Красота требует знаний: учет в парикмахерских ------------------------------------------------------------------ Практически каждый из нас пользуется услугами парикмахерских салонов. Однако при этом не каждый знает, какие требования он вправе предъявить при получении таких услуг. В предлагаемой статье мы попытались представить материал таким образом, чтоб он был интересен и полезен как тем, кто уже открыл или собирается открыть парикмахерскую, так и тем, кто пользуется услугами такого субъекта хозяйственной деятельности. Документы темы - Закон о защите прав потребителей - Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ); - Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ); - Закон об НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ); - Указ № 746 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ № 746); - Закон об РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ); - Правила бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 16.05.94 г. № 313 ( 313-94-п ); - Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию, - Перечень услуг, относящихся к бытовым услугам и подлежащих патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576 ( 576-98-п ); - Положение о порядке присвоения категорий - Положение о порядке присвоения категорий субъектам хозяйственной деятельности, предоставляющим бытовые услуги населению, утвержденное постановлением КМУ от 23.08.95 г. № 674 ( 674-95-п ); - Инструкция по предоставлению парикмахерских услуг - Инструкция относительно предоставления парикмахерских, маникюрных и педикюрных услуг, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 27.08.2000 г. № 20 ( z0813-00 ); - Правилами присвоения категорий - Правила присвоения категории предприятиями, предоставляющими парикмахерские услуги, утвержденные приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения, от 20.10.95 г. № 11 ( z0441-95 ); - Перечень № 1336 - Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 ( 1336-2000-п ). Сфера бытового обслуживания населения включает в себя широкий спектр услуг для удовлетворения личных потребностей населения. Очень важное место среди всех бытовых услуг занимают услуги парикмахерских. Рассмотрим главные требования к организации "парикмахерского" бизнеса. Нужно ли специальное разрешение на размещение объекта предоставления парикмахерских услуг На данный момент не совсем урегулирован вопрос о необходимости получения парикмахерскими так называемого Разрешения на размещение объектов сферы услуг. Так, п. 13 ст. 15 Закона Украины "О системе налогообложения" в редакции от 18.02.97 г. № 77/97-ВР ( 77/97-ВР ) среди обязательных местных налогов и сборов назван сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг. В это же время Декрет КМУ от 20.05.93 г. № 56-93 ( 56-93 ) "О местных налогах и сборах", который регулирует порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов, объектом для данного сбора устанавливает выдачу разрешения только за размещение объектов торговли. Это, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что сбор за выдачу разрешения на размещение объектов сферы услуг (в частности, парикмахерских) предприятия уплачивать не должны. Такой же позиции придерживается Госкомпредпринимательства, о чем свидетельствует, в частности, его письмо от 30.10.2002 г. № 2-222/5812 ( v5812563-02 ). Из консультации налоговиков следует, что и они "не против" этого (см. "Необходимо ли уплачивать сбор за получение разрешения на размещение объекта сферы услуг"). Необходимо ли уплачивать сбор за получение разрешения на размещение объекта сферы услуг Извлечение из консультации в "Вестнике налоговой службы Украины", 1999, № 27. ""..." Порядок взимания местных налогов и сборов определен Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 "О местных налогах и сборах". Поскольку ст. 17 Этого Декрета определены порядок взимания и предельные размеры ставок только для сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, введение сбора за выдачу разрешения на размещение сферы услуг не имеет правовой основы в силу того, что предельные размеры ставок сбора за выдачу разрешения на размещение сферы услуг не установлены действующим законодательством, как того требует п. 3 ст. 15 Закона Украины "О системе налогообложения"". Однако, несмотря на мнение компетентных органов, "самодеятельность" местных органов самоуправления вовсе не исключена (более того, во многих регионах уплачивать сбор все-таки требуют). В этих случаях рекомендуем ссылаться на приведенную выше консультацию специалистов налоговых органов. Когда нужно приобретать торговый патент Некоторые парикмахерские (в зависимости от места расположения объекта) должны