Если акт - позже, чем хотелось бы... ...каковы налоговые последствия у получателя услуг? Некоторые наши поставщики (службы водоснабжения, отопления, канализации и т. п.) не очень спешат с оформлением документов за предоставленные услуги. В результате соответствующие акты, которые подтверждают объем услуг, потребленных за месяц, поступают к нам со значительным опозданием. Иногда такие акты приходят уже после составления налоговых деклараций за отчетный период. Подскажите, пожалуйста, как отражать данные услуги в налоговом учете? * * * Видимо, в отношениях с поставщиками первым событием для вашего предприятия является получение услуг. В ответе мы будем ориентироваться именно на эту ситуацию. {1} Прежде всего разберемся с нормативной базой. Согласно п/п. 11.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) датой увеличения валовых затрат является дата фактического получения плательщиком налога результатов работ (услуг). Несколько иной критерий использует Закон об НДС ( 168/97-ВР ). Согласно п/п. 7.5.1 датой возникновения права плательщика на налоговый кредит считается дата получения налоговой накладной, удостоверяющей факт приобретения плательщиком товаров (работ, услуг). Можно считать, что с НДС вам повезло. Применение п/п. 7.5.1 Закона об НДС никаких разночтений не сулит. Очевидно, что налоговая накладная поступает на ваше предприятие не раньше, чем акт о предоставлении услуг за соответствующий период (скорее всего, эти документы поступают одновременно). В таком случае вам нужно позаботиться лишь о том, чтобы зафиксировать дату получения налоговой накладной. Как мы уже писали, дату можно зафиксировать в журнале входящей корреспонденции или в книге учета приобретения. Вполне допустимо проставить на налоговой накладной штампик ("вхiдний № ___ вiд ______ пiдпис") или хранить конверт с почтовым штемпелем. Правда, бухгалтеру стоит проявить бдительность и обратить внимание на дату выписки "загулявшей" налоговой накладной. Исходя из требований Закона об НДС ( 168/97-ВР ) налоговая накладная должна составляться в момент возникновения налоговых обязательств продавца (п/п. 7.2.3). А момент возникновения налоговых обязательств привязан к дате оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (предоставления услуг) плательщиков налога (п/п. 7.3.1). Так что дата выписки налоговой накладной должна совпадать с датой составления акта о предоставлении услуг. Теоретически покупателю не важно, как продавец определяет такую дату (последний день отчетного периода, первый день периода, следующего за отчетным, или еще более поздняя дата {2}). Главное - чтобы эти даты совпадали. {3} В случае же, когда совпадения нет, можно столкнуться с неприятностями. Если налоговики придираются к наименованиям, номерам и языку налоговых накладных (см. "Бухгалтер" № 34'2003, с. 48-50, и с. 40-41 настоящего выпуска), то нельзя исключать, что и расхождение в датах вызовет у налоговиков непреодолимое желание "зарезать" налоговый кредит по таким налоговым накладным. Дескать, налоговые накладные выписаны в нарушение Закона об НДС ( 168/97-ВР ). Теперь обратимся к прибыли. Если верить Закону, то можно прийти к выводу, что бухгалтера абсолютно не должна интересовать дата, фигурирующая в акте о предоставлении услуг. Ведь Закон связывает валовые затраты с фактическим предоставлением услуги. В свою очередь, дата фактического предоставления услуги может серьезно отличаться от даты составления документа, подтверждающего факт ее предоставления. Однако последняя не имеет значения для налогового учета по прибыли. Получается, что в ситуации, когда акт за сентябрь составлен 2 октября, предприятие-покупатель может рассчитывать на валовые затраты III квартала, а не дожидаться IV квартала. Такой вывод, впрочем, удовлетворит далеко не всех читателей. Во-первых, однозначно откажутся от данного подхода осторожные бухгалтера. Виданное ли дело - осторожному человеку провести в документе, составленном в текущем периоде, затраты предыдущего периода! Тем более, подумает осторожный бухгалтер, что вообще такое - дата фактического предоставления услуги? На уровне законодательства ответ найти невозможно. Да и на житейскую