Торговля бытовой техникой

------------------------------------------------------------------

    Уровень благосостояния населения Украины за последние  два-три
года заметно вырос.  Украинцы хотят  не  только  вкусно  кушать  и
хорошо одеваться, но и комфортно жить.  В связи  с  чем  появилась
масса магазинов, торгующих  быттехникой.  И  действительно,  стало
выгодно торговать такой техникой - спрос-то велик! Тем  более  что
теперь можно  купить  холодильник  или  пылесос  в  кредит  или  в
рассрочку,  за  наличный  или  безналичный  расчет,  да  еще  и  с
доставкой на дом.  В общем, все для блага и во  благо  покупателя.
Однако, прежде, чем заниматься такой торговлей, не стоит  забывать
и о требованиях, выдвигаемых к данному  виду  деятельности.  Тому,
что и как необходимо учитывать, занимаясь торговлей быттехникой, и
посвящена сегодняшняя "Тема".

    Документы "Темы"

    1. Декрет  №  46-93  -  Декрет  КМУ  "О    стандартизации    и
сертификации" от 10.05.93 г. № 46-93 ( 46-93 );
    2. Декрет № 30-93 - Декрет КМУ "О государственном  надзоре  за
соблюдением стандартов, норм и  правил  и  ответственности  за  их
нарушение" от 08.04.93 г. № 30-93 ( 30-93 );
    3. Закон  о  патентовании  -  Закон  Украины  "О  патентовании
некоторых видов предпринимательской деятельности" от  23.03.96  г.
№ 98/96-ВР ( 98/96-ВР );
    4. Закон об РРО - Закон Украины  "О  применении  регистраторов
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 );
    5. Закон № 1023 - Закон Украины "О защите  прав  потребителей"
от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 );
    6.  Закон  о  налоге  на  прибыль  -    Закон    Украины    "О
налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97
г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР );
    7. Закон об НДС -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР );
    8. Методрекомендации  № 276  -  Методические  рекомендации  об
аттестации объектов розничной торговли и порядке  отнесения  их  к
определенным  аттестационным  категориям,  утвержденные   приказом
Минэкономики от 19.09.2002 г. № 276 ( v0276569-02 );
    9.  Перечень  №  498  -   Перечень    продукции,    подлежащей
обязательной  сертификации  в  Украине,   утвержденный    приказом
Госстандарта от 30,08.2002 г. № 498 ( z0782-02 );
    10. Постановление № 172  -  постановление  КМУ  "О  реализации
отдельных положений Закона Украины "О  защите  прав  потребителей"
от 19.03.94 г. № 172 ( 172-94-п );
    11. Постановление № 1336 - Постановление КМУ  "Об  обеспечении
реализации статьи 10 Закона Украины  "О  применении  регистраторов
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" от 23.08.2000 г. № 1336 ( 1336-2000-п ).
    12. Порядок № 108 - Порядок занятия торговой  деятельностью  и
правила    торгового    обслуживания    населения,    утвержденные
постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п );
    13.  Порядок  №  506   -    Порядок    гарантийного    ремонта
(обслуживания) или гарантийной замены технически  сложных  бытовых
товаров,  утвержденный  постановлением  КМУ от 11.04.2002 г. № 506 
( 506-2002-п );
    14. Порядок № 283 - Порядок изготовления бланков ценных  бумаг
и документов строгой отчетности, утвержденный  постановлением  КМУ
от 19.04.93 г. № 283 ( 283-93-п );
    15. Порядок  №  203  -  Порядок   учета  бракованных  товаров,
возвращенных  покупателями,  в  случае  осуществления  гарантийных
замен товаров, а также учета покупателей, которые  получили  такую
замену или услуги по ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом
ГНАУ от 27.06.97 г. № 203 ( z0276-97 );
    16.  Правила  №  294  -  Правила  продажи  непродовольственных
товаров,  утвержденные  приказом  МВЭС   от   27.05.96  г.  №  294 
( z0298-96 );
    17. Правила № 997 - Правила торговли в рассрочку, утвержденные
постановлением КМУ от 01.07.98 г. № 997 ( 997-98-п ).

