законодатели значительно уменьшают
пенсионные выплаты, которые будут назначаться со следующего  года.
Арифметика здесь проста, ибо если раньше по достижении пенсионного
возраста при стаже 25 лет у  мужчин  и  20  лет  у  женщин  пенсия
назначалась на уровне 55% среднего заработка,  то  сейчас  мужчины
могут  рассчитывать  на  пенсию  25%  среднего    заработка    или
минимальную  пенсию,  а  женщины  -  20%  среднего  заработка  или
минимальную пенсию.  Исходя  из  средней  зарплаты  за  2002  год,
минимальная пенсия по возрасту равнялась бы 75,28 грн.  (376,38  x
20%), что, конечно, больше чем сейчас - 50  грн.  Однако  заметим,
что  у  среднестатистического  гражданина  коэффициент  страхового
стажа сможет колебаться в пределах от 0,3 до  0,5,  т.  е.  пенсия
будет составлять от 30% до 50% среднего заработка, в то время  как
сейчас  пенсия  в  среднем  составляет  от  60%  до  70%  среднего
заработка.
    Также следует отметить, что теперь размер пенсии  по  возрасту
не  ограничивается  (напомним,    что    на    сегодняшний    день
законодательно установлен максимальный размер - 150 грн.).  А  вот
минимальный размер пенсии определен - 20%  от  средней  заработной
платы по отраслям  экономики  в  Украине  за  год,  предшествующий
назначению пенсии.  При этом право  на  такую  минимальную  пенсию
(если больше не получится по расчетам)  имеют  лица  со  страховым
стажем 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин).  Лица с  меньшим
стажем  смогут  получать  только  по  результату  расчета  размера
пенсии, т. е. меньше минимальной.
    В то же время теперь для расчета пенсии будет  браться  только
сумма заработка, с которой уплачены  страховые  взносы  (напомним,
что на сегодняшний  день  с  заработка,  превышающего  2660  грн.,
страховые взносы не уплачиваются).
    Отметим еще один интересный  момент.  В  Законе  предусмотрена
материальная  заинтересованность  лиц,  не  спешащих  выходить  на
пенсию, т. е.  продолжающих  работать  по  достижении  пенсионного
возраста.  Так, за один отложенный для выхода на пенсию год размер
пенсии увеличится на 3%, за пять лет - на 27,07%, за десять  лет -
на 85,32%.  При этом Закон не устанавливает каких-либо ограничений
работающим пенсионерам, т. е. они могут работать и получать пенсию
в полном объеме. Также, как и сейчас пенсии работающим пенсионерам
можно будет пересчитывать каждые два года (в связи  с  увеличением
страхового стажа увеличится и размер пенсии).
    В  заключение  отметим,  что  Закон  содержит  требование    о
перерасчете  пенсий,  назначенных  до  1  января  2004  года,    с
применением средней заработной платы за 2002  год  (376,38  грн.).
При этом согласно п. 4 "Заключительных положений" Закона,  если  в
результате  перерасчета  пенсии  по  нормам  Закона   ее    размер
уменьшается, пенсия  будет  выплачиваться  в  ранее  установленном
размере.  Специалисты Пенсионного фонда при этом говорят, что  под
ранее  установленным  размером  понимается  начисленная  пенсия  в
пределах  ограничения  максимального размера  пенсии  -  150  грн.
Например,  если  пенсия  по   расчету    составляла    200    грн.
(выплачивалось при этом 150 грн.), а после  перерасчета  составила
140, то пенсия составит 150 грн.
    В  данной  статье  рассмотрены  отдельные  вопросы  пенсионной
реформы в Украине.  Конечно, этим законодатели  хотели  обеспечить
максимальную  заинтересованность  граждан  в  формировании  своего
пенсионного  достатка.  Теперь  для  этого,  по   крайней    мере,
законодательно  есть  фундамент.  Но  чтобы  весь  этот   механизм
эффективно заработал  в  полную  силу,  необходимо  сделать  очень
многое, в том числе и на законодательном уровне.

{1} См. статью "Что изменится  в  уплате  пенсионного  сбора  с  1
    января 2004 года" // "Бухгалтерская неделя", 2003, № 36.
{2} Работники, занятые полный рабочий день на  подземных  работах,
    на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями  труда,
    по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины.
{3} Работники, занятые полный рабочий день  на  других  работах  с
    вредными  и  тяжелыми    условиями    труда,    по    перечню,
    установленному Кабинетом Министров Украины.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№37/03, стр. 1
[15.09.2003]
Олег Чефранов
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------