Что могут проверять при внеплановой проверке органы по защите прав потребителей Может ли инспектор по защите прав потребителей при внеплановой проверке проверять все, что ему вздумается? Или только те вопросы, которые указаны в жалобе потребителя? * * * Все что угодно, конечно, не может. Хотя полномочия у органов по защите прав потребителей достаточно широкие. Напомним, что вопросы защиты прав потребителей регулируются Законом Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ) (далее - Закон о защите прав потребителей). Права и обязанности представителей органов по защите прав потребителей перечислены в ст. 5 Закона о защите прав потребителей. Центральным органом исполнительной власти в данной сфере является Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Однако в соответствии со ст. 6 Закона о защите прав потребителей другие органы исполнительной власти также имеют право на осуществление государственной защиты прав потребителей, но в пределах своей компетенции. Что касается порядка проведения проверок, то на сегодняшний день такой порядок законодательством не предусмотрен. Однако существует внутренний приказ Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 08.02.2000 г. № 105 ( v0105565-00 ) "Об упорядочении проверок субъектов предпринимательской деятельности государственными органами по делам защиты прав потребителей", согласно которому могут проводиться: - плановые проверки (основание - письменное распоряжение начальника (его заместителя) управления); - внеплановые (основание - жалобы от потребителей или письменные обращения региональных (местных) органов самоуправления). При проведении последних Госкомпредпринимательства считает, что органы по защите прав потребителей могут проверять не только суть жалобы (см. на с. 47 "Что могут проверять при внеплановой проверке?"). Что могут проверять при внеплановой проверке? Извлечение из письма Госкомпредпринимательства от 28 04.2001 г. № 1-221/2863 ( v2863563-01 ) "Что касается третьего вопроса относительно проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей по отношению к конкретному гражданину-обжалователю, то на основании ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" ( 1023-12 ) государственные органы по делам защиты прав потребителей имеют право проверять у субъектов хозяйствования (предприятий, их объединений, учреждений, организаций независимо от форм собственности) сферы торговли, общественного питания и услуг качество товара (работ, услуг), соблюдение обязательных требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также соблюдение правил торговли и предоставления услуг. Поэтому органы Госпотребзащиты могут проверять не только суть жалобы, но и другие вопросы". В свою очередь отметим, что к "другим вопросам" никак не могут относиться, например, вопросы бухгалтерского и налогового учета. Поэтому требование инспектора по защите прав потребителей о представлении бухгалтерской и налоговой документации будет однозначно незаконным. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №39/03, стр. 46 [29.09.2003] Мирослава Пустовит, Олег Чефранов Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------