Страху что-то, жиру ЮЩИМ на ком-то, сда кому-то Фишки нового подоходного ------------------------------------------------------------------ Продолжаем препарировать - для самых наперёд предусмотрительных читателей - грядущий Закон "О налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон). Сегодня, как и в № 33'2003 (с. 43 - 45), мы остановимся на нескольких моментах, не носящих концептуально-стратегического характера. Речь пойдет, скорее, о некоторых нормативных нюансах, на которые стоит обратить внимание. Страхпотолки Получение при страховании имущества и гражданской ответственности льгот по п/п. 4.3.32 "б" и "в" описано достаточно хитро. Так, условием льготирования имущественного страхвозмещения является тот факт, что сумма этого возмещения "не может превышать стоимость застрахованного имущества, рассчитанную по обычным ценам на дату заключения страхового договора {1}, увеличенную на сумму уплаченных страховых взносов (премий), и должна быть направлена на ремонт, восстановление застрахованной собственности или ее замещение в порядке и сроки, которые определены статьей 15 настоящего Закона". По "гражданско-ответственным" страховкам в п/п. 4.3.32 "в" содержится аналогичное "потолочное" условие льготирования: "сумма страхового возмещения не может превышать размер ущерба, фактически причиненного {2} выгодополучателю (бенефициару), оцениваемого по обычным ценам на дату такой страховой выплаты". Если подходить к этим текстам формально, получится, что в ситуациях когда суммы страхвозмещений превысят указанные "обычные потолки", льготы лишится не только сумма собственно превышения, но и вся сумма страхового возмещения. Конечно, вряд ли депутаты задумывали такую гадкую фишечку. Просто так оно случайно, видать, получилось. От неуклюжести. Дабы избежать подобных проблем {3}, заранее позаботьтесь о том, чтобы возмещение в указанные рамки все-таки помещалось. Чем хуже их ним, тем лучше нашим? Традиционно не любит наш законодатель нерезидентов - где только можно их притесняет. Не стали исключением и физликие нерезиденты. Во-первых, им, богатеньким, удвоили ставочку налога {4} (см. п. 7.3). Во-вторых, довольно обширный перечень доходов, имеющих укрпроисхождение (п. 1.3), не является исчерпывающим. Видимо, дойдя до написания п. 9.11, авторы Закона (наивные!) решили его расширить за счет жирующих нерезидентов и дополнительно подпитать бюджет. Среди прочего в п/п. 9.11.1 "б" названы доходы, начисленные нерезидентам, которые являются членами руководящих органов представительств резидентов за границей "и получают в этой связи заработную плату, другие выплаты и вознаграждения за счет таких резидентов". Что хотелось бы в этой связи отметить? Занимательно, прежде всего, что особенно невзлюбились нашим парламентариям именно начальники-нерезиденты. Выходит, что нерезидентша, работающая в укрпредставительстве, скажем, уборщицей, свою зарплату не будет считать доходом, полученным из Украины. Другой момент. Нерезидент, работая на своей территории, привык, что его зарплату облагает "евойная" же нерезидентская родина. Так уж повелось. А тут откуда ни возьмись еще и Украина со своими претензиями. Это что-то вроде налога на репатриацию физликих доходов. В общем, если отмазка не сыщется в межгосударственных соглашениях, то придется руководящим нерезидентам кормить налогами сразу две родины: свою и источник дохода. Кому не понравится - пусть убирается вон из "членов руководящих органов". А может в этом задумь депутатская и кроется? Используем, мол, буржуйскую скаредность для вытеснения жадин из "органов"... Аренда и окончательность Спецположения п. 9.1 Закона регулируют налогообложение арендодателей, наживающихся на сдаче в аренду недвижимости. Этим пассивным доходополучателям нардепы уготовили два режима налогообложения в зависимости от статуса арендатора. {5} Хуже всего будет тем, кто сдает в аренду юрлицам и физликим субъектам предпринимательства. В этом случае налоговым агентом является арендатор, а сумма налогооблагаемой арендной платы не должна быть меньше минимальной суммы, которую устанавливают местные "самоуправители" по методике КМУ. {6} Второй случай: нанимателем недвижимости выступает непредприниматель-гражданин. Тогда арендодатель обязан самостоятельно начислить и уплатить налог (п/п. 9.1.4 Закона). А гарантией того, что он это сделает, видимо, призвана быть обязательность нотариального удостоверения таких договоров аренды с последующим уведомлением нотариусами налоговых органов по месту обитания арендодателя. В общем, идея, безусловно, ясна. Только вот беспокоит п/п. 9.1.5 п. 9.1 Закона: "Доходы, указанные в настоящем пункте, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет". Как отнести это положение ко второму случаю аренды - нам не понятно. Ведь п/п. 9.1.4 "а" говорит о том, что арендодатель уплачивает налог в течение 40 дней, следующих за окончанием отчетного квартала. Разве такие условия можно назвать "окончательным" обложением доходов да еще и "при их выплате"? Как нам кажется, п/п. 9.1.5 касается только первого варианта сдачи в аренду. А его формальная привязка ко второму варианту выглядит весьма странно. {7} Нестыковочка выходит. {1} В статье 9 Закона "О страховании" (см. "Бухгалтер" № 34'2003, с. 6т-7т), напомним, говорится, что страховая сумма устанавливается в пределах цен, действующих на дату заключения договора, если иное не предусмотрено условиями страхования. - И. Ч. {2} В соответствии со ст. 9 Закона "О страховании" сумма возмещения по общему правилу не должна превышать сумму прямого убытка. Хотя косвенные убытки также могут быть застрахованными. - И. Ч. {3} В первую очередь это касается тех любителей постраховаться, которые "прокачивают" через льготные возмещения свою прибавочную стоимость (см. "Бухгалтер" № 32'2003, с. 36-37). {4} Кроме упомянутых в п/п. 9.11.3 Закона процентов, дивидендов и роялти. {5} Пока не совсем ясен вопрос о том, в каком режиме будут облагаться арендодатели - СПД. По нашему мнению, согласно п. 22.10 для них должен работать раздел IV Декрета № 13-92 (см. "Бухгалтер" № 16'2003, с. 10т-13т). {6} Таким образом, арендатор должен сам сделать расчет налогооблагаемой арендной платы, удержать с нее 13% налога, а арендодателю уплатить договорную сумму арендной платы за вычетом налога. {7} Возможно, депутаты думали, что при получении денег арендодатель начисляет налог (типа "окончательно" облагает себя), а при наступлении срока этот налог платит в казну. Конечно, звучит это несколько абсурдно, но в целом может сойти. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №38/03, стр. 46 [01.10.2003] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------