Это всё еще цветочки. Ягодки будут в 2004-м... Обложение в 2004 году процентов по депозитам налогом на доходы ------------------------------------------------------------------ Чем больше мы изучаем Закон "О налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ), тем больше крепнет уверенность, что с данным Законом плательщики налогов еще намучаются. Практически любой более-менее существенный вопрос, связанный с доходами физлиц, не имеет однозначного решения и вызывает оживленные дискуссии специалистов. {1} Не стала исключением и проблема обложения подоходным налогом процентов по депозитам в 2004 году. Некоторые соображения относительно налоговой судьбы процентов уже высказывались в "Бухгалтере" (см. № 33'2003, с. 44-45). За время, прошедшее с той публикации, свое отношение к ней успели выразить и другие заинтересованные лица. В результате проблема процентов заиграла новыми гранями, породила массу новых вопросов, удивила новыми парадоксами и выявила новые тупики. Поэтому считаем возможным данную тему продолжить. Итак, с момента нашей предыдущей публикации успели сформироваться следующие подходы к обложению процентов по депозитам в 2004 году: 1) проценты по депозитам населения подлежат обложению по ставке 13% (зампред ГНАУ М. Степанов) {2}; 2) проценты по депозитам вообще не будут облагаться налогом (зампред Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности С. Терехин) {3}; 3) проценты должны облагаться по ставке 5% у источника выплаты; 4) проценты должны облагаться по ставке 5% физлицами самостоятельно. {4} Такой радикально-широкий спектр мнений, безусловно, свидетельствует о непревзойденных качествах нового Закона. Он прямо-таки насыщен четкими, однозначными и простыми правилами налогообложения. Впрочем, хватит лирики. Подумаем, как все-таки должны облагаться злополучные проценты в 2004 году. Прежде всего, обратим внимание на нормы Закона, посвященные налогообложению процентов: 1) подпункт 4.2.12 Закона включает в состав общего месячного налогооблагаемого дохода доход в виде процентов; 2) пункт 7.2 Закона предусматривает, что ставка налога составляет 5% от объекта налогообложения, начисленного налоговым агентом как процент по депозиту (вкладу) в банк или небанковское финучреждение; 3) пункт 9.2 Закона содержит правила, устанавливающие особый режим налогообложения процентов: "9.2. Налогообложение процентов 9.2.1. Налоговым агентом плательщика налога при начислении (уплате) в его пользу процентов по банковскому депозиту (вкладу), вкладу в небанковские финансовые учреждения согласно закону или процентов (дисконтных доходов) по депозитному (сберегательному) сертификату (далее - проценты) является лицо, осуществляющее такое начисление (уплату). Общая сумма налогов, удержанных в течение отчетного налогового месяца из таких начисленных (уплаченных) процентов плательщику налога, уплачивается (перечисляется) таким налоговым агентом в бюджет в сроки, определенные законом для месячного налогового периода. 9.2.2. Налоговый агент, начисляющий проценты, представляет налоговый расчет общей суммы начисленных процентов и общей суммы удержанных из них налогов в составе налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий в сроки, установленные законом для такого налога. При этом информация относительно отдельного вклада (депозита) физического лица, суммы начисленных на него процентов, а также сведений относительно такого физического лица - вкладчика не предоставляется. "..." 9.2.3. Налогообложение процентов (в том числе дисконтных доходов), уплаченных (начисленных) по иным основаниям, нежели указанные в подпункте 9.2.1 настоящего пункта, осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Законом для доходов, окончательно облагаемых налогом при их выплате, по ставке, определенной в пункте 7.1 статьи 7 настоящего Закона. 9.2.4. Доходы, указанные в настоящем пункте, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет"; 4) подпункт 22.1.4 Закона указывает на то, что п/п. 9.2.1 - 9.2.2 в части налогообложения процентов вступают в силу с 1 января 2005 года. Теперь - с учетом законодательной базы - проанализируем ранее приведенные четыре подхода специалистов. Первая точка зрения порождена, видимо, {5} тем, что в 2004 году не действует норма п/п. 9.2.1, возлагающая на банк или финансовое учреждение обязанности налогового агента (см. п/п. 22.1.4). Это, по мнению сторонников данного подхода, делает невозможным применение к процентам 5%-ной ставки налога (ведь она в силу п. 7.2 применяется лишь к тем доходам, налог на которые начислен налоговым агентом). Следовательно, - полагают, очевидно, они, - должна действовать общая 13%-тя ставка (п. 7.1). Итак - продолжают апологеты первого подхода - ставка у нас есть. Разберемся, есть ли в данной ситуации объект налогообложения. В принципе, есть. Ведь из состава же доходов на 2004 год проценты никто не исключал (см. п/п. 4.2.12). Кто в таком случае обязан уплачивать налог? При желании, руководствуясь п/п. 8.1.3 Закона {6}, подобную обязанность можно возложить на самого плательщика (физлицо). Ведь, учитывая нормы п/п. 9.2.1 и 9.2.2, вполне можно говорить о том, что проценты в 2004 году не подлежат налогообложению при их начислении или выплате. Главным достоинством второй точки зрения является то, что она позволяет понять намерения законодателя, которые, как выясняется, были чисты и благородны. С. Терехин (напомним, что именно он принимал активное участие в разработке и принятии Новоподоходного Закона) сообщает, что п/п. 22.1.4 создавался для того, чтобы освободить проценты от налога в 2004 году. В этом есть свой экономический резон: освобождение процентов от налога в 2004 году необходимо для того, чтобы банки не пострадали от оттока депозитов, вызванного введением налога, и имели год для подготовки к введению механизма налогообложения. А вкладчики за этот год привыкнут к мысли, что скоро они будут вынуждены делиться процентами