Санкции за использование незарегистрированного наемного труда Какие санкции применяются к субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам - плательщикам единого налога, использующим незарегистрированный наемный труд? * * * Законом № 698-ХII ( 698-12 ), определяющим правовые, экономические и социальные принципы осуществления предпринимательской деятельности как гражданами, так и юридическими лицами на территории Украины, установлено, что для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет право заключать с гражданами договора об использовании их труда. При заключении трудового договора, в том числе в случаях, предусмотренных законами Украины, - контракта, предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда, ее оплату не ниже установленного в стране минимального уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством (ст. 9 Закона № 698-ХII ( 698-12 )). Трудовые отношения граждан регулируются Кодексом законов о труде Украины, Законом № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ) и другими нормативными актами по этому вопросу. Согласно ст. 21 Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ) трудовой договор - это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуются выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Статьей 24 Кодекса законов о труде ( 322-08 ) определено, что при заключении трудового договора между работником и физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности такой договор обязательно должен быть заключен в письменной форме. Согласно ст. 48 Кодекса законов о труде ( 322-08 ) физические лица - субъекты предпринимательской деятельности наряду с предприятиями, учреждениями, организациями имеют право ведения трудовых книжек на всех работающих у них более пяти дней работников. Заключенный в письменной форме трудовой договор между физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности и работником, зарегистрированный в государственной службе занятости по месту проживания предпринимателя в порядке, определенном Митруда и социальной политики Украины (ст. 24-1 Кодекса законов о труде ( 322-08 )), в недельный срок с момента фактического допущения работника к работе, является основанием для ведения физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности трудовой книжки наемного работника в случае, если этот наемный работник не имеет места работы, где уже ведется трудовая книжка. Лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству (ст. 265 Кодекса законов о труде ( 322-08 )). Для субъектов малого предпринимательства, в частности физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, Указом № 727/98 ( 727/98 ) установлено, что они самостоятельно (по собственному желанию) могут избрать способ налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности по единому налогу путем приобретения Свидетельства об уплате единого налога при обязательном соблюдении соответствующих условий: в частности, в трудовых отношениях, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не превышает 500 тыс. грн. (ст. 1 Указа № 727/98 ( 727/98 )). В случае если субъект малого предпринимательства - физическое лицо принял решение о расширении предпринимательской деятельности путем использования наемного труда или с участием в предпринимательской деятельности членов его семьи, размер ставки единого налога для такого субъекта увеличивается на 50 процентов за каждое наемное лицо, включая членов семьи. Учитывая вышеуказанное, субъект малого предпринимательства - плательщик единого налога не может привлекать для осуществления предпринимательской деятельности лиц, включая членов своей семьи, с которыми не заключены трудовые договора, поскольку это нарушает условия, позволяющие применять способ налогообложения доходов по единому налогу, следовательно, при их привлечении к предпринимательской деятельности должен уплачивать единый налог, увеличенный на 50 процентов за каждое наемное лицо, включая членов семьи. Кроме того, физические лица - плательщики единого налога не освобождаются от возложенной на них обязанности начисления (удержания, перечисления) подоходного налога с граждан с доходов, выплачиваемых ими наемным работникам, включая членов их семей, состоящим с ними как в трудовых отношениях, так и работающим по другим договорам гражданско-правового характера, а также своевременного уведомления налоговых органов о начисленных и выплаченных суммах доходов и суммах удержанных с них налогов в установленном Декретом № 13-92 ( 13-92 ) порядке. Особенности обложения подоходным налогом доходов наемных работников изложены в соответствующих разделах Декрета № 13-92 ( 13-92 ). Эти особенности, в частности, состоят в отличии в порядке налогообложения доходов граждан, получаемых в течение календарного года по месту основной работы (службы, обучения) и не по месту основной работы. Доходы, получаемые гражданами (наемными лицами) по месту основной работы, облагаются налогами по шкале ставок прогрессивного налогообложения, установленной Указом Президента Украины от 21.11.95 г. № 1082/95 ( 1082/95 ) "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13.09.94 г. № 519", рассчитанной с учетом положений Указа Президента Украины "О денежной реформе в Украине", с предоставлением гражданам в соответствующих случаях установленных законодательством льгот по подоходному налогу. При получении гражданином доходов не по месту основной работы подоходный налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 процентов. Согласно Закону № 2181-III ( 2181-14 ) (подпункты 17.1.3 и 17.1.9 п. 17.1 ст. 17) к предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности, а также к физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности и другим лицам из числа работодателей, на которых в соответствии с законами по вопросам налогообложения возложена обязанность формировать (создавать) бюджетный фонд, а также начислять, удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог с граждан, действие пп. 17.1.9 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) применяется во всех случаях неначисления (неполного начисления) налогоплательщиками сумм подоходного налога с начисленных или выплаченных физическим лицам доходов (как в денежной, так и в натуральной форме). Таким образом, в случае если физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности при осуществлении выплаты заработной платы (в том числе и в форме натуроплаты) не удержало подоходный налог и одновременно не перечислило (не внесло) его в бюджет, оно должно уплатить штраф согласно пп. 17.1.9 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) в двойном размере суммы налогового обязательства. Вместе с тем следует заметить, что в случае если такое лицо удержало согласно действующему законодательству подоходный налог, но при выплате дохода работникам не перечислило его в бюджет, штрафная санкция в двойном размере к такому лицу не применяется. В таком случае начисляется пеня за несвоевременное перечисление (уплату) налога в бюджет согласно ст. 21 Декрета № 13-92 ( 13-92 ). ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №34/03, стр. 33 [01.09.2003] Зинаида Мороз ------------------------------------------------------------------