Интересно, почему каждый новый вариант налога
                       глупее предыдущего?

                     Подоходный - тому пример.

  Начисления-удержания, связанные с доходами "ЧПЕНов-наемников";
                 кто не является налоговым агентом;
            обложение запоздалых подотчетных возвратов

------------------------------------------------------------------

    Продолжаем обзор отдельных нюансов Закона "О налоге с  доходов
физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ) {1}.

    1.8

    В этом пункте, приравнивающем физСПД к наемным лицам,  обратим
внимание на слова из второго абзаца:

    "с соответствующим налогообложением полученных  им  доходов  в
    качестве заработной платы". {2}

    С удержанием  подоходного  налога  со  стоимости  работ-услуг,
подпадающих  под  1.8,  здесь  все  ясно,  а  вот    как    насчет
пенсионных-соцстрахов?
    По нашему мнению, их - как начислений, так  и  удержаний  -  в
данном случае у источника выплаты быть не должно.
    Обоснуем.
    Как известно, база для начисления и удержания сбора (в будущем
- взноса) в ПФУ (в будущем -  ПФ)  и  всевозможных  соцстраховских
взносов определяется  специальными  Законами  и  такие  выплаты  в
пользу физСПД согласно этим Законам у  источника  выплаты  ни  как
вознаграждение по гражданско-правовым  договорам,  ни  как  эдакая
своеобразная "зарплата" облагаться не должны. {3}
    Для ПФ мы имеем  в  виду  новый  (тоже  вступающий  в  силу  с
01.01.2004  г.)  Закон  "Об    общеобязательном    государственном
пенсионном страховании" от 09.07.2003  г.  №  1058-IV ( 1058-15 ),  
статью   19   (касательно  п. 5  ст. 14,  п. 3  ст. 11)  которого,  
подтверждающую  необложение таких выплат,  -  см.  в  "Бухгалтере"  
№  33'2003  на  с. 12т-13т.  Согласно этому Закону с 2004 года ПФУ  
станет ПФ, а сборы - взносами.
    В то же время законописатели умудрились влезть и  в  базу  для
исчисления ПФ-соцстрахвзносов - видимо, по привычке (в Декрете  "О
подоходном налоге с граждан"  ( 13-92 )  в  п. 2  ст. 5  {4}  тоже 
имеется норма, затрагивающая страхвзносы).
    В п. 4.4 Закона указано:

    "Базой (объектом)  для  начисления  сбора  в  Пенсионный  фонд
    Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного
    социального  страхования  граждан  является  заработная  плата
    плательщика данного налога". {5}

    Незаконность  такой  нормы,  грубо  наползающей  на  положения
спецзаконов, очевидна,  поскольку  каждый  из  социально-страховых
Законов содержит правило, по сути запрещающее другим нормативам их
изменять.  См.,  например, ст. 5 Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV 
( 1058-15 ) в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 5т.
    К тому же все социально-страховые взносы (включая и пенсионный
- с 2004 года), перестав  быть  сборами,  относятся  теперь  не  к
системе налогообложения, а  к  иной  "епархии",  и  регулироваться
нормами налогового законодательства они не должны.
    В принципе, вышеизложенного уже достаточно, чтобы отстоять  их
необложение  ПФ(У)-соцстрахами  у  источника.  Однако    отдельным
скептикам  этого  может  показаться  мало.  Для  них  -  продолжим
аргументацию.
    Мы умышленно  абстрагируемся  от  норм  специальных  страховых
Законов и оттолкнемся от п. 4.4 Новоподоходного Закона,  поскольку
имеем дело с другой его нормой - п. 1.8.
    Итак, согласно п.  4.4  базой  для  обложения  сбором-взносами
является  заработная  плата.   В  свою  очередь,  согласно  п. 1.1
заработная плата определена как

    "выплаты "..." в связи с отношениями трудового найма  согласно
    закону".

    В рассматриваемом случае отношения трудового  найма  места  не
имеют,  то  есть  выплаты  в  пользу  физСПД,  по  нашему  мнению,
зарплатой в понимании Закона  не  являются.  Но  поскольку  в  1.8
указано, что эти доходы облагаются в качестве заработной платы, то
этот аргумент для отбивания соцстрахов может и не прокатить.
    Посмотрим,  о  чем  говорит  п.  1.8.  В  нем  упоминается   о
"соответствующем  налогообложении"  таких  доходов   в    качестве
заработной платы.  А в п.  1.13  Закона  термин  "налогообложение"
определяется таким образом:

    "налогообложение - порядок, связанный с  определением  объекта
    налогообложения, исчислением и уплатой (удержанием)  налога  с
    доходов физических лиц".

    Следовательно, п. 1.8 никаких ПФ(У)-соцстрахов в виду не имеет
- хватит и 13%-ного налога "с оборота" от таких "физСПДуслуг"!