    Как организовать деятельность

    Отметим  сразу,  что  значительная  часть  бытовой    техники,
продаваемой на территории Украины, как ни  печально,  производится
совсем не украинскими предприятиями.  Однако наше законодательство
требует, чтобы любая  продукция,  услуга,  работа  соответствовала
требованиям стандартов и технических условий.
    Сертификация.  Товары,  подлежащие  обязательной сертификации,
определены Перечнем № 498. В частности, обязательной  сертификации
подлежат компьютеры,  холодильники  и  морозильники,  приборы  для
приготовления пищи и механизации кухонных работ, стиральные машины
и утюги,  кондиционеры  и  обогреватели.  Качество  таких  товаров
должно  быть    обязательно    подтверждено    сертификатом    или
свидетельством  о  признании  иностранного  сертификата   (ст.  18
Декрета  №  46-93).  Поэтому  всем  субъектам  предпринимательской
деятельности, чья деятельность связана с товарами,  включенными  в
Перечень  №  498,  необходимо  иметь   в    наличии    сертификаты
соответствия на такие товары. Так, в частности, у продавца товаров
должен быть в наличии либо оригинал сертификата, либо  его  копия,
заверенная  поставщикам,   либо    свидетельство    о    признании
иностранного сертификата.
    Торговый  патент  и  РРО.  Напомним,  что   если    реализация
быттехники осуществляется  через  магазин  (за  наличные  денежные
средства  или  с  использованием  платежных  карточек,  жетонов  и
т. д.), то следующим необходимым условием для осуществления  такой
торговли является наличие торгового патента (согласно ст. 1 Закона
о патентовании).  При этом расчеты осуществляются с использованием
РРО (ст. 1 Закона об РРО).  Но есть исключения. Так, согласно п. 6
ст. 9 Закона об РРО субъекты  предпринимательской  деятельности  -
физические лица, являющиеся плательщиками  единого  налога,  могут
осуществлять расчеты без применения и  РРО,  и  расчетных  книжек.
Кроме того, в соответствии  с  п.  11  постановления  №  1336  при
ремонте и установке бытовых машин и приборов на дому  у  заказчика
расчеты могут оформляться без применения РРО, но с  использованием
расчетных книжек.
    Аттестация. В соответствии с Методрекомендациями № 276 объекты
розничной торговли независимо от формы собственности могут  пройти
аттестацию.  Такая аттестация  проводится  на  бесплатной  основе.
Аттестации  подлежат  только  объекты    торговли,    в    которых
осуществляется стационарная  розничная  торговля  (за  исключением
мелкорозничной  сети).  Для  проведения  аттестации   руководителю
объекта  торговли  необходимо  подать  в  аттестационную  комиссию
госадминистрации следующие документы:
    - заявление, установленной формы;
    - копию свидетельства о госрегистрации;
    - копии документов, подтверждающих месторасположение магазина;
    - копию разрешения госпожарнадзора на начало работы.
    При осуществлении такого мероприятия  аттестационная  комиссия
проводит  комплексную  оценку  в  баллах  объекта  торговли    для
определения его категории (люкс, высшая, первая, вторая). Основные
критерии, которые анализируются при проведении аттестации  объекта
торговли, являются: его месторасположение,  состояние  близлежащих
территорий, комфортность, техническая оснащенность,  внутренний  и
внешний дизайн помещений, методы обслуживания, ассортимент товара,
квалификация  продавцов,  качество   обслуживания    и    перечень
предоставляемых услуг.  При прохождении аттестации такому  объекту
выдается свидетельство установленной формы.  Срок  действия  этого
свидетельства три года.  По истечении такого срока  или  в  случае
изменения качества обслуживания аттестация должна  быть  проведена
заново. Получив аттестационное свидетельство, торговое предприятие
повышает собственный имидж и престиж, что, в свою очередь,  служит
благоприятной основой для  увеличения  количества  покупателей.  А
покупатель  может  рассчитывать  на    соответствующее    качество
приобретаемой продукции и оказываемых  ему  услуг  таким  торговым
предприятием.
    Правила торговли.  Как известно, любую  торговую  деятельность
необходимо осуществлять в соответствии с  Порядком  №  108.  Кроме
того,  действующее   законодательство    разделяет    Товары    на
продовольственные и непродовольственные.  Для каждого такого  вида
товаров предусмотрены отдельные правила торговли.  В нашем  случае
документом,  регламентирующим  порядок  осуществления   реализации
быттехники, являются Правила № 294. Этот документ предполагает еще
одно  разделение  данного  вида  товаров   на    две    подгруппы:
электробытовые товары и телерадиотовары.  Существенных  отличий  в
порядке реализации и порядке  хранения  электробытовых  товаров  и
телерадиотоваров  данный  документ  не  устанавливает.    Поэтому,
обобщая  требования,  выдвигаемые  для  реализации  электробытовых
товаров и телерадиотоваров, отметим некоторые из них:
    - на все товары, размещенные  в  торговом  зале,  должна  быть
краткая техническая характеристика;
    - все товары должны быть распределены в зависимости от класса,
типа, источника питания, варианта исполнения, внешнего оформления.
    Напомним  также,  что  на  товары,  относящиеся  к  технически
сложным товарам (в соответствии с приложением 1 к Порядку №  506),
законодательством  предусмотрено  обязательное  предоставление  их
производителем (продавцом) гарантийных обязательств. На товары, не
относящиеся  к  технически    сложным,    могут    предоставляться
гарантийные обязательства, но по желанию производителя (продавца).

    Гарантийные обязательства

    Согласно ст. 13 Закона № 1023 производитель (продавец)  обязан
обеспечить нормальную работу (использование, применение) товара, в
том числе и его комплектующих  изделий,  в  течение  определенного
срока.  При этом на технику,  имеющую  иностранное  происхождение,
обязанности  по  гарантийному  обслуживанию  берет  на  себя    ее
продавец.  Такое обязательство  перед  покупателем  подтверждается
гарантийным талоном соответствующей формы  (приложения  к  Порядку
№  506).  Так,   для  каждого  вида  гарантийного    обязательства
предназначена своя форма бланка гарантийного талона:
    - на гарантийные  обязательства  производителя  (продавца)  по
ф. № 1-гарант и № 2-гарант;
    - на  техническое  обслуживание   и   гарантийный   ремонт  по
ф. № 3-гарант и № 4-гарант;
    - на проведение работ  по  введению товара  в  эксплуатацию по
ф. № 5-гарант.
    Эти  бланки  являются  документами  строгой    отчетности    и
изготавливаются  в  соответствии  с  требованиями,  установленными
порядком № 283. Данные документы имеют сквозную нумерацию и  серии
(А или Б в зависимости от стоимости реализуемого товара  -  до  10
ннмдг  или  свыше).  Определение  серии  бланков    осуществляется
отечественным  производителем.  Если  же    комплектацию    товара
иностранного  производства  производит    продавец,    то    серия
определяется им самостоятельно исходя из стоимости товара.
    Срок  действия  гарантийного   обязательства    ограничивается
гарантийным сроком хранения и гарантийным сроком эксплуатации (см.
"Что такое гарантийный срок?").

                    Что такое гарантийный срок?

                 Извлечение из п. 4 Порядка № 506

    "гарантийный  срок  хранения  -  срок,  в  течение    которого
    потребительские  свойства  товара  не  должны  ухудшаться  при
    условии  соблюдения   требований    нормативных    документов.
    Гарантийный срок хранения  исчисляется  от  даты  изготовления
    товара и заканчивается датой, определенной производителем;
    гарантийный срок эксплуатации - срок, на  протяжении  которого
    гарантируется использование товара, в том числе  комплектующих
    изделий  и  составных  частей,  по  назначению  при    условии
    выполнения потребителем правил  пользования  и  на  протяжении
    которого  производитель  (продавец,  исполнитель)    выполняет
    гарантийные обязательства".

    Для  каждого  товара  устанавливается  свой  гарантийный  срок
эксплуатации.  Общие  принципы  установления  гарантийного   срока
регламентированы ст. 13  Закона  №  1023.  Если  законодательством
такой срок не установлен, то тогда  он  устанавливается  договором
или  в  течение  10  лет.  Гарантийный  срок должен указываться  в
паспорте или в других документах, прилагаемых к товару.
    Обычно гарантийный срок начинается с даты покупки  и  передачи
потребителю быттехники.  Однако бывают ситуации, когда эти даты не
совпадают.  В таком  случае  начало  действия  гарантийного  срока
начинается с даты получения покупателем товара. Если же быттехника
требует специальной установки или  монтажа,  -  исчисление  такого
срока начинается с даты окончания таких работ.
    Здесь стоит обратить внимание на некоторые важные  моменты,  о
которых знает не каждый покупатель.  Так, при  обмене  покупателем
одной единицы товара на другую гарантийный срок исчисляется заново
со дня обмена.  Гарантийный срок  эксплуатации   увеличивается  на
время  пребывания  быттехники  в  ремонте.  Пребывание  в  ремонте
исчисляется с даты обращения покупателя  с  требованием  устранить
недостатки по дату получения товара из ремонта.
    Продав товар с гарантией, продавец берет на себя обязательства
выполнять  работы  по  гарантийному  обслуживанию  (в  том   числе
устранению выявленных недостатков) такого проданного товара.

