Интересно, почему каждый новый вариант налога глупее предыдущего? Подоходный - тому пример. Начисления-удержания, связанные с доходами "ЧПЕНов-наемников"; кто не является налоговым агентом; обложение запоздалых подотчетных возвратов ------------------------------------------------------------------ Продолжаем обзор отдельных нюансов Закона "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ) {1}. 1.8 В этом пункте, приравнивающем физСПД к наемным лицам, обратим внимание на слова из второго абзаца: "с соответствующим налогообложением полученных им доходов в качестве заработной платы". {2} С удержанием подоходного налога со стоимости работ-услуг, подпадающих под 1.8, здесь все ясно, а вот как насчет пенсионных-соцстрахов? По нашему мнению, их - как начислений, так и удержаний - в данном случае у источника выплаты быть не должно. Обоснуем. Как известно, база для начисления и удержания сбора (в будущем - взноса) в ПФУ (в будущем - ПФ) и всевозможных соцстраховских взносов определяется специальными Законами и такие выплаты в пользу физСПД согласно этим Законам у источника выплаты ни как вознаграждение по гражданско-правовым договорам, ни как эдакая своеобразная "зарплата" облагаться не должны. {3} Для ПФ мы имеем в виду новый (тоже вступающий в силу с 01.01.2004 г.) Закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ), статью 19 (касательно п. 5 ст. 14, п. 3 ст. 11) которого, подтверждающую необложение таких выплат, - см. в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 12т-13т. Согласно этому Закону с 2004 года ПФУ станет ПФ, а сборы - взносами. В то же время законописатели умудрились влезть и в базу для исчисления ПФ-соцстрахвзносов - видимо, по привычке (в Декрете "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) в п. 2 ст. 5 {4} тоже имеется норма, затрагивающая страхвзносы). В п. 4.4 Закона указано: "Базой (объектом) для начисления сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования граждан является заработная плата плательщика данного налога". {5} Незаконность такой нормы, грубо наползающей на положения спецзаконов, очевидна, поскольку каждый из социально-страховых Законов содержит правило, по сути запрещающее другим нормативам их изменять. См., например, ст. 5 Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ) в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 5т. К тому же все социально-страховые взносы (включая и пенсионный - с 2004 года), перестав быть сборами, относятся теперь не к системе налогообложения, а к иной "епархии", и регулироваться нормами налогового законодательства они не должны. В принципе, вышеизложенного уже достаточно, чтобы отстоять их необложение ПФ(У)-соцстрахами у источника. Однако отдельным скептикам этого может показаться мало. Для них - продолжим аргументацию. Мы умышленно абстрагируемся от норм специальных страховых Законов и оттолкнемся от п. 4.4 Новоподоходного Закона, поскольку имеем дело с другой его нормой - п. 1.8. Итак, согласно п. 4.4 базой для обложения сбором-взносами является заработная плата. В свою очередь, согласно п. 1.1 заработная плата определена как "выплаты "..." в связи с отношениями трудового найма согласно закону". В рассматриваемом случае отношения трудового найма места не имеют, то есть выплаты в пользу физСПД, по нашему мнению, зарплатой в понимании Закона не являются. Но поскольку в 1.8 указано, что эти доходы облагаются в качестве заработной платы, то этот аргумент для отбивания соцстрахов может и не прокатить. Посмотрим, о чем говорит п. 1.8. В нем упоминается о "соответствующем налогообложении" таких доходов в качестве заработной платы. А в п. 1.13 Закона термин "налогообложение" определяется таким образом: "налогообложение - порядок, связанный с определением объекта налогообложения, исчислением и уплатой (удержанием) налога с доходов физических лиц". Следовательно, п. 1.8 никаких ПФ(У)-соцстрахов в виду не имеет - хватит и 13%-ного налога "с оборота" от таких "физСПДуслуг"! 