    8.2

    Согласно  п/п.  8.2.2  Новоподоходного  Закона  {6}  в  разряд
налоговых агентов помимо нерезидентов {7} не попали также физлица,
не  имеющие  статуса  субъекта  предпринимательской  деятельности.
Однако из этого отнюдь не  следует,  что  такие  физлица-неСПД  не
могут использовать наемный труд.  Хотя при этом "работодателями" в
понимании  Закона (см. п. 1.17 в "Бухгалтере" № 27'2003  на  с. 8)
они являться не будут.
    К таким лицам, например, могут относиться из числа самозанятых
(см.  п.  1.19  там  же)  -  лица,   осуществляющие    независимую
профессиональную деятельность.
    Определение    независимой    профессиональной    деятельности
приведено  в  п.  1.9  Закона  {8}.  И  там  помимо   всевозможных
адвокатов,  частных  нотариусов,  писателей,  артистов,    врачей,
аудиторов, бухгалтеров и прочая упомянуты и  "помощники  указанных
лиц". {9}
    Таким  образом,  "независимые  профессионалы",   не    являясь
налоговыми  агентами,  подоходный  налог  со  своих    "наемников"
(простите - своих помощников, которых, как мы  отметили,  Закон  к
этим же "профессионалам" приравнял) удерживать не обязаны.
    Значит, налог такие "помощнички"  согласно  п/п.  8.2.1  будут
уплачивать так же,  как  и  сами  "профессионалы", - один  раз  по
годовой декларации. То есть "наемничать" у "профессионалов" с 2004
года, по сравнению с наемничеством  у  налоговых  агентов,  станет
выгодно - поскольку можно будет получить от государства вплоть  до
1 апреля  следующего  года  своеобразный  беспроцентный  кредит  в
размере 13% от своих внутригодовых заработков.
    (Отдельный, довольно забавный, вопрос - о начислении-удержании
всевозможных    страховых    платежей    с    таких     помощников
"профессионалов". До 2004 года мы как-нибудь поговорим и об этом.)

    9.10

    В "Бухгалтере" № 31'2003 на с. 48 мы уже  обсуждали  отдельные
аспекты  данной  налоговой  новинки  Новоподоходного,   касающейся
обложения  не  возвращенных  вовремя    командировочно-подотчетных
средств.
    Ну а сейчас - еще несколько нюансов, посвященных теме "9.10".
    Согласно п. 3.4 Закона налог с таких не  возвращенных  в  срок
сумм  должен  крутиться  "сверху",  то    есть    с    применением
коэффициента, рассчитываемого по  формуле  100  :  (100  -  ставка
налога).
    Таким образом, для 2004-2006  гг.  этот  коэффициент  составит
100 : (100 - 13) = 1,1494.
    Следовательно, невозвращенную сумму нужно будет умножать не на
13%, а на 14,94%.
    И хотя налог крутится "сверху", эта  сумма  все  равно  должна
пойти  не  за  счет  налогового  агента,  а  должна  удержаться  с
растратчика-подотчетника.  Если же  налоговый  агент  по  какой-то
причине эту  сумму  с  подотчетника  не  удержит,  тогда  согласно
п/п. 20.3.2 {10} данный налог ляжет на плечи налогового агента.
    Подпунктом  9.10.3  {11}  установлено,  что   если    "излишне
израсходованная" сумма будет возвращена позднее предельного срока,
но не позднее отчетного месяца, на который  приходится  предельный
срок, то плательщик отделается только  15%-ным  штрафом  от  такой
суммы (причем, как мы уже отмечали, - не ясно, в чью пользу). {12}
    То есть чем  ближе  предельный  срок  к  концу  месяца  -  тем
веселее.
    Если же до конца такого месяца  плательщик  сумму  вернуть  не
успеет, то к 15%-ному штрафу  с  удовольствием  прибавится  еще  и
почти 15%-ный подоходный, так как ставка налога здесь  (см.  выше)
исчисляется "сверху".
    Итого, - говорит Закон, - растратчики, пожалте 30%!
    В конце п/п. 9.10.3 Закон еще  более  груб.  Когда  в  будущих
налоговых  периодах   такой    незадачливый    подотчетник,    уже
облапошенный на 30%, вернет эту  "излишне  израсходованную"  сумму
или ее взыщут с него по решению суда - ни подоходный, ни штраф ему
все равно не вернут.
    Господа,  простите,  а  где  же  логика?  Это  -  или    доход
гражданина,  или  -  средства,  которые   принадлежат    (подлежат
возврату)   налоговому    агенту,    снарядившему    подотчетника.
Получается,  что  в  последнем  абзаце  п/п.  9.10.3  эту    сумму
законодатели как бы клонировали.  И если  строчка  о  добровольном
возврате, возможно, относится к альтруистам (в нездоровом обществе
психика граждан весьма неустойчива), то как понимать слова

