Валовые  расходы  при  отсутствии  обязательного  реквизита  в
    накладной

    Наше предприятие получило от поставщика  товар.  При  проверке
    налоговый инспектор обнаружил,  что  в  накладной  отсутствует
    печать и подпись получателя товара.  А поскольку это  является
    нарушением  правил  составления  первичных   документов,    то
    инспектор не признает в составе  валовых  расходов  покупателя
    стоимость товара, оприходованного по такой накладной.
    1. Правомерны ли действия инспектора?
    2. Какие штрафные санкции предусмотрены в этом случае?

    * * *

    1. Считаем действия налогового инспектора неправомерными.
    Отсутствие в накладной (первичном документе по  учету  отпуска
материальных ценностей формы № М-11 {1}) обязательного реквизита -
подписи  ответственного  лица  -  недостаточный    аргумент    для
исключения  стоимости  полученных  товаров  из  состава    валовых
расходов покупателя.
    Что касается печати, то она в данном случае лишь подтверждает,
что документ подписан от имени конкретного юридического  лица,  но
обязательного наличия печати на накладной не требуется.
    Давайте вместе выясним, в каком случае затраты не  могут  быть
включены в состав валовых расходов.
    В  пп. 5.3.9  Закона  о  прибыли ( 334/94-ВР ) указано, что  к  
составу  валовых  расходов не относятся расходы, не подтвержденные  
соответствующими расчетными,  платежными  и  другими  документами,   
обязательность  заполнения   и   хранения  которых   предусмотрена  
правилами  ведения налогового учета.  Однако поскольку  правил,  в  
которых  были  бы  перечислены обязательные для ведения налогового  
учета  документы, не существует (ни как отдельного документа, ни в 
принципе),  то в целях, налогового учета следует,  ориентироваться  
на   первичные   документы,   фиксирующие  (подтверждающие)   факт    
осуществления хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
    Кроме того, есть еще один важный  момент,  который  объясняет,
почему отсутствие подписи  в  накладной  не  влияет  на  признание
расходов валовыми.
    Согласно п. 5.1 Закона о прибыли  в  состав  валовых  расходов
включается сумма расходов  налогоплательщика  в  виде  компенсации
стоимости товаров, которые приобретаются налогоплательщиком для их
дальнейшего  использования  в  своей  хозяйственной  деятельности.
Причем  доказательство  связи  этих  расходов   с    хозяйственной
деятельностью может быть получено только после  того,  как  товары
будут использованы.  Поэтому даже правильно составленная накладная
сама по себе не может  подтвердить  связь  понесенных  расходов  с
хозяйственной деятельностью предприятия.
    Таким  образом,  для  включения  в  состав  валовых   расходов
стоимости  товаров  достаточно  доказать,  что  предприятием  были
понесены (начислены) расходы на приобретение товара. Доказать, что
они приобретались для использования в хозяйственной  деятельности,
на данном этапе все равно невозможно.
    Иначе говоря, предприятию необходимо подтвердить  только  факт
приобретения товара.  Для этого можно  воспользоваться  следующими
документами:
    - копией накладной (отснятой с  оригинала  накладной,  который
находится у поставщика);
    -  копией  доверенности  на  получение  товаров  (отснятой   с
оригинала доверенности, который хранится у поставщика);
    - журналом регистрации доверенностей (форма № М-3 {1});
    - приходным ордером, который используется при передаче товаров
на склад (форма № М-4 {1});
    - налоговой накладной.
    Каждый  из  перечисленных   документов    подтверждает    факт
приобретения  товара,  а  значит,   доказывает,  что   начисленные
налогоплательщиком   расходы  имели  место  и  были  отражены    в
налоговом учете правильно.
    Кроме  того,  дополнительным  доказательством    существования
начисленных расходов  может  служить  наличие  данного  товара  на
складе покупателя или факт его продажи другому лицу.
    2. В то же время за ведение бухгалтерского учета с  нарушением
установленного порядка на ответственных лиц - согласно  ст.  164-2
КУоАП ( 80731-10 )  -  могут налагаться штрафные санкции в размере  
от 8 до 15 НМДГ (в настоящее время - от 136 грн. до 255 грн.).  За  
те  же  действия, допущенные на протяжении года  повторно,  размер  
штрафа  увеличивается  -  в  этом  случае его предельные  значения  
колеблются от 10 до 20 НМДГ (от 170 грн. до 340 грн).
    Ответственность за организацию  бухгалтерского  учета,  в  том
числе  за  обеспечение  фиксирования  фактов  осуществления   всех
хозяйственных операций в первичных документах,  несет  собственник
(собственники) или уполномоченный  им  орган  (должностное  лицо),
осуществляющий  руководство  предприятием   в    соответствии    с
законодательством и учредительными документами (п. 3 ст. 8  Закона
о бухучете ( 996-14 )).

{1} Типовые формы, утвержденные Приказом № 193.

------------------------------------------------------------------
"Баланс"
№43/03, стр. 60
[21.10.2003]
Ольга Папинова
Бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"
------------------------------------------------------------------