8.2 Согласно п/п. 8.2.2 Новоподоходного Закона {6} в разряд налоговых агентов помимо нерезидентов {7} не попали также физлица, не имеющие статуса субъекта предпринимательской деятельности. Однако из этого отнюдь не следует, что такие физлица-неСПД не могут использовать наемный труд. Хотя при этом "работодателями" в понимании Закона (см. п. 1.17 в "Бухгалтере" № 27'2003 на с. 8) они являться не будут. К таким лицам, например, могут относиться из числа самозанятых (см. п. 1.19 там же) - лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. Определение независимой профессиональной деятельности приведено в п. 1.9 Закона {8}. И там помимо всевозможных адвокатов, частных нотариусов, писателей, артистов, врачей, аудиторов, бухгалтеров и прочая упомянуты и "помощники указанных лиц". {9} Таким образом, "независимые профессионалы", не являясь налоговыми агентами, подоходный налог со своих "наемников" (простите - своих помощников, которых, как мы отметили, Закон к этим же "профессионалам" приравнял) удерживать не обязаны. Значит, налог такие "помощнички" согласно п/п. 8.2.1 будут уплачивать так же, как и сами "профессионалы", - один раз по годовой декларации. То есть "наемничать" у "профессионалов" с 2004 года, по сравнению с наемничеством у налоговых агентов, станет выгодно - поскольку можно будет получить от государства вплоть до 1 апреля следующего года своеобразный беспроцентный кредит в размере 13% от своих внутригодовых заработков. (Отдельный, довольно забавный, вопрос - о начислении-удержании всевозможных страховых платежей с таких помощников "профессионалов". До 2004 года мы как-нибудь поговорим и об этом.) 9.10 В "Бухгалтере" № 31'2003 на с. 48 мы уже обсуждали отдельные аспекты данной налоговой новинки Новоподоходного, касающейся обложения не возвращенных вовремя командировочно-подотчетных средств. Ну а сейчас - еще несколько нюансов, посвященных теме "9.10". Согласно п. 3.4 Закона налог с таких не возвращенных в срок сумм должен крутиться "сверху", то есть с применением коэффициента, рассчитываемого по формуле 100 : (100 - ставка налога). Таким образом, для 2004-2006 гг. этот коэффициент составит 100 : (100 - 13) = 1,1494. Следовательно, невозвращенную сумму нужно будет умножать не на 13%, а на 14,94%. И хотя налог крутится "сверху", эта сумма все равно должна пойти не за счет налогового агента, а должна удержаться с растратчика-подотчетника. Если же налоговый агент по какой-то причине эту сумму с подотчетника не удержит, тогда согласно п/п. 20.3.2 {10} данный налог ляжет на плечи налогового агента. Подпунктом 9.10.3 {11} установлено, что если "излишне израсходованная" сумма будет возвращена позднее предельного срока, но не позднее отчетного месяца, на который приходится предельный срок, то плательщик отделается только 15%-ным штрафом от такой суммы (причем, как мы уже отмечали, - не ясно, в чью пользу). {12} То есть чем ближе предельный срок к концу месяца - тем веселее. Если же до конца такого месяца плательщик сумму вернуть не успеет, то к 15%-ному штрафу с удовольствием прибавится еще и почти 15%-ный подоходный, так как ставка налога здесь (см. выше) исчисляется "сверху". Итого, - говорит Закон, - растратчики, пожалте 30%! В конце п/п. 9.10.3 Закон еще более груб. Когда в будущих налоговых периодах такой незадачливый подотчетник, уже облапошенный на 30%, вернет эту "излишне израсходованную" сумму или ее взыщут с него по решению суда - ни подоходный, ни штраф ему все равно не вернут. Господа, простите, а где же логика? Это - или доход гражданина, или - средства, которые принадлежат (подлежат возврату) налоговому агенту, снарядившему подотчетника. Получается, что в последнем абзаце п/п. 9.10.3 эту сумму законодатели как бы клонировали. И если строчка о добровольном возврате, возможно, относится к альтруистам (в нездоровом обществе психика граждан весьма неустойчива), то как понимать слова "или она взыскивается "..." по решению суда"?! {13} В общем, плательщики-подотчетники, если вас уже обложили, - добровольно ничего не возвращайте! Пусть взыскивают через суд (если