с государством. Правда, воплощение этого намерения получилось неудачным: подвела законодательная техника. Вместо того, чтобы откладывать действие п/п. 9.2.1-9.2.2, Верховной Раде следовало пойти простым логическим путем и написать, что "доходы в виде процентов по депозитам и т. п. за налоговые периоды до 1 января 2005 года не включаются в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода плательщика налога независимо от сроков их выплаты" или нечто вроде этого. Это решило бы все проблемы. Тем не менее даже с учетом отмеченного законодательного дефекта мы считаем, что вторая точка зрения является более разумной, чем первая. Действительно, трудно заподозрить Верховную Раду в желании обложить проценты по депозитам по ставке 13% (если принять во внимание тот факт, что в 2003 году они вообще не облагались), а затем с 2005 года перейти на 5%-ную ставку. Сторонники третьей точки зрения обращают внимание на то, что согласно "Заключительным положениям" Закона с 01.01.2005 г. вступают в силу только п/п. 9.2.1-9.2.2, предусматривающие упрощенную отчетность банков. В то же время 5%-ная ставка, установленная в п. 7.2, вступает в силу с 01.01.2004 г. В этой связи - считают некоторые специалисты - особый порядок налогообложения, предусматривающий упрощенную отчетность, вступает в силу с 01.01.2005 г., а в 2004 году должен применяться обычный. Мы с данным подходом согласиться не можем. Если бы законодатель действительно решил не вводить в 2004 году упрощенную отчетность для банков, а желал бы облагать проценты 5%-ным налогом в общем порядке, то гораздо логичнее выглядело бы решение об откладывании до 2005 года действия одного лишь п/п. 9.2.2. Чем мешает общему порядку налогообложения п/п. 9.2.1, который в первом абзаце возлагает на банк (финучреждение) обязанности налогового агента, а во втором требует уплаты налога в сроки, установленные для месячного периода? В любом случае нет никакого резона приостанавливать на 2004 год действие абз. 1 п/п. 9.2.1. Более того, его работоспособность в 2004 году просто необходима для воплощения депутатского замысла добиться от банков удержания налога на общих основаниях, а не в упрощенном порядке. На основании п/п. 9.2.1 и п/п. 22.1.4 можно сделать вывод, что банк (финучреждение) признается налоговым агентом при начислении (выплате) процентов только начиная с 2005 года. Следовательно, в 2004 году банк (финучреждение) в отношении начисления и выплаты процентов налоговым агентом не является. Это дает банку (финучреждению) основание не начислять, не удерживать и не перечислять налог на доходы с процентов в 2004 году. Итак, мы подходим к четвертой версии. Если банк удерживать налог не обязан, то вполне вероятна мысль, что соответствующая обязанность исходя из п/п. 8.1.3 возлагается на самого плательщика налога. Слабое место этой версии - действие в 2004 году п/п. 9.2.4 Закона. Согласно данной норме проценты окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет. По нашему мнению, указанная норма препятствует включению сумм процентов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и представлению годовой декларации. Логично предположить, что, желая воплотить в жизнь четвертый подход, депутаты приостановили бы на 2004 год и действие п/п. 9.2.4 - в части налогообложения процентов (за исключением тех, которые подпадают под действие п/п. 9.2.3). Кроме того, возложение обязанности по уплате налога с процентов на самих физлиц неудобно как для граждан, так и для налоговой службы и необоснованно выбивается из общей модели налогообложения доходов физлиц, положенной в основу Закона. Так что в эту версию верится с трудом. В общем, каждая из четырех проанализированных точек зрения имеет свои преимущества и свои недостатки. В одних случаях хромает юридическая техника, в других - страдает экономическая логика. Это не дает возможности безоговорочно остановиться на какой-то одной и однозначно отвергнуть остальные. Тем не менее нам по-прежнему {7} ближе вторая точка зрения. Если верить ГНАУ, то в данном случае она намерена прислушаться к мнению Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности. Исходя из мнения данного органа будет разработана инструкция о подоходном налоге с граждан. {8} Комитет же, скорее всего, поддержит точку зрения С. Терехина. Так что в обложении процентов в обозримом будущем может наступить ясность. Ну а оптимальным выходом из сложившейся ситуации было бы принятие соответствующих поправок к Закону, которые позволили бы расставить все точки над процентными доходами в 2004 году. Дождемся ли? Или в будущем году вопросов возникнет столько, что до несчастных депозитов не дойдут руки?.. {1} Некоторые из спорных новоподоходных вопросов обсуждались на страницах нашего журнала (см., например, № 32'2003, с. 42-43 и № 40'2003, с. 49-50, где анализировался порядок налогообложения подарков в 2004 году, или № 38'2003, с. 40-43, где была предпринята попытка разгадать тайну налоговых агентов). {2} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 49. {3} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 65. {4} О своей приверженности 3-му и 4-му подходам заявляли многие представители банков. {5} "Видимо" - отнюдь не случайно. М. Степанов никак не аргументировал выбор варианта с 13%-ным налогом. Он просто сослался на то, что так должно быть "с юридической точки зрения". {6} Приводим упомянутый подпункт: "Если согласно нормам настоящего Закона отдельные виды налогооблагаемых доходов (прибылей) не подлежат налогообложению при их начислении или выплате, то плательщик налога обязан самостоятельно включить сумму таких доходов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и представить годовую декларацию по данному налогу". {7} См. "Бухгалтер" № 33'2003, с. 45. {8} См. "Бизнес" № 40'2003, с. 49. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №41/03, стр. 37 [01.11.2003] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------