позаботиться о приобретении торгового патента. Порядок приобретения торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг (в частности, парикмахерских) определен ст. 3-1 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. № 98/96-ВР ( 98/96-ВР ). Однако, согласно Перечню бытовых услуг, подлежащих патентованию, подлежат патентованию парикмахерские услуги только на территории городов Киева, Севастополя и областных центров. При этом стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления. Необходимо помнить, что: - если субъект хозяйственной деятельности (СХД) имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент на предоставление парикмахерских услуг приобретается отдельно для каждого такого объекта; - торговый патент действует на территории органа, который осуществил регистрацию субъекта предпринимательской деятельности или с которым согласовано местонахождение его структурного (обособленного) подразделения. Передача патента другому СХД или другому структурному подразделению этого СХД не разрешается. Например, если главный филиал СХД зарегистрирован в Киевском районе г. Харькова, а сеть парикмахерских находится в разных районах (Московском, Дзержинском, Орджоникидзевском), то патент приобретается соответственно для каждого объекта по его местонахождению; патентование парикмахерских услуг не зависит от формы расчетов с клиентами, торговый патент необходим как в случае осуществления расчетов в наличной, так и безналичных формах. Обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 6 Указа № 746 плательщики единого налога освобождаются от платы за торговый патент. Кроме того, отметим, что предоставление парикмахерских услуг не требует приобретения лицензии и не подлежит обязательной сертификации. Какой порядок проведения аттестации парикмахерской С целью оценки возможностей обеспечения надлежащего уровня обслуживания клиентов проводится аттестация (присвоение категории) парикмахерской. Основными документами, регулирующими порядок присвоения категории предприятиям, предоставляющим бытовые услуги населению (в частности, парикмахерским), является Положение о порядке присвоения категорий и Правила присвоения категорий. Аттестации подлежат действующие и вновь созданные СХД. Аттестация СХД проводится в течение трех месяцев после его регистрации в качестве субъекта хозяйствования, так как только после аттестации они имеют право предоставлять соответствующие услуги. Аттестация предприятий бытового обслуживания проводится аттестационной комиссией. В состав комиссии включаются представители районных государственных администраций, исполкомов, органов Госстандарта, Госпотребзащиты, санитарно-эпидемиологических служб и специалисты по вопросам бытового обслуживания населения. Для проведения аттестации предприятие представляет аттестационной комиссии следующие документы: - заявление с указанием категории, на которую аттестуется предприятие; - копию свидетельства о государственной регистрации предприятия; - общие сведения о деятельности предприятия (направление деятельности, виды услуг, состояние помещения и оборудования, состав и уровень квалификации основных специалистов); - перечень нормативных документов, положения которых используются при предоставлении услуг. Аттестационная комиссия в течение месяца изучает документы, предоставленные предприятием, проводит проверку предприятия и подготавливает заключение о присвоении предприятию соответствующей категории, которое оформляется протоколом. В зависимости от видов, сложности и качества услуг, уровня технологии и оснастки, квалификации специалистов и наличия необходимых комфортных условий для заказчиков, парикмахерской присваивается высшая, первая или вторая категория. Категории присваиваются для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей относительно качества услуг и культуры обслуживания, а также для влияния на формирование цен, которые отвечают качеству и сложности работ. По представлению аттестационной комиссии районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, горисполкомы, райисполкомы в городах принимают решение и в двухнедельный срок оформляют и выдают свидетельство о присвоении соответствующей категории. В случае, если предприятие имеет в своем составе несколько структурных подразделений (салонов, парикмахерских и т. п.), расположенных в отдельных помещениях, аттестация каждого подразделения проводится отдельно. Каждому подразделению выдается свидетельство о присвоении категории. Что касается переаттестации, то она осуществляется в случае появления изменений в показателях деятельности исполнителя, которые учитываются при присвоении категории. Переаттестация осуществляется не реже одного раза в три года. При этом контроль аттестованных предприятий осуществляет орган, который в последний раз его аттестовал (переаттестовал). Какие установлены требования к организации объекта предоставления парикмахерских услуг Основными нормативными документами, регулирующими порядок организации и деятельности парикмахерских, являются: - Правила бытового обслуживания населения; - Инструкция по предоставлению парикмахерских услуг; - ДСТУ 2375-94. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения; - ГСТУ 201-05-97. Услуги парикмахерские. Общие технические условия; - ГСТУ 201-14-99. Услуги маникюрные и педикюрные. Общие технические условия; - РСТУССР 1491-82. Изделия пастишерные. Требования к изготовлению по индивидуальным заказам населения; - ДСП?Н 2.2.2.022-99. Государственные санитарные правила и нормы для парикмахерских различных типов; - ДНАОП 9.0.30-1.07-97. Правила охраны труда для парикмахерских. Прежде всего для предоставления парикмахерских услуг требуется соответствующим образом оборудованное помещение. Согласно положениям Правил бытового обслуживания населения и Правил присвоения категорий, СХД, оказывающие парикмахерские услуги, обязаны обеспечить: - использование оборудования согласно установленной парикмахерской категории; - комплектацию белья в объемах не ниже санитарных норм; - использование препаратов при наличии соответствующих им сертификатов качества; - соблюдение правил и норм техники безопасности (в том числе противопожарной) и производственной санитарии. В помещении парикмахерской на видном и доступном для клиентов месте следует разместить так называемый "Уголок потребителя", который должен содержать следующую информацию: 1) Правила бытового обслуживания, в соответствии с которыми должны предоставляться парикмахерские услуги; 2) извлечение из Закона о защите прав потребителей; 3) информацию о полном названии парикмахерской, ее адрес, номера телефонов, Ф.И.О. руководителя (собственника); 4) копию свидетельства о государственной регистрации; 5) перечень услуг и прейскурант цен на такие услуги; 6) гарантийные сроки и обязательства (определяются в соответствии с ГСТУ № 201-05-97); 7) информацию о работниках, которые обслуживают клиентов, номера телефонов местных органов исполнительной власти, территориальных органов Госстандарта; 8) Книгу заявлений и предложений. В случае предоставления услуг за пределами помещения парикмахерской (например, вызов парикмахера на дом) исполнитель должен обеспечить возможность ознакомления клиента со всей необходимой информацией. Рассмотрев организационные вопросы, остановимся на формировании цен на парикмахерские услуги. Как происходит формирование цены на парикмахерские услуги? Уровень цен на парикмахерские услуги, как и на большинство бытовых услуг, исполнители устанавливают самостоятельно. Цены на парикмахерские услуги устанавливаются исходя из себестоимости работ (услуг) с учетом покрытия всех затрат и получения прибыли от оказания таких услуг. При формировании цены и составлении Прейскуранта на парикмахерские услуги (далее - Прейскурант) учитывается стоимость всех технологических и сопутствующих операций, необходимых для выполнения соответствующих видов работ и услуг, стоимость используемых материалов, электроэнергии и др. Прейскурант утверждается приказом директора. Его расценки должны покрывать фактические затраты. При изменении внешних экономических факторов (повышение цен на электроэнергию, установление дополнительных налогов и сборов и др.) разрабатывается новый прейскурант с учетом этих изменений. Кроме того, на формирование цены влияет также то, какой категории парикмахерская. При присвоении парикмахерской более высокой категории к действующим расценкам могут применяться соответствующие повышающие коэффициенты. Иногда парикмахерские услуги предоставляются на дому у заказчика. В этом случае оплата услуг осуществляется по ценам прейскуранта, но, как правило, взимается дополнительная плата за вызов мастера на дом. Плата за вызов мастера на дом должна покрывать транспортные расходы и дополнительные расходы, связанные с повышенной трудоемкостью работ в домашних условиях. Как организовать расчеты с клиентами? Согласно п. 13 Правил бытового обслуживания расчетными документами, которые выдаются клиенту и удостоверяют факт предоставления услуги, могут быть: 1) кассовый чек - для исполнителей (парикмахерских), которые в расчетах с заказчиками используют РРО; 2) квитанция, которая является документом строгой отчетности, - для исполнителей, не использующих РРО. Формы документов строгой отчетности, которые парикмахерские, как и другие предприятия бытового обслуживания, должны применять при расчетах