Как учитывается телефонный номер

    Что делать с расходами  на  приобретение  телефонного  номера,
    если телефон устанавливается в арендованном помещении?

    * * *

    В последнее время рынок услуг связи значительно расширился, на
нем появились новые операторы и  новые  услуги.  В  связи  с  этим
понятие  "приобретение  телефонного  номера"  может  иметь  разное
содержание  в  зависимости  от  того,  услугами  какого  оператора
пользуется предприятие.
    Разница состоит в том, что  у  различных  телефонных  компаний
условия "обращения" с приобретенным телефонным номером отличаются.
    Так, если по условиям одних  пользоваться  телефонным  номером
можно только до тех пор, пока абонент не меняет  адрес  (например,
услуги "Укртелекома"), то по  условиям  других,  телефонный  номер
можно, так сказать, "носить"  с  собой.  В  зависимости  от  этого
телефонный номер  имеет  различные  характеристики,  а  значит,  и
отражение затрат на его приобретение будет отличаться.
    Существует  мнение,  что  варианты  "пользования"   телефонным
номером не влияют на порядок учета расходов на его приобретение: в
любом случае такие расходы  необходимо  рассматривать  как  оплату
услуг телефонной компании  и,  соответственно,  сразу  включать  в
состав расходов как в налоговом, так и в  бухгалтерском  учете.  С
таким подходом не  соглашаются  представители  налоговых  органов.
Поэтому считаем необходимым рассмотреть более безопасные  варианты
отражения затрат на приобретение телефонного номера в учете.
    1. В первом случае (когда телефонный номер  "привязывается"  к
адресу), на наш взгляд, приобретение телефонного номера необходимо
рассматривать   как   улучшение    (модернизацию)    арендованного
помещения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Напомним, что арендатор вправе осуществлять улучшение основных
фондов (а значит, и покупать такой телефонный номер  в  арендуемое
помещение) только с согласия  арендодателя,  причем  правомерность
таких действий арендатора  должна  быть  подтверждена  в  договоре
аренды.
    В целях налогового учета в соответствии с п. 8.7 ст. 8  Закона
о налоге  на  прибыль ( 283/97-ВР ) любые  расходы  на  проведение
улучшения  могут   быть  включены  в  состав   валовых    расходов
налогоплательщика в сумме, не превышающей 10 процентов  совокупной
балансовой стоимости всех групп основных фондов  по  состоянию  на
начало    отчетного    периода.    Вопрос    относительно    того,
распространяются  ли  эти  нормы  на   операции    по    улучшению
арендованного имущества на сегодняшний день, остается  нерешенным.
Данной  проблеме  была  посвящена  статья  "Расходы   на    ремонт
арендованных ОФ: амортизировать или относить на  "валовые"?"  (см.
"Бухгалтерская неделя", 2003, № 19), в  которой  мы  рекомендовали
пользоваться данной нормой только тем арендаторам, которые  готовы
отстаивать свои права.
    На стоимость произведенных улучшений, превышающая 10% лимит (а
для осторожных плательщиков - на всю стоимость улучшений), следует
создать балансовую стоимость группы  1  основных  фондов,  которая
впоследствии амортизируется  (согласно  нормам  п.п. 8.8.1  ст.  8
Закона о налоге на прибыль ( 283/97-ВР )).
    Что касается бухгалтерского учета, то порядок отнесения затрат
на модернизацию арендованного  имущества  регулируется   П(С)БУ  7
( z0288-00 ) "Основные средства" (далее  -  П(С)БУ 7) и  П(С)БУ 14
( z0487-00 ) "Аренда" (далее - П(С)БУ 14).
    Если  арендатор    производит    затраты    на    модернизацию
арендованного помещения с целью увеличения  будущих  экономических
выгод, первоначально ожидаемых от его использования, такие затраты
согласно п. 8 П(С)БУ  14 ( z0487-00 )  должны  быть  отражены  как
капитальные   инвестиции  в  создание    (строительство)    прочих
необоротных материальных активов  с  использованием  субсчета  153
"Приобретение  (изготовление)  прочих  необоротных    материальных
активов".  В дальнейшем стоимость таких улучшений  списывается  на
субсчет 117 "Прочие необоротные материальные активы".  Сформировав
объект  прочих  необоротных  материальных  активов    на    основе
проведенного улучшения  арендованного  объекта,  арендатор  должен
начислять его амортизацию по прямолинейному или  производственному
(в данном случае,  на  наш  взгляд,  применение  производственного
метода для  начисления  амортизации  невозможно).  При  этом  срок
службы такого объекта устанавливается равным сроку аренды.
    2.  Во втором  случае  (при  покупке  телефонного  номера,  не
"привязанного"  к   адресу)такой    телефонный    номер    следует
рассматривать как нематериальный актив.
    В налоговом учете, согласно п.п. 8.1.2 ст. 8 Закона Украины "О
налогообложении прибыли предприятий" в  редакции  от  22.05.97  г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) расходы на  приобретение  нематериальных
активов для собственного производственного использования  подлежат
амортизации.
    При этом амортизация начисляется  с  использованием  линейного
метода.  Срок амортизации определяется самим плательщиком,  но  не
может превышать 10  лет.  Амортизация  начисляется  до  достижения
остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.
    Порядок  бухгалтерского  учета  операций  с    нематериальными
активами  регламентируется  П(С)БУ 8 ( z0750-99 )  "Нематериальные
активы". На наш взгляд, такой нематериальный актив, как телефонный
номер в бухгалтерском учете необходимо оприходовать  на  счет  127
"Прочие нематериальные активы".

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№38/03, стр. 46
[22.09.2003]
Мирослава Пустовит, Оксана Кононенко, Олег Чефранов
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------