    В каких формах может осуществляться торговля быттехникой?

    В настоящее время субъекты  предпринимательской  деятельности,
торгующие быттехникой, для увеличения объемов реализации товаров и
повышения  конкурентоспособности  используют    такие    механизмы
продажи, как торговля в рассрочку и товарный кредит. Оба механизма
предусматривают  реализацию   товаров    в    пределах    договора
купли-продажи,  но  с  отсрочкой  платежа.  А  это,    безусловно,
расширяет возможности  потенциальных  покупателей  в  приобретении
быттехники.  Итак, уделим немного  внимания  каждому  такому  виду
торговли.
    Торговля в  рассрочку.  Подробно  вопросы  продажи  товаров  в
рассрочку уже были рассмотрены  на  страницах  нашей  газеты  (см.
статью "Торговля в  рассрочку:  особенности  продажи  в  розничной
торговой сети" // "Бухгалтерская  неделя",  2002,  №  49).  Кратко
напомним  некоторые  особенности  такого    способа    организации
торговли.  Продажа товаров физическим  лицам  в  рассрочку  должна
осуществляться в соответствии с Правилами №  997.  Согласно  этому
документу  покупатель  может  осуществлять   оплату    за    товар
несколькими способами: путем  внесения  безналичных  или  наличных
платежей или путем удержаний из зарплаты. Необходимым условием для
заключения  договора   купли-продажи    в    рассрочку    является
подтверждение   покупателем  наличия  постоянных  доходов    путем
представления  Справки  для  приобретения  товаров  в    рассрочку
(приложение 3 к Правилам № 997).  Как уже  говорилось,  покупатель
устанавливает  плату  за  пользование  таким   кредитом.    Причем
Правилами №  997  установлено  ограничение  их  размера,  а  также
размера самого кредита.  Этим же документом устанавливается размер
первоначального взноса и сроков кредитования в зависимости от вида
и стоимости приобретаемого товара.
    Рассмотрим условный пример.

    Пример 1.

    Магазином "Мечта" 15 февраля 2003 года с Ивановым  И.  И.  был
подписан договор купли-продажи холодильника NORD в рассрочку на  6
месяцев. Стоимость холодильника составила 1200 грн. (в т. ч. НДС -
200  грн.).  Покупная  стоимость  холодильника  700  грн.   Ставка
процентов составляет 24% годовых.  Ивановым И. И. был  осуществлен
первоначальный  взнос  в  размере  600   грн.    (50%    стоимости
приобретаемого товара).  По договору погашение долга начинается  с
10 марта 2003 года.
    Магазин произвел следующие расчеты:
    1) суммы ежемесячного взноса (без учета процентов):

    (1200 - 600) : 6 = 100 (грн.);

    2) размер ежемесячных процентов за пользование кредитом:

    24 : 12 = 2(%).

    В учете магазина  данная  операция  будет  отражена  следующим
образом:

|-----|---------------------|--------|---------------|-----------|
| Дата| Содержание операции | Сумма, | Бухгалтерский | Налоговый |
|     |                     |  грн.  |      учет     |   учет    |
|     |                     |        |-------|-------|-----|-----|
|     |                     |        |   Дт  |   Кт  |  ВД | ВР  |
|-----|---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|10.01| Получен             |     600|  301  |  361  | 500 |     |
|     | первоначальный      |        |       |       |     |     |
|     | взнос от Иванова    |        |       |       |     |     |
|     | И. И.               |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | Отражен доход от    |    1200|  361  |  702  | 500 |     |
|     | реализации          |        |       |       |     |     |
|     | холодильника        |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | Отражена сумма      |     200|  702  |  641  |     |     |
|     | налоговых           |        |       |       |     |     |
|     | обязательств        |        |       |       |     |     |
|-----|---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|31.01| Списана учетная     |     700|  902  |  282  |     |     |
|     | стоимость           |        |       |       |     |     |
|     | холодильника        |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | Списана торговая    |     300|  285  |  282  |     |     |
|     | наценка             |        |       |       |     |     |
|-----|---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|10.02| Начислены проценты  |      12|  361  |  702  | 10  |     |
|     |                     |     {1}|       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | Отражены налоговые  |       2|  702  |  641  |     |     |
|     | обязательства       |        |       |       |     |     |
|     | по НДС              |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | Получена ежемесячная|        |       |       |     |     |
|     | оплата от Иванова   |        |       |       |     |     |
|     | И. И. в соответствии|        |       |       |     |     |
|     | с графиком погашения|        |       |       |     |     |
|     | задолженности:      |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | - на сумму          |     100|  301  |  361  |     |     |
|     | непогашенной        |        |       |       |     |     |
|     | стоимости товара    |        |       |       |     |     |
|     |---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|
|     | - на сумму          |      12|  301  |  361  |     |     |
|     | начисленных         |     {1}|       |       |     |     |
|     | процентов           |        |       |       |     |     |
|-----|---------------------|--------|-------|-------|-----|-----|

    Стоит уделить особое внимание налоговому учету такой операции.
Здесь существует две проблемы: дата возникновения валовых  доходов
и  обязательств  по  НДС,  а  также  налогообложение  операций  по
начислению процентов.  Что касается первой проблемы, то в связи  с
тем,  что  передача  товара  не  сопровождается  переходом   права
собственности на товар, есть  основания  полагать,  что  налоговые
последствия по прибыли и НДС  возникают  только  после  того,  как
покупатель осуществляет  заключительный  взнос.  Руководствоваться
таким подходом могут себе позволить только те плательщики, которые
не боятся разногласий с налоговыми органами.  Это связано  с  тем,
что  налоговые  органы  придерживаются  иного  мнения.  Так,   они
считают, что для Закона о налоге на прибыль значение имеет не факт
перехода права собственности, а сама возможность такого  перехода.
Поэтому валовые доходы первый  раз  будут  увеличиваться  по  дате
поступления первого взноса от покупателя и второй  (на  оставшуюся
часть стоимости товара) - при передаче товара покупателю.
    При этом налоговые обязательства по НДС возникают по такому же
принципу  -  пропорционально  каждой  части  увеличения    валовых
доходов.
    Как обстоят дела с налогообложением  процентов  за  рассрочку?
Сумма таких процентов подлежит  обложению  НДС,  так  как  они  не
относятся к категории процентов за  финансовый  кредит  (см.  "Что
говорит ГНАУ о процентах").