    "или она взыскивается "..." по решению суда"?! {13}

    В общем, плательщики-подотчетники, если  вас  уже  обложили, -
добровольно ничего не  возвращайте!  Пусть  взыскивают  через  суд
(если захотят).  Поскольку согласно п/п.  4.2.15  {14}  эта  сумма
стала вашим доходом, можно попытаться  убедить  судью,  что  после
признания этой суммы доходом деньги стали вашей  собственностью  и
возврату не подлежат. (Однако судья таким аргументам  может  и  не
внять...)
    Впрочем, нам кажется, что редкий СПД будет  использовать  этот
пункт Закона в качестве дубины для своих подотчетников-растяп (или
хитрунов).  Как правило,  СПД  любят  своих  наемников.  (Так  что
сказанное  выше  о  суде  касается  редких  ситуаций,  когда   СПД
подотчетнику - враг).
    А поэтому в качестве "анти-9.10" будет  использоваться  старый
испытанный способ: по кассовым документам - "на бумаге" -  возврат
подотчетником денег производится в  срок  и  в  тот  же  день  эти
средства выдаются ему же или другому лицу на какую-либо нужду  под
новый отчет, с которого данная сумма уже вернется в кассу (или  на
текущий счет) и в срок, и "живьем".
    Отметим также,  что  9.10,  судя  по  всему,  касается  только
подотчетников-дебиторов юрлиц. Ну а подотчетники физлиц - СПД (или
др.), по идее, от 9.10 страдать не должны, так как в  9.10.2  речь
идет о возврате подотчетных сумм в кассу или на банковский счет, а
у физлиц - СПД первого вообще нет и вполне может не быть  второго.
Впрочем,  если  у  физСПДшника  есть  текущий  счет,  то  отстоять
неприменение 9.10 будет не так просто.
    Ну и напоследок отметим, что законодатели пилюлю 9.10  немного
подсластили.  Согласно этому пункту с 01.01.2004 г. изменяется  (в
лучшую сторону) предельный срок представления авансового отчета  и
возврата "лишних" подотчетных сумм в кассу. Новый предельный срок:

    "до окончания третьего банковского дня, следующего за днем,  в
    котором плательщик налога:
    а) завершает "..." командировку;
    б) завершает  выполнение    отдельного    гражданско-правового
    действия по поручению и за счет лица, предоставившего денежные
    средства под отчет".

    Против нынешних одного или десяти (для сельхозпитания) дней из
кассового Положения (см. его п.  2.15  в  "Бухгалтере"  №  36'2002
на с. 5т-6т) это звучит весьма неплохо.  Хотя  не  исключаем,  что
такие  сроки  с  01.01.2004  г.  станут  применяться  только   для
подоходных целей, а  с  точки  зрения  наличного  обращения  может
действовать и прежний порядок.  Надеемся, что до Нового года  НБУ,
внеся изменения в кассовое  Положение,  эти  возвратно-подотчетные
сроки тоже унифицирует.

{1} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 5-37.
{2} См. там же, с. 7.
{3} Подтверждение тому для:
    - "несчастного" соцстраха - см. в ст. 47 Закона от 23.09.99 г.
    № 1105-XIV в "Бухгалтере" № 28'2002 на с. 17т;
    - "безработного" - см.  в  ст.  19  Закона  от  02.03.2000  г.
    № 1533-III в "Бухгалтере" № 22'2002 на с. 8т;
    - "больничного" - см.  в.  ст.  21  Закона  от  18.01.2001  г.
    № 2240-III в "Бухгалтере" № 18'2002 на с. 7т.
{4} См. "Бухгалтер" № 16'2003, с. 6т.
{5} Кроме  этого  насчет  базы  для  ПФУ-соцстрахов  -  см.  также
    последнее предложение п. 3.4 Закона в "Бухгалтере"  №  27'2003
    на с. 9.
{6} См. п. 8.2 данного Закона в "Бухгалтере" № 27'2003 на с. 20.
{7} О    забавном    п/п.    1.20.3,    определяющем       термины
    "резиденты"-"нерезиденты",   -   см.   нашу    публикацию    в
    "Бухгалтере" № 31'2003 на с. 48.
{8} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 7.
{9} Хотя,  кроме  первых    двух    из    вышеприведенных    групп
    "профессионалов",  все  остальные  в  случае   систематичности
    (более 4 раз в году) могут угодить под  предпринимательство  и
    перейти в разряд СПД, и тогда подоходная игра  пойдет  уже  по
    иным правилам.
{10} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 35.
{11} См. там же, с. 26.
{12} И если предельный срок приходится на последний  день  месяца,
     то нет никаких шансов  успеть  вернуть  деньги  и  отделаться
     только штрафом.
{13} На худой конец,  написали  хотя  бы,  что  возврату  подлежит
     "излишне  израсходованная"  подотчетная  сумма  за    вычетом
     подоходного налога.  Ведь вышло, что это, по сути, вообще  не
     налог с дохода, а второй (почти 15%-ный) штраф!
{14} См. там же, с. 11.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№35/03, стр. 39
[01.09.2003]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------