захотят). Поскольку согласно п/п. 4.2.15 {14} эта сумма стала вашим доходом, можно попытаться убедить судью, что после признания этой суммы доходом деньги стали вашей собственностью и возврату не подлежат. (Однако судья таким аргументам может и не внять...) Впрочем, нам кажется, что редкий СПД будет использовать этот пункт Закона в качестве дубины для своих подотчетников-растяп (или хитрунов). Как правило, СПД любят своих наемников. (Так что сказанное выше о суде касается редких ситуаций, когда СПД подотчетнику - враг). А поэтому в качестве "анти-9.10" будет использоваться старый испытанный способ: по кассовым документам - "на бумаге" - возврат подотчетником денег производится в срок и в тот же день эти средства выдаются ему же или другому лицу на какую-либо нужду под новый отчет, с которого данная сумма уже вернется в кассу (или на текущий счет) и в срок, и "живьем". Отметим также, что 9.10, судя по всему, касается только подотчетников-дебиторов юрлиц. Ну а подотчетники физлиц - СПД (или др.), по идее, от 9.10 страдать не должны, так как в 9.10.2 речь идет о возврате подотчетных сумм в кассу или на банковский счет, а у физлиц - СПД первого вообще нет и вполне может не быть второго. Впрочем, если у физСПДшника есть текущий счет, то отстоять неприменение 9.10 будет не так просто. Ну и напоследок отметим, что законодатели пилюлю 9.10 немного подсластили. Согласно этому пункту с 01.01.2004 г. изменяется (в лучшую сторону) предельный срок представления авансового отчета и возврата "лишних" подотчетных сумм в кассу. Новый предельный срок: "до окончания третьего банковского дня, следующего за днем, в котором плательщик налога: а) завершает "..." командировку; б) завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, предоставившего денежные средства под отчет". Против нынешних одного или десяти (для сельхозпитания) дней из кассового Положения (см. его п. 2.15 в "Бухгалтере" № 36'2002 на с. 5т-6т) это звучит весьма неплохо. Хотя не исключаем, что такие сроки с 01.01.2004 г. станут применяться только для подоходных целей, а с точки зрения наличного обращения может действовать и прежний порядок. Надеемся, что до Нового года НБУ, внеся изменения в кассовое Положение, эти возвратно-подотчетные сроки тоже унифицирует. {1} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 5-37. {2} См. там же, с. 7. {3} Подтверждение тому для: - "несчастного" соцстраха - см. в ст. 47 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV в "Бухгалтере" № 28'2002 на с. 17т; - "безработного" - см. в ст. 19 Закона от 02.03.2000 г. № 1533-III в "Бухгалтере" № 22'2002 на с. 8т; - "больничного" - см. в. ст. 21 Закона от 18.01.2001 г. № 2240-III в "Бухгалтере" № 18'2002 на с. 7т. {4} См. "Бухгалтер" № 16'2003, с. 6т. {5} Кроме этого насчет базы для ПФУ-соцстрахов - см. также последнее предложение п. 3.4 Закона в "Бухгалтере" № 27'2003 на с. 9. {6} См. п. 8.2 данного Закона в "Бухгалтере" № 27'2003 на с. 20. {7} О забавном п/п. 1.20.3, определяющем термины "резиденты"-"нерезиденты", - см. нашу публикацию в "Бухгалтере" № 31'2003 на с. 48. {8} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 7. {9} Хотя, кроме первых двух из вышеприведенных групп "профессионалов", все остальные в случае систематичности (более 4 раз в году) могут угодить под предпринимательство и перейти в разряд СПД, и тогда подоходная игра пойдет уже по иным правилам. {10} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 35. {11} См. там же, с. 26. {12} И если предельный срок приходится на последний день месяца, то нет никаких шансов успеть вернуть деньги и отделаться только штрафом. {13} На худой конец, написали хотя бы, что возврату подлежит "излишне израсходованная" подотчетная сумма за вычетом подоходного налога. Ведь вышло, что это, по сути, вообще не налог с дохода, а второй (почти 15%-ный) штраф! {14} См. там же, с. 11. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №35/03, стр. 39 [01.09.2003] Алексей Павленко ------------------------------------------------------------------