логику опереться нелегко. Попробуй установи, когда фактически "окончилось предоставление услуги по водоснабжению в отчетном периоде" - 30.09 в 23.59 или 01.10 в 00.00? А потом попробуй доказать это налоговому инспектору... Во-вторых, такой порядок не понравится тем, к кому документы поступают уже после составления (сдачи) отчетности. Ведь нередки случаи, когда акты удается выбить из продавца лишь через месяц-другой. А без акта отразить затраты в налоговом учете зачастую просто невозможно: например, не ясен объем потребленной услуги и т. п. Мало кому захочется отражать значительно опоздавший акт как исправление ошибки предыдущего отчетного периода - только проверку провоцировать. Что же делать бухгалтеру, который желает провести такие затраты тем периодом, в котором был получен драгоценный акт? По нашему мнению, ему целесообразно мотивировать свое решение ссылкой на п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ). Как известно, п/п. 5.3.9 строго запрещает включение в состав валовых затрат тех расходов, которые не подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета. Так что если у предприятия нет акта, то нет и документа, подтверждающего понесенные расходы. А раз нет документа, нет и валовых затрат. После получения документов можно руководствоваться абз. 6 п/п. 5.3.9: "Если плательщик налога восстановит указанные документы в следующих периодах, подтвержденные расходы "..." включаются в валовые затраты налогового периода, на который приходится такое восстановление". Хотя в данной норме речь идет о восстановлении утерянных, уничтоженных или испорченных документов, вполне логично по аналогии применять это правило и к впервые поступившим документам. В таком случае возникает вопрос: по какой строке декларации отражать запоздавшие суммы валовых затрат? Имеются два варианта: по стр. 04.1 (расходы на приобретение товаров (работ, услуг)) или по стр. 04.12 (другие расходы, кроме определенных в 04.1-04.11). Если вы прикрываетесь п/п. 5.3.9, то логичнее отражать опоздавшие затраты по стр. 04.12. Если же фактическое предоставление услуг связывается с оформлением акта, то предпочтительнее отражать такие затраты по стр. 04.1. Кстати, осторожному плательщику целесообразно в договоре оговорить, что следует считать датой фактического предоставления услуги. (Разумеется, если такая возможность имеется, поскольку далеко не каждый коммунальщик решится на включение такой оговорки в договор). И последний вопрос: допустим, акт поступил на предприятие до момента составления и представления декларации. Мешает ли п/п. 5.3.9 плательщику, решившему отражать затраты предыдущим отчетным периодом? По нашему мнению, нет. По сути, законодательство требует для включения в ВЗ отчетного периода выполнения двух условий: 1) наступления в данном отчетном периоде момента увеличения валовых затрат (это условие выводится из п. 11.2 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР )); 2) наличия на момент составления (представления) декларации документов, подтверждающих валовые затраты (данное условие вытекает из п/п. 5.3.9). Мы считаем, что в п/п. 5.3.9 речь идет о подтверждении расходов не на конец отчетного периода, а на момент составления налоговой декларации. Ведь именно отражение суммы неких расходов в декларации, представленной в ГНИ, свидетельствует о включении этой суммы в состав валовых затрат. На конец же отчетного периода окончательное решение о включении/невключении расходов не принимается. Подобный подход, кстати, мы предлагали и при исследовании момента возникновения права на налоговый кредит при поступлении налоговой накладной в начале следующего отчетного периода (см. "Бухгалтер" № 9'2002, с. 28-29, № 25'2002, с. 33). {1} Совершенно очевидно, что при использовании предоплаты никакой специфики в налоговом учете наблюдаться не будет. {2} Разные продавцы используют в этом вопросе разные подходы. {3} Расхождение возможно, если за составление этих документов отвечают разные отделы, а предприятие не выработало единые принципы документооборота. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №37/03, стр. 42 [01.10.2003] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------