Пенсионер - частный предприниматель Какой порядок налогообложении доходов граждан - пенсионеров, которые зарегистрировались субъектами предпринимательской деятельности и работают в сфере перевозки пассажиров собственным легковым автотранспортом? Кто определяет и устанавливает ставки налога для таких субъектов? Ведь учитывая расходы на ремонт автомобиля и цены на горючее, сумма налога в размере 200 грн., которую пенсионер должен уплачивать ежемесячно, непомерно высока и не отвечает размеру полученного дохода. * * * Действующим в Украине законодательством предусмотрено несколько способов налогообложения доходов, получаемых гражданами от осуществления предпринимательской деятельности, каждый из которых регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами и имеет определенные ограничения и преимущества, а также различный порядок налогообложения таких доходов, ведение учета доходов и расходов и порядок подачи отчетности. Поэтому каждый субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо самостоятельно, по своему желанию, избирает один из существующих способов налогообложения, который наиболее рационально отвечает индивидуальным критериям (особенностям) и условиям осуществления предпринимательской деятельности. Порядок налогообложения доходов граждан подоходным налогом с граждан, в том числе и осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируется Декретом № 13-92 ( 13-92 ). Доходы физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих предпринимательскую деятельность и избравших общую систему налогообложения доходов, полученных от такой деятельности, облагаются налогом в общем порядке в соответствии с положениями раздела этого Декрета, механизм применения которых изложен в п. 4 Инструкции № 12 ( z0064-93 ). Налогооблагаемым доходом физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, полученным от осуществления предпринимательской деятельности без создания юридического лица, считается совокупный чистый доход, то есть разность между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной формах) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с полученным в соответствующем отчетном периоде доходом. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются налоговыми органами при проведении окончательных расчетов по нормам в процентах к валовому доходу, определенным ГГНИ Украины по согласованию с Минэкономики Украины и Государственным комитетом Украины содействия малым предприятиям и предпринимательству, приведенным в приложении 6 к Инструкции № 12 ( z0064-93 ). В целях правильного определения налогооблагаемого дохода физические лица - субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести учет доходов и расходов, непосредственно связанных с их получением, и подавать налоговому органу в определенном порядке декларации о доходах и расходах. Согласно Декрету № 13-92 ( 13-92 ) (статьи 13, 14) подоходный налог физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности исчисляется налоговыми органами на основании поданных ими в установленном порядке деклараций об ожидаемом (оценочном) в текущем году доходе или о фактически полученных в отчетном календарном году доходах. Исчисленный таким образом подоходный налог уплачивается в течение календарного года авансовыми платежами в установленные сроки, а в конце года производится окончательный расчет суммы подоходного налога с фактически полученного ими дохода с учетом уплаченного в течение отчетного года авансовыми платежами налога. При уплате физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности с получаемых им от осуществления предпринимательской деятельности доходов подоходного налога в соответствующих случаях предоставляется льгота по подоходному налогу в виде уменьшения их месячного совокупного налогооблагаемого дохода на соответствующее количество не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Льготы по подоходному налогу, определенные в ст. 6 Декрета № 13-92 ( 13-92 ), предоставляются в виде уменьшения месячного совокупного налогооблагаемого дохода граждан на соответствующее количество не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (пункты 1 - 4 ст. 6). В целях реализации государственной политики по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, эффективного использования его возможностей для развития национальной экономики Указом № 727/98 ( 727/98 ) введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в частности для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение календарного года находится не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не превышает 500 тыс. грн. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности не является обязательной. Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности при соблюдении ими вышеуказанных условий имеют право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения Свидетельства об уплате единого налога. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться наряду с общей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, по выбору субъекта малого предпринимательства. Если физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности избирает способ налогообложения доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, по единому налогу, то такое лицо должно придерживаться требований вышеназванного Указа, согласно которому право устанавливать ставки единого налога для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности предоставлено местным советам. Согласно ст. 2 Указа № 727/98 ( 727/98 ) ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в фиксированном размере в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности (с использованием труда наемных лиц, включая членов их семьи, размер единого налога увеличивается на 50% за каждое лицо), и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности, то есть от размера чистого дохода за отдельно взятый месяц при условии, что объем выручки плательщика единого налога от реализации продукции или предоставления услуг за календарный год не превышает 500 тыс. грн. Субъекты малого предпринимательства, исходя из своих финансовых возможностей, могут уплачивать единый налог как за квартал, полугодие, год, так и ежемесячно. Указом № 727/98 ( 727/98 ) определены пределы граничных размеров ставок единого налога, а местные советы уже самостоятельно определяют виды деятельности, на которые будут установлены ставки единого налога, и их размеры, исходя из интересов развития своего региона и его специфики. Льготы по уплате единого налога законодательством не предусмотрены. Следовательно, если для гражданина - субъекта предпринимательской деятельности, избравшего упрощенную систему налогообложения, ставка единого налога (в размере 200 грн. в месяц), установленная местным советом по предоставлению услуг в сфере перевозок пассажиров, значительна, он может перейти на общую систему налогообложения, подоходный налог по которой исчисляется налоговыми органами, и на сумму налога в таком случае влияет размер чистого налогооблагаемого дохода, полученного таким субъектом предпринимательской деятельности. При начислении подоходного налога налоговыми органами предоставляются в установленных случаях льготы, предусмотренные законодательством. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №39/03, стр. 33 [01.10.2003] Ответ подготовлен при содействии заместителя директора Департамента Зинаиды Мороз ------------------------------------------------------------------