                     Что говорит ГНАУ о процентах
  
     Извлечение из письма от 28.09.98 г. № 11161/10/16-1220-26 
                           ( v1161225-98 )

    ""..."  средства,  полученные  за  предоставленные  услуги  по
    рассрочке  платежа  по  операциям  по  продаже  товаров  "..."
    подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку
    такая  денежная    форма    проведения    расчетов    является
    непосредственной компенсацией: стоимости товаров "..."".

    Иначе говоря, предоставление рассрочки  при  оплате  за  товар
ГНАУ рассматривает как предоставление услуг, за  которые  продавец
получает проценты в установленном размере.  И, как всякая  услуга,
сумма  таких  процентов  должна  облагаться  НДС.   В    отношении
бухгалтерского учета таких процентов многие специалисты склоняются
к тому, что их сумма  должна  учитываться  в  составе  доходов  от
реализации товаров.
    Товарный кредит. Основным отличием этого механизма торговли от
рассмотренного  выше  является  то,  что  момент  перехода   права
собственности  на  реализуемый  товар  к  покупателю  определяется
моментом подписания договора или фактического получения им  товара
(в соответствии  с  п.п.  1.11.2  Закона  о  налоге  на  прибыль).
Соответственно, сомнений в отношении валовых доходов  и  налоговых
обязательств по НДС при передаче товара покупателю не возникает.
    Товарный  кредит  в  основном  характерен  для   хозяйственных
отношений между СПД.  В бухгалтерском  и  налоговом  учете  данная
операция будет отражаться в разрезе операции купли-продажи  товара
и процентов за кредит.
    С  привлечением  средств  кредитных    учреждений.    Продавая
быттехнику физическим лицам, продавцы часто используют  еще  одну
систему расчетов с покупателями: продажу товаров с оплатой за счет
заемных средств.  Такими  средствами  может  быть  целевой  кредит
физическому лицу, выданный банком,  с которым  продавец  заключает
договор о  сотрудничестве.  Также  кредитором  для  покупателей  -
физических лиц может выступать и кредитный  союз,  работающий  как
неприбыльная организация.  Для этого покупателю  необходимо  стать
членом такого кредитного союза,  осуществив  минимальный  членский
взнос.  При этом  величина  расходов,  понесенных  покупателем  на
приобретение быттехники, в данном случае может быть гораздо  ниже,
чем при использовании банковского кредита. Такие варианты торговли
значительно  упрощают  взаимоотношения   между    покупателем    и
продавцом.  При этом продавец выигрывает  в  том,  что  покупатель
(вместе с банком или кредитным союзом) погашает  стоимость  товара
сразу и в полном объеме.  В  такой  ситуации  "головная  боль"  по
поводу возмещения стоимости товара, присутствующая у продавца  при
торговле  в  рассрочку  или  в  кредит  (т.  е.  риски  неоплаты),
переходит от продавца к банку  или  кредитному  союзу.  Отражаться
операции при такой форме расчетов в учете продавца будут  так  же,
как и обычные операции продажи товара, с  той  лишь  особенностью,
что в этом случае оплата стоимости товара зачастую производится по
безналичному расчету или частично в наличной форме, а частично - в
безналичной.

    Как осуществляется гарантийный ремонт и обслуживание?

    Итак, работы по гарантийному ремонту и обслуживанию включают:
    - ввод быттехники в эксплуатацию;
    - техническое обслуживание быттехники;
    - гарантийный ремонт.
    Для  осуществления  гарантийного  ремонта    и    обслуживания
быттехники необходимо, чтобы:
    - не истек ее гарантийный срок хранения или эксплуатации;
    - присутствовали  все  пломбы  производителя  или  исполнителя
(если они предусмотрены эксплуатационной документацией);
    - отсутствовали повреждения товара, которые могли  бы  вызвать
его неисправность при соблюдении условий эксплуатации;
    - была  в  наличии  вся  эксплуатационная    документация    с
гарантийными талонами.
    Ввод  в  эксплуатацию.  В  случае    если    эксплуатационными
документами предусмотрено  проведение  работ  по  вводу  товара  в
эксплуатацию,  производителем  (продавцом)   к    эксплуатационным
документам   прилагается   отрывной   талон  по  форме  № 5-гарант
(приложение 6 к Порядку № 506).
    На основании этого талона производителем, продавцом или по  их
поручению исполнителем в 3-дневный срок после получения  обращения
покупателя проводятся работы по вводу товара в эксплуатацию.
    После завершения  работ  такой  отрывной  талон  изымается  из
эксплуатационного  документа,  а  в  гарантийный  талон   вносится
отметка о выполненных работах и  указывается  номер,  под  которым
товар берется на гарантийный учет.
    Техническое обслуживание.  Выполнение таких работ должно  быть
начато не  позднее  3-х  рабочих  дней  с  даты  подачи  заявления
покупателем.  Такое обслуживание не может являться основанием  для
замены товара.  В случае возникновения необходимости в определении
причины потери  качества  товара,  гарантийный  срок  которого  не
истек,  продавец  обязан  в  3-дневный  срок  со  дня    получения
письменного заявления  от  покупателя  отправить  такой  товар  на
экспертизу (в соответствии  с  п. 13  Порядка  № 506).  Покупателю
выдается акт принятия товара  на  экспертизу  по  ф.  №  6-гарант.
Экспертиза  проводится  за  счет  продавца.  Если  в    результате
экспертизы  будет  установлено,  что  недостатки  возникли   после
передачи товара покупателю в результате нарушения им установленных
правил использования, хранения или транспортировки, то  требования
покупателя не подлежат  удовлетворению.  Тогда  покупатель  обязан
возместить продавцу затраты на проведение экспертизы.
    Гарантийный ремонт предполагает устранение недостатков  товара
путем замены  или  ремонта  комплектующих  изделий  или  отдельных
составных частей техники, а также выполнение регулировочных работ.
Существует несколько  вариантов  выполнения  гарантийного  ремонта
согласно  Порядку  №  506:  производителем   товара,    ремонтными
мастерскими  по  договору  с  продавцом  или   продавцом    товара
самостоятельно.
    Принятие  быттехники  на  гарантийный    ремонт    оформляется
квитанцией по ф. № 7-гарант (приложение 9  к  Порядку  №  506).  В
таком документе должны быть указаны:  наименование  товара  и  его
заводской  номер,  все  недостатки  и  поломки,  а  также    сроки
проведения ремонтных работ.  В случае если сломана составная часть
техники, то она отдельно может быть принята на ремонт. Принятый на
ремонт товар находится у исполнителя  на  ответственном  хранении,
что предполагает в случае его порчи или утраты возмещение  убытков
покупателю.  Стоит отметить, что в соответствии  с  постановлением
№ 172 продавцы товаров, перечисленных в  приложении  2  к  данному
документу,  обязаны  по  договоренности  с  производителем  товара
создавать обменный фонд.  Такой  обменный  фонд  используется  для
передачи товаров во временное  пользование  покупателям  на  время
пребывания их товара в гарантийном ремонте (см. "Из каких  товаров
создается обменный фонд?").