с заказчиками, утверждены Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (z0105-01 ). В каких же случаях предприятиям при расчетах обязательно применять РРО, а когда им разрешено проводить расчетные операции без применения РРО? Согласно ст. 1 Закона об РРО регистраторы расчетных операций должны применяться субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг. В то же время п. 1 ст. 9 Закона об РРО дает право СХД при предоставлении услуг не использовать при расчетах ни РРО, ни расчетные книги. Однако в этом случае расчет должен производиться в кассах СХД с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. Если СХД, предоставляющие парикмахерские услуги, все же решили применять РРО, то им следует учитывать, что ст. 3 Закона об РРО установлено требование проводить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества. Однако при программировании парикмахерских услуг могут возникнуть некоторые проблемы. Иногда парикмахерские салоны предоставляют индивидуальные услуги, при формировании стоимости которых приходится учитывать такие пожелания клиентов, которые не всегда можно предугадать, а значит, и установить на них цену. В таких случаях налоговики рекомендуют поступать следующим образом (см. "Всегда ли необходимо предварительно программировать цену услуги?"). Всегда ли необходимо предварительно программировать цену услуги? Извлечение из консультации, опубликованной в "Вестнике налоговой службы Украины", 2001, № 13 "Учитывая специфику деятельности ателье {1} в части индивидуального характера формирования стоимости предоставленной услуги, когда общая сумма стоимости предоставленной услуги зависит от большого количества показателей в зависимости от выбора клиента, целесообразно осуществлять программирование РРО, используемых в ателье для расчетов с клиентами, следующим образом: - те составляющие стоимости услуги, которые являются фиксированными, не зависят от индивидуальных критериев и исчисляются путем умножения стоимости единицы измерения на коэффициент пропорциональности, следует программировать с использованием предварительного программирования наименования и стоимости услуги; - прочие составляющие стоимости услуги, значения которых устанавливаются путем оценки конкретных пожеланий клиента, следует программировать с использованием текущего программирования, когда стоимость той или иной составляющей услуги вводится с клавиатуры РРО при осуществлении расчета". Существует еще один вариант оформления расчетов с покупателями с применением Расчетной книжки и Книги учета расчетных операций. Так, согласно Перечню № 1336 бытовые (в частности, парикмахерские) услуги без применения РРО предоставляются: - на территории села; - на территории закрытых военных гарнизонов и городков; - на территории воинских частей, расположенных в сельской местности; - на дому у заказчика (при условии, что расчеты производятся по месту предоставления услуги). Парикмахерские, размещенные на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также на территории воинских частей, расположенных в сельской местности, должны учитывать, что использовать РК вместо РРО можно только тогда, когда годовой объем осуществляемых расчетных операций не превышает 200 тыс. грн. на одного СХД. Если же парикмахерские услуги предоставляет частный предприниматель - плательщик единого налога, то согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО он может не применять ни РРО, ни РК. Теперь перейдем к рассмотрению бухгалтерского и налогового учета деятельности парикмахерских. Особенности налогообложения юридических лиц Юридические лица, предоставляющие парикмахерские услуги, могут работать как на общей, так и на упрощенной системе налогообложения. Общая система налогообложения. Основными законодательными актами, регулирующими порядок налогообложения по общей системе, являются Закон о налоге на прибыль и Закон об НДС. Главной особенностью общей системы налогообложения является освобождение от обложения НДС услуг парикмахера и косметолога по подготовке тела умершего к погребению (в соответствии с Перечнем услуг по погребению, утвержденным постановлением КМУ от 25.05.98г. № 734 ( 734-98-п )). Единый налог. На практике часто парикмахерскими салонами, как юридическими так и физическими лицами - частными предпринимателями, применяется упрощенная система налогообложения. Порядок налогообложения при упрощенной системе налогообложения регламентируется Указом № 746. Напомним, что согласно ст. 3 Указа № 746 юридические лица - "единоналожники" имеют право выбора ставки налогообложения: - 6% от суммы выручки, при условии уплаты НДС на общих основаниях; - 10% от суммы выручки при освобождении от уплаты