Физнедвижоблож -05 и -04 ------------------------------------------------------------------ Одна из потенциально больных тем Закона "О налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ) - налогообложение операций с недвижимостью. При теперешнем Декрете, напомним, эти операции не облагаются подоходным налогом, поскольку оформляются через нотариуса или на бирже с уплатой государственной пошлины или с платой за нотариальные действия. Следовательно, применяется льгота из п/п. "е" п. 1 ст. 5 Декрета {1}. В Законе аналогичная льгота для недвижимости не предусмотрена (она сохранилась лишь для продажи легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и моторных (парусных) лодок - см. п. 12.2 Закона). Вместо этого в нем появился развернутый механизм налогообложения операций с недвижимостью. Сводится он к следующему. 1. При продаже недвижимости, находившейся в собственности плательщика налога до 01.01.2004 г.: при разовой в течение календарного года продаже дома, квартиры или комнаты (включая землю под ними) общей площадью не более 100м2 применяется ставка налогообложения 1 процент от стоимости имущества (п/п. 11.1.1). При продаже указанных объектов общей площадью свыше 100м2 доход, пропорциональный излишнему метражу, облагается налогом по ставке 5 процентов (это вдобавок к налогу, который возьмут с дохода, пропорционального стоимости 100 м2); при второй и более в течение года продаже имущества, упомянутого в п/п. 11.1.1, или при продаже иных объектов недвижимости (например, дачных домиков, гаражей, незавершенного строительства) доход облагается налогом в размере 5 процентов от стоимости такой продажи (п/п. 11.1.2). 2. При продаже недвижимости, полученной в собственность плательщика налога после 01.01.2004 г.: налог рассчитывается по ставке 13 (15) процентов, но не от стоимости продажи, а от положительной разницы между доходом от продажи и расходами на приобретение (строительство) имущества. При этом если осуществляется первая в году продажа дома, квартиры или комнаты (включая землю под ними), то указанная база налогообложения к тому же еще и уменьшается на 10 процентов за каждый год владения недвижимостью начиная со второго. Однако же сумма налога не может быть меньше минимальной зарплаты, установленной на 1 января года отчуждения. При обмене одного объекта недвижимости на другой сумма налога по каждому из объектов для каждой стороны уменьшается в два раза (п/п. 11.1.4 и 11.2.4). Это правило действует в отношении как объектов, находившихся в собственности до 2004 года, так и приобретенных после него. Во всех вышеприведенных случаях при исчислении дохода от продажи используется договорная стоимость, но не ниже оценочной стоимости, рассчитанной уполномоченным государственным органом, то есть, по-видимому, БТИ (п/п. 11.1.3 и 11.2.3). Налоговым агентом, удерживающим налог от продажи недвижимости, является нотариус: - удостоверяющий соответствующий договор; - предоставляющий услуги по осуществлению расчетов. При этом налог удерживается по процедуре уплаты госпошлины. Впрочем, Закон предусматривает возможность и самостоятельной уплаты налога участниками сделки до нотариального оформления (п. 11.3). Указанные доходы считаются окончательно обложенными при их выплате. Ну, прочли об этом - и покамест забыли. Потому как все эти прелести вступают в силу лишь с 2005 года. О них помнят лишь граждане со стратегическим складом ума, которые уже сейчас подсчитывают, что будет выгоднее в 2005 году: 1 (5) процентов со всей суммы дохода или 13 процентов с дельты. Ну а как же нам облагаться в году 2004-м? В условиях законодательной неопределенности вполне может сложиться точка зрения, что доходы от продажи недвижимости будут облагаться в полном объеме (без учета расходов) по ставке 13 процентов. Ведь доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, названы доходами с источником их происхождения из Украины (п/п. 1.3 "є"), и, соответственно, они включаются в объект налогообложения на основании п/п. 3.1.3 Закона. Да и в определение дохода из п. 1.2 они тоже вписываются (как любые средства, полученные плательщиком налога). По нашему мнению, данный подход является неправильным. Читателю следует обратить внимание на п/п. 4.2.6 Закона, который включает в состав налогооблагаемого дохода "часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям статей 11-12 данного Закона". Для нас в приведенной цитате ключевыми являются слова "часть" и "размер". Поскольку до 2005 года ст. 11 так и не вступает в силу, до этой даты размер дохода от продажи недвижимости будет равен нулю. То есть соответствующие доходы ни в какой части не будут облагаться подоходным налогом. Полагаем, такой подход в наибольшей степени укладывается в логику законодателя. Как мы уже говорили, "при Декрете" доходы от продажи недвижимости подоходным налогом на практике не облагаются. Поэтому глупо считать, что в 2004 году депутаты захотели обложить граждан на полную катушку, чтобы в 2005 году вернуться к умеренному варианту налогообложения. Гораздо логичнее предположить обратное: 2004 год - это переходный этап от отсутствия налогов к их наличию, но по пониженным ставкам. Определенные надежды на подобный благополучный исход дает и публикация в "Вестнике налоговой службы Украины" № 35/2003, в которой даются тезисы житомирского семинара с участием 3. Мороз (последняя в представлении не нуждается). В тексте дословно говорится: "Введение с 01.01.2005 г.: порядка налогообложения операций по продаже (обмену, другим видам отчуждения) объектов недвижимого имущества - 1 или 13% в зависимости от срока приобретения в собственность такого имущества" Конечно, из одного этого отрывка нельзя сделать однозначные выводы. Но и быть большими роялистами, чем сам рояль (не путать с роялти), мы, как всегда, не хотим. И вам не советуем. {1} См. "Бухгалтер" № 16'2003, с. 3т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №38/03, стр. 44 [01.10.2003] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------