              Из каких товаров создается обменный фонд?

                 Приложение 2 к постановлению № 172

                             ПЕРЕЧЕНЬ
           товаров, из которых образуется обменный фонд

    - телевизоры;
    - микроволновые печи;
    - магнитолы;
    - кухонные машины;
    - магнитофоны;
    - вязальные машины;
    - радиоприемники;
    - пылесосы;
    - холодильники;
    - электроутюги;
    - морозильники;
    - электромиксеры;
    - стиральные машины;
    - электросоковыжималки

    Теперь  рассмотрим  вопросы,  касающиеся  отражения  в   учете
продавца быттехники расходов на осуществление таких мероприятий.

    Пример 2.

    Магазином "Мечта" в феврале 2003 года был  продан  холодильник
NORD гражданину Иванову И.  И. по цене  1200  грн.,  себестоимость
которого составила 700 грн. В марте 2003 года покупатель обратился
в сервисный  центр  магазина  с  жалобой  на  нерабочее  состояние
купленного  холодильника.  Работниками  сервисного   центра    был
произведен ремонт электронной  системы  холодильника,  расходы  на
проведение которого составили 120 грн.  В  учете  магазина  данные
операции были отражены следующими записями:

|------------------------|-------|-----------------|-------------|
|   Содержание операции  | Сумма,|  Бухгалтерский  |  Налоговый  |
|                        |  грн. |       учет      |    учет     |
|                        |       |--------|--------|------|------|
|                        |       |   Дт   |   Кт   |  ВР  |  ВД  |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 1. Продан холодильник  |   1200|   301  |   702  | 1000 |      |
| Иванову И. И.          |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 2. Отражена сумма      |    200|   702  |   641  |      |      |
| налоговых обязательств |       |        |        |      |      |
| по НДС                 |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 3. Списана             |    700|   902  |   282  |      |      |
| себестоимость          |       |        |        |      |      |
| холодильника           |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 4. Списана торговая    |    300|   285  |   282  |      |      |
| наценка                |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 5. Отражена стоимость  |    120|    93  |   207, |  120 |      |
| ремонта холодильника   |       |   {2}  |   65,  |  {3} |      |
|                        |       |        |   66...|      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|

    В соответствии  с  п.п.  5.4.3  Закона  о  налоге  на  прибыль
какие-либо  расходы  на  гарантийный  ремонт  относятся  в  состав
валовых расходов. Но при этом необходимо соблюдать ряд требований:
    - сумма таких расходов  не  должна  превышать  10%  совокупной
стоимости проданных товаров, гарантийный срок по  которым  еще  не
истек;
    - расходы  на  проведение  гарантийного  ремонта  не    должны
компенсироваться за счет средств покупателя такой быттехники;
    - продавец должен вести отдельный  учет  покупателей,  которым
оказаны услуги по гарантийному ремонту  в  порядке,  установленном
Порядком № 203;
    - продавец  обязательно  должен  обнародовать  мероприятия  по
гарантийному обслуживанию реализуемого товара.  Это означает,  что
такая  информация  должна  быть  указана  в  рекламе,  технической
документации, договоре  или  другом  документе  об  обязательствах
продавца об условиях и сроках гарантийного обслуживания.
    Что касается налога на добавленную стоимость, то Закон об  НДС
специального порядка налогообложения услуг по гарантийному ремонту
не устанавливает.  Однако нельзя забывать, что  при  осуществлении
гарантийных расходов продавец  имеет  право  на  налоговый  кредит
пропорционально расходам, отнесенным в состав валовых расходов.
    Как же определить базу для  расчета  10%?  В  отношении  этого
вопроса  существует  много  мнений.  Для  начала    обратимся    к
соответствующему  пункту  Закона  о  налоге  на  прибыль,  который
разрешает включать расходы по гарантийному обслуживанию  (ремонту)
в состав  валовых  расходов  (см.  "В  каком  размере  расходы  по
гарантийному обслуживанию включаются в валовые расходы").

        В каком размере расходы по гарантийному обслуживанию
                     включаются в валовые расходы

         Извлечение из п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль

    "Любые  расходы  на  гарантийный  ремонт  (обслуживание)   или
    гарантийные замены  товаров,  проданных  плательщиком  налога,
    стоимость которых не компенсируется за счет покупателей  таких
    товаров, но не  более  суммы,  отвечающей  уровню  гарантийных
    замен, принятых (обнародованных) плательщиком  налога,  но  не
    выше 10  процентов  от  совокупной  стоимости  таких  товаров,
    которые  были  проданы  и  по  которым  не  закончился    срок
    гарантийного обслуживания".

    Специалисты ГНАУ в  своих консультациях  (см.  "Как налоговики
предлагают считать "10%"?) высказывали мнение о том, что сумма,  с
которой рассчитываются такие 10%, должна использоваться без  учета
НДС.  Основным аргументом, выдвигаемым  в  защиту  такого  мнения,
является п.п. 4.2.1 Закона о налоге на прибыль, согласно  которому
в валовой доход  предприятия  от  реализации  продукции  (товаров,
работ, услуг) начисленные (полученные) суммы НДС не включаются.

              Как налоговики предлагают считать "10%"?

     Консультируют специалисты Главного управления методологии
   ГНА Украины // "Вестник налоговой службы Украины", 2002, № 40

    "Поскольку для целей  формирования  налога  на  прибыль  сумма
    продажи отражается без учета НДС, то при  расчете  максимально
    допустимой  суммы  вышеуказанных  расходов  сумма    продажной
    стоимости товаров включается в  расчет  без  учета  сумм  НДС,
    полученных (начисленных) предприятием в составе  цены  продажи
    товаров,  за  исключением  случаев,  когда  такое  предприятие
    является неплательщиком НДС".