НДС. Заметим, что парикмахеру-"единоналожнику", как правило, выгоднее работать на десятипроцентной ставке, так как их клиенты (физические лица - потребители парикмахерских услуг) не являются плательщиками НДС, т. е. у них не возникает притязаний на налоговый кредит по НДС. Особенности налогообложения частных предпринимателей Единый налог. Как правило, частные предприниматели, если их выручка не превышает 500 тыс. грн. в год, а в трудовых отношениях с ними в течение года находится не более 10 человек, выбирают упрощенную систему налогообложения. Ставка единого налога для предпринимателей устанавливается местными советами на уровне не менее 20 грн. и не более 200 грн. При использовании наемного труда или с участием членов семьи ставка единого налога увеличивается на 50% за каждого человека. Доходы, облагаемые единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода и по итогам отчетного года такого плательщика. Сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств плательщика. Общая система налогообложения. В случае несоответствия критериям "единоналожника" (выручка превышает 500 тыс. грн. в год или численность работников больше 10) или просто по желанию частные предприниматели могут также применять общую систему налогообложения. При общей системе налогообложение доходов частных предпринимателей регламентируется разделом IV Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ) (далее - Декрет № 13-92). Так, согласно ст. 13 раздела IV Декрета № 13-92 ( 13-92 ) налогооблагаемым доходом является совокупный чистый доход, т. е. разница между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. Если расходы не могут быть подтверждены документально, они учитываются налоговыми органами при проведении окончательных расчетов по нормам утвержденных расходов. Эти нормы затрат приведены в приложении 6 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ). Для парикмахерских и педикюрных услуг норма затрат составляет 25% от полученного дохода. Заметим, что налогоплательщик может применять только один метод определения расходов (или исходя из фактически понесенных затрат с их документальным подтверждением, или по норме). Одновременно применение двух методов не допускается. Тут же хотелось бы напомнить о том, что с 01.01.2004 г. вступает в силу Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ), в соответствии с которым доходы физических лиц будут облагаться по ставке 13% {2}. Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет деятельности парикмахерской в части формирования в учете информации о доходах и расходах имеет некоторые особенности. Особенностью отражения операций по реализации услуг является то, что в учете, как правило, не используются счета учета расчетов с заказчиками услуг. Это обусловлено тем, что момент предоставления услуги и момент получения оплаты совпадают (аналогично учету в розничной торговле). При оказании парикмахерских услуг смета затрат, составляющая себестоимость услуг, может содержать следующие статьи: - материальные расходы (основные расходные материалы, парфюмерия, косметика); - заработная плата мастеров; - отчисления в социальные фонды с заработной платы мастеров; - амортизация основных средств (специализированные рабочие места, мебель, электроаппаратура); - износ инструментов; - износ спецодежды; - износ белья (полотенца, салфетки, пеньюары); - другие общепроизводственные расходы (аренда, охрана помещений, коммунальные услуги и т. п.). Объектом калькулирования себестоимости в парикмахерских может быть вид услуг, например: - стрижка волос женская простая; - стрижка волос женская модельная; - укладка волос; - завивка волос; - окрашивание волос длиной до 25 см; - окрашивание волос длиной свыше 25 см и т. п. Предприятия, предоставляющие парикмахерские услуги, как и большинство других предприятий, работающих в сфере бытовых услуг, для калькулирования себестоимости услуг применяют нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости услуг. Основу данного метода составляют разработанные на основании данных оперативного учета нормативы затрат и нормативные калькуляции. Нормативные калькуляции представляют собой определение себестоимости вида услуг по статьям затрат в денежном выражении на основании действующих норм расхода материалов, амортизации и пр. Приведенные в нормативной калькуляции показатели определяются на основе действующих норм затрат, которые разрабатываются предприятием. Ниже приведен пример корреспонденции счетов по формированию расходов и доходов СХД, предоставляющего парикмахерские услуги. |---|------------------------------|--------|--------------------| | № | Содержание хозяйственной | Сумма, | Бухгалтерский