    Независимые  специалисты,    поддерживающие    мнение    ГНАУ,
ссылаются, в  свою  очередь,  на  форму  Книги  учета  бракованных
товаров  и  учета  покупателей,  получивших  гарантийную    замену
(приложение к Порядку № 203). Так, в графе 5 и графах 11, 13, 15 и
т. д. стоимость товаров, сдаваемых в гарантийный ремонт,  и  сумма
гарантийных расходов берутся без учета НДС.
    Существует и иное мнение.  Так, его  сторонники  считают,  что
законодателем  не  зря  было  использовано  понятие    "совокупная
стоимость" вместо понятия "валовой доход".  То  есть  опираться  в
случае продажи товаров конечному потребителю на нормы  п.п.  4.2.1
Закона о налоге на  прибыль  будет  не  совсем  уместно,  так  как
логичнее  было  бы  включать  в  такую  совокупную  стоимость  все
составляющие продажных цен, в том числе и НДС.
    По  нашему  мнению,  все  же  пренебрегать  мнением  налоговых
органов не стоит.  Поэтому для расчета суммы расходов  в  пределах
10%,  которые  можно  относить  в  состав  валовых,    предприятию
рекомендуем использовать суммы  без  учета  НДС.  Вероятно,  после
изменений нормативных  требований  или  появления  соответствующих
налоговых  разъяснений,  эта  ситуация  изменится.  Но  на  данный
момент, используя для такого расчета суммы с учетом НДС, бухгалтер
должен быть готов отстоять  свою  точку  зрения  перед  налоговыми
органами.
    Обратимся  теперь   непосредственно    к    вопросам    замены
приобретенных товаров.

    Как заменить качественную быттехнику?

    Порядок возврата товара надлежащего качества определен  ст. 20
Закона № 1023. В соответствии с  ней  покупатель  имеет  право  на
протяжении 14 дней  (не  считая  дня  покупки)  обменять  товар  у
продавца на аналогичный  товар,  если  он  не  подошел  по  форме,
габаритам или по другим причинам и не может  быть  использован  по
назначению.  При  этом  должны  быть  сохранены:  товарный    вид,
потребительские свойства, пломбы и ярлыки, а так-же все  расчетные
документы.  Если  на  момент  обмена  аналогичного  товара  нет  в
продаже, то покупатель может выбрать  из трех возможных  вариантов
наиболее удобный для него, а именно:
    - приобрести  другой  товар  из  ассортимента,   предлагаемого
продавцом с соответствующим перерасчетом стоимости;
    - получить обратно деньги в  размере  стоимости  возвращенного
товара;
    - подождать появления у продавца аналогичного товара.
    Что  касается  отражения  операции  по  возврату   и    замене
качественного  товара  в  бухгалтерском  учете,  то  здесь  особых
проблем возникать не должно.  Бухгалтерский учет  операции  обмена
товара мы рассмотрим на примере  возврата  бракованной  быттехники
ниже.  А вот в налоговом учете существует  проблема  корректировки
налоговых  обязательств  по  НДС.  Подробнее  эту   проблему    мы
рассмотрим в разделе "Возврат и проблема НДС".

    Если быттехника оказалась с дефектами

    Итак, если покупатель обнаружил, что приобретенная  быттехника
бракованная, он может (в соответствии со ст. 14 Закона № 1023):
    - бесплатно  устранить  недостатки  или  получить   возмещение
расходов на их исправление самостоятельно или третьим лицом;
    - заменить такой товар на  товар  аналогичной  марки  (модели,
артикула, модификации) соответствующего качества  без  перерасчета
покупной стоимости даже в случае изменения цены;
    - получить  соответствующее  уменьшение  покупной    стоимости
такого товара;
    - заменить на такой же товар другой марки  (модели,  артикула,
модификации) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    - расторгнуть  договор  купли-продажи  и  получить  возмещение
причиненных убытков.
    Такие требования покупатель должен  предъявлять  в  письменной
форме согласно образцу, приведенному  в  приложении  8  к  Порядку
№ 506. Обращаем также внимание на то, что, обращаясь к продавцу  с
такими требованиями, покупатель обязан представить все  документы,
подтверждающие  покупку  такого  товара.  При    наличии    товара
требование  покупателя  заменить  некачественный  товар   подлежит
немедленному удовлетворению, а при необходимости проверки качества
- в течение  14  дней  или  по  договоренности  сторон.  В  случае
отсутствия  товара  требование  покупателя  о   замене    подлежит
удовлетворению в двухмесячный срок с даты подачи заявления о такой
замене.  Действующее  законодательство  предусматривает    выплату
продавцом неустойки в размере 1% стоимости товара за  каждый  день
задержки выполнения требования покупателя о замене.
    При осуществлении  операции  по  приему  бракованного  товара,
продавец  составляет  акт  (в  произвольной  форме),  в    котором
указываются наименование товара,  серийный  номер,  дата  выпуска,
причины  брака.  Если  взамен   бракованного    товара    выдается
качественный, на обратной стороне заявления от покупателя и в акте
необходимо также указать, что выдается другой товар, а не деньги.
    Рассмотрим  примеры  отражения  в  учете  операций  по  обмену
некачественной быттехники на товар соответствующего качества.

    Пример 3.

    Магазином "Мечта" в феврале 2003 года был  продан  холодильник
NORD гражданину Иванову И.  И. по цене 1200 грн. В марте 2003 года
покупатель обратился в магазин с жалобой на ненадлежащее  качество
приобретенного холодильника.  Магазин произвел замену бракованного
холодильника (холодильник А) на качественный  холодильник  той  же
марки, стоимость которого к моменту обмена увеличилась и составила
1440 грн. (холодильник В). Первоначальная стоимость холодильника А
составила 950 грн., холодильника В - 1000 грн.
    Стоимость реализованных товаров,  по  которым  не  истек  срок
гарантийных обязательств, составляет  230  тыс.  грн.  (без  учета
НДС). Таким образом, в валовые расходы могут быть включены расходы
на гарантийные замены в сумме, не превышающей 23 тыс. грн. (230  х
10%).
    В учете магазина операция возврата  была  отражена  следующими
записями:

|------------------------|-------|-----------------|-------------|
|   Содержание операции  | Сумма,|  Бухгалтерский  |  Налоговый  |
|                        |  грн. |       учет      |    учет     |
|                        |       |--------|--------|------|------|
|                        |       |   Дт   |   Кт   |  ВР  |  ВД  |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 1. Покупателем         |   1000|   704  |  361   | -1000|      |
| возвращен бракованный  |       |        |        |      |      |
| холодильник            |       |        |        |      |      |
| (холодильник А)        |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 2. Отражено уменьшение |    200|   641  |  361   |      |      |
| ранее начисленного     |       |        |        |      |      |
| налогового             |       |        |        |      |      |
| обязательства по НДС   |       |        |        |      |      |
| по возвращенному       |       |        |        |      |      |
| холодильнику           |       |        |        |      |      |
| (холодильнику А) {4}   |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| Следует отметить, что  в учете операции по возврату товаров    |
| можно отразить также следующим образом:                        |
| Дт 704 - Кт 361 (1200 грн.) - возвращен товар (сумма с НДС);   |
| Дт 641 - Кт 704 (200 грн.) - отражено уменьшение ранее         |
| начисленного налогового обязательства по НДС                   |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 3. Оприходован         |    950|   902  |  282   |      |      |
| холодильник А (методом |       |        |        |      |      |
| "сторно")              |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 4. Холодильник А       |    950|   281  |  282   |      |      |
| возвращен на склад     |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 5. Выдан холодильник В |   1200|   361  |  702   | 1000 |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 6. Отражена сумма      |    200|   702  |  641   |      |      |
| налоговых обязательств |       |        |        |      |      |
| по НДС                 |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 7. Откорректирована    |    240|   282  |  285   |      |      |
| торговая наценка по    |       |        |        |      |      |
| холодильнику В         |       |        |        |      |      |
| (1200 - 1440)          |       |        |        |      |      |
| (методом "сторно")     |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 8. Списана торговая    |    200|   285  |  282   |      |      |
| наценка по             |       |        |        |      |      |
| холодильнику В         |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 9. Списана             |   1000|   902  |  282   |      |      |
| себестоимость          |       |        |        |      |      |
| холодильника В         |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|

    В данном  случае  предприятие  стоимость  бракованного  товара
(950 грн.) "оставляет" в составе валовых  расходов.  До  тех  пор,
пока не будет принято решение о том,  что  далее  делать  с  таким
товаром  (вернуть  производителю  с  получением    соответствующей
компенсации, отремонтировать или списать с баланса),  говорить  об
использовании гарантийного лимита  еще  нет  оснований.  И  только
после принятия решения о дальнейшей  "судьбе"  товара  предприятие
будет  отслеживать  использование  такого  лимита.    Так,    если
поставщиком такие расходы торговому предприятию  будут  возмещены,
то на  основании  п.  5.10  Закона  о  налоге  на  прибыль  просто
необходимо  будет  откорректировать  валовые  расходы,    т.    е.
гарантийный лимит в такой ситуации не используется. И только в том
случае, если холодильник будет списан с баланса,  пойдет  речь  об
использовании гарантийного  лимита.  При  этом  в  состав  валовых
расходов предприятие включит всю стоимость холодильника, так,  как
она не  превышает  предельного  размера  расходов  на  гарантийные
замены (23 тыс. грн.).

    Пример 4.

    Условия  примера  3,  но  взамен  бракованного    холодильника
покупатель  получает  качественный  холодильник  другой  марки   с
соответствующим перерасчетом цены.

|------------------------|-------|-----------------|-------------|
|   Содержание операции  | Сумма,|  Бухгалтерский  |  Налоговый  |
|                        |  грн. |       учет      |    учет     |
|                        |       |--------|--------|------|------|
|                        |       |   Дт   |   Кт   |  ВР  |  ВД  |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 5. Выдан холодильник В |   1440|  361   |  702   | 1200 |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 6. Отражена сумма      |    240|  702   |  641   |      |      |
| налоговых обязательств |       |        |        |      |      |
| по НДС                 |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 7. Списана торговая    |    440|  285   |  282   |      |      |
| наценка по             |       |        |        |      |      |
| холодильнику В         |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 8. Списана             |   1000|  902   |  282   |      |      |
| себестоимость          |       |        |        |      |      |
| холодильника В         |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|
| 9. Получена доплата    |    240|  301   |  361   |      |      |
| от покупателя          |       |        |        |      |      |
|------------------------|-------|--------|--------|------|------|

    Если покупатель хочет вернуть свои деньги

    Итак, покупатель не хочет ждать поступления товара именно этой
марки и не хочет брать ничего  взамен.  Продавец  в  таком  случае
должен вернуть стоимость ранее  приобретенного  товара.  При  этом
обратим еще раз внимание, что в зависимости  оттого,  какой  товар
возвращается (бракованный  или  качественный),  и  будет  зависеть
размер суммы, возвращаемой покупателю.
    Так, если товар был качественный,  то  расчеты  с  покупателем
будут производиться исходя  из  стоимости  товара  на  момент  его
покупки.
    Если же товар, возвращаемый покупателем, был  бракованный,  то
тогда продавец должен произвести  перерасчет  его  стоимости.  При
повышении  цены  на  дату  расчета  на  руки  покупателю  выдается
стоимость товара по увеличившейся цене. При уменьшении цены сумма,
выдаваемая покупателю за возвращенный товар, будет равна стоимости
товара на момент приобретения.
    Расчет  с  покупателем  должен  быть  осуществлен    в    день
расторжения договора купли-продажи. Если это невозможно - в другой
срок, но не позднее 7 дней.

    Как расчеты проводятся через РРО?