учет | |п/п| операции | грн. |---------|----------| | | | | дебет | кредит | | | | | счета | счета | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 1 | Списаны на расходы материалы,| 1450,00| 23 | 201 | | | используемые в процессе | | | | | | предоставления услуг, | | | | | | согласно утвержденным в | | | | | | салоне нормам (шампунь, | | | | | | бальзам, лак, краска для | | | | | | волос, фольга и т. п.) | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 2 | Произведено списание МБП в | 125,00| 23 | 22 | | | производство | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 3 | Начислена заработная плата | 5000,00| 23 | 661 | | | работникам, непосредственно | | | | | | предоставляющим | | | | | | парикмахерские услуги | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 4 | Начислены взносы и сборы в | 1887,50| 23 | 651, 652,| | | социальные фонды на | | | 653, 656 | | | заработную плату таких | | | | | | работников | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 5 | Начислена амортизация | 452,00| 91 | 131 | | | основных производственных | | | | | | средств, используемых | | | | | | непосредственно для | | | | | | предоставления | | | | | | парикмахерских услуг | | | | | | (рабочее место парикмахера, | | | | | | аппараты для сушки волос | | | | | | и т. п.) | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 6 | Начислен износ на | 300,00| 91 | 132 | | | используемые парикмахерами | | | | | | инструменты (фен, ножницы | | | | | | и т. д.) | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 7 | Отнесены в состав | 2000,00| 91 | 685 | | | общепроизводственных | | | | | | расходов затраты на аренду | | | | | | производственного | | | | | | помещения, оплату | | | | | | коммунальных услуг, услуг | | | | | | связи и т. п. | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 8 | Отражена сумма НДС | 400,00| 644 | 685 | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 9 | Начислена заработная плата | 1500,00| 92 | 661 | | | администрации предприятия | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 10| Начислены сборы в социальные | 566,25| 92 | 651, 652,| | | фонды на заработную плату | | | 653, 656 | | | администрации | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 11| Отражен доход от реализации |30000,00| 301 | 703 | | | услуг | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 12| Отражена сумма НДС | 5000,00| 703 | 641 | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 13| В составе себестоимости | 2166,00| 23 | 91 | | | услуг отражены постоянные | | | | | | распределенные и переменные | | | | | | общепроизводственные | | | | | | расходы | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 14| Доведена нормативная | 10,00| 903 | 20, 22...| | | себестоимость до фактической | | | | | | (сумма превышения фактических| | | | | | расходов над нормативными) | | | | | | {3} | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 15| Списана себестоимость |10628,50| 903 | 23 | | | реализованных услуг | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 16| Списаны на себестоимость | 586,00| 903 | 91 | | | услуг постоянные | | | | | | нераспределенные | | | | | | общепроизводственные | | | | | | расходы | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 17| Списаны административные | 2066,25| 791 | 92 | | | расходы на финансовый | | | | | | результат | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 18| Списана себестоимость |11224,50| 791 | 903 | | | реализованных услуг на | | | | | | финансовый результат | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| | 19| Списан доход на финансовые |25000,00| 703 | 791 | | | результаты | | | | |---|------------------------------|--------|---------|----------| На этом мы заканчиваем нашу публикацию об организации и деятельности СХД, предоставляющих парикмахерские услуги. Естественно, рассмотренным выше не исчерпывается перечень организационных вопросов и вопросов учета деятельности парикмахерских. Так что если у вас возникнут какие-то трудности, будем рады помочь в их решении. {1} Несмотря на то что в консультации речь идет об ателье, сходство услуги ателье и парикмахерских в части индивидуального характера услуг позволяет, на наш взгляд, применять эти рекомендации и парикмахерским. {2} Текст этого Закона приведен в "Бухгалтерской неделе", 2003, № 31. {3} В обратной ситуации (при превышении нормативных расходов над фактическими) на сумму превышения следует сделать запись: Дт 23 - Кт 20, 22... методом "сторно". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №42/03, стр. 41 [20.10.2003] Алена Федорова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------