    Здесь мы обратим внимание  на  варианты  отражения  через  РРО
некоторых проблемных операций.
    Торговля  в  рассрочку.   В    нашей    газете    неоднократно
рассматривались вопросы проведения через РРО  похожих  операций  и
проблемы, возникающие в связи с  этим  (см.  ст.  "Предварительная
оплата и особенности применения РРО"  //  "Бухгалтерская  неделя",
2002,  № 28).  Коротко  напомним  суть   существующей    проблемы.
Отличительной чертой проведения операции по торговле  в  рассрочку
через РРО является то, что:
    - продавец получает первый взнос от покупателя еще до передачи
товара последнему;
    - на протяжении срока рассрочки продавцу  поступают  частичные
платежи от покупателя.
    Выходов из сложившейся ситуации несколько. Каким именно из них
воспользоваться - решать продавцу, так как  каждый  из  них  имеет
свои особенности:
    1) операцию по приему  первоначального  взноса  от  покупателя
можно провести по специальному отделу РРО "Предоплата" ("Аванс") с
указанием  суммы  НДС.  Поступающие  в  дальнейшем  суммы   оплаты
продавец может проводить через другой отдел РРО "Доплата".  Однако
недостатком такого способа отражения расчетов будет  являться  то,
что в чеке  не  будет  указано  наименование  товара,  за  который
производится оплата;
    2) все денежные средства покупатель  может  вносить  прямо  на
расчетный счет продавца через учреждения обслуживающего банка  или
через Сбербанк.  Такой вариант может быть неудобным для покупателя
(нужно куда-то идти, вносить деньги - ведь проще же на месте,  тем
более что Сбербанк еще и проценты дополнительные будет  за  услуги
брать).  Однако такой вариант оплаты товара будет гораздо  удобнее
для продавца и позволит избежать головоломок с РРО.
    Возврат  товара.  Так  как  выдача   наличных    средств    за
возвращенный товар соответствует определению  расчетной  операции,
то это влечет за собой обязательность  проведения  такой  операции
через РРО.
    При  возврате  товара  расчетным  документом,   подтверждающим
выполнение такой операции, является фискальный кассовый чек выдачи
средств (расходный  чек).  Основные  требования,  предъявляемые  к
расходному чеку, приведены в п. 4 Положения о форме  и  содержании
расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г.
№ 614 ( z0108-01 ).
    Регистрация выдачи средств  в  случае  возврата  товара  путем
выдачи (распечатывания) расходного  чека  возможна  только  в  том
случае, если алгоритм работы РРО обеспечивает отдельное накопление
в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов.  В связи  с  тем,
что  сегодня  такое  под  силу  далеко  не  всем  моделям  РРО,  в
большинстве случаев  выдача  средств  покупателю  за  возвращенный
товар проводится через РРО с помощью операции "служебная выдача".
    Не следует забывать, что  если  сумма  средств,  выданных  при
возврате товара или компенсации ранее оплаченной услуги, превышает
5 ннмдг (85 грн.), то материально ответственное лицо хозяйственной
единицы или лицо, которое  непосредственно  осуществляет  расчеты,
должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо указать:
    - данные  документа,  удостоверяющего  личность    покупателя,
который возвращает товар (отказывается от услуги);
    - сведения о товаре (услуге);
    - сумму выданных средств;
    - номер,  дату  и  время    выдачи    расчетного    документа,
подтверждающего покупку товара (получение услуги).
    Материально  ответственное    лицо    торгового    предприятия
(продавец, заведующий секцией)  подписывает  акт  и  только  после
этого проводит операцию через РРО.  Акт о выдаче денежных  средств
передается в бухгалтерию,  где  хранится  в  течение  3  лет,  или
подклеивается на последней странице текущей Книги учета  расчетных
операций.
    Замена техники без перерасчета цены. В данной ситуации, на наш
взгляд, существует  как  минимум  два  варианта  оформления  такой
операции.
    И в  первом  и  во  втором  случаях  операция  обмена  техники
разбивается на две: операция по возврату одной единицы и  операция
по продаже другой. Если продажные цены в учете обмениваемых единиц
техники отличаются, то  их  "уравнивание"  можно  проводить  через
систему скидок и наценок.  Так, если цена на  товар  изменилась  в
большую сторону, то через РРО можно провести обмен на качественный
товар как продажу со скидкой.  Если же цена изменилась  в  меньшую
сторону - как продажу с наценкой.
    Однако в первом случае возврат одной единицы и продажа  другой
не  сопровождаются  движением  денежных  средств,  поэтому   такие
операции не  проводятся  через  РРО.  Во  втором  же  операции  по
возврату и по продаже оформляются с возвратом  средств  покупателю
за  первый  товар  и  получением  оплаты  за  второй,  т.  е.  они
проводятся через РРО.
    На наш взгляд, замену без пересмотра цены лучше оформлять  без
использования РРО.
    Замена техники с перерасчетом цены.  Как и в случае замены без
перерасчета цены, в этой ситуации можно пойти двумя путями.
    Первый вариант:  через  РРО  провести  лишь  доплату  (возврат
денег).  Причем, если продавцом осуществляется возврат  денег,  то
такую операцию через РРО можно  проводить  как  частичный  возврат
товара.  Если же покупателем осуществляется доплата, то через  РРО
можно регистрировать частичную оплату за товар.
    Второй вариант: и возврат од ной  единицы  товара,  и  продажу
другой  проводить  через  РРО  как  две  операции.  В  отличие  от
предыдущего случая, нет необходимости применять систему  скидок  и
наценок.

    Возврат и проблема НДС

    Как известно, сторнирование налоговых обязательств по НДС  при
возврате  товара  или  уменьшении  его  цены  осуществляется    на
основании  п.  4.5  Закона  об  НДС.  Однако  его   действие    не
распространяется  на  ситуации,  когда  одна  из  сторон    сделки
купли-продажи является неплательщиком НДС.  Исключение  составляют
операции по пересмотру цен, связанных  с  выполнением  гарантийных
обязательств: по таким операциям  право  на  уменьшение  налоговых
обязательств остается.  Следовательно, в  случае  возврата  товара
продавец имеет право уменьшить  налоговые  обязательства  по  НДС,
начисленные при продаже товаров, при следующих обстоятельствах:
    - возврат  товара  с  дефектами  осуществляется   в    течение
гарантийного срока;
    - возврат    товара    надлежащего    качества    производится
покупателем, зарегистрированным плательщиком НДС.
    Отсюда напрашивается вывод о том, что в случае возврата товара
покупателем, который не является плательщиком НДС, продавец  имеет
право пересчитать и откорректировать  налоговые  обязательства  по
НДС только при возврате товаров в рамках гарантийных обязательств.
Однако как тогда поступать продавцу,  если  покупатель  возвращает
товар надлежащего  качества  в  предусмотренных  законодательством
случаях? С одной стороны получается, что происходит  аннулирование
сделки купли-продажи. С другой же стороны, начисленные при продаже
налоговые обязательства по НДС не  подлежат  уменьшению,  так  как
товар возвращается неплательщиком НДС. На практике данную проблему
можно решить следующим образом:  возврат  качественного  товара  в
период действия гарантийного срока оформляется как возврат  товара
с  несущественными  дефектами,  которые  потом  легко  устраняются
сервисным  центром.  В  результате  получаем  возврат  в    рамках
гарантийных  обязательств  с  полноправным  уменьшением  налоговых
обязательств по НДС!

{1} Данная сумма рассчитывается  ежемесячно  и  зависит  от  суммы
    задолженности, не погашенной  на  1-е  число  каждого  месяца.
    Например, сумма  процентов  за  первый  месяц  рассрочки  была
    рассчитана так: 600 (задолженность на 1-е число месяца)  х  2%
    (размер ежемесячных процентов).
{2} Если  предприятие  создает  резервный   фонд    расходов    на
    гарантийное обслуживание, то тогда  в  дебете  корреспондирует
    счет 473 "Обеспечение гарантийных обязательств".
{3} При соблюдении определенных условий (см. ниже).
{4} Здесь  произведена  корректировка  НДС,  так  как   покупатель
    возвращает бракованный товар  в  течение  гарантийного  срока.
    Подробнее данную проблему мы рассмотрим ниже.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№41/03, стр. 37
[13.10.2003]
Мирослава Пустовит
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------